Напоминание

Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»


Автор: Федянина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 44
Населённый пункт: город Владивосток , Приморский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




педагогический опыт

«Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей

дошкольного

возраста»

воспитателя МБДОУ « детский сад № 44 «Любознайка»

Федяниной Светланы Владимировны

« Дайте же детям играть, пока игра их радует,

влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е.А. Покровский

Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого

периода;

ведь

она

есть

произвольное

изображение

внутреннего

мира,

изображение

его

по

его

собственной

необходимости

и

потребности,

что

выражается

уже

самим

словом.

Игра

-

самое

чистое

и

самое

духовное

проявление

человека

на

этой

ступени,

и

в

то

же

время

она

является

праобразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной

естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра

порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с

миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.

Именно поэтому, решая, сегодня социально- личностные задачи воспитания,

необходимо опираться

на разумное и нравственное в человеке, помочь

каждому

воспитаннику

определить

ценностные

ориентиры

собственной

жизнедеятельности,

обрести

чувство

ответственности

за

сохранение

моральных основ общества и обеспечить всестороннее развитие личности

ребенка в целом.

В связи с этим необходимо посредством игры с раннего детства обучать

детей правилам культурного поведения и общения, восприятия окружающего

мира и его познания. И в этом поможет – игра.

Актуальность и перспективность опыта

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою

роль в той или иной игре. И как же хочется детям быть похожими на героев

сказок, совершать их подвиги. И дети, играя, представляют, что они сильные,

смелые, умелые, что и придает им сил для новых открытий.

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем

помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить

игра. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским

сердцем.

Поэтому

роль

игры

во

всестороннем

развитии

ребенка

-

дошкольника очень важна.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире

взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром,

учитывая

гуманистические традиции человеческого общества. И начинать

эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще

самобытна

и

не

закомплексована условностями бытия. Учитывая реалии

современного

общества,

важно

сформировать

у

ребенка

такие

качества,

которые

будут

необходимы

ему

для

благополучной

адаптации

в

новом

детском

коллективе

школе),

которые

помогут

решить

жизненные

проблемы,

возникающие

в

общении

со

сверстниками,

противостоять

отрицательному примеру в поведении.

Поэтому, одним

из

главных

средств

решения воспитательных

задач

заключается в формировании у детей уверенности в себе и в своих силах, а

также позитивного отношения к себе и окружающему миру.

В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения, так

как

ФГОС

требует

уделять

самое

главное

внимания

именно

игровой

деятельности

совместно

с

детьми,

а

не

чрезмерно

увлекаться

пассивно

обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями детских

игр. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в её

ходе

дети

сами,

добровольно

подчиняются

определённым

правилам,

открытым или заданным ролью. Это практически единственная область, где

дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в

тоже время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя,

понимать окружающих, что делать, и действовать правильно.

Сегодня

стоит

острая

проблема,

связанная

с

организацией

игровой

деятельности

современных

детей.

Дети

избалованы

изобилием

и

разнообразием

игр

и

игрушек,

которые

не

всегда

несут

в

себе

нужную

психологическую и педагогическую информацию. Куклы , роботы, монстры,

киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и

социальное

развитие

личности.

Поэтому

от

педагога

требуется

умение

ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между

желанием

ребенка

и

пользой

для

него,

больше

уделяя

внимание

нетрадиционным

методам

и

приёмам

в

развитии

игровой

деятельности,

способствуя адекватной социализации ребенка.

А как воспитать активную, творческую личность, способную понимать и

любить окружающий мир, взаимодействовать с социумом.

Так определилась цель реализации данного опыта: всестороннее развитие

личности ребенка дошкольного возраста через приобщение к миру игры.

Мною была разработана система воспитательно – образовательной работы

по данной цели. Предлагаемая система позволила решать следующие

задачи:

1. Игра неразрывно связана с развитием речи детей.

2. Игра способствует развитию познавательных интересов.

3. Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний.

4. Оказывает влияние на поведение ребенка.

5.

Во спитывает

т акие

чувства

как:

о т в е т с т в е н н о с т и ,

добросовестности, смелости, организованности, чуткости и т.д. То

есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону

поведения детей.

Система позволяет способствовать всестороннему развитию детей через

игровую деятельность. Большое разностороннее влияние игр на личность

ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое

педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы

педагогического и психологического плана.

Анализируя

свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с

социумом – это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим

собой.

Выходя

из

этого,

главным

средством

воспитательных

задач

является

формирование у детей уверенности в себе.

ИГРА

динамична

там,

где

руководство

направлено

на

поэтапное

её

формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное

развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень

важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе

игровые

действия

приобретают

особую

эмоциональную

окраску.

Иначе

обучение

игре

становится

механическим.

Развитие

ребёнка

в

игре

происходит,

прежде

всего,

за

счёт

разнообразной

направленности

её

содержания.

Игра,

с

одной

стороны,

создаёт

зону

ближайшего

развития

ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды

деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески,

произвольно управлять своим поведением. Игровая деятельность помогает

ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Игра

в

детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях.

В процессе игровой деятельности, у ребят формируется: самостоятельность,

активность, яркость в воображении.

Ведущая педагогическая идея опыта,

условия возникновения, становления опыта

В ряде научных публикаций, многочисленных исследований по проблеме

игровой деятельности в развитии личности ребенка, многие проблемы не

изучены.

Еще

одним

условием

возникновения

опыта

для

успешной

реализации

содержания образования является внедрение инновационных технологий на

основе ФГОС в образовательные области.

Реализация

этой

идеи

потребовала

создания

определённой

системы

работы по игровому воспитанию.

1. Одним

из

главных

условий

работы

по

теме

является

создание

развивающей

среды,

применение наглядного материала: картин, муляжей,

реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки,

логоритмических

упражнений

и

т.д.,

поскольку

основой

содержания

познавательной

деятельности

детей

является

чувственное

познание

-

реализуемое в процессе игры;

2.Диагностика;

3.Наблюдение за тем как меняется отношение детей к социуму;

4.Анкетирование родителей.

В работе показано, что всестороннее развитие личности у детей успешно

достигается, определяется роль педагога как руководителя формирования

разнообразных

качеств

личности,

прослеживается

инт е гра ция

образовательных областей.

Организацией работы с детьми являются следующие принципы:

Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию

ребенка,

учесть

его

точку

зрения,

не

игнорировать

его

чувства,

эмоции,

видеть в ребенке полноценного партнера.

Принцип

дифференциации,

т.

е.

создание

оптимальных

условий

для

самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний в игре

Принцип интегративности. В соответствие с этим принципом, добиваюсь

эмоционального благополучия ребенка в детском саду, так как это является

важнейшим

условием

его

ценностного

развития,

первых

творческих

проявлений и становления индивидуальности.

Принцип

системности.

Подразумевает

четко

спланированную

систему:

занятий,

игр,

индивидуальную

работу

объединенных

общей

целью,

проблемой.

Принцип по - этапности. Система строится на основе перехода от простого к

сложному, то есть каждый этап является базой для перехода к следующему.

Принцип доступности. Подразумевает подачу материала в понятной форме, с

учетом возрастных возможностей детей.

Теоретическая база опыта

Исследования

психологов

и

педагогов,

посвященные

влиянию

игровой

деятельности

на

развитие дошкольников, показывают, что необходимость

использования

игры

в

обучении

детей

дошкольного

возраста

истина

неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали

великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая

заслуга

в

разработке

проблемы

принадлежит

Е.

А.

Флериной,

Н.

П.

Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, и др.

Исследование

З.

М.

Богуславской,

специально

посвящённые

изучению

особенностей игровой деятельности дошкольников, показало, что интерес,

активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в

том

случае,

если

этот

познавательный

материал

включён

в

игровую,

п р а к т и ч е с к у ю

и л и

и з о б р а з и т е л ь н у ю

д е я т е л ь н о с т ь в

и г р е .

По словам Г.К. Селевко игра – это вид деятельности в условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором

складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Анализируя

исследования

учёных,

можно

сделать

вывод,

что

теоретический

аспект

проблемы

всестороннего

развития

дошкольников

в

процессе игровой деятельности освещён в литературе достаточно подробно,

практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Основная цель передового педагогического опыта всестороннее развитие

личности ребенка дошкольного возраста через приобщение к миру игры -

создание

условий

для

максимального

развития

логического

мышления

дошкольников.

Опыт

работы

по

данному

направлению опирается на

требования

«Программы

воспитания

и

обучения

в

детском

саду»

под

редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО

«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

– 321 с. В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

1.

обучать

детей

основным

логическим

операциям:

анализу,

синтезу,

сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению,

обобщению, умозаключениям;

2.

учить детей ориентироваться в пространстве;

3.

развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать,

доказывать;

4.

воспитывать

стремление

к

преодолению

трудностей,

уверенность

в

себе, желания прийти на помощь сверстнику;

5.

подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей

развития детей этого возраста.

