Напоминание

"Обучение младших школьников технике иноязычного письма"


Автор: Ирина Игоревна Кравченко
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №132" имени Н.М. Малахова
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение младших школьников технике иноязычного письма"
Раздел: полное образование





Назад




Кравченко И.И.

Учитель иностранного языка

МАОУ «СОШ №132 имени Н.М. Малахова»

Обучение младших школьников технике иноязычного

письма

Письменная форма общения в современном обществе

выполняет

важную

коммуникативную

функцию.

Являясь

сложным речевым умением, письмо обеспечивает общение

людей

посредством

графических

знаков.

Овладеть

умениями письменной речи невозможно без освоения ее

технической

стороны.

Речь

идет

о

технике

иноязычного

письма. Техника письма включает овладение графической и

орфографической системами изучаемого языка

Г. В. Рогова отмечает, что «в методике письмо - объект

овладения

учащимися

графической

и

орфографической

системами иностранного языка для фиксации языкового и

речевого материала в целях его лучшего запоминания и в

качестве помощника в овладении устной речью и чтением,

так как письмо с ним тесно связано» (Рогова 1991: 162). В

основе чтения и письма лежит одна графическая система

изучаемого

языка.

Различие

состоит

в

направленности

установления

графемно-фонемных

с о от в е т с т в и й .

Читающий

соотносит

букву

со

звуком,

а

пишущий,

наоборот, звук с буквой.

В начальной школе овладение графикой и орфографией

является целью обучения, в дальнейшем техника письма

рассматривается как важное средство в изучении языка: она

помогает

прочному

усвоению

языкового

материала

(лексического, грамматического) и развитию умений во всех

видах речевой деятельности. Процесс овладения техникой

письма

на

иностранном

языке

оказывает

положительное

воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их

памяти, волевых качеств и т. д.

Э то

от р а же н о

в

н о рмат и в н ы х

д о к у м е н т а х ,

регулирующих обучение иностранным языкам в начальной

школе. Так в ФГОС НОО в разделе «Письменная речь»

прописаны

следующие

требования:

з а к р е п л е н и е

орфографических

навыков;

использование

письма

как

графической опоры при развитии умений некоторых видов

речевой деятельности.

Содержание обучения технике письма состоит из трех

компонентов:

лингвистического,

психологического

и

методологического.

Рассмотрим

каждый

компонент

подробнее.

Лингвистический

компонент

обеспечивает

учащимся

возможность

пользоваться

письмом

как

средством

изучения

иностранного

языка.

Во-первых,

это

графика-совокупность всех средств данной письменности.

Изучаемые

в

школе

иностранные

языки:

немецкий,

английский,

французский,

испанский

-

пользуются

латинской графикой. Графика названных языков существует

в двух вариантах: печатном и рукописном. Каждый из них, в

свою очередь, имеет прописные и строчные буквы, поэтому

каждая графема представлена набором алфавитных единиц.

Сравнение

начертаний

букв

печатного

и

письменного

шрифтов

показывает,

что

у

одних

графем

наблюдаются

близкие

соответствия,

у

других

печатный

и

рукописный

варианты резко отличаются друг от друга.

Во-вторых, к лингвистическому компоненту обучения

технике письма относится орфография. Орфография – это

правописание

или

система

правил

использования

письменных знаков при написании конкретных слов. Если

графика допускает несколько вариантов для передачи звука

или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется

только одно написание для передачи определенного слова с

этим

звуком

или

звукосочетанием,

которое

признается

правильным, а все другие – ошибочными.

Третьей

составляющей

лингвистического

компонента

является запись. Продуктом записи могут быть отдельные

слова,

словосочетания,

не

связанные

друг

с

другом

предложения,

план

высказывания

и

даже

сокращения.

Поскольку

овладение

письмом

осуществляется

через

усвоение

букв,

слов,

словосочетаний,

предложений,

сверхфразовых

единств,

то

соответствующими

уровнями

записи

является

каждая

из

указанных

единиц.

Основное

назначение

записи

на

всех

уровнях

состоит

в

более

глубоком осознании особенностей единиц языка и речи, а

следовательно, в лучшем их запоминании.

Психологический компонент обучения технике письма

включает

графические

и

орфографические

навыки.

Графический

навык

это

написание

букв

немецкого

(английского) алфавита, перевод звуков речи в графические

символы

буквы

и

буквосочетания,

орфографически

правильное

написание

слов,

слово сочет аний

и

предложений,

способствующих

лучшему

усвоению

учебного

материала,

необходимого

для

формирования

и

развития навыков устной речи и чтения на изучаемом языке.

Методологический

компонент

обучения

письму

включает

приемы,

облегчающими

усвоение

графики

и

орфографии

изучаемого

языка

и

способы

выполнения

письменных заданий.

Овладение

техникой

иноязычного

письма

связано

с

рядом

трудностей,

которые

необходимо

учитывать

при

обучении учащихся начальной школы. Использование двух

систем

письма

(печатной

и

рукописной)

осложняется

несоответствием

между

буквами

разных

шрифтов

и

отрицательно сказывается на овладении, как письмом, так и

чтением.

