Автор: Васина Виктория Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Платошинская средняя школа"
Населённый пункт: Пермский край, Пермский район, село Платошино
Наименование материала: Методическая разработка мастер-класса
Тема: Динамическое чтение как одно из средств управления инновационным потенциалом субъектов образовательного процесса в системе перехода школы на обучение по ФГОС
Раздел: начальное образование
ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА
Тема «Динамическое
чтение
как
одно
из
средств
управления
инновационным
потенциалом субъектов образовательного процесса в системе перехода школы на обучение
по ФГОС».
Ведущей педагогической идеей работы над динамическим чтением является
построение учебно–воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и
обучающегося субъекта. Основная мысль моей работы предусматривает вариативность
форм
осмысленного,
вдумчивого
чтения,
которое
способствует
интеллектуальному
развитию ребенка, его творческих способностей и интереса к чтению.
Мне всегда хотелось найти ответы на вопросы, которые меня волнуют:
- как учить без принуждения;
- как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их поиске
через самостоятельное чтение;
- как сформировать желание пополнять знания, умения и навыки.
Тема мастер – класса «Обучение динамическому чтению»
Цель мастер – класса: Оптимальная эффективность обучения скорочтению для
успешной самореализации в выборе видов деятельности, расширения объема знаний,
умений и навыков через динамическое чтение.
Для реализации данной цели занятия мастер – класса мы будем решать следующие
задачи:
Дидактические: увеличение скорости чтения для получения информации и, в конечном
счете, для самостоятельного приобретения знаний, посредством динамического чтения.
Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих
возможностей и умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
Воспитательные: формирование
самостоятельности,
воли,
с от руд н и ч е с т ва ,
коллективизма
и
определенных
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих
позиций.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям
среды, обучение общению.
Содержание занятия
Сегодня занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного
урока. Я буду выступать в роли учителя, а вы будете одновременно играть две роли:
учащихся экспериментального класса и экспертов.
Динамическое чтение - чтение широким диапазоном скоростей и высоким уровнем
понимания (быстрое чтение, скорочтение). «Динамический» - это богатый движением,
действием, внутренней силой.
Основа динамического чтения: читающий выбирает оптимальную стратегию и
тактику
чтения
в
пределах
трех
режимов
–
учебно-аналитического,
комфортного,
ускоренного чтения. При помощи этих режимов у обучающихся снижается утомляемость,
возрастает уровень внимания и работоспособности, повышается эффективность чтения.
Умение
быстро
и
качественно
читать,
постепенно
превращается
в
одно
из
требований, необходимых в современном мире.
Чтобы изучить скорочтение, мы должны четко представлять себе, что такое просто
чтение. Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие
графически зафиксированного текста.
Механизмы чтения: зрительное восприятие, соотнесение зрительных, слуховых и
речемоторных
образов,
узнавание,
осмысление,
антиципация
(предвосхищение),
обобщение, реакция на прочитанное.
Скорочтение
- способность быстрого восприятия
текстовой
информации
при
использовании особых способов чтения.
Для того, чтобы учащиеся читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали
навыками чтения, работа должна вестись поэтапно (от простого к сложному).
Учитель – мастер предлагает присутствующим
разноцветные кружочки, которые по цветам соответствуют разным возрастным
категориям учащихся.
!!! Сейчас я вам предлагаю разделиться на группы!!!
Задания (для 1-го класса)
Прочтите и придумайте аналогичные задания
1.
Найди лишнюю букву а о у и н э е
Почему?
2.
Определи лишний слог на, зо, ка, ма, ра, ла
Почему?
3.
Составь пирамиду. По какому принципу составлена пирамида?
Я
Он
Мак
Парк
Парик
4.
Раздели слова на две группы «овощи» и «животные»
(лиса, помидор, огурец, медведь, заяц, свёкла, собака)
5.
Составь чистоговорку по образцу и началу.
Образец: за – за – за – на горе стоит коза
Начало: бе – бе – бе - …
6.
Прочти в паре диалог.
ГАЛКИ – ВОРОНЫ
- Галки – вороны, все ли здоровы?
- Одна галка не здорова, себе ножку исколола.
7.
Прочти скороговорку.
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
8.
Чтение за диктором:
Маша и Саша – малыши. У Маши – кукла Барби. У Саши – велосипед «школьник». Дети
весело играют.
Прочитайте: 1 раз – правильное чтение со звуковым ориентиром (ознакомление)
2 раз – чтение без учителя
3 раз – чтение целыми словами
4 раз – чтение в парах с интонацией «грусти», «счастья».
5 раз – чтение с логическим ударение «Кто малыши?», «Маша и Саша, кто?»
6 раз – наращивая скорость чтения медленно, быстрее, еще быстрее.
7 раз – красивое прочтение
Задания (для 2-го класса)
1.
