Напоминание

Педагогическая практика организация воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с использованием методов технологии «Группового сбора».


Авторы: Федореева Марина Михайловна, Вшивцева Марина Сергеевна
Должность: воспитатель ДОУ старшей группы, воспитатель ДОУ средней группы
Учебное заведение: МБДОУ Балахтинский детский сад 5
Населённый пункт: Красноярский край, Балахтинский район, пгт Балахта.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогическая практика организация воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с использованием методов технологии «Группового сбора».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая практика организация воспитательно-

образовательной работы в дошкольном образовательном

учреждении с использованием методов технологии

«Группового сбора».

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации, на данном этапе наша страна

нуждается в современно образованных, нравственных,

предприимчивых гражданах, которые смогут самостоятельно

принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя

возможные последствия. В федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)

указывается, что одним из основных принципов дошкольного

образования выступает поддержка детей в различных видах

деятельности. Поддержка инициативы является также условием,

необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Таким образом, задачу формирования активной, самостоятельной,

творческой личности необходимо решать уже в работе с

дошкольниками.

Самостоятельность определяется как стержневое качество личности,

которое проявляется в процессе выполнения познавательных и

практических задач, находится в тесной связи с активностью

воспитанника. Поэтому самостоятельность – средство и одновременно

результат взаимодействия педагога и воспитанника. По мнению С.Л.

Рубинштейна, именно самостоятельность является одним из

показателей успешности самостоятельной деятельности, формирующей

у ребенка психологическую потребность и готовность в

систематическом непрерывном самообразовании.

Учеными самостоятельность рассматривается:

- как необходимое условие продуктивных мыслительных процессов,

связанных с постановкой новых проблем и поисков способов их

решения;

- как условие активизации учебно-познавательной деятельности;

- как условие взаимосвязи образования и самообразования;

- как способность решать познавательные проблемы;

- как способность к антиципации (предвосхищению) условий

выполнения действий;

- как способность к переносу знаний и способов деятельности в новую

ситуацию;

- как свернутость мыслительных действий и способность их

выполнения во внутреннем плане.

Таким образом, под самостоятельностью можно понимать способность

личности планировать, осуществлять контроль над своей

деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. Принимая во

внимание данные определения, а также разные его аспекты, которые

выделяют ученые, мы будем придерживаться мнения о том, что

самостоятельность является субъектно-личностным свойством

личности. Она характеризуется тем, что индивид стремится и умеет

своими силами овладевать знаниями и применять их в самостоятельной

деятельности, осознавая себя субъектом учения и саморазвития.

Самостоятельность – качество формируемое, поэтому с целью

стимулирования самостоятельности дошкольников можно предложить

различные технологии формирования самостоятельности.

Одной из таких технологий является технология сбора.

Групповой сбор основан на определенных принципах:

- принципе открытости (этот принцип заключается в соблюдении права

свободного высказывания, участия в выборе предложенных идей,

участия или неучастия в самом групповом сборе);

- принципе диалогичности (этот принцип заключается в праве на

высказывание на любую, интересующую ребенка тематику и на

высказывание «в своей логике»);

- принципе рефлексивности (этот принцип заключается в возможности

проговаривания, а, следовательно, переосмысления своих чувств и

эмоций).

Групповой сбор имеет следующие формы работы:

- начало группового сбора;

- приветствие; игра;

- обмен новостями;

- планирование и выбор темы;

- планирование действий на текущий день;

- проговаривание плана; реализация плана;

- анализ деятельности.

Проведя анализ диагностической документации старшей группы

детского сада было выявлено, что более 50% детей имеют

недостаточный уровень индивидуального развития. Чтобы выявить

причины такого отставания, нами были проведены дополнительные

исследования, которые состояли из наблюдений за деятельностью детей

в процессе организованной образовательно-воспитательной

деятельности, а также в процессе совместной деятельности

воспитателей и специалистов в режимных моментах.

