Напоминание

Как гаичка - пухляк в Крым приезжала


Автор: Явный Ростислав Степанович
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гвардейская школа №1"
Населённый пункт: пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым
Наименование материала: сценарий экологического мероприятия
Тема: Как гаичка - пухляк в Крым приезжала
Раздел: начальное образование





Назад




Республика Крым

Симферопольский район

МБОУ «Гвардейская школа №1»

Сценарий

внеклассного мероприятия

«Как гаичка - пухляк в Крым приезжала»

для участия в акции «Птица года – 2017»

учитель биологии: Явный Ростислав Степанович

2017

Цели:

Формирование общих представлений о крымских природных сообществах и роли

насекомоядных птиц в них, взаимосвязях обитателей Крыма и природных

сообществ (на примере гаички буроголовой и королька красноголового);

Воспитание бережного отношения к природе и местам обитания, уважительного

отношения к работникам природоохранных организаций;

Развитие коммуникативных способностей, актерских умений, способностей

мыслить нешаблонно, умения работать в группах;

Развитие кругозора и эрудиции, логического и аналитического мышления, памяти,

наблюдательности, защищать свою точку зрения.

Вид мероприятия: тематическое занятие (урок)

Тип: комбинированный.

Оборудование: электронная доска и презентация с иллюстрациями по теме выступления,

листы офсетной бумаги А-4, стикеры, цветные карандаши и маркеры, магниты или иные

крепежи к доске, сертификаты участника (каждому ученику класса).

Участники основного мероприятия:

Актеры (3 человека среднее или старшее звено, дополнительная подготовка (ЛЕСНИК,

ГАИЧКА, КОРОЛЁК))

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

Возрастная группа участников: 1-4 классы

Ход занятия:

Приветствие.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок мы посвящаем маленькой птичке, которая в

этом году стала настоящей Птицей года. В этом году школьники всей России уделяют ей

особое внимание. Она известна от Камчатки до Калининграда, во многих южных регионах

Российской Федерации. Это птичка – невеличка, большая труженица и умница. Это –

гаичка буроголовая. Её называют – пухляк. А почему? Вот об этом мы сейчас и узнаем. А

помогут нам старшеклассники. Внимательно смотрите и слушайте выступление ребят. В

конце урока мы проведём небольшую викторину и те из вас, кто лучше расскажет, что он

узнал об этой маленькой птичке, получат небольшие призы.

На

экране

изображение

гаички

буроголовой

(может

сменяться

в

виде

слайдов

презентации). Возможно, звуковой файл с записью песни гаички.

Лесник:

Птичка – гаичка

В бурой шапочке

Осмелела,

Полетела.

В Крым попала

И устала.

Гаичка:

Птичка – гаичка

В бурой шапочке.

Это – я, я, я!

Далеко моя семья.

Прилетела я на отдых,

Интересно мне, друзья.

Крым богат степями и лесами,

Здесь море плещется

Под берегом с горами.

Но, что я вижу?

Совсем другой здесь лес.

И это подогрело интерес!

На экране изображение королька красноголового. Возможно, звуковой файл с записью

песни королька.

О, птичка – невеличка!

Королёк!

Тебя я узнаю по красной шапке.

Скажи скорее, милый мой дружок,

Где лучше отдохнуть мне?

Где здесь еловый лапник?

На экране изображение светлых сосновых и широколиственных лесов

Королёк:

Я – красноголовый королёк -

Живу в лесах различных.

Где много бука и ольхи,

Дубов и сосенок обычных.

Но ель в Крыму –

Большая редкость.

Ты любишь ели,

А у нас их мало!

Поэтому, рекомендую чащи

Где хоть чуть-чуть

Тебе уютней стало б.

На экране изображение тёмных еловых лесов

Гаичка:

Как мило,

Ну и где мне жить?

Люблю тайгу дремучую

И берега речные.

Но Крым я облетела

И успела оценить,

Что мало мест таких,

Где тень, вода и

Ёлочки колючие.

На экране изображение светлых крымских лесов (красивые пейзажи) с видом на море

Королёк:

Да, Крым светлый и сухой.

Пронизан он лучами солнца.

Но если полетим с тобой,

То место для тебя найдётся!

На экране кадр тёмного букового леса с деревьями, где есть дупла.

Королёк:

Смотри, подружка,

Буковый лес.

Сырой и тёмный,

Глухой и страшный,

Нам, королькам,

Не так уютно здесь.

Но, может, для тебя

В таком лесу жить важно?

На экране изображение комаров и мошек, которыми питается гаичка.

Гаичка:

Орешки бука с семенами

Для птички – гаички

Опасная еда.

Мне б мошек кушать,

Москитов с комарами.

Без них я пропаду здесь.

Вот беда!

На экране изображение истоков реки в буковом лесу (Сары-Узень)

Лесник:

Корнями бук удерживает воду.

В таких лесах рождаются ручьи.

Кто вырубает буки,

Тот на столетья – вот -

Лишает реки талых вод.

Кадр с изображением сфагнового болота с густой растительностью.

Гаичка:

А я люблю болота и овраги,

Где много сфагнума, холодные бочаги,

Но, может мы найдём другое место,

Где много мошек,

Есть семена, коряги?

На экране изображение летней степи.

Королёк:

Для гаичек и корольков

В степях жить нету смысла.