Реализация опыта работы осуществлялась в 3 этапа:

1. Подготовительный этап. Осуществила:

1.

выявление исходного уровня развития логического мышления у детей

дошкольного

возраста.

На

этом

этапе

были

п од о б р а н ы

диагностические методики обследования детей.

2.

создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление уголка

«Развивающие

игры» в

соответ ствии

с

гигиениче скими

и

дидактическими требованиями

3.

педагогическое просвещение родителей. Включает в себя:

- коллективные и индивидуальные беседы;

- выставка методической литературы и пособий по теме опыта;

- анкетирование родителей по теме: «Познавательные способности вашего

ребенка посредством игры».

2. Основной этап.

Внедрение

системы

работы

по

использованию

дидактических

игр

в

развитии

логического

мышления

дошкольников

предполагает

следующие

мероприятия:

- составление перспективного плана работы по формированию логического

мышления

и

элементарных математических

представлений

у

детей

дошкольного возраста ;

- составление плана - схемы использования развивающих игр в совместной и

самостоятельной деятельности детей

- организация и проведение непосредственно образовательной деятельности

в течение учебного года

- систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам

деятельности.

- организация индивидуальной работы – в течение года;

3. Заключительный этап.

- подведение итогов и результатов работы;

-

обобщение

передового

педагогического

опыта

работы

по

теме:

«Формирование

основ

логического

мышления

у

детей

дошкольного

возраста»;

-

популяризация

передового

педагогического

опыта

и

практических

материалов среди педагогов и проведение консультации на Педагогическом

совете ДОУ по теме «Развивающие игры для гиперактивных детей»

В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:

1.

непосредственно образовательная деятельность;

2.

игровая деятельность;

3.

самостоятельная деятельность детей;

4.

рассматривание;

5.

чтение художественной литературы.

Подобраны

мною

подвижные

игры,

эстафеты,

игровые

задания,

игры

с

речитативами. Использовала игры-упражнения с элементами ритмической

гимнастики.

Движения

включали

элементы

народных,

эстрадных,

спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано

музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Проводила с

детьми дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, игры-упражнения, с

целью

развивать

внимание,

логическое

мышление,

память,

воображение.

Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации

такого

«часа»

являлся

«игровой

момент».

Организация

«игрового

часа»

предусматривала

творческий

подход:

могла

заменить

игру,

использовать

музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи,

использовать художественное слово и др. Всё это повысило интерес детей к

игре.

Большое

внимание

уделяла

подвижным

играм,

играм,

основанным

на

материале

русского

фольклора,

подвижным

музыкальным

играм,

театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились

более

выразительно

рассказывать

сказки,

стихи,

движениями

выражать

характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование

малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для хороводных,

народных

игр,

что

способствовало

воспитанию

детей

в

национальных

традициях.

Мною было проведено анкетирование среди родителей.

В своей работе с

родителями

определила

наиболее

приемлемые

формы

взаимодействия.

Старалась

не

ограничиваться

только

традиционными

формами

(беседы,

собрания) работы. Большой популярностью пользовались информационные

стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагала такие

консультации: «Чем и как занять ребёнка дома? », «Игры, которые развивают

мышление, память, воображение», «Развивающие игры и упражнения для

детей». Проводила устные дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра?

»,

«Игры

для

детей

на

все

времена».

Часто

проводила

анкетирование

родителей. . Предлагала родителям «деловые игры» с разбором проблемных

ситуаций по видеосъёмкам: «Во что любят играть ваши дети? », «Какие

игрушки нужны вашим детям? », «Кромешный мир компьютерных игр».

Были организованы для родителей «Дни открытых дверей» с просмотром и

проведением разнообразных игр, упражнений. Большое внимание уделяла

индивидуальной

работе

с

родителями.

Предлагала

памятки,

проводила

«душевные разговоры», причём темы выбирали сами родители через «Книгу

предложений».

Анализ результативности опыта

Результатом

проводимой

мною

работы

явилась

положительная

динамика

игровой

деятельности

детей.

Использование

нетрадиционных

игровых

методов

и

приёмов

с

дошкольниками

позволило

добиться

высоких

стабильных

результатов,

реализации

поставленных

задач.

Дети

стали

активны,

коммуникабельны

в

общении

со

сверстниками,

знакомыми

и

незнакомыми

в

различных

ситуациях

общения.

Научились

согласовывать

тему

игры,

договариваться

о

последовательности

совместных

действий,

налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали

больше проявлять творческую самостоятельность в игре.

