Напоминание

"Социально-эмоциональное развитие детей посредством игровой деятельности"


Автор: Курчевская Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 Светлячок
Населённый пункт: г. Коломна
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-эмоциональное развитие детей посредством игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социально-эмоциональное развитие детей посредством игровой деятельности.

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в

раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной

палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания.

Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей

раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и

используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. (Роберт Киосаки)

Основные эмоции

Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;

Радость: счастье, восторг удовольствие;

Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;

Печаль: печальность, унылость, обескураженность;

Гнев: злость, разгневанность, бешенство;

Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;

Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;

Страх: боязнь, испуг; шок;

Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;

Вина: виновность, раскаяние.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду

детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности

дошкольника. Эмоции занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его

развитие. Дошкольный возраст уникален по силе эмоционального восприятия,

формирования и развития эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие является

одним из существенных условий, обеспечивающих в будущем эффективность процесса

воспитания и обучения ребенка. Незамеченные нарушения в эмоциональном развитии

детей раннего возраста приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.

Прослеживается тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.

Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально,

обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как

следствие возникают нарушения в эмоциональной сфере.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории.

Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются

эмоции. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы

косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

К старшему дошкольному возрасту проявляются следующие особенности формирования

эмоциональной сферы:

-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

- эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание-

представление – действие - эмоция;

- эмоциональные процессы более управляемые;

- развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым);

- происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям,

связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного

результата;

- самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без

сомнения и страха;

- появляется способность оценивать свое поведение.

Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем

не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День

ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до

полного изнеможения.

Д.Б. Эльконин выделяет 3 ступени: 1 ступень – предметная игра» (от рождения до 3 лет)

Содержание – действие детей с предметами. 2 ступень – сюжетно-ролевая игра (от 3 до 6

лет) Содержание – отражение социальных отношений людей. 3 ступень – игры с

правилами (6-7 лет) Содержание – отражение отношений между людьми, подчиненных

определенным правилам. Л.С. Выготский и его ученики (Кравцова Е.Е., О.В.Гурова и др.)

выделяют: в раннем возрасте - предметная деятельность. В 2,5-3 года - режиссерская игра.

К 4 годам - образно-ролевая игра. К среднему возрасту сюжетно- ролевая игра. В старшем

возрасте – игра с правилами. В подготовительной к школе группе и начальной школе –

режиссерская игра на новом, более сложном уровне.

Задача воспитателя в работе с детьми — переводить их к более сложному ролевому

поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с

разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для

партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и

согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость

ролевого поведения. Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение

этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не

руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Также

воспитатель должен соблюдать следующие условия:

1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где

одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству

участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в

сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не

рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему

основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка

возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель

со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог,

«замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер

свободной импровизации.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не

доступны. Многие психологи задавались следующими опросами: «Испытывает ли ребенок

чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование

морального облика ребенка?» В самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются

эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли.

Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют

такие слова: «как будто», « по - правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда

искренние. Дети радуются приходу гостей, угощают куклу чаем, испытывают различные

эмоции в игре «Дочки - матери». Ребенок может «проживать» заново события, проявить

себя в них так, как ему хотелось бы. Сюжетная игра не требует от ребенка реального

ощутимого продукта, действие происходит в воображаемой, условной ситуации. Все эти

возможности сюжетной игры обеспечивают дошкольнику внутренний эмоциональный

комфорт. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более

осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его

чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту

стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное

дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Игровые переживания оставляют

глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых,

подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в

ней формируется эмоциональный мир малыша. «Эмоции являются «центральным звеном»

психической жизни человека, и прежде всего ребенка» (Л.С.Выготский).

Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений

детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Воспитатель

побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который

будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг

действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит

вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой

ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу

обустроить игру при помощи необходимых атрибутов, сюжетных игрушек и различного

полифункционального материала. «Воспитатель может применять в игре методы как

прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше

самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как

главную, так и дополнительную роль, то есть становится играющим партнером. Выступая

в главной (основной) роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец

взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение (ребенок-

клиент рассказывает педагогу-парикмахеру, какая ему нужна прическа, какие образцы

причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, воспитатель

берет на себя дополнительную роль, и с этой позиции пробуждает его активность с

помощью наводящих вопросов (спрашивает у ребенка-продавца, какой есть в наличии

ассортимент товаров, просит продемонстрировать действие технического устройства и

т.п.). Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в

игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в нее, помогая ребенку словом,

советом». Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому педагог должен

заботиться о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий

(медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).

В ходе наблюдения за игрой можно выделить основные параметры:

1. Распределение ролей;

2. Основное содержание игры;

3. Ролевое поведение;

4. Игровые действия;

5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;

6. Использование ролевой речи;

7. Выполнение правил.

