Напоминание

"Роль концертмейстера в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя"


Автор: Михеева Елена Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль концертмейстера в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль концертмейстера в профессиональной подготовке музыканта-

исполнителя.

Михеева Елена Викторовна,

концертмейстер оркестрового отделения ДШИ № 8 и кафедры духовых и

ударных инструментов СГИИ имени Дмитрия Хворостовского.

«Искусство аккомпанемента является

широко распространенной областью деятельности пианиста,

не менее важной по своему художественному значению,

чем деятельность солиста, певца или инструменталиста»

(Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения)

Аннотация: статья посвящена анализу совместной работы концертмейстера

и ученика.

Ключевые

слова:

концертмейстер,

аккомпанемент,

ансамбль,

струнные

инструменты, духовые инструменты.

Не смотря на распространённое мнение о том, что концертмейстер-это

человек, выполняющий функцию лишь музыкального фона, можно смело

утверждать,

что

концертмейстер

-

это,

своего

рода,

второй

педагог

для

ученика.

Ведь

деятельность

концертмейстера

предполагает

не

только

сопровождение солиста и создание гармонического фона, но и направление

ученика, объяснение ему технических и творческих задач. Так,

пианист,

1

педагог и композитор Евгений Михайлович Шендерович в своей работе «В

концертмейстерском

классе.

Размышления

педагога»

отметил, ч т о в

деятельно сти

концертмейстера

объединяются

п е д а го г и ч е с к и е ,

психологические, творческие функции. И, действительно, эти три функции

являются

основополагающими

в

работе

концертмейстера

с

учениками.

Педагогическую функцию концертмейстер выполняет в отсутствии педагога,

объясняя

ученику

технические

и

музыкальные

задачи;

психологическая

функция является одной из важных, так как ученику, особенно на этапе

обучения

в

музыкальной

школе

нужна

поддержка,

в

том

числе

при

выступлениях

на

музыкальных

конкурсах;

творческая

функция

подразумевает

объяснение

ученику

музыкальных

образов,

попытки

совместными усилиями подойти к изучению какого-либо произведения с

эмоциональной стороны.

Наряду с этим крайне важно, чтобы концертмейстер знал специфику

инструмента,

на

котором

играет

музыкант.

Ведь

в

отсутствии

педагога

концертмейстеру

необходимо

акцентировать

внимание

на

ошибках

исполнителя,

попытаться

их

устранить.

Моя

работа

концертмейстером

предполагает знание специфики как струнных, так и духовых инструментов.

Скрипка, флейта, кларнет очень мелодичные инструменты, одновременно с

этим

и

достаточно

виртуозные,

что

требует

от

концертмейстера

неоднообразного

характера

исполнения.

В

данной

статье

хотелось

бы

остановиться на работе с этими инструментами. Помимо специфики самого

инструмента для объяснения какого-либо материала, необходимо знать также

и

специфику

непосредственно

исполнения

на

инструменте.

Это

штрихи,

особенности звукоизвлечения и т.д. Так, например, при работе с учеником,

играющим

на

скрипке,

концертмейстер

способен

провести

урок

без

преподавателя, если он знает специфику исполнения на этом инструменте.

Концертмейстер

может

давать

указания,

касаемо

динамики,

штрихов,

распределения смычка, правильной постановки рук и инструмента. То же

2

можно

сказать

и

про

работу

с

учениками,

играющими

на

духовых

инструментах. В отсутствии педагога следует работать с исполнителем над

дыханием,

правильной

артикуляцией,

верной

постановкой

амбушюра.

Зачастую, бывает так, что концертмейстер может донести до ученика какую-

либо информацию, которую исполнитель не понимал ранее, при работе с

педагогом.

Конечно же, особое внимание этим вещам следует уделять на первых

порах обучения музыкантов. Как правило, акценты на постановке и приёмах

игры концертмейстер делает на этапе обучения детей в музыкальной школе.

Дальнейшее обучение в музыкальном колледже и институте предполагает

работу

в

основном

над

фактурой

и

образностью

произведения.

Николай

Крючков

в

работе

«Искусство

аккомпанемента

как

предмет

обучения»

подметил,

что на

аккомпаниаторе

лежит

ответственная

художественная

задача в создании общего движения исполняемого произведения, сохранении

его живого пульса. Без сомнения, нельзя не согласиться с его словами. Ведь

концертмейстер - это движение, ритм, пульсация. Концертмейстер может

«подтолкнуть»

исполнителя

к

более

эмоциональной

игре.

Задача

аккомпаниатора также заключается и в том, чтобы помочь исполнителю более

глубоко прочувствовать произведение, разделить с музыкантом все эмоции.

Одной

из

самых

важных

составляющих

в

работе

с

учеником

над

произведением

является

такое

понятие

как

«ансамбль».

Здесь

роль

концертмейстера

важна

настолько,

что

её

трудно

переоценить.

Игра

в

ансамбле - это, пожалуй, самое сложное, что может быть в работе музыканта-

исполнителя и концертмейстера. Тут должно быть полное взаимопонимание в

музыкальном плане. Игра с концертмейстером очень помогает исполнителю в

дальнейшем, так как в период обучения концертмейстер выполняет функцию

оркестра.

А

ведь

это

очень

важно

для

последующей

профессиональной

деятельности музыканта. Ученик приобретает навык ритмической игры, а

также способность слышать не только свой инструмент, но и гармонический

3

фон, функцию которого выполняет фортепиано. Помимо этого музыкант,

работая в ансамбле с концертмейстером, развивает навыки интонирования,

без которых просто невозможно в дальнейшем работать в оркестре.

Таким

образом,

роль

концертмейстера

в

профессиональной

подготовке

музыканта-исполнителя

очень

велика.

Работая

в

ансамбле

с

концертмейстером, музыкант набирается опыта, воспитывает в себе навыки

для дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности. В период

обучения,

концертмейстер

помогает

постепенно

погружаться

в

фактуру

оркестрового

звучания,

одновременно

с

этим

поясняя

ученику

задачи

музыкального и технического характера.

Используемая литература

Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музгиз,

1961

Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.:

Музыка, 1996

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика