Автор: Явный Ростислав Степанович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гвардейская школа №1"
Населённый пункт: пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым
Наименование материала: сценарий экологического мероприятия
Тема: Как гаичка - пухляк в Крым приезжала
Раздел: начальное образование
Республика Крым
Симферопольский район
МБОУ «Гвардейская школа №1»
Сценарий
внеклассного мероприятия
«Как гаичка - пухляк в Крым приезжала»
для участия в акции «Птица года – 2017»
учитель биологии: Явный Ростислав Степанович
2017
Цели:
Формирование общих представлений о крымских природных сообществах и роли
насекомоядных птиц в них, взаимосвязях обитателей Крыма и природных
сообществ (на примере гаички буроголовой и королька красноголового);
Воспитание бережного отношения к природе и местам обитания, уважительного
отношения к работникам природоохранных организаций;
Развитие коммуникативных способностей, актерских умений, способностей
мыслить нешаблонно, умения работать в группах;
Развитие кругозора и эрудиции, логического и аналитического мышления, памяти,
наблюдательности, защищать свою точку зрения.
Вид мероприятия: тематическое занятие (урок)
Тип: комбинированный.
Оборудование: электронная доска и презентация с иллюстрациями по теме выступления,
листы офсетной бумаги А-4, стикеры, цветные карандаши и маркеры, магниты или иные
крепежи к доске, сертификаты участника (каждому ученику класса).
Участники основного мероприятия:
Актеры (3 человека среднее или старшее звено, дополнительная подготовка (ЛЕСНИК,
ГАИЧКА, КОРОЛЁК))
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Возрастная группа участников: 1-4 классы
Ход занятия:
Приветствие.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок мы посвящаем маленькой птичке, которая в
этом году стала настоящей Птицей года. В этом году школьники всей России уделяют ей
особое внимание. Она известна от Камчатки до Калининграда, во многих южных регионах
Российской Федерации. Это птичка – невеличка, большая труженица и умница. Это –
гаичка буроголовая. Её называют – пухляк. А почему? Вот об этом мы сейчас и узнаем. А
помогут нам старшеклассники. Внимательно смотрите и слушайте выступление ребят. В
конце урока мы проведём небольшую викторину и те из вас, кто лучше расскажет, что он
узнал об этой маленькой птичке, получат небольшие призы.
На
экране
изображение
гаички
буроголовой
(может
сменяться
в
виде
слайдов
презентации). Возможно, звуковой файл с записью песни гаички.
Лесник:
Птичка – гаичка
В бурой шапочке
Осмелела,
Полетела.
В Крым попала
И устала.
Гаичка:
Птичка – гаичка
В бурой шапочке.
Это – я, я, я!
Далеко моя семья.
Прилетела я на отдых,
Интересно мне, друзья.
Крым богат степями и лесами,
Здесь море плещется
Под берегом с горами.
Но, что я вижу?
Совсем другой здесь лес.
И это подогрело интерес!
На экране изображение королька красноголового. Возможно, звуковой файл с записью
песни королька.
О, птичка – невеличка!
Королёк!
Тебя я узнаю по красной шапке.
Скажи скорее, милый мой дружок,
Где лучше отдохнуть мне?
Где здесь еловый лапник?
На экране изображение светлых сосновых и широколиственных лесов
Королёк:
Я – красноголовый королёк -
Живу в лесах различных.
Где много бука и ольхи,
Дубов и сосенок обычных.
Но ель в Крыму –
Большая редкость.
Ты любишь ели,
А у нас их мало!
Поэтому, рекомендую чащи
Где хоть чуть-чуть
Тебе уютней стало б.
На экране изображение тёмных еловых лесов
Гаичка:
Как мило,
Ну и где мне жить?
Люблю тайгу дремучую
И берега речные.
Но Крым я облетела
И успела оценить,
Что мало мест таких,
Где тень, вода и
Ёлочки колючие.
На экране изображение светлых крымских лесов (красивые пейзажи) с видом на море
Королёк:
Да, Крым светлый и сухой.
Пронизан он лучами солнца.
Но если полетим с тобой,
То место для тебя найдётся!
На экране кадр тёмного букового леса с деревьями, где есть дупла.
Королёк:
Смотри, подружка,
Буковый лес.
Сырой и тёмный,
Глухой и страшный,
Нам, королькам,
Не так уютно здесь.
Но, может, для тебя
В таком лесу жить важно?
На экране изображение комаров и мошек, которыми питается гаичка.
Гаичка:
Орешки бука с семенами
Для птички – гаички
Опасная еда.
Мне б мошек кушать,
Москитов с комарами.
Без них я пропаду здесь.
Вот беда!
На экране изображение истоков реки в буковом лесу (Сары-Узень)
Лесник:
Корнями бук удерживает воду.
В таких лесах рождаются ручьи.
Кто вырубает буки,
Тот на столетья – вот -
Лишает реки талых вод.
Кадр с изображением сфагнового болота с густой растительностью.
Гаичка:
А я люблю болота и овраги,
Где много сфагнума, холодные бочаги,
Но, может мы найдём другое место,
Где много мошек,
Есть семена, коряги?
На экране изображение летней степи.
Королёк:
Для гаичек и корольков
В степях жить нету смысла.
