Напоминание

"Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной активности обучающихся"


Автор: Дерюжко Валентина Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Алексеевская школа
Населённый пункт: с. Алексеевка Первомайского района Республики Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной активности обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках

истории и обществознания как средство активизации познавательной

активности обучающихся

Система

современного

образования

ведет

к

смене

приоритетов

в

деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного

творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии

становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе.

Современный

учитель

это

высокопрофессиональный

педагог,

который

использует

в

своей

работе

информационные

технологии.

Урок

с

использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно,

экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем

темпе.

В

процессе

применения

ИКТ

формируется

человек,

умеющий

действовать

не

только

по

образцу,

но

и

самостоятельно,

получающий

необходимую информацию из максимально большего количества источников,

умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать

выводы. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к

жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальные решения;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку

информации.

ИКТ

влияет

на

все

уровни

учебно-воспитательного

процесса,

обеспечивая:

- повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;

- обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию

познавательной деятельности;

- углубление межпредметных связей.

Использование

ИКТ

в

образовании

является

одним

из

значимых

направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь

самостоятельно

находить

информацию,

анализировать,

обобщать

и

передавать её другим, осваивать новые технологии.

Активное

применение

ИКТ

в

учебном

процессе

как

показывает

практика:

-

способствует

повышению

качества

знаний

учащихся,

уровню

воспитанности, общему и специальному развитию детей;

- позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей

для

достижения

устойчивых

положительных

результатов

обучения,

воспитания и развития;

-

позволяет

добиваться

стабильности

результатов

учебно-воспитательного

процесса;

- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень

разнообразны

и

безграничны.

Существует

масса

технологий,

которые,

выполнив

свою

миссию,

ушли

в

прошлое.

ИК

технологии

к

таким

технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться:

расширяться,

углубляться,

модернизироваться,

но

останутся

в

школах

навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства –

основная

тенденция

общественного

развития,

которая

соответствует

социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более

эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает

данным требованиям.

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество

вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое

место

в

социуме,

приводит

к

необходимости

применения

современных

информационных

технологий

на

практике.

Поэтому

я

высоко

оцениваю

возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения

позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя

самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность

для

учителя

иметь

под

рукой

огромное

количество

иллюстративного

материала,

а

главное

очень

быстрый

доступ

к

нему,

возможность

подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал,

возможность

для

учителя

создавать

самостоятельно

тесты

для

проверки

усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с

новинками методической литературы.

Своевременным является появление в учебном процессе учебно-

методических

комплексов,

где

наряду

с

учебником,

программами,

методичками

разработаны

мультимедийные

электронные

учебники.

(«История России: XX век». «История Отечества IX-XVIII вв.», «История

Отечества.

882-1917»

и

другие.)Эти

учебники

-

находка

для

учителя

и

учащихся

он

способствует

повышению

интереса

к

изучению

предмета.

Применение этих мультимедиа учебников на уроках позволяет разнообразить

формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах

работы на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и

рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным

видеофильмом. У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная

возможность

не

только

наглядно

увидеть

видеосюжеты

по

темам,

но

услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает

урок

эмоционально

более

насыщенным.

Кроме

этого,

учебники

дают

возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по

истории. Так, например, по завершении работы с каждым пунктом параграфа

рекомендую составить его краткий план-конспект . Это поможет учащимся

быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к

экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню

учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником. Учитывая

психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации,

считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки

зрения

наглядности.

Самый

простой

метод

использования

ИКТ

-

демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или

рассказ

учителя

иллюстрируется

соответствующими

Цифровыми

Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об

изучаемом

материале,

реализуя

принцип

наглядности

и

обогащая

информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР

достигается

особенно

важный

для

учащихся

результат

-

визуализация

изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я

рекомендую

продемонстрировать

учащимся

изображения

местности

изучаемого

региона

и

изображения

людей,

которые

там

жили,

создавали

цивилизации

-

жизнь

которых

и

составляет

основное

содержание

исторического

процесса.

Например,

начиная

тему

«Древний

Египет»,

я

демонстрирую

вид

долины

Нила,

реку

Нил,

или

при

изучении

истории

первобытного общества наглядно показываю каменные или бронзовые орудия

труда

древнейшего

человека,

а

так

же

используются

различные

схемы,

отражающие устройство органов власти и т.п.

Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при

изучении

вопросов,

касающихся

культуры

определенного

периода.

Иллюстраций учебника недостаточно, чтобы дать полное представление об

основных

достижениях

культуры,

показать

памятники

архитектуры

или

картины авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность

при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно

вопросы, касающиеся культуры. Мы не имеем возможности для организации

выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев

нам

недоступны,

поэтому

большим

потенциалом

в

реализации

принципа

наглядности

с

использованием

ИКТ

является

организация

виртуальных

экскурсий.

