Автор: Лукьянова Людмила Михайловна
Должность: Учитель
Учебное заведение: Гимназии РУТ (МИИТ)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Внеклассная работа по английскому языку
Тема: Постановка сказки «Красная шапочка» на английском языке учащимися 5 класса
Раздел: среднее образование
Внеклассная работа по английскому языку
как средство мотивации к изучению иностранного языка
(постановка сказки «Красная шапочка»
на английском языке учащимися 5 класса)
В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность
школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли
учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче
овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как
средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.
Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с
одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и
активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю
необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать
процесс вхождения в культуру.
Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку
в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне
языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится
в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у
учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого
количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации,
основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также
отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни
ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.
В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую
актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов
образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным
создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только
освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции
образования. В этом и является актуальность выбранной методической темы: «
Организация внеурочной деятельности по иностранному языку».
Формы внеурочной деятельности
В методической литературе и в практике школы традиционно различаю три формы
внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая.
В основу такого деления возложен признак количественного охвата участников.
Индивидуальная внеурочная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят
сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и
событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных
произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют
стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно
или эпизодически.
Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и
относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой
форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические,
переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты
рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки.
Положительно комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности,
например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр
диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как
правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной структуры.
К ним относят такие мероприятия, как вечера, фестивали, конкурсы, карнавалы,
тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
Внеклассная работа на современном этапе развития, образованная в сочетании с урочной
деятельностью, открывает огромные возможности для осуществления воспитания и
формирования мировоззрения учащихся благодаря правильной и продуманной
организации усвоения изучаемого иностранного языка, как подлинного элемента
национальной культуры и средства общения. Внеклассная работа представляет собой
продолжение уроков иностранного языка, целью которых является воспитание
совместного творчества, коллективной ответственности и гуманного отношения к членам
коллектива. Учитывая все эти факторы, создается подлинная педагогическая среда
свободного общения, в которой учащиеся совершенствуют свои знания, навыки и умения.
Все это стимулирует нас к более глубокому и продуктивному подходу в изучении
иностранного языка.
Все это хотелось подтвердить на примере сказки, поставленной учащимися 5-го класса