Напоминание

О/Ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных


Автор: Елена Алексеевна Павлова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Малодубенская СОШ №7
Населённый пункт: г. о. Орехово-Зуево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: О/Ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных
Раздел: среднее образование





Назад




Цель

Познакомить

с

орфограммой

«Правописание

О

Ё

после

шипящих

в

окончаниях

существительных»;

выработать

алгоритм

применения

изучаемой

орфограммы

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знать

правило

написания

букв

Ё-О

после

шипящих

в

окончаниях

существительных;

уметь находить и правильно писать слова с изученной

орфограммой; графически обозначать условия выбора

правильных написаний.

Метапредметные: умение находить, преобразовывать

и

передавать

информацию;

выполнять

различные

социальные роли в группе и коллективе.

Личностные: понимание русского языка как одной из

основных

национально-культурных

ценностей

русского языка, определяющей роли родного языка в

р а з в и т и и

и н т е л л е к т у а л ь н ы х ,

т в о р ч е с к и х

способностей

и

моральных

качеств

личности,

его

значения

в

проце ссе

получения

школьного

образования.

Оборудование

Проекционный

экран,

компьютер,

мультимедийный

проектор

ХОД УРОКА

I. "Разминка".

Рассольник, разговаривать, бесплатный, сбросить, здешний

-Спишите, распределив в 2 столбика, определите орфограмму.

-С каким словом возникла проблема? Почему?

-Составьте со словом «здешний» предложение, определите грамматическую

основу.

II. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова".

На доске:

болеть душ…й,

болеть сердц…м.

-

Перед

вами

два

фразеологических

оборота.

Поясните

их

лексическое

значение. /волноваться, сильно переживать, беспокоиться/

-Как называются слова, имеющие одно значение? /синонимы/.

- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ.,

оконч.)

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

- А какая это может быть гласная? (о или е)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в

окончаниях имен существительных после шипящих и ц)

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока.

Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с …

2) Научиться …..

Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на карточках:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов,

юношей

- Все ли слова понятны?

- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? (в окончании)

- После каких согласных? (шипящих)

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

- Выделите окончание, поставьте ударение.

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен

существительных?

-Сформулируйте правило.

- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. падеже)

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило.

§99 стр.76

III. Мини-проект (в группах)

Важно различать корень и окончание.

- Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас

пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы,

таблицы или рисунки. Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте

примеры.

- Так от чего же зависит правописание букв о – е в окончаниях имен

существительных? (ударение)

- Ребята, а важно нам знать в какой морфеме данная орфограмма? (Да)

-А почему? Вспомните изученную ранее орфограмму? ( В корне тоже есть о-е

после шипящих. Если в окончании, то под ударением о, без ударения – е, а

если в корне, то слышу о – пишу е, кроме слов исключений).

РАЗЛИЧАЙТЕ

и [_]

- Задаем себе вопрос:

Где же пропущена орфограмма?

1)

Если - в окончании

существительных, то под ударением пишем О - ,

без ударения Е -.

2) Если

работает правило «

- в корне слова, то Слышу О - , пишу Ё

– .

Кроме того, надо помнить о словах-исключениях: 1) шов, 2) шорох, 3)

капюшон, 4) крыжовник. К ним также примыкают слова иноязычного

происхождения, например: шофер, шоколад, шорты и другие.

IV. Закрепление материала

1) Объяснительный диктант (у доски)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом,

пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2) Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях

существительных в два столбика):

1 столбик -о, второй – е.

1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка

свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали

ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны.

- Проверим.

(Взаимопроверка по критериям, представленным на доске:

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

более 2х – 2)

- Кто допустил ошибки? Молодцы.

3)

Ребята,

а

сейчас

творческое

задание.

На

слайде

будут

появляться

предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном

падеже.

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом,

малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)

- Проверим. Кто не допустил ни одной ошибки?

4)

Ребята,

давайте

поиграем!

Проверим

скорость

вашей

реакции,

внимательность и, конечно, умение пользоваться новым правилом. Я буду

называть слова с данной орфограммой. Если в окончании существительного

пишется О, поднимаете красную карточку, если – Е, то зеленую.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

11. неудач..й

5. зайц..в

12. мудрец..в

6. сторож..м

13. пейзаж..м

7. ш...пот

14. ш...колад

5) (Если время остается) Подберите синонимы - слова на изучаемую

орфограмму, поставив в творительный падеж.

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом),

луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта

(стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна

(невежей).

6) (Если время) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите

предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал

боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я

открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и

кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину –

служить ей сердцим и душёй.

6. Итог урока.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова

воспользуемся методикой незаконченного предложения.

- Сегодня на уроке мы познакомились....

- Мне удалось на уроке ....

- Самым интересным для меня на уроке было ....

- Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все, карточку я

проверю к следующему уроку, в мини-проекты мы с вами оценим на

следующем уроке по закреплению этой темы.

7. Домашнее задание: параграф 101, упр 557

Карточка №1

Дворцом,

товарищем,

шалашом,

задачей,

межой,

репортажем, бойцов, юношей

Карточка №1

Дворцом,

товарищем,

шалашом,

задачей,

межой,

репортажем, бойцов, юношей

Карточка №1

Дворцом,

товарищем,

шалашом,

задачей,

межой,

репортажем, бойцов, юношей

Карточка №1

Дворцом,

товарищем,

шалашом,

задачей,

межой,

репортажем, бойцов, юношей

Карточка №1

Дворцом,

товарищем,

шалашом,

задачей,

межой,

репортажем, бойцов, юношей

Карточка №1

Дворцом,

товарищем,

шалашом,

задачей,

межой,

репортажем, бойцов, юношей

Карточка №2

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал

боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я

открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и

кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину –

служить ей сердцим и душёй.

Карточка №2

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал

боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я

открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и

кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину –

служить ей сердцим и душёй.

Карточка №2

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал

боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я

открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и

кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину –

служить ей сердцим и душёй.

Карточка №2

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал

боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я

открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и

кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину –

служить ей сердцим и душёй.



В раздел образования




Яндекс.Метрика