Автор: Кулаковская Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/с №10
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: личностно-ориентированные технологии
Раздел: дошкольное образование
Статья
«ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Основная
и
очень
ответственная
задача
ДОУ
и
школы
-
раскрыть
индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести
избирательность
и
устойчивость
к
социальным
воздействиям.
Раскрытие
индивидуальности
каждого
ребенка
в
процессе
обучения
обеспечивает
построение личностно-ориентированного образования в современных учебных
учреждениях.
Цель
такого
обучения
состоит
в
создании
системы
психолого-
педагогических
условий,
позволяющих
работать
с
каждым
ребенком
в
отдельности
с
учетом
индивидуальных
познавательных
возможностей,
потребностей и интересов.
Личностно-ориентированная
технология
-
это
такая
воспитательная
система,
где
ребенок
является
высшей
ценностью
и
ставится
в
центр
воспитательного
процесса.
Личностно-ориентированное
во спитание
основывается
на
известных
принципах
гуманистической
педагогики:
самоценности
личности
1
,
уважении
к
ней,
природосообразности
2
воспитания,
добре
и
ласке
как
основном
средстве.
Иными
словами,
личностно-
ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на
основе
глубокого
уважения
к
личности
ребенка,
учете
особенностей
его
индивидуального
развития,
отношения
к
нему
как
к
сознательному,
полноправному участнику воспитательного процесса.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей –
основа обучения дошкольников.
Цель: содействовать становлению ребенка как личности.
Задачи: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования,
формирование начал личности, развитие индивидуальности).
Принцип взаимодействия: «Не рядом, а вместе».
Способы взаимодействия предполагают умение встать на позицию ребенка,
учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от
монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера.
Тактика – сотрудничество.
Принцип
личностного
подхода
в
воспитании
требует,
чтобы
воспитатель:
1
Самоценность – это внимание к себе, самоуважение, высокая самооценка. Развить это качество можно при
помощи упражнений на безоценочное принятие себя и других людей, умение находить позитивные моменты в
жизни.
2
Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в
том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с
его конкретными особенностями и уровнем развития.
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента,
черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся
по
трудности
воспитательной
деятельности,
обеспечивающей
прогрессивное
развитие личности;
3) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать
достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить -
оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся
условий и обстоятельств;
4) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей,
методов, форм самовоспитания;
5) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не
столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху
деятельность.
Формы организации ЛОТ:
1.Игры, занятия, спортивные досуги.
2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3. Гимнастика, массаж.
4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие
педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к
детям
включает
проявление
уважения
к
личности
каждого
ребенка,
доброжелательности и внимания к нему:
- обращаюсь к детям ласково, с улыбкой;
- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к
их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур;
- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
- слушаю детей внимательно и с уважением;
-
вежливо
и
доброжелательно
отвечаю
на
вопросы
и
просьбы
детей,
обсуждаю проблемы;
- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с
ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;
- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым
ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных
взаимоотношений со сверстниками:
-
собственным
поведением
демонстрируют
уважительное
отношение
ко
всем детям;
- знакомя детей друг с другом, называю их имена, стимулирую взгляды в
глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям
контакты, если они уклоняются от них;
-
привлекаю
внимание
к
эмоциональным
состояниям
друг
друга,
собственным
примером
и
предложениями
побуждая
детей
к
проявлениям
сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных
игр
помогаю
координировать
свои
действия,
учитывать
желания
друг
друга,
выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
-
стремлюсь
разрешать
конфликты
между
детьми
в
мягкой
форме,
без
окриков,
путем
перевода
их
в
позитивные
формы
взаимодействия
или
переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по
имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности
действий, благодарить за помощь и т.д.
Работая с детьми, я взяла за правило:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность,
игру, смех, свободный разговор);
- приучаю разговаривать спокойно, чтобы дети не мешали друг другу играть
и общаться.
Воспитательно-образовательный процесс я выстраиваю следующим образом:
-
в
ходе
организованной
образовательной
деятельности
учитываю
возрастные возможности и интересы детей;
- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и
помощи,
а
в
случае
невозможности
их
осуществления
спокойно
объясняю
причину и прошу подождать;
-
организуя
совместные
игры
или
организованную
образовательную
деятельность,
не
заставляю
участвовать
в
них
всех
детей:
если
ребенок
отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-
либо другим, не мешая остальным детям;
-
предлагая
детям
образцы
деятельности,
не
настаиваю
на
их
точном
воспроизведении;
- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка,
как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных
переживаний;
-
предоставляю
детям
возможность
самим
выбрать
деятельность
по
интересам;
-
поддерживаю
положительное
самоощущение
детей,
способствую
формированию у них знаний о своих возможностях и способностях;
- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение,
радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей.
Чаще пользуюсь поощрением и поддержкой детей, чем порицанием и
запрещением;
- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую
их к его личности;
- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или
средства для исправления ошибок;
-отмечаю
новые
достижения
ребенка
в
разных
видах
деятельности,
обращаю
внимание
на
его
новые
возможности
и
способности:
достижения
ребенка
не
сравниваются
с
достижениями
других
детей,
а
лишь
с
его
собственными;
- намеренно создаю ситуацию успеха: ребенку старшего возраста в трудном
для него задании предлагаю более простую деятельность;
- не прибегаю к негативным дисциплинарным методам, которые обижают,
пугают или унижают детей.
Каждый
педагог
вносит
в
педагогический
процесс
что-то
свое,
индивидуальное.
Педагогическая
индивидуальность
определяется
уровнем
осмысления
содержания
программы,
оснащением
педагогического
процесса,
условиями
в
которых
находятся
дети.
Поэтому
и
считается,
что
каждая
конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция
ребенка
в
воспитательно-образовательном
процессе,
отношение
к
ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается
положения: «Не рядом, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка
как личности.
Личностно-ориентированные
технологии
ставят
в
центр
всей
системы
образования
и
воспитания
личность
ребенка,
обеспечение
ему
комфортных
условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность
ребенка в данной технологии не только субъект
3
, но и субъект приоритетный: она
3
Субъект в философии — носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как
того, на что направлены мысль или действие субъекта).
Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа ...
является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо
цели.