Автор: Курчевская Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 Светлячок
Населённый пункт: г. Коломна
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-эмоциональное развитие детей посредством игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Социально-эмоциональное развитие детей посредством игровой деятельности.
Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в
раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной
палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания.
Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей
раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.
Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и
используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. (Роберт Киосаки)
Основные эмоции
Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
Радость: счастье, восторг удовольствие;
Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
Страх: боязнь, испуг; шок;
Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
Вина: виновность, раскаяние.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду
детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности
дошкольника. Эмоции занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его
развитие. Дошкольный возраст уникален по силе эмоционального восприятия,
формирования и развития эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие является
одним из существенных условий, обеспечивающих в будущем эффективность процесса
воспитания и обучения ребенка. Незамеченные нарушения в эмоциональном развитии
детей раннего возраста приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.
Прослеживается тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально,
обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как
следствие возникают нарушения в эмоциональной сфере.
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории.
Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются
эмоции. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы
косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.
К старшему дошкольному возрасту проявляются следующие особенности формирования
эмоциональной сферы:
-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
- эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание-
представление – действие - эмоция;
- эмоциональные процессы более управляемые;
- развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым);
- происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям,
связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного
результата;
- самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без
сомнения и страха;
- появляется способность оценивать свое поведение.
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем
не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День
ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до
полного изнеможения.
Д.Б. Эльконин выделяет 3 ступени: 1 ступень – предметная игра» (от рождения до 3 лет)
Содержание – действие детей с предметами. 2 ступень – сюжетно-ролевая игра (от 3 до 6
лет) Содержание – отражение социальных отношений людей. 3 ступень – игры с
правилами (6-7 лет) Содержание – отражение отношений между людьми, подчиненных
определенным правилам. Л.С. Выготский и его ученики (Кравцова Е.Е., О.В.Гурова и др.)
выделяют: в раннем возрасте - предметная деятельность. В 2,5-3 года - режиссерская игра.
К 4 годам - образно-ролевая игра. К среднему возрасту сюжетно- ролевая игра. В старшем
возрасте – игра с правилами. В подготовительной к школе группе и начальной школе –
режиссерская игра на новом, более сложном уровне.
Задача воспитателя в работе с детьми — переводить их к более сложному ролевому
поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с
разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для
партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и
согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость
ролевого поведения. Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение
этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не
руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Также
воспитатель должен соблюдать следующие условия:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где
одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству
участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в
сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не
рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему
основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка
возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель
со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог,
«замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер
свободной импровизации.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не
доступны. Многие психологи задавались следующими опросами: «Испытывает ли ребенок
чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование
морального облика ребенка?» В самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются
эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли.
Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют
такие слова: «как будто», « по - правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда
искренние. Дети радуются приходу гостей, угощают куклу чаем, испытывают различные
эмоции в игре «Дочки - матери». Ребенок может «проживать» заново события, проявить
себя в них так, как ему хотелось бы. Сюжетная игра не требует от ребенка реального
ощутимого продукта, действие происходит в воображаемой, условной ситуации. Все эти
возможности сюжетной игры обеспечивают дошкольнику внутренний эмоциональный
комфорт. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более
осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его
чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту
стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное
дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Игровые переживания оставляют
глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых,
подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в
ней формируется эмоциональный мир малыша. «Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека, и прежде всего ребенка» (Л.С.Выготский).
Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений
детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Воспитатель
побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который
будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг
действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит
вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой
ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу
обустроить игру при помощи необходимых атрибутов, сюжетных игрушек и различного
полифункционального материала. «Воспитатель может применять в игре методы как
прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше
самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как
главную, так и дополнительную роль, то есть становится играющим партнером. Выступая
в главной (основной) роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец
взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение (ребенок-
клиент рассказывает педагогу-парикмахеру, какая ему нужна прическа, какие образцы
причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, воспитатель
берет на себя дополнительную роль, и с этой позиции пробуждает его активность с
помощью наводящих вопросов (спрашивает у ребенка-продавца, какой есть в наличии
ассортимент товаров, просит продемонстрировать действие технического устройства и
т.п.). Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в
игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в нее, помогая ребенку словом,
советом». Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому педагог должен
заботиться о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий
(медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).
В ходе наблюдения за игрой можно выделить основные параметры:
1. Распределение ролей;
2. Основное содержание игры;
3. Ролевое поведение;
4. Игровые действия;
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;
6. Использование ролевой речи;
7. Выполнение правил.
В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных
проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это
более размытия, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального
состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом
эмоциональный фон даёт информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.
Другой важный параметр - выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют
культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие
эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько
богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки,
или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.