При

овладении

графемно-фонемной

системой

изучаемого

языка

возможны

различные

графические

ошибки. Так, например, учащиеся часто путают схожие по

форме графемы b и d; d и g. Также они не всегда различают

в буквах направления сходных элементов. Например, буквы

t,f,l вызывают затруднения, поскольку представляют собой

длинную вертикальную прямую (Рогова 1988: 191).

Причиной

трудностей

в

овладении

графемно-

фонемной системой изучаемого языка является отсутствие

простого соответствия между графемами и фонемами в нем.

Одна и та же фонема может быть выражена различными

буквами, буквосочетаниями, и одна и та же буква может

передавать

различные

фонемы.

Например,

буква

«а»

в

английском

языке

может

передавать

до

семи

фонем;

в

немецком языке буква «s» соответствует двум звукам [s] и

[z], в буквосочетаниях sp, st в начале слова буква s передает

звук [ш].

Трудности определяются и тем, что буквенно-звуковые

и звуко-буквенные соответствия в одних и тех же словах

могут не совпадать, вследствии чего оказывается, что в одни

слова

написать

просто,

а

прочитать

затруднительно,

а

в

других наоборот - прочитать просто, а написать трудно.

Орфографические

трудности

могут

вызываться

значительным числом этимологических написаний, которые

относятся к наиболее трудным. Их преодолению помогает

опора

на

принципы

орфографии:

фонетический,

морфологический и исторический.

В изучаемых в школе иностранных языках можно найти

отражение всех указанных принципов, однако в каждом из

них какой-то преобладает. Например, в английском языке

большое место в написании слов занимает исторический

или

традиционный

принцип,

а

в

немецком

языке

морфологический принцип.

Рассмотрим технологию обучения технике письма на

начальном этапе. При ознакомлении учащихся с латинскими

буквами

следует

обратить

их

внимание

на

сходство

с

буквами

русского

языка.

Внимательное

рассмотрение

алфавита покажет ученику, что половину букв он уже умеет

писать.

Если

алфавит

пронумерован,

то

учащимся

предлагается назвать номера тех букв, которые они писать

умеют. Учащимся нравится такая работа, когда они могут

использовать имеющийся опыт в изучении иностранного

языка.

Дифференцированный

подход

дает

возможность

сосредоточить

внимание

учащихся

на

овладении

написанием действительно новых для них букв.

При обучении орфографии учащихся нужно научить

опираться на правила, если слова пишутся по правилам. Эти

правила даются учащимся при чтении в виде ключевых

слов.

Для

облегчения

запоминания

орфографически

трудных слов требуются специальные приемы. Одним из

таких

приемов

является

побуквенное

прочтение

слов.

Побуквенное

прочтение

слова

помогает

удерживать

графический образ слова в памяти, т.е. запоминать слово, а

такое

запоминание

способствует

усвоению

орфографии

слова

и

узнаванию

его

при

чтении.

При

обучении

орфографии

нужно

показывать

учащимся

приемы

запоминания слов, их написания.

Усвоение написания даже несложных слов вызывает у

школьников

на

первых

порах

большие

трудности.

Для

преодоления

трудностей

учащимся

нужна

длительная

тренировка в чтении и письме, чтобы усвоить графемно-

фонемные

соответствия.

В

целях

облегчения

овладения

техникой

письма

в

самом

начале

учащиеся

пишут

печатными буквами, а затем переходят на пропись. При

обучении

английскому

языку,

который

отличается

сложно стью

графемно-фонемных

с о о т н о ш е н и й ,

используется полупечатный шрифт.

Обучение

графике

включает

в

себя

следующее:

зрительное

восприятие

буквы;

фиксацию

учителем

внимания

учащегося

на

особенности

начертания

буквы;

написание

буквы

под

руководством

учителя

в

классе;

тренировку

в

написании

буквы

самостоятельно

дома.

Учащиеся учатся писать только новые для них буквы, каких

нет в русском алфавите.

Последовательность

действий

учителя

при

обучении

начертанию букв:

1) показ буквы (прописной и строчной);

2) медленное написание буквы учителем на доске с

необходимыми

пояснениями

для

осознания

действий,

выполняемых при написании;

3) вторичное написание буквы с заданием учащимся

воспроизвести движение ручкой в воздухе за учителем;

4)

написание

буквы

учащимися

в

тетрадях

(Рогова

1988: 191).

При

обучении

орфографии

широко

используется

списывание.

При

списывании

слов

у

учащихся

следует

вырабатывать

привычку

писать

слово

по

памяти,

не

«срисовывать»

букву

за

буквой.

Этот

прием

развивает

зрительную

память,

учит

правильному

написанию

и

ускоряет

темп

списывания,

способствует

лучшему

запоминанию

слов

как

лексических

единиц,

т.к.

слово

прочитывается

про

себя

и

вслух,

проговаривается,

удерживается в кратковременной памяти и записывается.

