Напоминание

"Коррекционная направленность уроков чтения "


Автор: Громова Любовь Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская школа-интернат №3"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная направленность уроков чтения "
Раздел: начальное образование





Назад




Краевое государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная

школа-интернат №3».

Доклад.

Коррекционная направленность уроков чтения

в младших классах для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья.

Громова Л.И.

2017

Каждый

урок,

каждый

вид

занятий

в

школе VIII

вида

должен

способствовать

формированию

навыков

речи.

Приобретая

навыки

чтения

и

письма,

учащиеся

значительно

расширяют

круг

имеющихся

у

них

средств

выражения своих мыслей и усвоения мыслей других людей.

Читая

и

анализируя

под

руководством

учителя

текст

литературных

произведений, учащиеся вдумываются в содержание прочитанного, овладевают

новыми словами и оборотами речи.

Работа

над

речевым

развитием

школьников

должна проходить в

двух

направлениях:

1) формирование навыков речи;

2) приучение пользоваться этими навыками в практической деятельности.

Особенно

серьёзное

внимание

необходимо

уделять

второму

из

этих

моментов обучения умственно отсталых школьников. Сознательное, правильное,

плавное чтение целыми словами текста после работы над ним под руководством

учителя.

Слоговое чтение трудных слов. Умение придерживаться при чтении знаков

препинания,

соблюдать

ударение,

паузы,

отделяющие

одно

предложение

от

другого. Воспитание навыков молчаливого чтения в связи с выполнением заданий

учителя.

Умение прочитать про себя простой текст и подготовить ответы на вопросы.

Умение читать в лицах. Устный пересказ содержания прочитанного – свободный,

в лицах.

Заучивание

разнообразных

стихотворений,

выразительное

чтение

их

наизусть, драматизация простейших сцен из прочитанных рассказов.

Внеклассное

чтение

доступных

детских

книжек.

Умение

ответить

на

вопросы по содержанию прочитанного и объяснить иллюстрации.

Работа над текстом. Умение дать ответ на вопрос, о ком или о чём говорится

в прочитанном тексте, найти в тексте по указанию учителя отдельные слова,

выражения, места, относящиеся к иллюстрациям, объяснить отдельные слова,

1

делать с помощью учителя определённые выводы из прочитанного, сравнивать

прочитанное с собственным опытом.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание

заголовков к частям рассказа. Расположение данных учителем картинок по ходу

действия в прочитанном рассказе.

Для

того,

чтобы

построить

целесообразную

и

достаточно

эффективную

систему

практических

речевых

упражнений

с

учащимися

школы VIII

вида,

необходимо учитывать особенности речи умственно отсталых детей.

Характеризуя

речь

умственно

отсталых

школьников,

исследователи

указывают

на

бедность,

малую

развёрнутость

высказываний,

объясняя

это

бедностью словарного запаса.

Словарные

упражнения

в

начальных

классах

школы VIII вида являются

одним из важнейших компонентов многогранной и разнообразной работы по

развитию устной и письменной речи учащихся. Словарная работа заслуживает

огромного влияния. Она нужна и для усвоения навыков речи и для умственного

развития. Словарной работе нужно уделять внимание на каждом уроке.

При

изучении

букваря

учащимся

было

предложено

объяснить

значение

слов: уха, просо, заносы и др.

В результате беседы выяснилось, что большинство детей затрудняется в

правильном объяснении значения слов: уха – это рыба, просо – пшеница, заносы –

это в пальцах (вместо занозы).

При

составлении

плана

урока

нужно

тщательно

придумывать

методику

работы над всем произведением в целом, а также определять приёмы работы над

словами, какие слова целесообразно объяснить до чтения текста, какие в процессе

и после чтения.

Формы и методы работы над трудными словами разнообразны, они зависят

от характера материала, от целей и задач, поставленных учителем на уроках, от

подготовленности класса.

Для

уточнения

лексического

значения

слова

используются

различные

приёмы: показ соответствующему слову предмета или его изображения

(картинка),

замена

слов

синонимами,

разбор

слова,

подбор

описательного

оборота, отгадывание загадок и др.

Словарная работа на уроке чтения как бы вспомогательное звено в общей

системе занятий, она не должна заслонить в уроке главного – анализа содержания

произведения, поэтому объяснение слов должно быть кратким, экономным.

Незнакомые слова учитель должен разобрать с детьми перед чтением текста

и во время самостоятельного чтения учащимися они должны висеть на доске.

Объяснением значения слов, работа над ними не завершается, нужно помочь

детям

усвоить

трудные

слова,

выражения,

закрепить

их,

ввести

в

активный

словарь.

Формы активизации словаря:

1. Работа со словосочетанием, выражениями из текста.

2. Составление предложений с данными словами.

Надо обращать внимание, чтобы предложения не были стереотипными, что

очень характерно для наших детей с нарушениями в речевом развитии.

3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики

оригинала.

Пересказ,

с

одной

стороны,

должен

быть

самостоятельным,

а

не

механическим

зазубриванием.

С

другой

стороны,

пересказ

помогает

активизировать и обогатить лексику, следовательно, в нём должны использоваться

слова и сочетания, употребляемые автором.

Первая

задача

решается

применением

таких

форм

пересказа,

как

выборочная, сжатая, творческая.

Что касается второй задачи, то учитель, готовясь к уроку, отмечает те слова

и обороты речи, воспроизведение которых он будет требовать от детей. В ходе

беседы по прочитанному на эти слова и выражения обращается повышенное

внимание.

В младших классах необходимо вести специальную коррекционную работу,

направленную на:

- воспитание внимания к незнакомому слову в тексте;

- активизацию словарной работы на уроках чтения, которая может выражаться

в постановке задачи выделять незнакомые слова в текстах и самостоятельно

искать их значения, исходя из содержания.