Следующий важный параметр - эмоциональная подвижность. Эмоции детей более
подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к
радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и части смена настроений
говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции,
распознавать и произвольно проявлять их должны и специалисты-психологи и
воспитатели. Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия
ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие,
внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и
эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания»
Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется в ходе всего учебно-
воспитательного процесса, во время сюжетно-ролевой игры, где дети переживают
эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников.
Обучающие способы, приемы и содержание заданий по развитию эмоций.
1. Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознательное изменение
выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь чувствуешь?» -
отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием
(прямая и обратная).
2. Игра «Артисты немого кино». Проводится перед зеркалом; возможны разные формы
игры: задается текст или эмоциональный звуковой образ, который сопровождается
мимическими и Пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная
мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа
и т. д. Активное использование видеотехники.
3. «Мимический диктант». Специальный текст (например, «сценарий фильма,
мультфильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и
пантомимикой ребенка; проводится перед зеркалом.
4. Тот же «мимический диктант», но записанный на видеопленку. Ребенок может сравнить
свою экспрессию с эмоциональной выразительностью других детей (только при желании
ребенка). Неудачи не отмечаются, удачи вызывают положительную оценку взрослого.
5. Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с
любым персонажем. Поскольку в подобной ситуации ребенок всецело сосредоточен на
взаимодействии и общении с персонажем, взрослый голосом и поступками персонажа
может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него чаще всего
отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные стороны, снимать
неуверенность в проявлении своих эмоций, подчеркивать их эстетические стороны и т. п.
6. Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников,
придуманных взрослым или самим ребенком ) от первого лица. Воспитатель при этом
старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в
группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорит
только от себя (здесь ребенку открывается возможность сравнить свои собственные
переживания с переживаниями других детей и взрослого) и т. д.
7. Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция
эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или
неуместным весельем, преодоление неуверенности. Например, принятие ребенком роли
спортсмена на чемпионате, когда остальные дети создают эмоционально-выразительный
фон болельщиков. Ребенок-«чемпион» не должен поддаться эмоциональному
воздействию, должен устоять перед общим эмоциональным настроем и т. п. И наоборот,
использование взрослым эмоционального заряжения и коллективного сопереживания для
изменения качественного соотношения эмоциональных переживаний, составляющих
структуру эмоциональной сферы «Я» ребенка.
8. Создание «автопортрета» - рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в
фотографию). В семье - игра-упражнение «Какой Я»: ребенок диктует взрослому «Письмо
незнакомому другу», в котором «описывает» свои особенности и воссоздает свой
эмоциональный образ.
Продуктивная деятельность ребенка представляет огромные возможности для его
обучения. Самое близкое окружение ребенка - это его игрушки. Орудия и предметы
детской, конструктивной и других видов деятельности предстают перед детьми как
помощники, как друзья их творчества. Используя игрушку в занятиях, взрослый может
провести с ребенком игру-беседу «Разговор с игрушками по душам». В этой игре можно
задать ребенку следующие вопросы:
- Почему та или иная игрушка (или кукла) такая грустная, веселая или довольная?
- Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с
ребенком?
- «Что можно сделать для куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?» и т. д.
- Пусть кукла устами ребенка ответит, что она думает о своем хозяине или хозяйке.
Ребенок в этой игре выступает в двух ролях - своей собственной и куклы. Эту игру-беседу
важно строить, исходя из особенностей отношения ребенка к игрушке.
Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий.
Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно
развивается. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на
большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение
к самому себе. Для всего психического здоровья человека главной целью является его
правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей
жизни. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий,
обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения. Необходимо
использовать специальные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности
условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а
также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и
неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался
новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный
воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Наиболее сильный и
важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми -
взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права,
он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка,
выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Эмоциональное развитие детей имеет возрастные особенности. Так, если в младшем
дошкольном возрасте происходит развитие и осознание таких базовых эмоций как
радость, страдание, гнев, удивление. По мере взросления детей происходит закрепление
этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций,
формирование общественных мотивов. В среднем возрасте эмоции - это уже не просто
мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысление. Формируется эмоциональное
предвосхищение, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности,
предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей.
Таким образом, педагогам необходимо проводить целенаправленную и последовательную
работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей
через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие
методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности
эмоционального развития детей.
Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния,
общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои
эмоции.
Список используемой литературы:
1. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны.
Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. Санкт-Петербург. Творческий
центр. 2011.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. -128 с.
3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе
детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.
4.Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых
игр детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования,
2012. 144с.
5.Уханова А.В.. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. Санкт-Петербург.
Творческий центр. 2011.
6. Андреенко Т.А., Алексинова О.В Развитие эмоциональной отзывчивости старших
дошкольников. Санкт-Петербург. Детво-пресс. 2014.
7. Изард К.Э. Эмоции человека М.:Просвещение,1980 -180с.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Педагогика», 1978