Автор: Бочарова Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №25
Населённый пункт: Ставропольский край, ст. Расшеватская
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Огонь-враг или друг»
Раздел: дошкольное образование
МДОУ детский сад №25 «Ромашка»
Занятие Художественно-эстетическое развитие
«Огонь-враг или друг» старшая группа
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Бочарова Г.М.
Цель: Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования-энкаустикой.
Углубление и систематизация знаний детей о пользе и вреде огня,
знакомство с причинами возникновения пожара, его последствиями,
правилами пожарной безопасности, со средствами тушения пожара.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с новой техникой рисования с помощью утюга –энкаустикой.
Продолжать знакомить с теплыми и холодными цветами, с формой и
композицией
Продолжать знакомить детей с экспериментально – опытнической
деятельностью.
Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Учить детей бережно относиться к природе.
Развивающие:
Развивать творческие способности дошкольников
Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, художественный и
эстетический вкус;
Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от
простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов
изображения к более сложным);
Развивать желание создавать коллективные работы.
Формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику
страха перед огнем.
Практические:
Учить технике нетрадиционного рисования утюгом.
Учить элементарным действиям при обнаружении очага возгорания.
Методические приемы:
Решение проблемных ситуаций, придание личностной значимости
предстоящей деятельности, приемы активизации самостоятельного
мышления детей, экспериментирование, поисковая деятельность,
сюрпризный момент, эвристическая беседа.
Оборудование
- интерактивная доска;
- костер (бутофория);
- колокольчик;
- утюг;
- восковые мелки;
- бумажные полотенце;
- лист картона;
- воздушный шарик красного цвета;
- письмо;
- каминные спички;
- свечи с подсвечниками;
- прозрачные емкости с водой, снегом, песком, землей;
- кукла – домовенок Непослуха.
- сова (игрушка)
Ход деятельности:
Музыкальная фонограмма. Сбор детей. Психологический настрой .
Воспитатель.
- Колокольчик мой, звени,
Всех ребят ко мне зови!
Дети подбегают к воспитателю.
Вводно-организационный этап.
Воспитатель.
- Становитесь, дети, в круг.
(Дети становятся в круг)
- Встали дети, встали в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
У меня отличное настроение, а у вас?
Воспитатель.
- Ребята, вы чувствуете какой-то резкий запах в нашей группе? Чем же
пахнет?
- Посмотрите, к нам прилетел красный воздушный шар. Красный цвет – цвет
опасности! А здесь письмо. Вот откуда этот запах! Письмо-то обгорело! Что
же тут написано?
Воспитатель читает: ПОМОГИТЕ!!!
- Кому- то нужна наша помощь.
Актуализация темы.
Воспитатель.
- Непослуха снова попала в беду и её надо спасать. Ребята, поможем
Непослухе?
Дети становятся друг за другом и шагают за воспитателем.
Вместе:
- Мы спасателей отряд,
Эй, ребята, стройся в ряд!
Непослуху мы найдём,
Из беды её спасем!
Слайд№2
Воспитатель.
- Мы пришли на лесную полянку! Птицы поют! Как хорошо в лесу! Но, где
же Непослуха, да и костёр здесь разводил кто-то. А разве можно разводить
костер в лесу? Почему? Конечно, нельзя, ведь это может привести к пожару.
И тогда погибнет лес и его обитатели. Неполуха-а-а, Непослуха-а-а
(воспитатель ищет Непослуху, находит)
Воспитатель.
- Непослуха, что с тобою случилось? Почему у тебя рука забинтована?
Непослуха:
- Решила я поиграть в пожарного. Взяла спички и развела маленький костёр, а
потом стала его рукой тушить, тушить, тушить…
Воспитатель:
- Ой, Непослуха! Ты нас пугаешь, разве можно играть со спичками? Ребята,
расскажите, что может случиться, если дети играют со спичками?
Непослуха:
- Да, пожар и случился, я даже руку себе обожгла.
Да кто придумал –этот огонь и зачем он нужен?
Воспитатель.
- Ребята, а вы знаете, зачем нужен огонь?
Расскажите Непослухе.
Воспитатель.
- Правильно вы сказали.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Воспитатель.
Огонь всегда таит в себе опасность. Выйдя из-под контроля, он становится не
друг, а враг. Даже можно сказать страшное чудовище, сжигающее порой
целые города и леса. И тогда приходит беда.