В процессе наблюдения мы выявили, что во время организованной

образовательной деятельности, а также в других видах деятельности в

режиме дня дошкольники не проявляют познавательной инициативы и

самостоятельности.

Для более глубоко изучения данного аспекта нами была проведена

диагностика детей по методикам социального развития ребенка А.М.

Щетининой и диагностика четырех сфер инициативы по методике Н.А.

Коротковой. Данные исследования показали, более 50% детей группы

обладают низким уровнем инициативности. Поэтому для исправления

ситуации нами было принято решение воспользоваться, при

организации воспитательно-образовательной работы, технологией

утреннего (или группового) сбора. Почему нами был выбрана имена

эта технология?

Во-первых, данная технология может быть реализована с большим

охватом детей группы, и при этом учитываются индивидуальные

предпочтения каждого ребенка. Ведь именно учет индивидуальных

особенностей каждого ребенка является основополагающим аспектом

Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования.

Во-вторых, с помощью данной технологии дети смогут рассмотреть

одну и ту же познавательную тему, используя разные образовательные

области.

В-третьих, в данной технологии ребенок может проявить инициативу

при выборе темы, способов ее познания, форму познания, а также с кем

из сверстников он будет ее познавать. В каждом виде деятельности

создана ситуация успеха.

В-четвертых, познание осуществляется ребенком самостоятельно, при

небольшой помощи взрослого, предлагает попробовать новые способы

познавательной, художественно-эстетической, двигательной, речевой

деятельности в процессе работы над темой. Кроме того,

самостоятельность ребенка проявляется еще в процессе подготовки к

групповому сбору, когда он готовит атрибуты для центров активности.

Таким образом, происходит решение огромного количества задач с

использованием технологии группового сбора. Механизм работы по

данной технологии, а также более конкретно цели и задачи, которые

решает данная технология, мы рассмотрим далее.

Выбор технологии, по которой мы собираемся работать в данной

группе детей (старшая группа дошкольного возраста. 5-6 лет),

определили цели и задачи нашей педагогической практики:

Целью практики является организация воспитательно-образовательной

работы в старшей группе дошкольного образовательного учреждения с

использованием методов технологии «Группового сбора».

Задачи:

1. Создавать интерактивную развивающую предметно-

пространственную среду в группе для успешной реализации дано

технологии;

2. Учить формулировать детей суждения, аргументировать

высказывания, отстаивать свою точку зрения;

3. Развивать такие качества личности. Как самостоятельность и

инициативность.

4. Воспитывать умение устанавливать и поддерживать отношения с

разными людьми (младшими и старшими сверстниками, взрослыми).

Суть практики состоит в том, чтобы внедрить технологию группового

сбора в данную группу с целью повышения уровня инициативности и

самостоятельности детей в процессе познавательного развития.

Доказать предположение что данная технология является успешной для

развития вышеназванных аспектов личностного развития ребенка. В

процессе практики нами планируется с использованием методов,

приемов, форм и средств технологии группового сбора создать в

старшей группе дошкольного учреждение общность детей и взрослых,

которые будут уважительно и с интересом относится к личности

каждого члена группы к его индивидуальным особенностям. Важно

научить участников образовательного процесса умению распознавать,

определять словом и корректировать свое эмоциональное состояние и

состояние своих сверстников и взрослых, выбирать адекватные

стратегии для поддержки друг друга. В процессе реализации

технологии группового сбора появляются широкие возможности для

речевого развития участников образовательного процесса в области

аргументации и высказывании своих суждений и идей, умение

отстаивать свою точку зрения. Кроме того, выбирая из личного опыта

наиболее значимые и интересные факты и события участники

образовательного процесса научатся рассказывать о них кратко, но

последовательно и логично. Также развивается умение внимательно

слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других.

Используя технологию группового сбора в работе мы сможем научить

детей способности выбирать и планировать собственную деятельность

договариваться с другими участниками о совместной деятельности,

разовьем умение распределять роли и обязанности, что будет

способствовать развитию в целом ключевых компетенций.

