Напоминание

"Страна Лего"


Автор: Самусевич Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1155
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Страна Лего"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дополнительная общеразвивающая программа

«СТРАНА ЛЕГО»

Программа рассчитана на детей: 5 - 7 лет.

Направленность: познавательное развитие.

Уровень программы: начальный.

Возраст учащихся: старший дошкольный.

Срок реализации программы: 1 год.

Автор – составитель:

Самусевич Татьяна Викторовна

Педагог дополнительного образования

Пояснительная записка.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и

творческие люди, способные к саморазвитию.

Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.

Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты

становления личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не

каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой

игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с

мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет

представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти

готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же

много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и

философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является

микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых,

только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок

может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как

изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности,

без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и

работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-

потребителей, а не детей-творцов».

Конструктор «LEGO» открывает ребенку новый мир. Ребенок не

потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Конструирование как

излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма

полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и

интеллектуальным развитием ребенка.

Учёными доказано, что развитие памяти, логического мышления,

внимания и связной речи очень тесно связано с развитием мелкой моторики

пальцев рук. Движения пальцев рук имеют большое значение для овладения

письмом. Если скорость движения пальцев рук замедлена, то и нарушается

точность движений. Уровень развития мелкой моторики – это один из

показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Конструирование – имеет большое значение для обучения и воспитания

детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию, зрительного

восприятия. Памяти, образного мышления, привитию ручных навыков и умений,

так необходимых для успешного обучения в школе. Кроме того, актуальность

конструктора «LEGO» – технологии и робототехники значима в свете внедрения

ФГОС, так как:

– являются великолепным средством для интеллектуального развития

дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей

(познание, коммуникация, труд, социализация);

– позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие

дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

– формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-

активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

– объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,

предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой

собственный мир, где нет границ.

Новизна программы.

LEGO – конструирование – это один из видов образовательной области

«Познание», раздела «Конструирование», в котором из «LEGO» – конструктора

создаются объёмные фигурки и целые композиции.

Конструирование – один из излюбленных видов деятельности не только

детей, но и взрослых, так как это увлечение приносит удовольствие и пользу для

здоровья: активизируется работа пальцев рук и мозга. Отличительной

особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как

правило, конструирование завершается игровой деятельностью. На сегодняшний

день, LEGO – конструкторы активно используются воспитанниками в игровой

деятельности.

Созданные LEGO – постройки дети используют в сюжетно – ролевых

играх, в играх-театрализациях, используют LEGO – элементы в дидактических

играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с

окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных

игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои

конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами,

инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные

навыки, синхронизируется работа обеих рук.

Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и,

в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и

вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO –

конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр

малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук.

Цель программы:

- расширение кругозора; (образовательная)

- формирование творческо-конструктивных способностей, умение

планировать свою деятельность, предвидеть результат; (развивающие)

- формирование познавательной активности дошкольников посредством

образовательных конструкторов; (воспитательные)

- воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми;

- воспитывать культуру речевого общения с детьми и взрослыми;

- приобщать к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за

результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Обучающие задачи:

·

Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет,

выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь

между их назначением и строением.

·

Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание

трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной

целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.

Развивающие

задачи:

·

Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию,

творческую инициативу, самостоятельность.

·

Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

·

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к

техническому творчеству.

·

Развивать мелкую моторику рук.

·

Развивать память, внимание.

·

Развивать

умение

творчески

подходить

к

решению

задач,

анализировать

ситуацию, находить ответы на вопросы.

·

Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе

создания коллективной постройки.

·

Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна,

продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.

Воспитательные задачи:

·

Воспитывать толерантность друг к другу.

·

Воспитывать ответственность при выполнении работ.

·

Соблюдать правила техники безопасности.

·

Воспитывать умение организовывать своё рабочее место, убирать за собой.

·

Воспитывать у детей интерес к LEGO – конструированию.

Разнообразие конструкторов «LEGO» позволяет заниматься с детьми разного

возраста и различных образовательных возможностей.

Условия реализации программы.

Место проведения кружка: группа.

Оборудование помещения: столы, стулья, стеллажи для контейнеров с

конструктором, конструктор.

Техническое оснащение: ноутбук, диапроектор, экран.

Наличие наглядно – иллюстративного и дидактического материала:

- методические разработки занятий;

- учебные и методические пособия;

- технологические схемы;

- фотографии;

- образцы конструкций.

Материал: конструктор «LEGO».

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

Периодичность занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня.

Длительность занятий: 25 – 30 минут в зависимости от возраста детей.

Форма организации занятий:

подгрупповая (группа комплектуется по

возрастному принципу), оптимальное количество детей в группе 10 человек;

совместная деятельность с детьми.

Методы, используемые для реализации программы:

·

Наглядные (показ и рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические

игры, организация выставок, личный пример взрослых);

·

Словесные (загадки, беседы, дискуссии, моделирование ситуации);

·

Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность

(опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации).

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

·

личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);

·

природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

·

сотрудничества;

·

систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

·

«от простого – к сложному».

В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:

·

основные детали LEGO – конструктора (назначение, особенности);

·

простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность

соединения, виды соединения деталей механизма);

·

виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное

соединение деталей;

·

технологическую последовательность изготовления несложных

конструкций.

Уметь:

·

осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду

и цвету);

·

конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления

конструкции;

·

конструировать по образцу;

·

с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую

практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной

практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в

конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

·

Формы учебной работы:

1.

Занятия.

2.

Фотовыставка работ.

3.

Презентация результатов работы.

Учебно – тематический план.

№ темы месяц

Название темы

Количество часов

Октябрь 1.

Введение

1

2.

«Изгибающаяся змейка»

1

3.

«Цифры»

1

4.

«Самолет»

1

Ноябрь 5.

«Подъёмный кран»

1

6.

«Деревья и кусты»

1

7.

«Домик»

1

8.

«Птицы»

1

Декабрь 9.

«Кот»

1

10.

«Собака»

1

11.

«Жираф»

1

12.

«Лошадка»

1

13.

«Новогодняя ёлка»

1

Январь 14.

«Олень»

1

15.

«Слон»

1

16.

«Машина»

1

Февраль 17.

«Светофор»

1

18.

«Вертолет»

1

19.

«Корабль»

1

Март 20.

«Мебель»

1

21.

«Верблюд»

1

22.

«Динозавр»

1

23.

«Носорог»

1

24.

«Бабочка»

1

Апрель 25.

Создание модели любимого животного

1

26.

«Ракета»

1

27.

«Вездеход»

1

28.

«Робот»

1

Май 29.

«Качели»

1

30.

«Лодка»

1

31.

«Цветы на поляне»

1

32.

«Создание моделей по замыслу»

1

В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе и

перераспределение часов по темам, включённым в план.

Методической основой программы являются:

методические разработки Л. Г. Комаровой «Строим из Lеgo» (моделирование логических

отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego), («ЛИНКА – ПРЕСС»,

2001.)

Л. И. Тихонова. Н. А. Селиванова. Методическое пособие «В играх с

LEGO – КОНСТРУКТОРОМ», (Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.)



В раздел образования




Яндекс.Метрика