В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных

проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это

более размытия, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального

состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом

эмоциональный фон даёт информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр - выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют

культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие

эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько

богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки,

или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр - эмоциональная подвижность. Эмоции детей более

подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к

радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и части смена настроений

говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции,

распознавать и произвольно проявлять их должны и специалисты-психологи и

воспитатели. Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия

ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие,

внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и

эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания»

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется в ходе всего учебно-

воспитательного процесса, во время сюжетно-ролевой игры, где дети переживают

эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников.

Обучающие способы, приемы и содержание заданий по развитию эмоций.

1. Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознательное изменение

выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь чувствуешь?» -

отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием

(прямая и обратная).

2. Игра «Артисты немого кино». Проводится перед зеркалом; возможны разные формы

игры: задается текст или эмоциональный звуковой образ, который сопровождается

мимическими и Пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная

мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа

и т. д. Активное использование видеотехники.

3. «Мимический диктант». Специальный текст (например, «сценарий фильма,

мультфильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и

пантомимикой ребенка; проводится перед зеркалом.

4. Тот же «мимический диктант», но записанный на видеопленку. Ребенок может сравнить

свою экспрессию с эмоциональной выразительностью других детей (только при желании

ребенка). Неудачи не отмечаются, удачи вызывают положительную оценку взрослого.

5. Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с

любым персонажем. Поскольку в подобной ситуации ребенок всецело сосредоточен на

взаимодействии и общении с персонажем, взрослый голосом и поступками персонажа

может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него чаще всего

отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные стороны, снимать

неуверенность в проявлении своих эмоций, подчеркивать их эстетические стороны и т. п.

6. Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников,

придуманных взрослым или самим ребенком ) от первого лица. Воспитатель при этом

старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в

группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорит

только от себя (здесь ребенку открывается возможность сравнить свои собственные

переживания с переживаниями других детей и взрослого) и т. д.

7. Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция

эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или

неуместным весельем, преодоление неуверенности. Например, принятие ребенком роли

спортсмена на чемпионате, когда остальные дети создают эмоционально-выразительный

фон болельщиков. Ребенок-«чемпион» не должен поддаться эмоциональному

воздействию, должен устоять перед общим эмоциональным настроем и т. п. И наоборот,

использование взрослым эмоционального заряжения и коллективного сопереживания для

изменения качественного соотношения эмоциональных переживаний, составляющих

структуру эмоциональной сферы «Я» ребенка.

8. Создание «автопортрета» - рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в

фотографию). В семье - игра-упражнение «Какой Я»: ребенок диктует взрослому «Письмо

незнакомому другу», в котором «описывает» свои особенности и воссоздает свой

эмоциональный образ.

Продуктивная деятельность ребенка представляет огромные возможности для его

обучения. Самое близкое окружение ребенка - это его игрушки. Орудия и предметы

детской, конструктивной и других видов деятельности предстают перед детьми как

помощники, как друзья их творчества. Используя игрушку в занятиях, взрослый может

провести с ребенком игру-беседу «Разговор с игрушками по душам». В этой игре можно

задать ребенку следующие вопросы:

- Почему та или иная игрушка (или кукла) такая грустная, веселая или довольная?

- Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с

ребенком?

- «Что можно сделать для куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?» и т. д.

- Пусть кукла устами ребенка ответит, что она думает о своем хозяине или хозяйке.

Ребенок в этой игре выступает в двух ролях - своей собственной и куклы. Эту игру-беседу

важно строить, исходя из особенностей отношения ребенка к игрушке.

Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий.

Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно

развивается. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на

большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение

к самому себе. Для всего психического здоровья человека главной целью является его

правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей

жизни. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий,

обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения. Необходимо

использовать специальные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности

условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а

также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и

неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался

новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный

воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Наиболее сильный и

важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми -

взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права,

он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка,

выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Эмоциональное развитие детей имеет возрастные особенности. Так, если в младшем

дошкольном возрасте происходит развитие и осознание таких базовых эмоций как

радость, страдание, гнев, удивление. По мере взросления детей происходит закрепление

этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций,

формирование общественных мотивов. В среднем возрасте эмоции - это уже не просто

мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысление. Формируется эмоциональное

предвосхищение, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности,

предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей.

Таким образом, педагогам необходимо проводить целенаправленную и последовательную

работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей

через разные виды деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие

методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности

эмоционального развития детей.

Можно сделать вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния,

общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои

эмоции.

Список используемой литературы:

1. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны.

Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. Санкт-Петербург. Творческий

центр. 2011.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические

рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. -128 с.

3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе

детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

4.Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых

игр детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования,

2012. 144с.

5.Уханова А.В.. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. Санкт-Петербург.

Творческий центр. 2011.

6. Андреенко Т.А., Алексинова О.В Развитие эмоциональной отзывчивости старших

дошкольников. Санкт-Петербург. Детво-пресс. 2014.

7. Изард К.Э. Эмоции человека М.:Просвещение,1980 -180с.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Педагогика», 1978



В раздел образования




Яндекс.Метрика