Повысился

интерес

детей

к

играм,

что

подтверждает

эффективность

использования

нетрадиционных

методов

и

приёмов

в

развитии

игровой

деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми.

Представленный

опыт

доказывает,

что

необходимо

использовать

нетрадиционные

разнообразные

игровые

методы

и

приёмы,

которые

позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились

переносить

игровые

действия

с

одной

игрушки

на

другую.

Широко

использовала в своей работе игры-показы.

Результат опыта:

- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;

-

появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и

состояние детей;

- появилось осознанное поведение и общение в обществе.

- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Адресная направленность опыта

Представленный

инновационный педагогический

опыт

работы

вызывает

интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Опыт

работы

представлен единой

системой

работы

по

внедрению

проектной

деятельности

в

образовательный

процесс: мини-проектами,

конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением

элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям,

детскими

рисунками,

данными

внутреннего

мониторинга

развития

дошкольников.

Опытом

работы

могут

воспользоваться

в

практике воспитатели

дошкольных образовательных учреждений.

Консультация для родителей «Искусство

играть»

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть.

Детям нужны родители. Играйте с ребенком! Благодаря вам он научится

играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры. Если вы играете с

ребенком, он знает, что «играть интересно», что «маме (папе) со мной

интересно», и соответственно повышается его самооценка и развивается

любовь к игре. И потом, игра – это отличный способ хорошо узнать своего

ребенка, раскрыть его интересы.

Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть

с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно,

он думает, что «игра это не так интересно, раз мама (папа) так не любит» или

еще хуже: «наверно, со мной играть неинтересно». Это совсем не то, что нам

хотелось бы.

Второй принцип надо быть занудой. Если ребенок нечто и говорит, что

вертолет, а вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не

поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-

то деталь.

Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-

то интерес, лучше попробовать не много этот интерес, оживить, а не

перескакивать с одной игры на другую.

Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать.

Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень

радостно сознать, что то, что он делает, нравится маме и папе.

Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков.

Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего.

Восьмой принцип: игрушки надо нить. Если кубики разбросаны, куклы

сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок,

заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащил этот хлам –

покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет

обратно.

Девятый принцип: почаще проводить «ревизию» - нужно убирать сломанные

игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».

Десятый принцип: разнообразие игр. Сами подумайте, какие способности вы

хотели бы у него развивать. И не навязывайте то, что ему не нравится.

Консультация для родителей «Значение игры и игрушек в полноценном

развитии ребенка»

Вот уже два года малыш радует и удивляет окружающих каждым днем,

каждым мгновением своей жизни. Он растет и развивается, и задача

родителей – помочь ему в этом.

Конечно, ни о каких уроках, напоминающих школьные, с двухлетним

карапузом не может быть и речи. Все, что ребенку необходимо, он получает,

играя и общаясь с вами. Многие родители склонны недооценивать значение

игр для полноценного развития ребенка. Следует заметить, что это огромное

заблуждение. Для детей все, что вокруг, серьезно и интересно. Детки находят

массу информации и впечатлений, необходимых для роста и развития, из всех

жизненных ситуаций.

Маленький ребенок – неутомимый исследователь окружающего мира.

Каждую новую игрушку он внимательно разглядывает, пробует на вкус, на

ощупь, мнет, вертит, разбирает. Он совершенно неограничен в своем

стремлении узнавать новое или учиться чему-то – ведь пока это самое

главное в его жизни. Через игру малыш легко усваивает даже сложные

действия и понятия.

Наименование игрушек необходимых для полноценного развития ребенка.

- мягкие игрушки, куклы солдатики – для ролевых игр;

- наборы детской мебели и посуды, фигурки животных, а также разные

предметы для ситуативных игр в парикмахерскую, больницу;

- бумага (цветная, белая, фактурная, карандаши, фломастеры, мелки,

пластилин, краски, клей карандаш;

- Мозаика, крупные разноцветные бусины, мелкие предметы, разные по

цвету, форме и размеру – для развития мелкой моторики;

- Мячи, барабан, дудочка;

- кубики, коляска или тележка-каталка, счетные палочки, картинки и

изображением овощей и фруктов, геометрические фигуры разного цвета и

размера, альбомы для рисунков.

Не обязательно покупать все перечисленные игрушки. Многие из них можно

смастерить вместе со старшими детьми своими руками. Покопайтесь в

потайных уголках вашей квартиры – там наверняка найдутся интересные

предметы, которые станут для ребенка любимыми игрушками.