Назови и запиши буквы в алфавитном порядке
ПОБУКВЕННЫЕ ПОИСКОВЫЕ ТАБЛИЦЫ
А
Д
Ё
З
Й
В
М
Е
Ж
Г
И
Л
К
Б
Н
Ф
Ь
Ч
О
Р
Щ
Ц
Х
Т
Ш
Ъ
Ю
Ы
П
У
С
Э
Я
2.
Выяви лишнее слово (на разные правила)
Жизнь, жил, жираф, чудо, жилище
3.
Раздели слова на две группы «овощи» и «фрукты»
Персик, помидор, огурец, свёкла, яблоко, груша
4.
Прочти скороговорку
Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.
5.
Продолжи столбик слогов
на но ну …
за зо зу …
ла ло лу …
6.
Прочти диалог в паре
ГУСИ И ЛИСА
- Выходите, гуси, на берег, здесь хорошо.
- Нет, лиса, ты сама иди к нам, здесь – то лучше.
7.
Прочти текст, используя «Золотые правила быстрого чтения»
- РАЗВИВАЙ СВОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ.
- НЕ ДОПУСКАЙ ВОЗВРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ.
- ЧИТАЙ БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.
- ЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО, ПОСТАРАЙСЯ ПОНЯТЬ, О ЧЕМ ЧИТАЕШЬ
- ЧИТАЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕКСТОВ.
Текст
Снеговик
Жил-был снеговик. Жил он на опушке леса. Его склеили дети, которые прибегали
сюда играть и кататься на санках. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на
друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На
голову снеговику надели ведро, а руки сделали из старых метел. Одному мальчику так
понравился снеговик, что он подарил ему шарф.
Задания (для 3-го класса)
1.
Продолжи словесную пирамиду
Я Ау
Еж Май
,…. …..
….. ……
Деньки Пеньки
2.
Продолжи слоги и слова (закономерность)…
са – за ма – мя гол – кол
со – зо мо – мё гора – кора
су – зу му – мю игра – икра
… … …
3.
Раздели слова на две группы «животные» и «птицы»
(лось, курица, синица, медведь, рысь, дятел, снегирь)
4.
Дополни слова по подобию
мак майка Ваня
рак зайка Маня
бак гайка Таня
… … …
… … …
5.
Прочти слова, полученные путем перестановки букв или отличающиеся одной –
двумя буквами (звуками) и составь свои пары слов:
пила – липа карп – парк
палка – лапка кукла – кулак
… …
6.
Чтение диалога с изменением тембра голоса
МЕДВЕДЯ ПОЙМАЛ
- Дядя, а дядя! Я медведя поймал!
- Ну, веди его сюда!
- Да он не идет, упирается!
- Ну, иди сам!
- Да он меня не пускает!
7.
Закончи пословицу
- При солнышке тепло, а при
матери …
Матери
- Птица рада весне, а дитя -
…
Добро
Задания (для 4-го класса)
1.
Составь диалог на заданную тему по данному началу
ЛИСА И КРОЛИК
- Зачем ты, кролик, роешь такие узкие норы?
- Затем, чтобы ты, лисонька, не пришла ко мне в гости.
- …
- …
2.
Узнайте сказку по словам:
а) - Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
- Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк.
Кто автор этих сказок?
3.
Прочти скороговорку, каждый раз увеличивая темп:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
4.
Прочти текст по памятке.
Памятка «Чтение со счетом слов»
1.
Плотно сожми губы и зубы.
2.
Читай только глазами.
3.
Читай быстрей, считая слова.
4.
Скажи, сколько слов в тексте.
Текст
5.
Подбери рифму и закончи стихотворение о весеннем празднике:
С цветами ……………….. и солнечным лучом.
Весенний ……………. вновь приходит в дом.
Пусть он добро, ……………….и …………. принесет
……………….. будет этот день и целый год!
6.
Придумай ряд слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих
разные корни:
Накормил унес …….
Напилил увез …….
Намазал увел …….
Учитель – мастер предлагает небольшие тексты участникам
мастер – класса
Сегодня на занятии вы увидели не все задания по динамическому чтению.
Предполагаемые результаты превзойдут все ваши ожидания. Вы будете:
Получать больше информации из прочитанных книг, журналов и газет.
Лучше запоминать прочитанное.
С одного взгляда на страницу понимать основные идеи текста.
За один вечер прочитывать легкий роман.
Увеличить словарный запас.
Усилить способность к концентрации.
Быстро и эффективно справляться с валом поступающей информации.
Удвоить или даже утроить скорость чтения.
Как вы думаете, для чего необходимо изучать динамическое чтение?
Продолжите фразы:
Динамическое чтение развивает …
С помощью разнообразных заданий …
Спасибо Вам за участие в мастер – классе, за вашу активность, помощь, вы были очень
хорошими учениками. Надеюсь, что данная информация найдёт практическое применение
на уроках.
И в заключении попрошу вас составить цветограмму по мастер – классу в соответствии со
значением цветов (зеленый - отлично, синий - хорошо, красный - удовлетворительно).