Напоминание

Воображение - как формирование пианистических навыков


Автор: Бабаджанова Гулнора Ахметбаевна
Должность: преподаватель по специальности фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: Азнакаевский район. пгт Актюбинский
Наименование материала: статья
Тема: Воображение - как формирование пианистических навыков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования

«Актюбинская Детская школа искусств»

пгт Актюбинский Азнакаевского муниципального района

Республики Татарстан

Методическое сообщение

Воображение - как метод формирования пианистических навыков

Выполнила: преподаватель высшей квалификационной

категории по специальности фортепиано

Бабаджанова Гулнора Ахметбаевна

2017 год

Воображение - как метод формирования пианистических навыков.

«Воображение – важнее, чем знания.

Знания ограничены, тогда как

Воображение охватывает целый мир…

А. Эйнштейн.

«Воображение-это начало создания.

Вы воображаете, что хотите; вы желаете то, что воображаете;

и, наконец, вы создаёте, то, что желаете».

Джордж Бернард Шоу.

Воображение – это психический процесс, процесс создания нового в форме

образа, представления или идеи.

Оно – неотъемлемая составляющая творческого мышления, которое является

залогом творчества вообще.

Поэтому

воображение

главный

объект

формирования

и

развития

творческих способностей.

Процесс воображения присущ только человеку и является основным и

необходимым условием его трудовой деятельности. Именно в процессе труда

воображение

возникло

и

развивалось.

Вместе

с

тем,

всё,

что

создаётся

фантазией человека, неизбежно произрастает из действительности. Поэтому

воображение можно назвать одной из форм действительности. Чем больше

знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него воображение. Поэтому

распространённое мнение, что у детей воображение развито лучше, чем у

взрослого – ошибочно. Так как воображение берёт своё начало из жизненного

опыта,

а

у

ребёнка

этот

опыт

ещё

невелик.

Зато

воображение

гораздо

свободней, чем

у

взрослого

человека.

Именно

эту

свободу

часто

воспринимают за богатство. А значит перед педагогом стоит очень важная

задача – развитие воображения ребёнка!

Лев Семёнович Выготский (наш современник, учёный, психолог) выделяет 3

основные функции воображения:

1. Последовательная. Чтобы вызвать у ребёнка живое представление о

предмете, необходимо в реальной жизни найти все элементы, из которых

будет построено представление.

2.

Эмоциональная. Всякая

эмоция

имеет

своё

внешнее

и

внутреннее

состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно

осуществляющим работу наших эмоций.

3. Воспитательная. Позволяет развивать и упражнять свои способности.

Музыкальное воображение имеет свои отличительные особенности.

Оно

тесно

связано

с

эмоциями.

Активная

работа

фантазии

вызывает

богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети

воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими

эмоциональной

картине

взрослых

в

самые

значимые

моменты

жизни.

А

детская игра? Она просто теряет смысл для ребёнка, если у неё отсутствует

яркий

эмоциональный

фон

и,

одновременно,

игра

целиком

зиждется

на

активной деятельности воображения.

В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно

важное

значение.

Средства

музыкальной

выразительности

способствуют

созданию в нашем сознании художественных образов и наоборот – благодаря

активности

воображения,

его

воссоздающей

и

творческой

особенностей,

маленький

пианист

постепенно

овладевает

средствами

музыкальной

выразительности,

в

том

числе

и

пианистическими

приёмами.

Помимо

музыкальных

способностей,

которые

формируются

в

процессе

развития

музыкального

воображения,

оно

имеет

огромное

значение

для

развития

личности ребёнка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Он

становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы

решения одной задачи. Он учиться по разному реагировать не только на

разную по характеру музыку, но и музыку одного характера, находя при

каждом

новом

прослушивании

новые

детали

и

нюансы.

Становится

эмоционально более развитым, отзывчивым.

Музыка

во

многом

отличается

от

других

видов

искусств

её

выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи,

театра

и

кино.

Язык

точных

понятий

ей

чужд.