Часто малыш просто не умеет играть самостоятельно. Чтобы помочь ему в

этом, предложите игрушки, побуждающие к действию, например, крупный

конструктор, мозаику, пирамидки, кубики и т. д.

Игры помогают раскрыть и развить таланты ребенка, выявить его стремления

и страха, а также установить и укрепить доверительные отношения между

малышом и родителями. Вполне возможно, что, играя вместе с детьми, вы

откроете что-то новое и удивительное не только в вашем ребенке, но и в

самих себе. Наслаждайтесь жизнью и общением

Игровые технологии в ДОУ

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки

полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок

имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности,

быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать

игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,

логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность,

у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть

успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в

педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального

пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности

дошкольников.

Актуальность

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей:

педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в

исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра

определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного

созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре

создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия

в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных

ситуаций и объектов.

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-

то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре

волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и

умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её

результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать

следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на

логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения

образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей,

целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса

обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции

результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта

обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу

доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать

радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только

в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной

атмосферы сотрудничества с взрослым.

Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как

игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра,

образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в

педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их

основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к

воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь

человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую

фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для

Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее

докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

- развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;

- коммуникативную (освоение способов общения) ;

- самореализации в игре;

- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности) ;

- диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в

процессе игры) ;

- коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей) ;

- социализации (включение в систему общественных отношений) .

Главными чертами игры являются:

1. свободная развивающая деятельность;

2. творческий, импровизационный, активный характер;

3. эмоциональная сторона деятельности;

4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности

развития.

Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного

внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании,

пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя

игровые приемы.

Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку

предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по

цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская

ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие

игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления:

наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов.

При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может

осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать,

находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях,

требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное

мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой

(совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок,

историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности

помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с

взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой

он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи;

регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково

успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами

воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение

ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые

технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в

детском саду.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются

народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в

педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции

игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают

воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к

разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной

программы детского сада.

Используемая литература

1.

Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с

дошкольниками : учеб.-метод. пособие / М.В. Ермолаева ; [гл. ред. Д.И.

Фельдштейн и др.] ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т. –

2-е изд. – М. ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 173 с.

2.

Загоскина

О.В.

Комплексный

подход

в

профилактике

школьной

дезадаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста // Новые

подходы в социальной работе с семьей и детьми : из опыта работы муницип.

учреждения "Центр соц. помощи семье и детям" г. Архангельска : сб. ст. /

Упр. соц. защиты мэрии г. Архангельска, Центр соц. помощи семье и детям,

Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск : Помор. ун-т , 2004. –

С. 62-69.

3.

Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей

в ДОУ : практическое пособие/ Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М. : АЙРИС-

ПРЕСС : АЙРИС дидактика, 2006. – 107 c.

4.

Лязина

Л.В.

Профилактика

школьной

дезадаптации

посредством

развития

индивидуальности

дошкольников

:

(концепт

Б.Г.

Ананьева)

:

автореф. дис. ... канд. психол. наук/ Лязина Л.В. - Самара, 2003. - 23 с.

5.

Тупицина

А.А.

Детская

агрессивность.

Причины.

Роль

игровых

методов и приемов в снижении эмоционального напряжения, профилактики и

коррекции

агрессивного

поведения

//

Актуальные

проблемы

реализации

комплексного проекта модернизации образования : материалы Всерос. науч.-

практ. конф., Томск, 28-29 нояб. 2008 г. : [в 4 т.]. - Томск : ТОИПКРО, 2009. -

С. 204-210.

6.

Фадина Г.В. Профилактика дезадаптации детей в условиях ДОУ //

Актуальные проблемы воспитания и развития ребенка в системе "ДОУ -

семья - школа" : сб. науч. ст. / Балашов. ин-т (фил.), ГОУ ВПО "Саратов. гос.

ун-т им. Н. Г. Чернышевского" ; под ред. И.Г. Андреевой, Е.А. Лобановой. -

Балашов : Николаев, 2008. - С .66 – 68.

7.

И.

Бабаева,

А.Г.

Гогоберидзе,

О.В.

Солнцева

и

др.

СПб.:

ООО

«Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

– 321 с.

8.

Развитие

социальных

эмоций

у

детей

дошкольного

возраста:

психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович.

М., 2006.

9.

Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование

доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. –

2003. - № 8. - С. 73-77.

10.

Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у

дошкольников: методические рекомендации. Минск, 2005.



В раздел образования




Яндекс.Метрика