Автор: Пахоменко Татьяна Александровна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 64
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: методический материал
Тема: «Дифференцированный подход в обучении физике».
Раздел: среднее образование
Тема педагогического опыта учителя физики Пахоменко Татьяны
Александровны: «Дифференцированный подход в обучении физике».
В последние два десятилетия отечественная общеобразовательная школа
претерпела серьезные изменения, связанные, прежде всего, с внедрением в
учебно-воспитательный процесс идей личностно-ориентированного
образования. Это в свою очередь обуславливает необходимость
создания максимально благоприятных условий для успешного обучения,
воспитания и развития учащихся путём учёта их индивидуальных
особенностей в учебном процессе, что достигается применением
разнообразных технологий дифференцированного обучения. Поэтому
в последние 10-15 лет отмечается повышенный интерес к проблеме
реализации дифференцированного обучения физике со стороны учителей,
родителей и ученых – педагогов, психологов, методистов.
Тема моей работы «Дифференцированный подход в обучении физике».
Проблема индивидуальности, психологического облика человека является
одной
из
центральных
в
организации
учебного
процесса,
учебной
деятельности
ученика.
Развитие
способностей
является
ведущей
характеристикой результата в проблеме индивидуальности, так как учение
есть деятельность, а деятельность реализуется через способности.
Объектом
исследования в
моей
работе является процесс
обучения
в
современной
школе.В
качестве предмета
исследования определён
дифференцированный подход к обучению в школе, отражающий основные
тенденции развития современного образования.
Практически не бывает неспособных детей, но каждый способен к
определенной сфере деятельности, каждый способен по-своему. Именно эта
качественная индивидуальность и должна учитываться в учебном процессе,
именно ею во многом определяются интерес и успехи обучающегося, выбор
учебных
предметов
и
своеобразие
индивидуальной
образовательной
траектории.
Актуальность моей
работы
состоит
в
том,
что,
дифференциация
обучения —
одна
из стержневых
проблем
современной
школы.
Эффективность
дифференцированного
подхода,
его
преимущество
перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается
педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости
и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей
школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию
положительной
мотивации
к учению,
стимулирует
большую
заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.
В
непрофильных
классах,
где
возможна
лишь уровневая
дифференциация, которая
предполагает
технологию
обучения,
которая
обеспечивает детям с разными особенностями успешность учения в одном
классе. Осуществление уровневой дифференциации довольно сложно.
Уровневая
дифференциация –
технология
обучения,
основанная
на
максимальном учёте наиболее значимых в обучении индивидуальных
особенностей школьников, обучающихся в одном классе. Сущности понятия
уровневой дифференциации в процессе обучения физике, её значению в
повышении эффективности обучения посвящены работы В.С. Данюшенкова,
М.И. Зайкина, П. Карпинчика, О.В. Коршуновой, А.М. Левашова, Н.В.
Лёзиной, О.Б. Логиновой, Н.В. Первышиной, Н.С. Пурышевой, В.В.
Фирсова, К.В. Шевяковой и др.
Как же осуществить уровневую дифференциацию?
Основная задача уровневой дифференциации внутри классной учебной
работы — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться,
проявляться,
обрести
избирательность
и устойчивость
к социальным
воздействиям. Данное обучение сводится к выявлению и к максимальному
развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Задачи, которые я ставила перед собой:
изучить формы, виды и методы дифференцированного подхода в обучении
физике;
развивать умение применять на своих уроках дифференцированный подход
в обучении;
совершенствовать навыки подготовки к таким урокам.
Цель
данной
работы: обосновать
эффективность
и
необходимость
использования дифференцированного обучения физике в школе.
Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических
особенностей личности в форме группирования учащихся и различного
построения процесса обучения в выделенных группах.
Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них
и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-
то нужно
гораздо
больше
времени,
большее
число
повторений для
закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой
информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо
развитым логическим мышлением
и хорошо
усваивающие предметы
естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и
интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым
образным мышлением, глубоко чувствующие, но... не любящие математику,
физику, химию. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково,
но качество образовательного процесса, естественно, снизится.