Там слишком сухо, много ветра,

То холодно, а то совсем тепло.

Над лесом можжевеловым

Нешуточно нависла

Угроза истребления.

Ему не повезло!

На экране изображение можжевелового леса (ЮБК или Скельская долина)

Потом кадры пожарищ и замусоривания природы Крыма.

Лесник:

Лес можжевеловый

Нещадно вырубают.

Легко горит

Столь ароматный лес.

Давно уж люди

На планете знают,

Что фитонциды

Микробов убивают.

Но процесс почти неотвратим:

Туристы топчут, лес ломают,

На сувениры губят браконьеры.

Где можжевельник был,

Теперь пожарища чернеют

И новые безмолвные карьеры.

Королёк:

Я в чистых местах живу легко,

Селюсь охотно.

Как самая маленькая птичка в Крыму,

Чувствую в таких лесах себя вольготно!

А, может, мы найдём места,

Где много ив, ольхи, березок?

На экране изображение поймы крымской реки

Кадр с видами Чернореченского каньона или истоков реки Альмы.

Гаичка:

Где множество берёз и ив?

Что ж долго ты не говорил!

Мы б полетели туда сразу.

У поймы лес особенно красив!

Кадр с изображением вредителей лесного хозяйства и объектов охоты гаички.

Гаичка:

Уже я вижу, как накрытый стол,

На стволах дуплистых

Вкусненькие мошки.

Я прыгаю по веточкам и ем:

И долгоносиков, и гусениц…

Как мышь от кошки

Бегут от нас с тобой

Паук и клещ,

Кузнечик, муравьи;

Спасается улитка.

Вот дождевой червяк,

А вот пилильщик –

Под корой злодей

Искал убежище

От нас с тобой,

Малышек вёртких.

Королёк:

В таких лесах

Покушаем на славу,

Но жаль,

В Крыму лесов

Таких ничтожно мало.

Кадр с изображением лесов Крыма.

Лесник:

Да, Крым насекомыми богат,

Но мест для гаичек удобных мало.

А человек был бы только рад,

Чтобы помощников как гаичек

В Крыму побольше стало.

Кадр с изображением кормушек для птиц.

Королёк:

Так, человек,

Ты умный!

Вот возьми,

Кормушки сделай

И нас подкорми!

Гаичка:

Я с интересом

За селеньем наблюдаю,

Объедки я клюю,

Остатки собираю.

А вот кормушки ваши

Редко посещаю.

Глухие обожаю я места,

Меня соседи несколько смущают.

Но если попадутся семена.

Места я эти тоже посещаю.

Кадр с изображением растений, чьими семенами питается гаичка.

Не против я поесть семян

Ольхи, берёз и лопухов колючих,

Пшеницу, кукурузу и овёс – ням-ням!

Таких семян мне бы побольше кучи!

Кадр с изображением Красной книги Украины и России (страницы о Корольке)

Королёк:

А мне семена и плоды

Противопоказаны.

Я – хищник маленький, проворный.

Я редким стал в Крыму

И это сказано в Красной книге

Украины и России (ПОВТОРНО!).

Так что для вас дома,

Для нас – еда – ограничение.

О факторах экологических

Создано учение.

Лесник:

Захотеть расселять животных

Человеку просто мало.

Об их жизни надо много знать,

Чтобы всем уютно стало.

Кадр с изображением крымских лесов и тёмных хвойных лесов России.

Пухляк – гаичка

Морозов не боится.

Но глушь она любит,

Семена, мошек и воды напиться.

Ей надо в дуплистых деревьях

Гнездиться,

Мошек прятать

И от хищников скрыться.

Так и вышло,

Что крымский лес

Вызвал только

Интерес.

Гаичка:

Но если что,

Ждите в гости.

Помогу вам

От разной напасти.

Я – спец по вредным

Лесным насекомым,

Крымскому лесу

До боли знакомым.

Сегодня искала

Где отдыхать.

А может скоро

Место придётся

Менять.

Так что:

Природу берегите!

Наблюдайте,

Изучайте,

И пернатых малышей

Охраняйте!

Учитель:

Вот и закончилось выступление наших экологов. А сейчас, они зададут вам вопросы.

Интересно, кто из вас был очень внимательным?

Старшеклассники по очереди задают вопросы:

1.

Как выглядит птица гаичка?

2.

В каких лесах предпочитает жить птица гаичка?

3.

Какие леса есть в Крыму?

4.

Каких животных ест гаичка?

5.

Семена каких растений любит есть гаичка?

6.

Почему гаичка не может жить в можжевеловых лесах?

7.

Почему гаичка не может жить в степях?

8.

Почему гаичке неудобно жить в буковых лесах?

9.

Какая птица в Крыму самая маленькая?

10. Почему нельзя просто переселять животных в новые места?

11. Почему человек должен изучать природу?

12. Как человек должен беречь природу?

Дети предлагают свои гипотезы, оценивают и дополняют ответы своих товарищей.

Старшеклассники корректируют ответы и исправляют неправильные ответы. В

заключение старшеклассники предлагают детям нарисовать плакаты о защите птиц.

После представления плакатов о защите птиц. Под сопровождение звукового

файлового ряда (песни крымских птиц) детям раздают сертификаты участников акции.



В раздел образования




Яндекс.Метрика