Напоминание

Динамическое чтение как одно из средств управления инновационным потенциалом субъектов образовательного процесса в системе перехода школы на обучение по ФГОС


Автор: Васина Виктория Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Платошинская средняя школа"
Населённый пункт: Пермский край, Пермский район, село Платошино
Наименование материала: Методическая разработка мастер-класса
Тема: Динамическое чтение как одно из средств управления инновационным потенциалом субъектов образовательного процесса в системе перехода школы на обучение по ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА

Тема «Динамическое

чтение

как

одно

из

средств

управления

инновационным

потенциалом субъектов образовательного процесса в системе перехода школы на обучение

по ФГОС».

Ведущей педагогической идеей работы над динамическим чтением является

построение учебно–воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и

обучающегося субъекта. Основная мысль моей работы предусматривает вариативность

форм

осмысленного,

вдумчивого

чтения,

которое

способствует

интеллектуальному

развитию ребенка, его творческих способностей и интереса к чтению.

Мне всегда хотелось найти ответы на вопросы, которые меня волнуют:

- как учить без принуждения;

- как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их поиске

через самостоятельное чтение;

- как сформировать желание пополнять знания, умения и навыки.

Тема мастер – класса «Обучение динамическому чтению»

Цель мастер – класса: Оптимальная эффективность обучения скорочтению для

успешной самореализации в выборе видов деятельности, расширения объема знаний,

умений и навыков через динамическое чтение.

Для реализации данной цели занятия мастер – класса мы будем решать следующие

задачи:

Дидактические: увеличение скорости чтения для получения информации и, в конечном

счете, для самостоятельного приобретения знаний, посредством динамического чтения.

Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих

возможностей и умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Воспитательные: формирование

самостоятельности,

воли,

с от руд н и ч е с т ва ,

коллективизма

и

определенных

нравственных,

эстетических

и

мировоззренческих

позиций.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям

среды, обучение общению.

Содержание занятия

Сегодня занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного

урока. Я буду выступать в роли учителя, а вы будете одновременно играть две роли:

учащихся экспериментального класса и экспертов.

Динамическое чтение - чтение широким диапазоном скоростей и высоким уровнем

понимания (быстрое чтение, скорочтение). «Динамический» - это богатый движением,

действием, внутренней силой.

Основа динамического чтения: читающий выбирает оптимальную стратегию и

тактику

чтения

в

пределах

трех

режимов

учебно-аналитического,

комфортного,

ускоренного чтения. При помощи этих режимов у обучающихся снижается утомляемость,

возрастает уровень внимания и работоспособности, повышается эффективность чтения.

Умение

быстро

и

качественно

читать,

постепенно

превращается

в

одно

из

требований, необходимых в современном мире.

Чтобы изучить скорочтение, мы должны четко представлять себе, что такое просто

чтение. Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие

графически зафиксированного текста.

Механизмы чтения: зрительное восприятие, соотнесение зрительных, слуховых и

речемоторных

образов,

узнавание,

осмысление,

антиципация

(предвосхищение),

обобщение, реакция на прочитанное.

Скорочтение

- способность быстрого восприятия

текстовой

информации

при

использовании особых способов чтения.

Для того, чтобы учащиеся читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали

навыками чтения, работа должна вестись поэтапно (от простого к сложному).

Учитель – мастер предлагает присутствующим

разноцветные кружочки, которые по цветам соответствуют разным возрастным

категориям учащихся.

!!! Сейчас я вам предлагаю разделиться на группы!!!

Задания (для 1-го класса)

Прочтите и придумайте аналогичные задания

1.

Найди лишнюю букву а о у и н э е

Почему?

2.

Определи лишний слог на, зо, ка, ма, ра, ла

Почему?

3.

Составь пирамиду. По какому принципу составлена пирамида?

Я

Он

Мак

Парк

Парик

4.

Раздели слова на две группы «овощи» и «животные»

(лиса, помидор, огурец, медведь, заяц, свёкла, собака)

5.

Составь чистоговорку по образцу и началу.

Образец: за – за – за – на горе стоит коза

Начало: бе – бе – бе - …

6.

Прочти в паре диалог.

ГАЛКИ – ВОРОНЫ

- Галки – вороны, все ли здоровы?

- Одна галка не здорова, себе ножку исколола.

7.

Прочти скороговорку.

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

8.

Чтение за диктором:

Маша и Саша – малыши. У Маши – кукла Барби. У Саши – велосипед «школьник». Дети

весело играют.

Прочитайте: 1 раз – правильное чтение со звуковым ориентиром (ознакомление)

2 раз – чтение без учителя

3 раз – чтение целыми словами

4 раз – чтение в парах с интонацией «грусти», «счастья».

5 раз – чтение с логическим ударение «Кто малыши?», «Маша и Саша, кто?»

6 раз – наращивая скорость чтения медленно, быстрее, еще быстрее.

7 раз – красивое прочтение

Задания (для 2-го класса)

1.

