Автор: Дуденкова Елена Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №26
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Ошибки воспитания. Застенчивые дети.
Раздел: дошкольное образование
Ошибки в воспитании
Глубинные причины застенчивости следует искать в раннем детстве. Ощущение СЕБЯ в
возрасте до 5 лет- база для формирования внутреннего мира взрослого человека.
Застенчивость прежде всего связана с низкой самооценкой. Застенчивость во внешнем
поведении
проявляется
в
скованности
и
неловкости
движений,
в
замкнутой
сосредоточенности лица ребенка. На физиологическом уровне- даже в учащении пульса и
дыхания.
Формированию этой черты способствуют:
* ранняя и потому болезненная разлука с матерью;
* излишняя принципиальность и строгость родителей;
* завышенные требования по отношению к ребенку.
Не сравнивайте с другими
Трехлетний Ваня гуляет с мамой на детской площадке. "Ну иди же, покатайся с горки,-
подталкивает его мама.- Я поймаю тебя внизу, не бойся, посмотри: малыши не боятся, а ты
боишься. Ну и трус!"- с досадой произносит она, пытаясь заставить сына забраться на
лестницу.
Главная задача- верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и
"заразился"
вашей
верой.
Тогда
он
станет
уверенным
в
себе
человеком.
Наберитесь
терпения. Дайте ему время привыкнуть к новому.
Торопить несмелого ребенка- значит вводить его в состояние психологического давления,
которого ранимые детки не выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики-
дети еще больше замыкаются, уходят в себя.
Нотации не помогают
Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до 7 живет в
мире
чувств
и
образов,
а
не
здравого
смысла.
Говорить
словами
"здесь
нет
ничего
страшного" бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что
лучше погоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
Ни в коем случае не давите!
Застенчивому, робкому ребенку нужно дать время познакомиться, приглядеться, понять
законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый
воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он
сможет успокоиться.
Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей.
Повышенная требовательность родителей- ОПАСНА.
В
семьях,
где
лидером
является
женщина,
дети
часто
вырастают
застенчивыми,
безвольными и безынициативными. В этом случае срабатывают механизмы поведения: не
выдерживая жесткого и пристального внимания к себе, в силу излишней чувствительности
,
ребенок
может,
например,
постоянно
улыбаться.
Улыбка
не
всегда
соответствует
ситуации. Так было, например, с Пашей. Под пристальным взглядом учительницы мальчик
начинал нервно улыбаться. Учительница воспринимала его ухмылку, наказывая двойкой.
Мама дома "добавляла" за плохую оценку. Результат- заикание.
Излишняя строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо
противоположному эффекту. Кстати, застенчивые дети обладают большим творческим
потенциалом.
Им особенно важна личная территория, возможность побыть в одиночестве. Наедине с
собой они не скучают, а играют, адаптируясь к сложным ситуациям, осмысливают и
переживают все, прежде случившееся.
Ничто так не объединяет людей, как общее дело, общие чувства.
Для
застенчивого
малыша
новый
коллектив-
большая
проблема.
Мама
восьмилетней
Ксюши,
которая
тяжело
привыкала
к
новой
школе,
решила
помочь
дочке
завести
надежных друзей. Если они отправлялись в театр или в музей, то всегда приглашали с
собой кого-то из одноклассниц дочери. На День Рождения, Новый год ,Пасху и другие
праздники у них собиралась веселая детская компания, устраивались конкурсы, игры,
сладкий
стол.
Ксюша
начинала
чувствовать
себя
уверенно
среди
одноклассников,
приобрела новых подружек и позитивный опыт общения.
Опыт-лекарство от застенчивости
Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или поздно он все равно с
ними встретится?
Да, это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, не
отягощенным комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей
"второсортности".
Не нужно "подставлять руки" на каждом шагу, нужно создать условия для развития
самостоятельности и веры в себя. Помогите вашему робкому малышу расправить свои
нежные крылышки.