Напоминание

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников


Автор: Алина Геннадьевна Щербакова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №110
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: Статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников

«Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в

действии» - писал Д.Б. Эльконин.

Социализация

самое

широкое

понятие

среди

проце ссов,

характеризующих

образование

личности.

Она

предполагает

не

только

сознательное

усвоение

ребенком

готовых

форм

и

способов

социальной

жизни,

способов

взаимодействия

с

материальной

и

духовной

культурой,

адаптацию

к

социуму,

но

и

выработку

(совместно

с

взрослыми

и

сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций,

своего

стиля

жизни; способность

к

самоконтролю,

самообслуживанию,

адекватных связей с окружающими.

Дошкольный

возраст

является

активным

периодом

усвоения

социальных

норм.

Высокий

темп

психического

и

личностного

развития

ребенка

дошкольника,

его

открытость

миру,

новому

опыту

создают

благоприятную психологическую почву для вступления в социальную жизнь.

Именно

в

дошкольном

возрасте

формируется

индивидуальный

стиль

поведения

человека,

вырабатываются

навыки

и

привычки

правильного

поведения,

складывается

характер.

Благополучие

ребенка

в

дальнейшей

жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний

социальный опыт.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих

отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать,

что,

конечно,

ему

недоступно.

Кроме

того,

он

стремиться

к

самостоятельности.

Из

этого

противоречия

и

рождается

ролевая

игра-

самостоятельная

деятельность

детей,

моделирующая

жизнь

взрослых.

Игровая деятельность - ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевую игру планируют по следующему алгоритму:

1.

Выбор темы. Выбор игр, которые педагог включает в коллективную

деятельность

детей,

определяется

конкретной

воспитательной

задачей.

2.

Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры,

определение

игровых

ролей

и

наполнение

их

конкретным

содержанием.

3.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

4.

Создание

воображаемой

ситуации.

Очень

важно

помочь

ребенку

войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение,

принесла радость творчества.

5.

Распределение ролей.

6.

Начало игры. Важно позаботится о создании интересного игрового

действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

7.

Сохранение игровой ситуации. Педагог должен соблюдать условия

сохранения

у

детей

стойкого

интереса

к

игре:

не

разрушать

воображаемую

ситуацию;

меры

педагогического

воздействия

осуществлять в игровом ключе.

8.

Завершение игры. Необходимо позаботится о таком окончании игры,

которое

вызвало

бы

у

детей

яркое

позитивное

эмоциональное

состояние и желание внести в жизнь все лучшее, что приобретено в

игре.

Структура

и

содержание

сюжетно-ролевых

игр

должны

быть

доступны

детям,

связаны

со

знакомыми

событиями.

А

для

расширения

кругозора

рекомендуется введение новых, мало или незнакомых ситуаций: «Аэропорт»,

«Гостиница»,

«Турагентство»,

«Дом

мод»,

«Исследователи

Космоса»,

«Экспедиция

на

Марс»,

«Бизнесмен»,

«Детское

кафе»,

«Строительство»,

«Служба спасения» «Исследователи моря». Большой акцент делается на игры

с

современным

содержанием.

Эти

игры

способствуют

обогащению

словарного

запаса

детей,

развивают

познавательный

интерес.

Сначала

проводится подготовительная работа по подгруппам (в течение 2-3 недель) по

следующей схеме: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы,

составление

рассказа,

подбор

кинофильма,

радиоспектакля,

мультфильма.

Создаются условия для реализации игры: декорации, маски, костюмы, карты,

схемы, предметы-заместители.

Также можно предложить детям возможность самим придумать сюжет, роли.

Возможно преобразование сказки или сюжета известной игры с внесением

новых

элементов,

введением

новых

персонажей,

придумывание

новых

историй. Источник, питающий игру,- это окружающий мир. Побывали ребята

на экскурсии в медицинском кабинете, и вот они уже ставят градусники

куклам. Изготовили аппликацию с самолетиками, и вот уже завязалась игра в

летчиков.

В детском саду самостоятельным играм отводится значительное место в

режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление

предметно-развивающей среды, тщательный отбор игрового оборудования,

детской художественной литературы. Игры и игровые ситуации на занятиях –

это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. Но

этого еще недостаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Пока ребенок не

очень

самостоятелен,

он

не

умеет

и

не

любит

играть

самостоятельно.

Поэтому

в

любом

виде

детской

деятельности,

разумно

опекая,

следует

постепенно переходить от прямого руководства игрой (активное воздействие

на детей) к косвенному воздействию (с помощью совета, вопроса, подсказки),

в дальнейшем к самостоятельной игре детей. Естественно, не навязыва своим

воспитанникам

игру,

но

и

не

оставляя

ее

без

руководства.

Косвенное

руководство состоит в том, что педагог расширяет кругозор детей, формирует

у

них

новые

представления,

с

тем,

чтобы

дошкольники

использовали

накопленный опыт во время игр. Приветствуется проявление любых чувств,

но не любое поведение, поэтому необходимо поддерживать умение детей

сохранять хорошие отношения со сверстниками.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так,

как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным

нормам

и

правилам

поведения.

Дошкольник

встает

на

позицию

другого

человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш

«смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Таким образом, перед

ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для

установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими

людьми.

Осознается

необходимость

соблюдать

правила,

т.е.

формируется

сознательное подчинение им. Соблюдение правил и сознательное отношение

к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре

сферу

социальной

действительности.

Невыполнение

правил

приводит

к

распаду игры.

Сюжетно-ролевая

игра

позволяет

ребенку

понять

мотивы

трудовой

деятельности

взрослых,

раскрывает

ее

общественный

смысл.

Если

первоначально

в

выборе

роли

главное

место

занимает

ее

внешняя

привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры

раскрывается

ее

социальная

польза.

Теперь

ребенок

понимает,

что

воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

Совместная игра ребёнка с взрослым не только основное средство развития

маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию

разных поколений. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как

можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического,

духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с

ребёнком! Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были

детьми!



В раздел образования




Яндекс.Метрика