Непослуха:
- Но если вдруг пришла беда, что же делать мне тогда? Как огонь мне
потушить?
Воспитатель.
- Сложный вопрос! Ребята, у кого же можно спросить?
Ребята, давайте поможем лесным жителям спасти лес от пожаров. Для этого
нам нужно нарисовать запрещающий знак «Разведение огня в лесу
запрещается».
Только рисовать мы будем не кистью и не карандашом, а утюгом и
восковыми мелками - этот способ рисования очень древний.
Им пользовались греки, римляне и египтяне ещё 5веков до нашей эры
называется этот способ- энкаустика.
Но сначала, я хочу вас предупредить!
Помните!
1.Утюг это не игрушка - включать его самостоятельно строго запрещается.
2.Рисовать с помощью утюга можно только с взрослыми.
3.Включенный утюг - горячий, поэтому нанося восковые мелки на
поверхность нужно быть аккуратным.
4.Не прикасайтесь к подошве утюга руками.
5.Рисовать будем все вместе, не толкайтесь.
Слайд№3
Ход
1.Включаем утюг на минимальную мощность.
2. Работать нужно очень быстро, потому что мелки быстро плавятся
3.Изображать костер мы будем в центре круга. Почему круг с красным
ободком потому, что так обозначаются запрещающие знаки .
4. Давайте посмотрим, какой формы подошва утюга? Он похож на языки
костра? Значит, подошва утюга будет языком костра.
5.А какие цвета мы возьмем для изображения .
6.Вы знаете теплые цвета, цвета огня. Красный, оранжевый и желтый цвет.
7.Закрашиваем поверхность утюга красной, оранжевой, желтой краской.
8.В центре языка огня прорисовываем голубым цветом пламя в костре.
9. Используя приём оттиска, имитируем огонь.
10.Очищаем утюг салфетками
11. Запрещающий знак готов.
Воспитатель.
- Молодцы! Вы настоящие друзья природы. Этот знак можно повесить в лесу
и все будут знать, что разводить костер в лесу нельзя.
Слайд№4
Воспитатель.
- За то, что мы помогли лесным жителям спасти лес от огня, они
приготовили для нас сюрприз. (дети берут емкости с водой, песком, землей, и
снегом)
-Ребята, а как вы думаете землей, песком, водой и снегом можно потушить
огонь.(ответы детей)
-А я предлагаю это проверить в лаборатории тетушки Совы, есть такая
лаборатория где можно проводить эксперименты. Давайте туда отправимся?
Воспитатель.
Дети становятся друг за другом и шагают за воспитателем по кочкам.
- По кочкам мы пройдём, к тётушке Сове придем.
Практическая работа: опытническая экспериментальная деятельность.
Слайд№5
Воспитатель.
- Ребята, мы попали в лабораторию.
Здравствуй, тётушка Сова!
Тётушка Сова приготовила для нас свечи, зажжём их?
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажигаем свечи, что видим?
- Вспомните слова, которые вы знаете про огонь. Какой огонь?
Воспитатель.
- Вот каким разным бывает огонь. Но если огонь становится опасен, что надо
делать? Давайте теперь и проверим, можно ли потушить огонь песком,
землёй, водой, снегом.
Опыты с огнем.
Дети делают вывод о том, чем можно тушить огонь. Непослуха предлагает
неправильный вариант, дети его поправляют.
Воспитатель.
- Спасибо тебе, тётушка Сова, за мудрые советы. Теперь дети знают, чем
можно потушить огонь.
Воспитатель.
- Вот и закончилось наше путешествие. Давайте отправимся в обратный путь
Мы спасателей отряд,
Эй ребята стройся в ряд
- По дорожке мы пойдем, и домой мы попадем.
Дети становятся друг за другом и шагают за воспитателем по дорожке
Подведение итогов.
Слайд№6
Вам понравилось? Чем мы сегодня занимались? Вспомните, кому помогали?
Почему у нас все получилось, всё нам удалось? А какие правила пожарной
безопасности мы с вами должны знать?
Нужно твердо знать такие правила:
Нельзя играть с огнем,
Огонь не игрушка!
Молодцы ребята, теперь вы знаете, что огонь бывает добрый и злой!
Я очень рада, что мы с вами совершили столько нужных дел и открытий, хочу
поблагодарить вас и вручить вам на память о нашей встрече медали «Юные
пожарные».