Автор: Самусевич Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1155
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Страна Лего"
Раздел: дошкольное образование
Дополнительная общеразвивающая программа
«СТРАНА ЛЕГО»
Программа рассчитана на детей: 5 - 7 лет.
Направленность: познавательное развитие.
Уровень программы: начальный.
Возраст учащихся: старший дошкольный.
Срок реализации программы: 1 год.
Автор – составитель:
Самусевич Татьяна Викторовна
Педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и
творческие люди, способные к саморазвитию.
Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.
Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты
становления личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не
каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой
игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с
мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет
представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти
готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же
много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и
философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является
микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых,
только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок
может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как
изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности,
без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и
работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-
потребителей, а не детей-творцов».
Конструктор «LEGO» открывает ребенку новый мир. Ребенок не
потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Конструирование как
излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма
полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и
интеллектуальным развитием ребенка.
Учёными доказано, что развитие памяти, логического мышления,
внимания и связной речи очень тесно связано с развитием мелкой моторики
пальцев рук. Движения пальцев рук имеют большое значение для овладения
письмом. Если скорость движения пальцев рук замедлена, то и нарушается
точность движений. Уровень развития мелкой моторики – это один из
показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Конструирование – имеет большое значение для обучения и воспитания
детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию, зрительного
восприятия. Памяти, образного мышления, привитию ручных навыков и умений,
так необходимых для успешного обучения в школе. Кроме того, актуальность
конструктора «LEGO» – технологии и робототехники значима в свете внедрения
ФГОС, так как:
– являются великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей
(познание, коммуникация, труд, социализация);
– позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
– формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-
активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
– объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой
собственный мир, где нет границ.
Новизна программы.
LEGO – конструирование – это один из видов образовательной области
«Познание», раздела «Конструирование», в котором из «LEGO» – конструктора
создаются объёмные фигурки и целые композиции.
Конструирование – один из излюбленных видов деятельности не только
детей, но и взрослых, так как это увлечение приносит удовольствие и пользу для
здоровья: активизируется работа пальцев рук и мозга. Отличительной
особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как
правило, конструирование завершается игровой деятельностью. На сегодняшний
день, LEGO – конструкторы активно используются воспитанниками в игровой
деятельности.
Созданные LEGO – постройки дети используют в сюжетно – ролевых
играх, в играх-театрализациях, используют LEGO – элементы в дидактических
играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с
окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных
игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои
конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами,
инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные
навыки, синхронизируется работа обеих рук.
Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и,
в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и
вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO –
конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр
малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук.
Цель программы:
- расширение кругозора; (образовательная)
- формирование творческо-конструктивных способностей, умение
планировать свою деятельность, предвидеть результат; (развивающие)
- формирование познавательной активности дошкольников посредством
образовательных конструкторов; (воспитательные)
- воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру речевого общения с детьми и взрослыми;
- приобщать к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за
результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Обучающие задачи:
·
Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет,
выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь
между их назначением и строением.
·
Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.
Развивающие
задачи:
·
Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию,
творческую инициативу, самостоятельность.
·
Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
·
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к
техническому творчеству.
·
Развивать мелкую моторику рук.
·
Развивать память, внимание.
·
Развивать
умение
творчески
подходить
к
решению
задач,
анализировать
ситуацию, находить ответы на вопросы.
·
Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе
создания коллективной постройки.
·
Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна,
продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.
Воспитательные задачи:
·
Воспитывать толерантность друг к другу.
·
Воспитывать ответственность при выполнении работ.
·
Соблюдать правила техники безопасности.
·
Воспитывать умение организовывать своё рабочее место, убирать за собой.
·
Воспитывать у детей интерес к LEGO – конструированию.
Разнообразие конструкторов «LEGO» позволяет заниматься с детьми разного
возраста и различных образовательных возможностей.
Условия реализации программы.
Место проведения кружка: группа.
Оборудование помещения: столы, стулья, стеллажи для контейнеров с
конструктором, конструктор.
Техническое оснащение: ноутбук, диапроектор, экран.
Наличие наглядно – иллюстративного и дидактического материала:
- методические разработки занятий;
- учебные и методические пособия;
- технологические схемы;
- фотографии;
- образцы конструкций.
Материал: конструктор «LEGO».
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).
Периодичность занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий: 25 – 30 минут в зависимости от возраста детей.
Форма организации занятий:
подгрупповая (группа комплектуется по
возрастному принципу), оптимальное количество детей в группе 10 человек;
совместная деятельность с детьми.
Методы, используемые для реализации программы:
·
Наглядные (показ и рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические
игры, организация выставок, личный пример взрослых);
·
Словесные (загадки, беседы, дискуссии, моделирование ситуации);
·
Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность
(опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации).
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
·
личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
·
природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
·
сотрудничества;
·
систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
·
«от простого – к сложному».
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
·
основные детали LEGO – конструктора (назначение, особенности);
·
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность
соединения, виды соединения деталей механизма);
·
виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное
соединение деталей;
·
технологическую последовательность изготовления несложных
конструкций.
Уметь:
·
осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду
и цвету);
·
конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления
конструкции;
·
конструировать по образцу;
·
с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной
практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в
конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
·
Формы учебной работы:
1.
Занятия.
2.
Фотовыставка работ.
3.
Презентация результатов работы.
Учебно – тематический план.
№ темы месяц
Название темы
Количество часов
Октябрь 1.
Введение
1
2.
«Изгибающаяся змейка»
1
3.
«Цифры»
1
4.
«Самолет»
1
Ноябрь 5.
«Подъёмный кран»
1
6.
«Деревья и кусты»
1
7.
«Домик»
1
8.
«Птицы»
1
Декабрь 9.
«Кот»
1
10.
«Собака»
1
11.
«Жираф»
1
12.
«Лошадка»
1
13.
«Новогодняя ёлка»
1
Январь 14.
«Олень»
1
15.
«Слон»
1
16.
«Машина»
1
Февраль 17.
«Светофор»
1
18.
«Вертолет»
1
19.
«Корабль»
1
Март 20.
«Мебель»
1
21.
«Верблюд»
1
22.
«Динозавр»
1
23.
«Носорог»
1
24.
«Бабочка»
1
Апрель 25.
Создание модели любимого животного
1
26.
«Ракета»
1
27.
«Вездеход»
1
28.
«Робот»
1
Май 29.
«Качели»
1
30.
«Лодка»
1
31.
«Цветы на поляне»
1
32.
«Создание моделей по замыслу»
1
В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе и
перераспределение часов по темам, включённым в план.
Методической основой программы являются:
методические разработки Л. Г. Комаровой «Строим из Lеgo» (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego), («ЛИНКА – ПРЕСС»,
2001.)
Л. И. Тихонова. Н. А. Селиванова. Методическое пособие «В играх с
LEGO – КОНСТРУКТОРОМ», (Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.)