Назови и запиши буквы в алфавитном порядке

ПОБУКВЕННЫЕ ПОИСКОВЫЕ ТАБЛИЦЫ

А

Д

Ё

З

Й

В

М

Е

Ж

Г

И

Л

К

Б

Н

Ф

Ь

Ч

О

Р

Щ

Ц

Х

Т

Ш

Ъ

Ю

Ы

П

У

С

Э

Я

2.

Выяви лишнее слово (на разные правила)

Жизнь, жил, жираф, чудо, жилище

3.

Раздели слова на две группы «овощи» и «фрукты»

Персик, помидор, огурец, свёкла, яблоко, груша

4.

Прочти скороговорку

Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

5.

Продолжи столбик слогов

на но ну …

за зо зу …

ла ло лу …

6.

Прочти диалог в паре

ГУСИ И ЛИСА

- Выходите, гуси, на берег, здесь хорошо.

- Нет, лиса, ты сама иди к нам, здесь – то лучше.

7.

Прочти текст, используя «Золотые правила быстрого чтения»

- РАЗВИВАЙ СВОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ.

- НЕ ДОПУСКАЙ ВОЗВРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ.

- ЧИТАЙ БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.

- ЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО, ПОСТАРАЙСЯ ПОНЯТЬ, О ЧЕМ ЧИТАЕШЬ

- ЧИТАЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕКСТОВ.

Текст

Снеговик

Жил-был снеговик. Жил он на опушке леса. Его склеили дети, которые прибегали

сюда играть и кататься на санках. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на

друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На

голову снеговику надели ведро, а руки сделали из старых метел. Одному мальчику так

понравился снеговик, что он подарил ему шарф.

Задания (для 3-го класса)

1.

Продолжи словесную пирамиду

Я Ау

Еж Май

,…. …..

….. ……

Деньки Пеньки

2.

Продолжи слоги и слова (закономерность)…

са – за ма – мя гол – кол

со – зо мо – мё гора – кора

су – зу му – мю игра – икра

… … …

3.

Раздели слова на две группы «животные» и «птицы»

(лось, курица, синица, медведь, рысь, дятел, снегирь)

4.

Дополни слова по подобию

мак майка Ваня

рак зайка Маня

бак гайка Таня

… … …

… … …

5.

Прочти слова, полученные путем перестановки букв или отличающиеся одной –

двумя буквами (звуками) и составь свои пары слов:

пила – липа карп – парк

палка – лапка кукла – кулак

… …

6.

Чтение диалога с изменением тембра голоса

МЕДВЕДЯ ПОЙМАЛ

- Дядя, а дядя! Я медведя поймал!

- Ну, веди его сюда!

- Да он не идет, упирается!

- Ну, иди сам!

- Да он меня не пускает!

7.

Закончи пословицу

- При солнышке тепло, а при

матери …

Матери

- Птица рада весне, а дитя -

Добро

Задания (для 4-го класса)

1.

Составь диалог на заданную тему по данному началу

ЛИСА И КРОЛИК

- Зачем ты, кролик, роешь такие узкие норы?

- Затем, чтобы ты, лисонька, не пришла ко мне в гости.

- …

- …

2.

Узнайте сказку по словам:

а) - Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

- Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк.

Кто автор этих сказок?

3.

Прочти скороговорку, каждый раз увеличивая темп:

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

4.

Прочти текст по памятке.

Памятка «Чтение со счетом слов»

1.

Плотно сожми губы и зубы.

2.

Читай только глазами.

3.

Читай быстрей, считая слова.

4.

Скажи, сколько слов в тексте.

Текст

5.

Подбери рифму и закончи стихотворение о весеннем празднике:

С цветами ……………….. и солнечным лучом.

Весенний ……………. вновь приходит в дом.

Пусть он добро, ……………….и …………. принесет

……………….. будет этот день и целый год!

6.

Придумай ряд слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих

разные корни:

Накормил унес …….

Напилил увез …….

Намазал увел …….

Учитель – мастер предлагает небольшие тексты участникам

мастер – класса

Сегодня на занятии вы увидели не все задания по динамическому чтению.

Предполагаемые результаты превзойдут все ваши ожидания. Вы будете:

Получать больше информации из прочитанных книг, журналов и газет.

Лучше запоминать прочитанное.

С одного взгляда на страницу понимать основные идеи текста.

За один вечер прочитывать легкий роман.

Увеличить словарный запас.

Усилить способность к концентрации.

Быстро и эффективно справляться с валом поступающей информации.

Удвоить или даже утроить скорость чтения.

Как вы думаете, для чего необходимо изучать динамическое чтение?

Продолжите фразы:

Динамическое чтение развивает …

С помощью разнообразных заданий …

Спасибо Вам за участие в мастер – классе, за вашу активность, помощь, вы были очень

хорошими учениками. Надеюсь, что данная информация найдёт практическое применение

на уроках.

И в заключении попрошу вас составить цветограмму по мастер – классу в соответствии со

значением цветов (зеленый - отлично, синий - хорошо, красный - удовлетворительно).



В раздел образования




Яндекс.Метрика