Автор: Явный Ростислав Степанович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гвардейская школа №1"
Населённый пункт: пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым
Наименование материала: сценарий экологического мероприятия
Тема: "Скопа – птица года России"
Раздел: полное образование
Республика Крым
Симферопольский район
МБОУ «Гвардейская школа №1»
ЗАНЯТИЕ
«СКОПА – птица года России»
Учитель Явный Ростислав Степанович
2018/2019 учебный год
Цели:
Формирование общих представлений о жизни скопы, взаимосвязях с обитателями
леса и населенных пунктов, причинах охраны вида;
Воспитание бережного отношения к природе и местности проживания, заботы о
птицах, внимательное отношение к среде обитания;
Развитие коммуникативных способностей, способностей мыслить нешаблонно,
умения работать в группах;
Развитие кругозора и эрудиции, логического и аналитического мышления, умение
создавать и защищать мини-проекты, свою точку зрения.
Вид мероприятия: классный час
Тип: комбинированный.
Оборудование: электронная доска и презентация с иллюстрациями по теме выступления,
листы офсетной бумаги А-4, стикеры, цветные карандаши и маркеры, магниты или иные
крепежи к доске, 3 благодарности и сертификаты участника (каждому ученику класса).
В ходе мероприятия используются стихотворения автора разработки.
Участники основного мероприятия:
Судьи (выбираются на месте из желающих и учитель), учащиеся
Продолжительность мероприятия: 30 минут.
Возрастная группа участников: 5-8 классы
Ход занятия:
Приветствие учителем.
Над глубокой рекой
Печальный раздавался крик.
Это птичий вопль.
Кричит скопа как старик.
Кричит, что в мире осталось её мало.
Кричит, что места для неё не стало.
Ребята, наша встреча посвящена очень важному вопросу.
2018 год назван годом перелетной птицы России – скопы.
В этом году внимание активных граждан страны направлено на помощь этой птице. А что
вы знаете о скопе? Как она выглядит? Где живет?
(Учащиеся предлагают свои гипотезы)
Учитель:
Скопа для Крыма – необычная птица.
Над полуостровом пролетает,
В Тавриде не гнездится.
Для неё озёра и реки есть,
В мних множество рыб и
Лягушек не счесть.
Живет хищник пернатый
На тех берегах,
Где вода чиста,
Много рыбы в ставках.
Для скопы рыба – главная пища.
Только чистые реки скопа у нас ищет.
Ребята, а почему для скопы важно, чтобы реки были чистыми?
(Учащиеся предлагают свои гипотезы)
Для того, чтоб у нас получился интересный проект,
Давайте объединимся в группы.
У кого на столе зеленые карточки – собираются в группу 1
У кого на столе желтые карточки – объединяются в группу 2.
Учитель:
Скопа ловит рыбу в глубокой воде
Но если вода пропитана ядом,
Уроды-птенцы погибают в гнезде,
Болезни и смерть ходят рядом.
Ребята, для того чтобы понять почему погибают птенцы и взрослые птицы, составим
пищевые цепочки для среднероссийской реки.
Соберите из предложенных карточек пример пищевой цепочки. Объясните, почему скопа в
этой цепочке больше всего страдает от ядовитых веществ. На выполнение этого задания
вам выделяется 5 минут.
Учащиеся составляют пищевую цепочку и подготавливают свое объяснение.
Заслушивание предложенных вариантов.
Буква «М» над водою несётся.
Высмотрела добычу.
Стремительный рывок.
Рыба в лапах птичьих
Отчаянно бьётся.
Борьба жизни и смерти
Чья-то жизнь как итог.
Пришёл человек и сказал
«Непорядок!
Мне рыбы побольше
К столу подать надо!
Скопа виновата!
Скопе дадим бой!
Скопу уничтожим
Мы вместе с тобой!»
Развесил плакаты:
«Убейте скопу!»
Стрелял и бил палкой.
А птица кричала:
Я жить не могу!
Проходят годы.
Пришли в дом беды.
Пусты реки, заводи:
Рыб нет. Пропали обеды.
Ребята, почему после уничтожения птиц человек вместо того, чтобы получить большие
уловы остался с пустыми реками?
Группы думают, предлагают свои варианты
После представления версий групп учитель проводит обобщение причин нарушения
работы экосистемы.
Учитель:
Четыреста граммов рыбы в день -
Это много иль мало?
Ест крокодилов скопа,
Лягушек, мышей.
Кормит своих
Птенцов – малышей.
Слабая жертва в когтях погибает.
Здоровый и ловкий птенец выживает.
Может поднять три килограмма.
Съедать четыреста граммов в день -
Это много иль мало?
Скопа здоровье реки бережёт.
Это каждый ребёнок поймёт.
Ещё одна боль для скопы:
Нет места для гнезд.
Высокие древа срубили у речек.
Вдоль рек стало шумно
И живность бежит
От мест, где командует
Царь – человечек.
Итак. Внимание, команды, придумайте сейчас и нарисуйте на листах плакаты, на которых
можно объяснить людям пользу таких замечательных птиц как скопа.
В течение 10 минут учащиеся рисуют плакаты и готовятся к защите проекта.
Защита проектов двух команд.
Учитель:
А сейчас, в конце нашей встречи, давайте выберем, чей проект оказался самый красивый и
удобный для сохранения птиц. Для этого нам помогут судьи. Они оценят ваш проект по
пятибалльной шкале.
А пока, судьи оценивают ваши работы, давайте ещё раз вспомним, какие причины
исчезновения скопы и что нам надо делать для её сохранения.
Учащиеся рассказывают, какие должны быть меры сохранения птиц.
Учитель:
Над глубокой рекой
Печальный раздавался крик.
Это плач скопы.
Она вымирает.
И, если будем
Равнодушными мы,
Возможно скопы
На Земле не станет.
Прими в сердце
Чужую боль,
Природа будет
К тебе милосердна.
Чтоб не стать
Подобным скопе,
Землю храни и
Трудись усердно.