Музыка

обращается

преимущественно к чувствам и настроениям людей. Не имея зрительного

образа, музыка является чистой формой абстрактного искусства. Содержание

музыки

познаваемо,

но

нет

точного

предметного

соответствия

между

звуковыми

образами

и

образами

действительности.

Ей

свойственно

передавать настроения в очень условных звуковых образах.

Обозначим

кратко

особенности

развития

воображения

в

младшем

школьном возрасте.

Успешный процесс обучения во многом опирается на воображение детей и

способствует его развитию. Как показывают исследования В. В. Давыдова,

воображение порождает потребность в учебной деятельности у детей 6-8

летнего возраста. Игра уже не удовлетворяет полностью познавательных

стремлений ребёнка, поскольку в ней преобладает предметное содержание, а

достаточно жёсткие правила ограничивают активность ребёнка. Воображение

заставляет обращаться к познанию отдалённых объектов и предметов (другие

страны, люди, жизнь в будущем и т.д.) Игра всегда статична по содержанию и

не

даёт

возможности

развернуться

плану

воображения

ребёнка.

Такая

возможность появляется в учебной деятельности.

Успешный процесс обучения в классе фортепиано во многом опирается

на воображение детей и способствует его развитию. Главное – заинтересовать

ребёнка, « раздуть искру личного». Это может быть зримый образ, минутное

настроение,

определённое

воспоминание.

Таким

образом

воздействуя

на

эмоциональную

память

ученика,

пробуждаем

его

воображение,

так

необходимое нам для дальнейшего процесса формирования пианистических

навыков. Мы побуждаем его на дальнейший поиск нужных в данный момент

ощущений. В работе используется метод беседы, входе которой мы вместе с

учеником

выясняем

или

придумываем

программу

произведения,

ищем

художественный образ. Мы вместе формулируем « эмоциональное зерно

пьесы». Такая совместная работа раскрепощает, вдохновляет ученика. Он

чувствует себя партнёром, созидателем. Вживаясь в рождённую в совместном

творчестве

историю,

мы

рождаем

эмоцию,

наполняем

конкретным

содержанием и переживанием музыкальные образы. А далее мы обращаемся

к

физическому

воплощению

художественного

образа,

то

есть

к

поиску

нужного

штриха,

тембра,

динамики,

к

формированию

пианистического

приёма.

При

построении

обучения

необходимо

учитывать

ряд

особенностей,

обусловленных самой природой детского воображения, за счёт которого и

происходит постижение новых знаний.

Воображение

это

всегда

способность

охватывать

целое

раньше

частностей.

Поэтому

в

обучении

необходимо

раскрывать

общие

понятия

раньше его частных свойств и проявлений. Необходимо предоставлять не сам

ответ, а подталкивать ребёнка к поиску этого ответа. В это связи основное

дидактическое требование к обучению при опоре на воображение – не давать

готовых знаний, поскольку готовое знание сужает воображение, притупляет

его возможности и развитие.

Одной

из

характерных

черт

детской

психологии

является

мышление

в

конкретных образах.

Мне представляется, что язык звуков сам по себе слишком абстрактен, чтобы

надолго заинтересовать ребёнка. Поэтому каждая музыкальная задача должна

быть

выражена

в

конкретном

художественном

образе,

и

выражена

непосредственно в звуке, темпе и соответствующих игровых приёмах. Для

детей

средней

одарённости

самой

доступной

формой

музыкального

высказывания

является

словесный

текст.

Большое

значение

в

работе

музыкального воображения играют зрительные образы, например: хорошо

знакомый герой сказки, с ярко выраженными образными чертами, например:

зайка прыгает, мишка большой и тяжёлый, колобок катится и он весёлый…

Музыкально-слуховые

образы

переходят

из

области

эмоционального

в

область сознательного отражения. Поэтому для развития воображения важно

стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу музыки.