Одним из наиболее часто практикуемых видов работ по развитию речи

учащихся является рассказывание по картинкам.

На

первых

порах

обучения,

пока

сам

процесс

систематической

работы

является

для

детей

довольно

трудным,

а

недостаточное

развитие

мышления

затрудняет процесс установления логических связей между воспринимаемыми

объектами, больше всего приходится пользоваться предметными картинками.

Использовать

предметные

картинки

можно

в

упражнениях,

содержащих

такие

задания,

как

анализ

данного

предмета,

сравнение

его

с

аналогичным

предметом. Постепенно вводятся и более сложные картинки «Зимние забавы»,

пейзажи различных времён года.

При беседе по картинам времён года учитель может ставить вопросы:

- Какое время года изображено на картине?

- Какое небо?

- Чем покрыта земля?

- Какие деревья?

- Что можно сказать о солнце?

- Каких цветов больше всего (белого, жёлтого, зелёного, пёстрого)?

- Чем можно заниматься в это время года (купаться, загорать и т.д.)?

Далее даются примерные задания:

а) Составление предложений о природе.

б)

Составление

небольшого

рассказа

по

опорным

словам,

словосочетаниям,

выражениям.

в) Работа над образностью речи: красочные выражения, сравнения.

Дан словарь:

Зима

-

пушистый,

серебристый

снег;

сверкающий

иней;

прозрачный

воздух;

голый, холодный лес; трескучий мороз; ледяной ветер.

Осень

золотые,

осенние

дни;

высокое,

ясное

небо;

моросящий

дождь;

перелётные птицы; увядшая, пожелтевшая травка.

Весна – мокрый, серый снег; проталина; весёлые ручьи; тёплый ветер; ласковое

солнце; голубое небо; сосульки.

Лето – знойное лето; жара; горячее солнце; длинные дни; пёстрые луга; зелёный

лес.

Кроме

этого,

необходимо

использовать

образные

выражения

из

прочитанных стихотворений и рассказов по этой теме («лес оденется листвою»,

«небесная

лазурь»,

«звенит

капель»,

«мороз

косматый»,

«листья

сыплются

дождём»).

На

обобщающих

уроках

по

темам

нужно

шире

использовать

работу

с

картиной, пословицами, загадками.

Загадки:

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?

(снежинки)

Лежит полгода покрывало,

Весной его как не бывало

(снег)

С крыши белый гвоздь торчит.

Солнце взойдёт,

И гвоздь упадёт

(сосулька)

Загадки – времена года:

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталины,

Первая трава

(весна)

Золотые, тихие

Рощи и сады.

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём

(осень)

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветви как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крышах снег

(зима)

Луг совсем как ситцевый

Всех цветов платок, -

Не поймёшь, где бабочка,

Где какой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака

(лето)

Какой это мастер

На стёклах нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?

(мороз)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

(солнце)

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила

(гроза)

Устные

высказывания

умственно

отсталых

школьников

страдают

схематичностью.

К

смысловым

ошибкам,

присущим

нашим

воспитанникам

следует

отнести

также

пропуски

существенных

моментов

и

замену

их

несущественными, включение деталей, не имеющих прямого отношения к теме

высказываний, нарушение логической последовательности изложения.

Принимая во внимание отличительные особенности речевой деятельности

умственно

отсталых

школьников,

следует

предъявить

к

практическим

упражнениям по развитию речи следующие требования:

1.

Необходимо

создавать

соответствующие

условия

для

того,

чтобы

у

учащихся

возникла

потребность

пользоваться

речью.

Это

более

успешно

достигается в тех случаях, когда процессы речевой деятельности связываются с

процессами

наблюдения

реальной

действительности

или

практической

деятельности учащихся.

2. Следует иметь в виду, что умственно отсталые школьники с трудом

воспринимают содержание картин, как изображение реального жизненного факта.

Причина этого кроется в том, что изображение на картине, каким бы оно не было

красочным,

обеднено

по

сравнению

с

реальной

действительностью.

Так

отсутствуют звуки, запахи, а главное реально развивающиеся действия.

Система

вопросов,

посредством

которых

учитель

руководит

работой

учащихся, должна быть направлена на то, чтобы помочь им выделить основные

моменты, учесть необходимые детали и возможно отчётливее понять сюжет в

целом.

По мере общего развития, под влиянием обучения умственно отсталого

школьника должен увеличиваться его словарный запас и вместе с этим возрастает

возможность овладения значениями слов.

Анализируя

речь

учащихся

нашей

школы

с

её

смысловой

стороны,

приходится,

прежде

всего,

отметить

такую

специфическую

её

черту,

как

чрезвычайную.

Нужно

следить,

чтобы

ребята

строили

свои

высказывания

в

логической последовательности, не допуская пропусков существенных моментов

и повторение одних и тех же фраз.

3. Важно приучить учащихся излагать свои мысли и переживания конкретно

и отчётливо, без недомолвок, без замены слов жестами.

4. Во всех случаях надо обеспечивать вдумчивое отношение учащихся к

выбору соответствующих слов для высказывания и построения фраз.

Итак, овладение языком, запасом слов создаёт предпосылки для развития

мышления – писал психолог Н.И. Жинкин:

«Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем

легче и полнее будут усваиваться знания».

Знания, факты, т.е. информация, - материал мышления. Обогащение речи, в

свою

очередь,

оказывает

положительное

влияние

на

развитие

мышления,

на

развитие познавательных способностей.

Так широко организованное использование речи учащихся в различных

связях

и

ситуациях,

будет

способствовать

связи

обучения

с

жизнью,

активизировать

учебную

деятельность

детей

и

приучать

их

применять

приобретаемые умения на практике.



В раздел образования




Яндекс.Метрика