Напоминание

"Скопа – птица года России"


Автор: Явный Ростислав Степанович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гвардейская школа №1"
Населённый пункт: пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым
Наименование материала: сценарий экологического мероприятия
Тема: "Скопа – птица года России"
Раздел: полное образование





Назад




Республика Крым

Симферопольский район

МБОУ «Гвардейская школа №1»

ЗАНЯТИЕ

«СКОПА – птица года России»

Учитель Явный Ростислав Степанович

2018/2019 учебный год

Цели:

Формирование общих представлений о жизни скопы, взаимосвязях с обитателями

леса и населенных пунктов, причинах охраны вида;

Воспитание бережного отношения к природе и местности проживания, заботы о

птицах, внимательное отношение к среде обитания;

Развитие коммуникативных способностей, способностей мыслить нешаблонно,

умения работать в группах;

Развитие кругозора и эрудиции, логического и аналитического мышления, умение

создавать и защищать мини-проекты, свою точку зрения.

Вид мероприятия: классный час

Тип: комбинированный.

Оборудование: электронная доска и презентация с иллюстрациями по теме выступления,

листы офсетной бумаги А-4, стикеры, цветные карандаши и маркеры, магниты или иные

крепежи к доске, 3 благодарности и сертификаты участника (каждому ученику класса).

В ходе мероприятия используются стихотворения автора разработки.

Участники основного мероприятия:

Судьи (выбираются на месте из желающих и учитель), учащиеся

Продолжительность мероприятия: 30 минут.

Возрастная группа участников: 5-8 классы

Ход занятия:

Приветствие учителем.

Над глубокой рекой

Печальный раздавался крик.

Это птичий вопль.

Кричит скопа как старик.

Кричит, что в мире осталось её мало.

Кричит, что места для неё не стало.

Ребята, наша встреча посвящена очень важному вопросу.

2018 год назван годом перелетной птицы России – скопы.

В этом году внимание активных граждан страны направлено на помощь этой птице. А что

вы знаете о скопе? Как она выглядит? Где живет?

(Учащиеся предлагают свои гипотезы)

Учитель:

Скопа для Крыма – необычная птица.

Над полуостровом пролетает,

В Тавриде не гнездится.

Для неё озёра и реки есть,

В мних множество рыб и

Лягушек не счесть.

Живет хищник пернатый

На тех берегах,

Где вода чиста,

Много рыбы в ставках.

Для скопы рыба – главная пища.

Только чистые реки скопа у нас ищет.

Ребята, а почему для скопы важно, чтобы реки были чистыми?

(Учащиеся предлагают свои гипотезы)

Для того, чтоб у нас получился интересный проект,

Давайте объединимся в группы.

У кого на столе зеленые карточки – собираются в группу 1

У кого на столе желтые карточки – объединяются в группу 2.

Учитель:

Скопа ловит рыбу в глубокой воде

Но если вода пропитана ядом,

Уроды-птенцы погибают в гнезде,

Болезни и смерть ходят рядом.

Ребята, для того чтобы понять почему погибают птенцы и взрослые птицы, составим

пищевые цепочки для среднероссийской реки.

Соберите из предложенных карточек пример пищевой цепочки. Объясните, почему скопа в

этой цепочке больше всего страдает от ядовитых веществ. На выполнение этого задания

вам выделяется 5 минут.

Учащиеся составляют пищевую цепочку и подготавливают свое объяснение.

Заслушивание предложенных вариантов.

Буква «М» над водою несётся.

Высмотрела добычу.

Стремительный рывок.

Рыба в лапах птичьих

Отчаянно бьётся.

Борьба жизни и смерти

Чья-то жизнь как итог.

Пришёл человек и сказал

«Непорядок!

Мне рыбы побольше

К столу подать надо!

Скопа виновата!

Скопе дадим бой!

Скопу уничтожим

Мы вместе с тобой!»

Развесил плакаты:

«Убейте скопу!»

Стрелял и бил палкой.

А птица кричала:

Я жить не могу!

Проходят годы.

Пришли в дом беды.

Пусты реки, заводи:

Рыб нет. Пропали обеды.

Ребята, почему после уничтожения птиц человек вместо того, чтобы получить большие

уловы остался с пустыми реками?

Группы думают, предлагают свои варианты

После представления версий групп учитель проводит обобщение причин нарушения

работы экосистемы.

Учитель:

Четыреста граммов рыбы в день -

Это много иль мало?

Ест крокодилов скопа,

Лягушек, мышей.

Кормит своих

Птенцов – малышей.

Слабая жертва в когтях погибает.

Здоровый и ловкий птенец выживает.

Может поднять три килограмма.

Съедать четыреста граммов в день -

Это много иль мало?

Скопа здоровье реки бережёт.

Это каждый ребёнок поймёт.

Ещё одна боль для скопы:

Нет места для гнезд.

Высокие древа срубили у речек.

Вдоль рек стало шумно

И живность бежит

От мест, где командует

Царь – человечек.

Итак. Внимание, команды, придумайте сейчас и нарисуйте на листах плакаты, на которых

можно объяснить людям пользу таких замечательных птиц как скопа.

В течение 10 минут учащиеся рисуют плакаты и готовятся к защите проекта.

Защита проектов двух команд.

Учитель:

А сейчас, в конце нашей встречи, давайте выберем, чей проект оказался самый красивый и

удобный для сохранения птиц. Для этого нам помогут судьи. Они оценят ваш проект по

пятибалльной шкале.

А пока, судьи оценивают ваши работы, давайте ещё раз вспомним, какие причины

исчезновения скопы и что нам надо делать для её сохранения.

Учащиеся рассказывают, какие должны быть меры сохранения птиц.

Учитель:

Над глубокой рекой

Печальный раздавался крик.

Это плач скопы.

Она вымирает.

И, если будем

Равнодушными мы,

Возможно скопы

На Земле не станет.

Прими в сердце

Чужую боль,

Природа будет

К тебе милосердна.

Чтоб не стать

Подобным скопе,

Землю храни и

Трудись усердно.



В раздел образования




Яндекс.Метрика