Именно технология группового сбора сможет мотивировать старших

дошкольников к инициативной, активной, самостоятельной

деятельности, обращаясь к таким психологическим потребностям

личности как, чувствовать себя значимым, управлять своим временем,

деятельностью, отношениями с другими людьми, веселиться,

развлекаться. При работе по данной технологии безусловно нами

планировалось соблюдать основополагающие принципы организации и

проведения группового сбора: открытости, диалогичности, и

рефлективности.

Так как групповой сбор – это не занятие потому участие в нем

конкретного ребенка не вменялось ему в обязанность. В данном случае

ребенок сам решал исходя из интереса к теме обсуждения,

эмоционально состояния, желания участвовать в групповом сборе.

Также ребенок был вправе включиться в групповой сбор на любом его

этапе, если вдруг появлялся интерес и желание участвовать в

обсуждении. Однако при этом ребенку давали понять, что если он хочет

вместе с другими участвовать в интересной деятельности: играть,

рисовать, слушать музыку, петь. Радоваться и влиять на события ему

необходимо рационально использовать время, планируя свои действия.

Таким образом, создавалась ситуация для раскрытия ряда

возможностей: возможность для общения, возможность для проявления

самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и

ответственности, возможность для сотрудничества.

Возможность для общения была реализована через создание условий

доверительности, пространства для индивидуальных взглядов детей и

педагогов, а также правилах группы, которые были приняты совместно

всеми участниками образовательного процесса.

Возможность для проявления самостоятельности была реализована при

соблюдении права детей делать выбор, определять собственные цели,

вносить предложения по корректировке в процессе деятельности,

выполнять принятые решения, обращаться за помощью в процессе

затруднений. Таким образом, дети получают возможность

самостоятельного решения проблем, благодаря чему они учатся думать,

поступать творчески.

Возможность свободы и ответственности была реализована в процессе

создания условий для инициирования деятельности и способов

решения задач детьми, готовности взрослых обеспечить не только

свободу, но и индивидуальную поддержку и помощь.

Возможность для сотрудничества, была реализована при создании

условий для совместной работы: выполнение коллективных построек,

коллективных художественных произведений, участии в подгрупповых

и групповых играх с правилами и т.д. в совместной работе важно,

чтобы постоянно осуществлялось личное взаимодействие – общение.

Во время общения в совместной деятельности развиваются

способности к адаптации в разных социальных ситуациях, социальные

навыки.

Таким образом, при организации группового сбора в старшей группе,

мы даем дошкольникам проявить широкий спектр возможностей для

достижения целей в процессе решения познавательных задач.

Дошкольники, участвуя в деятельности, которая им интересна, и близка

для них, получают знания о тех или иных явлениях природы,

предметного мира и общественной жизни. Повышается их социальное

самосознание своей значимости и необходимости, инициативность и

самостоятельность, а также индивидуальный уровень развития во всех

образовательных областях.

Таким образом, ожидаемые результаты реализации педагогической

практики по технологии «Группового сбора»:

- организована совместная деятельность детей и взрослых, которая

основана на равноправном равнозначном участии обеих сторон в

процессе выбора содержания и планировании действий на основе

технологии группового сбора;

- созданы условия, стимулирующие инициативу, самостоятельность,

активность, обеспечивающие самостоятельность ребёнка в различных

видах деятельности;

- существуют возможности конструктивного, познавательно-делового

развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального

общения со сверстниками и взрослыми;

- каждый ребёнок обеспечен возможностями реализации его

компетенций, приобретения и демонстрации начал ключевых

компетентностей;

- у детей сформированы навыки сотрудничества с партнёрами,

проявления инициативы как основных факторов в построении

группового общества;

- сформирован партнёрский стиль взаимоотношений, позитивного

эмоционального настроя всех участников группового сбора.