Это

возможно

благодаря,

например,

таким

энциклопедиям:

Кирилла

и

Мефодия,

«Шедевры

русской

живописи»,

«Художественная

энциклопедия

зарубежного

классического

искусства»,

«Золотое

кольцо

России». Они предлагают экскурсии уже в готовом виде, ими остается только

воспользоваться

или

после

ознакомления

с

материалами

ЦОРа

я

сама

составляю

план

экскурсии

и

планирую

этапы

ее

проведения.

Мы

часто

говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить

для учащихся роль личности в истории. Набор такихЦОРов: «Энциклопедия

истории России 862-1917 гг.», «Династия Романовых. Три века российской

истории»,

«От

Кремля

до

Рейхстага»

может

сыграть

ключевую

роль

в

процессе включения учащихся в «живую историю». У учащихся появляется

возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля,

полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что

так

же

способствует

расширению

кругозора

учащихся.

Важно

не

только

показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к

конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы

важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический

словарь

Брокгауза

и

Ефрона»

-

«Биографии:

Россия»

для

получения

разнообразной

информации

при

подготовке

индивидуальных

сообщений.

Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета

я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а

также

как

исследовательские

и

творческие

проекты,

которые

призваны

способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении

определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратится к материалам

соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать

дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить

доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной

работы учащихся.

Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории.

Помогают с этой задачей справиться задания с использованием карт в ЦОРах.

У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для

формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе,

поскольку

именно

с

этого

учителя

истории

начинают

изучение

истории

отдельных

цивилизаций.

Кроме

того,

в

ЦОРах

содержатся

задания,

предполагающие

работу

с

контурными

картами,

которые

я

в

основном

применяю

при

закреплении,

обобщении

и

систематизации

знаний.

Очень

большой интерес у учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность

увидеть

то

или

иное

сражение

в

движение,

с

соответствующими

комментариями

существенно

повышают

интерес

учащихся

к

предмету.

Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель

истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по

работе

с

картой,

мы

учим

учащихся

как

правильно

показывать

границы

государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при

использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется. Чтобы всем детям

было интересно на уроках истории, я, конечно, применяю на уроках ИКТ. В

большинстве

случаев

это

-

вспомогательное

средства

для

возбуждения

познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает

учащихся на изучение определенного материала и такой урок характеризуется

разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.

Для

повторения,

систематизации

и

обобщения

знаний,

можно

спланировать

урок-игру,

который

превращает

в

соревнование

занятия

по

самому

обычному

школьному

материалу.

Он

вносит

новую

струю

в

однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых

учеников.

Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто

необходимо

использовать

Интернет.

Я

рассматриваю

Интернет

как

часть

информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит

богатейший

информационный

потенциал.

Я

использую

образовательные

ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий

и

курсов

лекций,

разнообразных

методических

материалов,

газетных

и

журнальных статей, рефератов и др.

Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое -

либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое

слово,

непосредственное

общение.

Цель,

главным

образом,

состоит

во

включении

компьютерных

технологий

в

процесс

обучения

путем

организованной

и

педагогически

обоснованной

учебной

и

внеурочной

деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как

одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с

традиционными

формации

обучения,

не

увлекаясь

и

не

чрезмерно

злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в

большей

степени

говорит

нам

о

единстве

образовательного

процесса,

поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку

школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка,

иначе результативность их использования будет невысокой.

ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного

материала на уроках истории. Чтобы урок с использованием ИКТ прошел

успешно, я использую:

соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой

экран;

учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные

разработки уроков.

Применяю следующие виды уроков:

Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с

применением ИКТ и работу уч-ся (индивидуальную, групповую, парную) с

вопросами

и

заданиями,

представленными

в

рамках

мультимедиа-

презентации.

Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в

течение

всего

занятия

использование

ИКТ

в

качестве

иллюстративного

материала.

Урок-семинар,

когда

учащиеся

готовят

собственные

выступления

с

использованием ИКТ.

Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.

Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ

(включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-

ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).

Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность

упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок

уроков.

Это

позволяет

сэкономить

массу

времени

при

подготовке

и

проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с

календарно-тематическим планированием.

Появление

различных

образовательных

ресурсов,

посвященных

истории, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо

следует

остановиться

на

расширении

возможностей

в

изучении

тем,

касающихся

культуры.

Только

с

помощью

медиа-

и

компьютерных

технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к

сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры

мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется

увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать

исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть

кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще

истории, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на

этой базе строить ситуацию успеха ребенка.

Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только

разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному

включению детей в образовательный процесс.

При изложении нового материала, в частности при изучении различных войн

и сражений, облегчает работу представление для детей анимационных карт

(их можно создать самому учителю при помощи материалов электронного

учебника или электронного издания). Также анимационные карты, как и

флэш-ролики сейчас можно подобрать к уроку в сети Интернет.

На таких уроках целесообразно применить опережающее обучение,

учащиеся готовят сообщения о героической обороне Брестской крепости, о

подвиге героев - панфиловцев, о подвиге Гастело. При этом используются

иллюстрации и мультимедийные презентации об обороне крепости, картина “

Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина - мать зовет ”.