Стимулировать, задавая открытые вопросы: « Какой у тебя ёжик?», « Куда

катится твой колобок?», « О чём плачет зайка?». И чем большее количество

ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти ребёнок, тем лучше

активизируется

его

воображение.

Музыкально-слуховые

представления

находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия.

Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека,

услышав одно произведение, могут совершенно по-разному оценить его. Все

эти особенности в музыке, её исполнение и создание обусловлены работой

воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть

одинаковым даже у двух людей.

Чтобы

творческие

проявления

детей

на

уроках

фортепиано

имели

активный

и

эмоциональный

характер,

преподавателю,

в

своей

работе,

необходимо знать следующее:

1. Для активизации воображения необходимо вызвать в памяти ребёнка как

можно больше ассоциативных связей. А для этого следует подбирать яркий,

доступный,

звукоизобразительный

репертуар,

направленный

на

активную

работу

фантазии.

«Колобок»,

«Ёжик»,

«Плакса»,

«Дразнилка»,

голоса

животных, дождик, колокольчики – это очень, доступно для ребёнка. Эти

образы понятны, знакомы, ассоциативны. Для вербализации образа педагог

может

предложить

ребёнку

сочинить

слова,

нарисовать

рисунок

к

пройденным

пьескам,

а

значит,

детское

воображение

активизируется,

фантазия проснётся, творческий процесс нам обеспечен.

2.

Подобранный

педагогом

репертуар

должен

являться

основой

формирования

конкретных

творческих

навыков

и

в

тоже

время

отвечать

учебным требованиям.

3.

Использовать

приёмы,

методы

и

формы

работы,

способствующие

созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности,

всё чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново

открывать,

включая

ученика

в

активную,

творческую

работу.

Используя

детское

воображение

можно

самые

сложные

или

элементарные

задачи

сделать интересными и волнующими.

4. Разрабатывать серию творческих заданий.

Например: придумать ребус с названием нот, решить ритмические задачки,

придумать

сказку,

сочинить

стишок

на

заданный

ритм,

изобразить

на

инструменте

природное

явление

(гром,

водопад,

солнечное

затмение,

дождик…)

или

поиграть

в

игру

под

интригующим

названием

«Давайте

пошалим». Суть игры заключается в формировании у ребёнка понятия о

взаимосвязи

пианистического

приёма

и

художественного

замысла,

взаимосвязи между тем « о чём играю и как играю». А значит, постепенно

приходит осознание того, что исполнять можно по- разному, и изобразить

можно

кого

угодно,

главное

захотеть.

Эта

игра

довольно

хулиганистая,

потому, что все штрихи в нотном тексте мы исполняем наоборот, то есть: там,

где у автора стаккато - исполняем легато, там, где легато - играем стаккато.

Также меняем динамику, а значит меняется и тембр звука, следовательно

меняется образ, художественный замысел композитора. Меняется почти всё, а

главное меняется и сам ребёнок!

Ведь он почти композитор! Он сам творит! А как работает воображение! А

сколько восторга и любопытства в этом процессе! Для такой игры очень

подойдёт

сборник

И.

Корольковой

«Концертный

репертуар

маленького

пианиста». Вариантность исполнения одного и того же произведения ведёт к

формированию у учащегося богатого, творческого воображения, повышает

художественную выразительность игры.

У Агнии Барто есть замечательный стишок:

«Я небесный верхолаз!

Я по небу лазаю

А потом оттуда – раз!

Опускаюсь на землю

Ты не веришь? Ну и что ж

Всё равно это не ложь,

А моя фантазия!»

Список используемой литературы:

1.

Выготский

Л.С.

«Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте».

Издательство: Лабиринт. 1999.

2. Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов

начального

обучения,

основанных

на

содержательном

обобщении».

Издательство: Пеленг, 1929.

3. Баренбойм. Л.А. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства».

Л.: Музыка, 1929г.

4.

Артоболевская

А.Д.

«Первая

встреча

с

музыкой».

М.:

Советский

композитор, 1986г



В раздел образования




Яндекс.Метрика