Напоминание

«Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе»


Автор: Олешко Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Населённый пункт: г.УФА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе»
Дата публикации: 12.01.2020
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс

На тему:

«Приемы рефлексии учащихся уроках в начальной школе»

ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

I.Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую

меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В

стандартах второго поколения особое внимание уделяется

А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить

собственное эмоциональное состояние при помощи тест –

полосок. Возьмите ту полоску, цвет которой Вам наиболее

импонирует и прикрепите её с помощью магнита к доске. А теперь

оцените своё состояние . И попробуем оценить состояние всей

аудитории. Цвет каких полосок преобладает?

Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня?

(ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы

участников мастер – класса)

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Психологи особо подчёркивают, что становление и

развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит

от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как

размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию

как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают

самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного

пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного,

понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с

зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,

сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как

это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая

классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно

проводить

в

начале

урока

с

целью

установления

эмоционального

контакта

или

в

конце

деятельности)

Что можно применять?

Это: карточки с изображением лица;

показ большого пальца вверх или вниз;

«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё

удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» -

плоховато;

«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

рефлексия деятельности

(это

вид

приемлем

на

этапе

проверки

домашнего

задания,

защите проектных работ; он даёт возможность осмысления

способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска

наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет

активность каждого ученика)

Какие варианты?

Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки

опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у

«человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;

верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё

удалось;

«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик,

были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1

ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

«Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке.

(показ «дерева успеха» используемого в классе)

Все

эти

варианты

целесообразнее

использовать

в

1-2

классах,

т.к.

дети

любят

играть,

любят

всё

я рк ое,

привлекающее внимание.

Но

ведь

ребёнок

должен

иметь

продвижение

в

своём

развитии.

И

в

рефлексивной

деятельности

есть

такое

продвижение.

рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания

содержания

пройденного,

эффективен

приём

незаконченного

предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У

ребёнка

есть

возможность

выбора

той

фразы,

которая

ему

необходима в данный момент:

Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи.

Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше

представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала

всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно

имеется «Карта рефлексии урока».

(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так

как оценка проводится не только личностью самой себя, но и

окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это

совместная

деятельность

учащихся

и

учителя,

позволяющая

совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность

каждого ученика.

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его

можно

выполнить

как

индивидуально,

так в парах и группах.

Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах.

А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи

«человечков» (они вложены в конверты).

У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился,

у «человечка» руки разведены в

стороны – неплохой вариант, у

«человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.

V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и

красная. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это

использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а

если это всё вас совсем не тронуло – покажите красную карточку.



В раздел образования




Яндекс.Метрика