Автор: Кожушная Ксения Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 32
Населённый пункт: Брянская область город Клинцы
Наименование материала: Конспект НОД по аппликации «Еж» в старшей группе
Тема: Еж
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по аппликации «Еж» в старшей группе
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе посредством аппликации.
Задачи:
1.
Формировать у детей представления о жизни ежа, питании, особенностях образа
жизни.
Закреплять
представления
о
внешнем
виде животного:
форме,
цвете,
названиях частей тела.
2.
Продолжать формировать умение размещать ежика в центре листа; располагать
колючки ежа по всему туловищу, начиная с задней части, продвигаясь вперед к
голове. Украшать аппликацию дополнительными деталями: осенними листьями.
3.
Продолжать
упражнять
вырезать
плавно
по
линии,
закругляя
и
обрезая
все
уголки. Закреплять умение резать по начерченной линии прямо. Упражнять в
складывании
элемента «капля» из
полоски
бумаги.
Упражнять
в
умении
пользоваться всем необходимым оборудованием. Продолжать развивать мелкую
моторику пальцев рук.
4.
Воспитывать
заботливое
отношение
к
животным.
Развивать
эстетические
чувства, творческие способности.
Материал для занятия:
Демонстрационный материал:
- фото, иллюстрации с изображением ежа;
- видео «Как звери готовятся к зиме»
- образец «Еж осенью»; лист для показа
Раздаточный материал:
- цветной картон или тонированная бумага;
- бумага черного, коричневого цвета, разлинеянная на полоски; розовая бумага с
изображением
ежика;
искусственные
глазки;
листья
оранжевого,
желтого,
красного
цветов;
-
ножницы;
подставка
для
кисти;
кисть
для
клея;
клей
ПВА;
клеенка;
салфетка;
тарелка.
Предварительная работа:
- Рассматривание изображений ежей в книгах, на фотографиях.
- Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик» с авторскими иллюстрациями.
- Дидактические игры.
- Чтение стихов.
- Загадки.
Ход занятия
1.
Организационная часть
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят (М. Ивенсен).
- Ребята, о каком времени года это стихотворение?
- Да, правильно, об осени. Осень — это время года, когда природа готовится к зиме.
Как же она готовится?
- День становится короче, листья опадают, птицы улетают на юг, часто идет дождь,
дует холодный ветер, на лужах появляется лед.
- Звери тоже готовятся к зимним холодам.
Просмотр видео «Как звери готовятся к зиме»
- Об одном из них мы немножко поговорим.
Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит —
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек.
Ты узнал? Ведь это — (Ёжик).
Воспитатель:
-Правильно,
ежик.
Посмотрите
на
фотографию,
расскажите,
как
выглядит
ежик. (Показ фото ежа).
Дети описывают ежа.
Воспитатель обобщает
ответы:
-Тело
ежа
приземистое
с
коротким,
малозаметным
хвостом.
Голова
клиновидной
формы с вытянутым черным носиком,
на мордочке, словно бусинки – глаза. Ножки у него
коротенькие, быстро бегать ежи не умеют. Иголки покрывают все тело ежа, кроме головы
и живота, которые покрыты короткими грубыми волосками. Ножки у него коротенькие,
быстро бегать ежи не умеют.
Воспитатель: Для чего ежику нужны колючки?
Дети: Чтобы его не съели волк и лиса.
Воспитатель: Правильно, иголки служат ежу для защиты. А еще для чего?
Дети: Он носит на них грибы и яблоки.
Воспитатель: Яблоки ежик на спинке не носит, а вот с помощью иголок он свою норку
на зиму обустраивает. Как он это делает, послушайте.
Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья кленов нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели (Т. Шорыгина).
Обычно ежи подыскивают глубокие норы, которые расположены около корней густой
елки или дерева с низкими ветками для того, чтобы вода во время дождя не попадала к
нему в нору, а стекала по веткам деревьев. Они, как и медведи, всю зиму спят. Но чтобы
ежику
дожить
до
весны,
он
должен
хорошенько
подкрепиться,
стать
упитанным
толстячком. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Еж — это хищник. На
поиски пищи выходят только с наступлением темноты. Едят ежи все, что попадется: змей,
кузнечиков, ящериц, мышек, улиток, червяков, ягоды и земляные корешки. Еж очень
полезный зверек: он истребляет большое количество вредителей. Но наряду с пользой
могут приносить вред, поедая яйца птиц и птенцов.
Ребята, если вы встретите в лесу ежа, то рассмотрите его и идите дальше, не трогайте
его. Нельзя приносить ежа из леса домой, он от перемены места жительства может
погибнуть.
- А теперь немного поиграем.
Физминутка.
Жил в лесу колючий ежик
Был клубочком и без ножек.
Не умел он хлопать- хлоп, хлоп, хлоп,
Не умел он топать- топ, топ, топ,
Не умел он прыгать- прыг, прыг, прыг,
Только носом шмыгать- шмыг, шмыг, шмыг.
А ребята в лес пошли.
Ежика в лесу нашли.
Научили хлопать- хлоп, хлоп, хлоп,
Научили топать- топ, топ, топ,
Научили прыгать- прыг, прыг, прыг,
Стали вместе носом шмыгать- шмыг, шмыг, шмыг.
Воспитатель: Теперь садимся за столы.
2. Практическая часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем ежа. Посмотрите, ребята, какую красивую
аппликацию из цветной бумаги мы будем с вами выполнять. Это ежик.
-Какой формы ёжик?
-Какие части можно выделить?
-Какого цвета?
-Что есть на голове?
-Чем покрыто тело ёжика?
-Как вы думаете, каким способом сделаны иголки?
Дети: Из полосок бумаги в форме капли.
-Такими капельками - «иголками» мы покроем все туловище.
-Что под ногами у ежика?
Воспитатель:
Объяснение способов изображения
1. Вырежем ежа по контуру, вырезаем силуэт и наклеиваем на картон.
2. Сделаем «иголки». Для этого вам необходимо нарезать полоски из черной цветной
бумаги, затем склеить кончики, смазав один из них клеем и свернув в виде капли.
3. Наклеиваем «иголки» на силуэт ежа, начиная с задней части и по всему телу.
4. Глазки и нос вы наклеите сами.
5. Для передачи осеннего настроения приклеите листочки под лапками ежа.
Закрепление последовательности работы
-Что мы делаем сначала? Что потом? Как располагаем иголки на туловище?(начинаем с
задней части)
Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий».
Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются,кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)
Общие и индивидуальные указания
Напомнить, что сначала нужно нарезать, а затем выложить детали аппликации и после
этого только наклеивать, хорошо промазывая клеем. Приклеивать детали, прижимая
салфеткой. Мусор убирать в тарелочку.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
Сегодня
вы
познакомились
с
лесным
зверьком
-
ежом.
Вы
хорошо
поработали. Ежики у всех получились разные, но у всех забавные и колючие. Теперь с
такими иголками ему не страшны ни волк, ни лиса.
Волк ужасно разъярен-
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки -
Объегорил злого волка (В. Лунин).
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит —
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек.
Ты узнал? Ведь это — (Ёжик).
Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья кленов нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели.
Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот
они.
Вот
они.
Вот
они.
(Пальцы
выпрямляются,кисти
сложены в замок)
Ежик,
ежик
колкий,
(Движения
кистями
вправо-влево
с
выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)
Волк ужасно разъярен-
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки -
Объегорил злого волка