Там слишком сухо, много ветра,
То холодно, а то совсем тепло.
Над лесом можжевеловым
Нешуточно нависла
Угроза истребления.
Ему не повезло!
На экране изображение можжевелового леса (ЮБК или Скельская долина)
Потом кадры пожарищ и замусоривания природы Крыма.
Лесник:
Лес можжевеловый
Нещадно вырубают.
Легко горит
Столь ароматный лес.
Давно уж люди
На планете знают,
Что фитонциды
Микробов убивают.
Но процесс почти неотвратим:
Туристы топчут, лес ломают,
На сувениры губят браконьеры.
Где можжевельник был,
Теперь пожарища чернеют
И новые безмолвные карьеры.
Королёк:
Я в чистых местах живу легко,
Селюсь охотно.
Как самая маленькая птичка в Крыму,
Чувствую в таких лесах себя вольготно!
А, может, мы найдём места,
Где много ив, ольхи, березок?
На экране изображение поймы крымской реки
Кадр с видами Чернореченского каньона или истоков реки Альмы.
Гаичка:
Где множество берёз и ив?
Что ж долго ты не говорил!
Мы б полетели туда сразу.
У поймы лес особенно красив!
Кадр с изображением вредителей лесного хозяйства и объектов охоты гаички.
Гаичка:
Уже я вижу, как накрытый стол,
На стволах дуплистых
Вкусненькие мошки.
Я прыгаю по веточкам и ем:
И долгоносиков, и гусениц…
Как мышь от кошки
Бегут от нас с тобой
Паук и клещ,
Кузнечик, муравьи;
Спасается улитка.
Вот дождевой червяк,
А вот пилильщик –
Под корой злодей
Искал убежище
От нас с тобой,
Малышек вёртких.
Королёк:
В таких лесах
Покушаем на славу,
Но жаль,
В Крыму лесов
Таких ничтожно мало.
Кадр с изображением лесов Крыма.
Лесник:
Да, Крым насекомыми богат,
Но мест для гаичек удобных мало.
А человек был бы только рад,
Чтобы помощников как гаичек
В Крыму побольше стало.
Кадр с изображением кормушек для птиц.
Королёк:
Так, человек,
Ты умный!
Вот возьми,
Кормушки сделай
И нас подкорми!
Гаичка:
Я с интересом
За селеньем наблюдаю,
Объедки я клюю,
Остатки собираю.
А вот кормушки ваши
Редко посещаю.
Глухие обожаю я места,
Меня соседи несколько смущают.
Но если попадутся семена.
Места я эти тоже посещаю.
Кадр с изображением растений, чьими семенами питается гаичка.
Не против я поесть семян
Ольхи, берёз и лопухов колючих,
Пшеницу, кукурузу и овёс – ням-ням!
Таких семян мне бы побольше кучи!
Кадр с изображением Красной книги Украины и России (страницы о Корольке)
Королёк:
А мне семена и плоды
Противопоказаны.
Я – хищник маленький, проворный.
Я редким стал в Крыму
И это сказано в Красной книге
Украины и России (ПОВТОРНО!).
Так что для вас дома,
Для нас – еда – ограничение.
О факторах экологических
Создано учение.
Лесник:
Захотеть расселять животных
Человеку просто мало.
Об их жизни надо много знать,
Чтобы всем уютно стало.
Кадр с изображением крымских лесов и тёмных хвойных лесов России.
Пухляк – гаичка
Морозов не боится.
Но глушь она любит,
Семена, мошек и воды напиться.
Ей надо в дуплистых деревьях
Гнездиться,
Мошек прятать
И от хищников скрыться.
Так и вышло,
Что крымский лес
Вызвал только
Интерес.
Гаичка:
Но если что,
Ждите в гости.
Помогу вам
От разной напасти.
Я – спец по вредным
Лесным насекомым,
Крымскому лесу
До боли знакомым.
Сегодня искала
Где отдыхать.
А может скоро
Место придётся
Менять.
Так что:
Природу берегите!
Наблюдайте,
Изучайте,
И пернатых малышей
Охраняйте!
Учитель:
Вот и закончилось выступление наших экологов. А сейчас, они зададут вам вопросы.
Интересно, кто из вас был очень внимательным?
Старшеклассники по очереди задают вопросы:
1.
Как выглядит птица гаичка?
2.
В каких лесах предпочитает жить птица гаичка?
3.
Какие леса есть в Крыму?
4.
Каких животных ест гаичка?
5.
Семена каких растений любит есть гаичка?
6.
Почему гаичка не может жить в можжевеловых лесах?
7.
Почему гаичка не может жить в степях?
8.
Почему гаичке неудобно жить в буковых лесах?
9.
Какая птица в Крыму самая маленькая?
10. Почему нельзя просто переселять животных в новые места?
11. Почему человек должен изучать природу?
12. Как человек должен беречь природу?
Дети предлагают свои гипотезы, оценивают и дополняют ответы своих товарищей.
Старшеклассники корректируют ответы и исправляют неправильные ответы. В
заключение старшеклассники предлагают детям нарисовать плакаты о защите птиц.
После представления плакатов о защите птиц. Под сопровождение звукового
файлового ряда (песни крымских птиц) детям раздают сертификаты участников акции.