Таким образом, цель дифференциации процесса обучения — обеспечить
каждому ученику условия для максимального развития его способностей,
склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в
процессе усвоения им содержания общего образования.
В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:
1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.
2. Группирование учеников на основании этих особенностей.
3. Вариативность учебного процесса в группах.
Первый аспект — учет индивидуальных особенностей учеников характерен и
для дифференциации, и для индивидуализации.
Специфика
дифференцированного
обучения —
учет
индивидуальных
особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного
учебного процесса в этих группах.
Индивидуализация — это предельный вариант дифференциации, когда
учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого
отдельно взятого ученика.
Виды
дифференциации определяются
в
соответствии
с
основаниями
дифференциации.
Охарактеризую кратко основные формы дифференциации на уровне класса.
Начну с дифференциации по психологическим особенностям личности. Это
учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти,
внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие
сосредоточенности,
переключаемости
внимания
для
отдельных
групп
учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д. При этом,
руководствуясь
принципом
адаптационно-развивающего
характера
дифференциации, предлагается не идти полностью вслед за индивидуально-
типологическими
особенностями
личности,
а
учитывая
их
развивать
недостаточно развитые. Например, учет преобладания у группы учеников
образного мышления над логическим предполагает включение в процесс
объяснения нового материала образных средств, и вместе с тем необходимы
специальные задания на развитие логического мышления у этой группы
учеников.
Дифференциации
по
обученности
предполагает
задания,
устраняющие
пробелы в знаниях, деления жестких, резко разграниченных групп учащихся.
Данный вид дифференциации сопутствует и ряду новых педагогических
технологий: модульной, полного усвоения знаний. В последней после
изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и
неусвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно,
строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность
углублять
и
расширять
свои
знания.
С
учениками
другой
группы
организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.
В дифференциации по специальным способностям
выделяются подвиды: по
познавательным, художественным, коммуникативным способностям и т.д
.это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при
выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к
уроку.
В дифференциации по познавательным способностям
разделяют общие (или
академические) способности к любой познавательной деятельности в любой
сфере познания и специальные познавательные способности
Это задания
различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К
этому
виду
дифференциации
может
быть
отнесена
и
уровневая
дифференциация.
Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация
по
интересам
и
склонностям
учащихся.
Этот
вид
дифференциации
проявляется
в
выполнении
учениками
творческих,
исследовательских
заданий в соответствии со своими интересами и склонностями.
Уровни усвоения Действия учащегося
Первый - репродуктивный (удовлетворительно)
Запоминание;
Воспроизведение.
показывать, (опознавать);
называть;
распознавать;
узнавать;
давать определения;
пересказывать и т. д.
Второй – практический (хорошо)
применение
знаний
в
знакомой
ситуации,
по
образцу,
на
основе
обобщенного алгоритма (схемы);
выполнение действий с четко обозначенными правилами.
измерять;
объяснять;
составлять по готовой схеме;
соотносить;
характеризовать;
сравнивать;
соблюдать правила и т.п.
Третий – творческий (отлично)
применение знаний в незнакомой ситуации;
выполнение творческих заданий.
составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;
высказывать суждения;
анализировать информацию;
выделять существенные признаки;
устанавливать логические связки;
делать выводы;
приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;
осуществлять поиск необходимой информации и т. п.
Дифференцированный
подход
в
обучении
является палочкой
–
выручалочкой на пути личностно - ориентированного подхода к ученику,
выявления и развития индивидуальных умений и навыков.
Важно учитывать не только интеллектуальные способности ученика, но и его
интересы, и в этом очень помогает дифференцированный подход.
В процессе изучения и работы над выбранной темой пришла к выводам:
1) Дифференцированный подход действительно является одним из средств
повышения качества знаний.
2) Учителя физики в разной мере применяют его на всех этапах урока.
3) Такой подход в обучении имеет свои плюсы и минусы.
4) В своей работе я буду продолжать применять различные формы и методы
дифференцированного подхода в обучении.