На уроке “ Всё для фронта! Всё для Победы! ” используются

грамзаписи:

Седьмая

симфония

Шостаковича,

стихотворение

Твардовского

«Жди

меня»,

фотографии

серии

Монумент

героическим

защитникам Ленинграда ”, презентация “ Мамаев курган ”.

На уроках истории применяю также презентации с элементами

контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Их же можно

применить на уроках, посвященных культурным аспектам, где необходимо,

например,

из

предложенных

архитектурных

сооружений

выделить

те,

которые созданы в стиле классицизма; или найти общие черты в архитектуре

Запада и Востока и т. д.

Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы

дети

сами

и

учитель

сразу

могут

видеть

результат.

Если

не

удавалось

составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети

рассуждают,

где

они

ошиблись,

что

сделали

не

так,

т.е.

мы

наблюдаем

формирование

навыков

самоконтроля

и

самооценки.

Если

ребенок

испытывает

серьезные

затруднения,

на

помощь

приходит

учитель

осуществляется

индивидуальный

подход

к

ученику. Формируем

навыки

подлинно исследовательской деятельности.

Средства наглядного представления можно использовать не только для

иллюстрации,

но

и

в

качестве

самостоятельного

источника

знаний

для

создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики

лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для

этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам,

электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о политических деятелях,

военачальниках,

других

исторических

личностях.

Также

составляют

презентации, посвященные различным темам. Я нахожу в сети большие

возможности для методической поддержки процесса обучения.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает

объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет

свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе

проектные и модульные.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки

совершенно

новой

методики

преподавания

истории,

которая

во

многом

связана

с

исследовательскими,

проектными

технологиями.

Существует

острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти

уроки на четыре группы:

1.

Уроки

демонстрационного

типа.

Этот

тип

уроков

самый

распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на

большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

2.

Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют

очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых

имеются

пробелы

в

знаниях.

Они

укрепляют

обратную

связь

в

системе

учитель- ученик.

3.

Уроки

тренинга

или

конструирования.

На

таком

уроке

учащиеся

индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью

достижения какой-то цели.

4.

Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и

учитель информатики.

При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки,

различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения,

решаем

кроссворды,

сравниваем

документы;

дети

самостоятельно

могут

ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное,

а потом ответить на устные вопросы учителя.

Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети

получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания:

ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так

далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют

знания,

проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на

компьютере.

С помощью CD – общества «Кирилл и Мефодий» проводятся аудио-и

видео уроки, уроки виде обучающих игр

И, наконец, компьютер позволяет создавать свои образовательные

ресурсы, программа PowerPoint позволяет создавать презентации, которые

могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся.

Создаю презентации по истории, использую и готовые презентации по

разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно,

каждый

учитель

по-своему

видит

урок,

поэтому

в

готовых

версиях

ему

хочется что-то изменить.

Готовая разработка легко модифицируется под

конкретные варианты урока. Преподаватель может добавлять или пропускать

слайды,

наполнять

их

другим

содержанием

(заменять

текст,

рисунок,

диаграмму), использовать традиционные приемы работы. Но использовать

предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному

уроку, классу и учителю невозможно. Использование презентаций особенно

эффективно на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и

разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории

культуры.

Использование

информационно-коммуникативной

технологии

на

уроке

истории позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

-

обеспечить

высокую

степень

дифференциации

обучения

(почти

индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-

обеспечить

доступ

к

различным

справочным

системам,

электронным

библиотекам, другим информационным ресурсам;

- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории,

особенно с увлеченными ПК;

- изменяется, особенно у пяти - семиклассников, отношение к ПК, как к

дорогой

увлекательной

игрушке.

Ребята

начинают

его

воспринимать

в

качестве

универсального

инструмента

для

работы

в

любой

области

человеческой деятельности;

- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся

по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и

истории.

И

как

естественное

следствие

всех

этих

составляющих

имеет

место

повышение качества знания учащихся.

Целесообразность использования

информационных и информационно-

коммуникативных

технологий

в

образовательном

процессе

вообще

и

на

уроках

истории

в

частности

не

вызывает

сомнения.

Инновационность

данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это

было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и

учащихся.

Традиционные методы и приёмы обучения на уроках истории имеют

свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют

развитию

и

саморазвитию

учащихся

в

условиях

современного

информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует

изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока,

увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается

творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.

Использование компьютерной

техники и

информационных

технологийзначительно

повышает

эффективность

процесса

обучения

благодаря

его

индивидуализации,

наличию

обратной

связи,

расширению

наглядности.

То,

что

невозможно

сделать

при

помощи

традиционных

технологий

на

уроках

истории,

позволяет

во

многом

реализовать

информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом

информации

и

работают

с

большим

быстродействием,

реализовывая

возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и

усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика