Автор: Олешко Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Населённый пункт: г.УФА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе»
Раздел: начальное образование
Мастер-класс
На тему:
«Приемы рефлексии учащихся уроках в начальной школе»
ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:
I.Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую
меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В
стандартах второго поколения особое внимание уделяется
А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас оценить
собственное эмоциональное состояние при помощи тест –
полосок. Возьмите ту полоску, цвет которой Вам наиболее
импонирует и прикрепите её с помощью магнита к доске. А теперь
оцените своё состояние . И попробуем оценить состояние всей
аудитории. Цвет каких полосок преобладает?
Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня?
(ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы
участников мастер – класса)
III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Психологи особо подчёркивают, что становление и
развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит
от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как
размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию
как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают
самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного
пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного,
понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с
зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку,
сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как
это принято считать, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая
классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно
проводить
в
начале
урока
с
целью
установления
эмоционального
контакта
или
в
конце
деятельности)
Что можно применять?
Это: карточки с изображением лица;
показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё
удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» -
плоховато;
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
рефлексия деятельности
(это
вид
приемлем
на
этапе
проверки
домашнего
задания,
защите проектных работ; он даёт возможность осмысления
способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска
наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет
активность каждого ученика)
Какие варианты?
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки
опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у
«человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё
удалось;
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик,
были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1
ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
«Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке.
(показ «дерева успеха» используемого в классе)
Все
эти
варианты
целесообразнее
использовать
в
1-2
классах,
т.к.
дети
любят
играть,
любят
всё
я рк ое,
привлекающее внимание.
Но
ведь
ребёнок
должен
иметь
продвижение
в
своём
развитии.
И
в
рефлексивной
деятельности
есть
такое
продвижение.
рефлексия содержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания
содержания
пройденного,
эффективен
приём
незаконченного
предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У
ребёнка
есть
возможность
выбора
той
фразы,
которая
ему
необходима в данный момент:
Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи.
Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше
представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала
всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно
имеется «Карта рефлексии урока».
(показ «Карты рефлексии урока», используемой в классе)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так
как оценка проводится не только личностью самой себя, но и
окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это
совместная
деятельность
учащихся
и
учителя,
позволяющая
совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность
каждого ученика.
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его
можно
выполнить
как
индивидуально,
так в парах и группах.
Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах.
А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи
«человечков» (они вложены в конверты).
У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился,
у «человечка» руки разведены в
стороны – неплохой вариант, у
«человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и
красная. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это
использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а
если это всё вас совсем не тронуло – покажите красную карточку.