Авторы: Василенко Залина Таймуразовна, Рыкачева Алла Геннадьевна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 90"
Населённый пункт: Пермский край г.Березники
Наименование материала: методическая разработка беседы
Тема: "Создание условий для приобщения детей раннего возраста к народной культуре"
Раздел: дошкольное образование
Создание условий для приобщения
детей раннего возраста к народной культуре
Подготовила:
Воспитатель 1 кв. категории
Василенко З.Т.,
Воспитатель Рыкачева А.Г.
В
современном
мире
остро
стоит
вопрос
воспитания
у
детей
патриотических
чувств.
В
ФГОС
и
Программе
прописаны
задачи
и
содержание патриотического воспитания.
В настоящее время я работаю на группе с детьми раннего возраста.
И хотя в Программе и ФГОС ДО не звучит конкретная задача - воспитание
толерантности у детей раннего возраста,
однако, я считаю,
что
стою у
истоков воспитания такого качества личности, как толерантность.
Основная задача на первом этапе работы в данном направлении - это
заложить потребность ребенка
в знакомстве с культурой своего народа.
Ранний возраст позволяет сделать это через фольклор, который органично
выписывается во все виды деятельности. Я активно использую потешки,
присказки, прибаутки, которыми пронизаны все наши игры и режимные
моменты. У нас создана картотека потешек и прибауток. Например, когда мы
одеваемся проговариваем потешку:
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам надевать.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
А во время умывания «Водичка, водичка, умой мое личико».
Особое
значение
мы
придаем
созданию
развивающей
предметно-
пространственной
среды,
стараясь
наполнить
ее
элементами
русского
фольклора. Например:
в течение
года мы работаем над оформлением
уголка по патриотическому воспитанию в группе. В этом уголке находятся
такие игры как:
«Подбери матрешку», «Найди две одинаковые варежки»,
семейный альбом, карточки «Моя семья». В художественном уголке у нас
создана полка
для любования,
на которой стоят деревянные матрешки,
расписные ложки и
глиняные фигуры. В уголке «Ряжения» есть наряды
стилизованные под народные костюмы.
В уголке «Дом», «Кухня»- есть
прихватки,
салфетки,
скатерти
с
элементами
народной
вышивки
все
эстетично и красиво.
Дети окружены предметами народной культурой. В этом нам активно
помогают родители. Для них мы провели серию интернет-консультаций на
тему "Значение устного народного творчества для развития детей раннего
возраста". На данный момент привлекаем их к изготовлению наглядных
карточек
«Потешки», а в конце
года планируем организовать выставку
поделок "Герои потешек"
В
настоящее
время
мы
принимаем
участие
в
смотре
-
конкурсе
уголков краеведения и патриотического воспитания, который проходит на
уровне
нашего
детского
сада.
К
этому
конкурсу
мы
оформили
информационный стенд для родителей, папку – передвижку. Родители стали
нашими активными помощниками, и подготовили стендовые доклады «Моя
семья», «Ребенок и природа нашего края», «Мой любимый город».
Уже сейчас можно сказать о наших маленьких победах: если в начале
года, воспитатель сам проговаривал потешку, стишок, то сейчас дети активно
помогают и повторяют за нами. Мы отмечаем, что в сюжетных играх, дети
используют
знакомые
потешки,
например,
при
укачивании
кукол.
А
в
театральном
уголке
дети
часто
становятся
инициаторами
драматизации
знакомых народных сказок Теремок, Колобок, Репка. Таким образом, можно
сделать вывод, что использование малых фольклорных форм способствует не
только активизации речевой деятельности, но приобщает детей к истокам
родной культуры.
Данную работу мы будем продолжать и в следующем учебном году,
будем искать новые интересные и результативные формы взаимодействия с
детьми и родителями.