При констатации ожидаемых результатов, мы сделали акценты на

проблемах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться в

реализации практики.

Во время реализации технологии утреннего сбора на первых этапах мы

столкнулись с организацией дисциплины детей в процессе утреннего

сбора, так как все дети старались высказать свое мнение и поэтому в

процессе обсуждения плана деятельности на предстоящий день

возникал шум, дети не слышали друг друга, не все могли выказаться.

Для того чтобы создать условия для самореализации всех детей и

сохранении при этом дисциплины были созданы совместно с детьми

правила группового сбора, при соблюдении которых у воспитанников

была возможность высказать свое мнение и выслушать мнения

окружающих.

Кроме того, пришлось значительно повлиять на создание

соответствующей предметно-развивающей среды, которая бы отвечала

условиям сотрудничества и взаимодействия между детьми и

взрослыми, между детьми и сверстниками, между детьми,

воспитателями и родителями в процессе реализации всех аспектов

технологии группового сбора. В данном случае среда должна быть

интерактивной. Поэтому были созданы стенды, которые отвечали

условиям интерактивности, и использовались воспитателями и детьми

в процессе планирования деятельности, а также в процессе

демонстрации полученных результатов дошкольников в продуктивной

и экспериментальной деятельности при подведении итогов изучения

той или иной темы. Данные стенды называются «работающими

стендами» и их принцип состоит в том, чтобы дошкольники, родители,

воспитатели имели возможность обменяться мнениями, воспитатели

могли дать родителям задание, по оказанию помощи при подготовке к

познавательным проектам.

В связи с вышеозвученным, мы сформулировали практические советы

воспитателям по подготовке к проведению группового сбора.

Внедрение технологии группового сбора в воспитательно-

образовательную деятельность детского сада является процессом

трудоемким и поначалу энергозатратным, поэтому важно начинать его

постепенно. Для начала рекомендуется изучить соответствующую

литературу по методики организации данной технологии. Наиболее

интересным пособием в данном случае является учебно-методическое

пособие, разработанное на базе Иркутского регионального колледжа

педагогического образования под названием «Технология группового

сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного

учреждения» авт.-сост. М.А. Пазюкова. В данном пособии даются не

только методические рекомендации, но и конкретные дидактические

разработки по организации группового сбора. Кроме того, в интернет-

источниках нами была найдена технологическая карта планировании

группового сбора, которая по нашему мнению наиболее удобна в

использовании в работе педагогами, так как пошагово отражает работу

над структурой и этапами группового сбора.

После изучения методической литературы советуем обратить внимание на

развивающую предметно-пространственную среду так, как больше 50%

успеха зависит от оснащенности группового помещения необходимыми

центрами активности и материалами. Среда должна отвечать условиям

интерактивности, поэтому в приложении нами представлена карта оценки

интерактивности развивающей среды. Проведя оценку, вы сможете понять

над какими аспектами среды в своей группе надо поработать. При

организации пространства учтите место, где будет проходить

непосредственно сам групповой сбор. Помещения, где можно расположиться

всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику

воспитателя, где всех всегда можно найти, если кто-то из детей опаздывает,

где есть простор для игры, пусть и не очень подвижной, где есть возможность

размещения материалов, где нет сквозняков.

Далее составляется технологическая карта группового сбора, согласно,

которой вы сможете запланировать тему, цели и задачи, примерные вопросы,

наполняемость центров активности необходимыми материалами и

пособиями, ожидаемы результаты деятельности, в каких центрах есть

возможность организовать деятельности по изучению темы. Данный план

поможет воспитателю грамотно создать ситуации, в которых дошкольники

смогут проявить инициативность и самостоятельность, а также ситуацию

успеха во время деятельности.

Также необходимо провести работу с родителями, поместив объявление на

стенде, где будет озвучена тема группового сбора, а также помощь, которую

ждут дети и воспитатели от них в процессе реализации данной темы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика