Напоминание

личностно-ориентированные технологии


Автор: Кулаковская Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/с №10
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: личностно-ориентированные технологии
Дата публикации: 12.01.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Основная

и

очень

ответственная

задача

ДОУ

и

школы

-

раскрыть

индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести

избирательность

и

устойчивость

к

социальным

воздействиям.

Раскрытие

индивидуальности

каждого

ребенка

в

процессе

обучения

обеспечивает

построение личностно-ориентированного образования в современных учебных

учреждениях.

Цель

такого

обучения

состоит

в

создании

системы

психолого-

педагогических

условий,

позволяющих

работать

с

каждым

ребенком

в

отдельности

с

учетом

индивидуальных

познавательных

возможностей,

потребностей и интересов.

Личностно-ориентированная

технология

-

это

такая

воспитательная

система,

где

ребенок

является

высшей

ценностью

и

ставится

в

центр

воспитательного

процесса.

Личностно-ориентированное

во спитание

основывается

на

известных

принципах

гуманистической

педагогики:

самоценности

личности

1

,

уважении

к

ней,

природосообразности

2

воспитания,

добре

и

ласке

как

основном

средстве.

Иными

словами,

личностно-

ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на

основе

глубокого

уважения

к

личности

ребенка,

учете

особенностей

его

индивидуального

развития,

отношения

к

нему

как

к

сознательному,

полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей –

основа обучения дошкольников.

Цель: содействовать становлению ребенка как личности.

Задачи: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования,

формирование начал личности, развитие индивидуальности).

Принцип взаимодействия: «Не рядом, а вместе».

Способы взаимодействия предполагают умение встать на позицию ребенка,

учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от

монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера.

Тактика – сотрудничество.

Принцип

личностного

подхода

в

воспитании

требует,

чтобы

воспитатель:

1



Самоценность – это внимание к себе, самоуважение, высокая самооценка. Развить это качество можно при

помощи упражнений на безоценочное принятие себя и других людей, умение находить позитивные моменты в

жизни.

2



Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в

том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с

его конкретными особенностями и уровнем развития.

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента,

черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся

по

трудности

воспитательной

деятельности,

обеспечивающей

прогрессивное

развитие личности;

3) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать

достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить -

оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся

условий и обстоятельств;

4) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей,

методов, форм самовоспитания;

5) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не

столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху

деятельность.

Формы организации ЛОТ:

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

3. Гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие

педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к

детям

включает

проявление

уважения

к

личности

каждого

ребенка,

доброжелательности и внимания к нему:

- обращаюсь к детям ласково, с улыбкой;

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к

их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур;

- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушаю детей внимательно и с уважением;

-

вежливо

и

доброжелательно

отвечаю

на

вопросы

и

просьбы

детей,

обсуждаю проблемы;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с

ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым

ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных

взаимоотношений со сверстниками:

-

собственным

поведением

демонстрируют

уважительное

отношение

ко

всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называю их имена, стимулирую взгляды в

глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям

контакты, если они уклоняются от них;

-

привлекаю

внимание

к

эмоциональным

состояниям

друг

друга,

собственным

примером

и

предложениями

побуждая

детей

к

проявлениям

сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных

игр

помогаю

координировать

свои

действия,

учитывать

желания

друг

друга,

выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

-

стремлюсь

разрешать

конфликты

между

детьми

в

мягкой

форме,

без

окриков,

путем

перевода

их

в

позитивные

формы

взаимодействия

или

переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по

имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности

действий, благодарить за помощь и т.д.

Работая с детьми, я взяла за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность,

игру, смех, свободный разговор);

- приучаю разговаривать спокойно, чтобы дети не мешали друг другу играть

и общаться.

Воспитательно-образовательный процесс я выстраиваю следующим образом:

-

в

ходе

организованной

образовательной

деятельности

учитываю

возрастные возможности и интересы детей;

- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и

помощи,

а

в

случае

невозможности

их

осуществления

спокойно

объясняю

причину и прошу подождать;

-

организуя

совместные

игры

или

организованную

образовательную

деятельность,

не

заставляю

участвовать

в

них

всех

детей:

если

ребенок

отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-

либо другим, не мешая остальным детям;

-

предлагая

детям

образцы

деятельности,

не

настаиваю

на

их

точном

воспроизведении;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка,

как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

переживаний;

-

предоставляю

детям

возможность

самим

выбрать

деятельность

по

интересам;

-

поддерживаю

положительное

самоощущение

детей,

способствую

формированию у них знаний о своих возможностях и способностях;

- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение,

радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей.

Чаще пользуюсь поощрением и поддержкой детей, чем порицанием и

запрещением;

- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую

их к его личности;

- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или

средства для исправления ошибок;

-отмечаю

новые

достижения

ребенка

в

разных

видах

деятельности,

обращаю

внимание

на

его

новые

возможности

и

способности:

достижения

ребенка

не

сравниваются

с

достижениями

других

детей,

а

лишь

с

его

собственными;

- намеренно создаю ситуацию успеха: ребенку старшего возраста в трудном

для него задании предлагаю более простую деятельность;

- не прибегаю к негативным дисциплинарным методам, которые обижают,

пугают или унижают детей.

Каждый

педагог

вносит

в

педагогический

процесс

что-то

свое,

индивидуальное.

Педагогическая

индивидуальность

определяется

уровнем

осмысления

содержания

программы,

оснащением

педагогического

процесса,

условиями

в

которых

находятся

дети.

Поэтому

и

считается,

что

каждая

конкретная технология считается авторской.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является

позиция

ребенка

в

воспитательно-образовательном

процессе,

отношение

к

ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается

положения: «Не рядом, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка

как личности.

Личностно-ориентированные

технологии

ставят

в

центр

всей

системы

образования

и

воспитания

личность

ребенка,

обеспечение

ему

комфортных

условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных

условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность

ребенка в данной технологии не только субъект

3

, но и субъект приоритетный: она

3



Субъект в философии — носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как

того, на что направлены мысль или действие субъекта).

Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа ...

является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо

цели.



В раздел образования




Яндекс.Метрика