Не менее эффективны и зрительные диктанты. Сначала

учащиеся видят написанное на экране, читают про себя и

вслух,

внимательно

всматриваются

в

написанное,

запоминают

его.

Затем

написанное

убирают

с

экрана,

и

ученики пишут по памяти. Для проверки на экране снова

появляется

написанный

текст,

и

школьники

имеют

возможность проверить сами, правильно ли они написали.

Таким

образом,

у

них

развивается

способность

к

самоконтролю. Для зрительного диктанта учитель сначала

использует только слова, затем сочетания слов и короткие

предложения,

а

потом

связное

высказывание

в

2-4

предложения.

Мы

проанализировали

содержание

обучения

технике

письма в

УМК по немецкому языку для второго класса

«Первые

шаги»

(Бим

И.Л.,

Рыжова

Л.И.),

входящий

в

Федеральный

перечень

рекомендованных

учебников

на

2018-2019 учебный год. В результате проведенного анализа

было

выявлено,

что

упражнения,

направленные

на

обучение технике письма представлены в каждом уроке.

При этом авторы УМК рекомендуют выстраивать работу по

аналогии с обучением письму на родном языке. В учебнике

наряду с печатным вариантом дается рукописный вариант

изучаемой

буквы.

Предусматривается

сравнительный

анализ немецких букв с русскими, например: «Какие из этих

букв

похожи

на

русские?

Какая

буква

для

вас

совсем

новая?» (Бим 2010: 10).

На

каждом

уроке

учащиеся

выполняют

письменные

задания в рабочей тетради. Рабочая тетрадь построена по

принципу

учебника,

но

в

нее

также

включены

задания,

направленные

на

запоминание

значения

слов

и

их

правильного написания.

Работа по формированию графического навыка состоит

из четырех этапов.

1. Визуальное знакомство и устный анализ элементов

буквы, сравнение с русской графической системой;

2. Написание буквы (прописной, строчной, чередование

прописной и строчной);

3. Узнавание буквы в ряду других букв;

4. Написание буквосочетаний и слов.

Поскольку

мелкая

моторика

у

младших

школьников

недостаточно хорошо развита, в УМК включены

такие

задания

как

«Соедини

буквы»,

«Дорисуй

рисунок

и

раскрась», позволяющие подготовить руку к письму.

В о

в т о р о м

к л а с с е

о с н о в н ы м и

з а д а н и я м и ,

направленными

на

формирование

навыков

письма,

являются

дописывание

букв,

буквосочетаний

и

слов,

например:

«Допиши

буквосочетания

и

слова

до

конца

строки» (Бим 2010: 26) списывание предложений, текстов, а

также самостоятельное написание текстов. В дальнейшем

ученики переходят от простых заданий на списывания к

заданиям

разной

степени

сложности,

требующих

творческого подхода к решению поставленных в них задач.

Примерами таких заданий являются следующие: озаглавить

смысловые

отрезки

текста,

написать

вопросы

к

тексту,

ответить письменно на вопросы, составить план сообщения

(4

класс).

Важную

обучающую

функцию

выполняют

письменные

работы,

связанные

с

прочитанным

текстом.

Использование письма очень помогает лучшему пониманию

текста и формулированию мыслей. Большинство заданий в

УМК носят игровой характер, что стимулирует интерес к

иностранному языку и повышает эффективность усвоения

материала,

например:

«Соедини

каждую

большую

и

маленькую буквы. У тебя получится елочка» (Бим 2010: 8).

Написание букв немецкого алфавита, перевод звуков

речи в графические символы – буквы и буквосочетания,

о р ф о г р а ф и ч е с к и

п р а в и л ь н о е

н а п и с а н и е

с л о в ,

словосочетаний

и

предложений

способствуют

лучшему

усвоению

учебного

материала,

необходимого

для

формирования и развития умений устной речи и техники

чтения на изучаемом языке. Письмо на этом этапе помогает

овладеть

самой

графикой

языка

и

орфографией

усваиваемых

слов

и

грамматических

явлений.

Оно

позволяет учащемуся фиксировать в памяти графические

комплексы, графические знаки, в силу того, что при письме

активно работают зрительный, слуховой, речедвигательный

и моторный анализаторы. На начальном этапе необходимо

заложить прочные основы графических и орфографических

навыков,

чтобы

обеспечить

школьникам

возможность

пользоваться письмом на последующих этапах.

Обучая

школьников

технике

иноязычного

письма

учитель

воспитывает

у

них

аккуратность,

трудолюбие,

добросовестное и старательное отношение к выполнению

любой

работы,

не

только

письменной,

уважительное

отношение к иноязычной культуре, а также способствует их

эстетическому воспитанию.

Библиографический список

1.

Бим, Л.И. Deutsch. Die ersten Schritte [Текст]: учебник

для общеобразовательных учреждений, 2 класс / И.Л.

Бим,

Л.И.

Рыжова

Изд.

9-е

Москва:

Просвещение, 2010. — 103 с.

2.

Бим,

Л.И.

Deutsch.

Die

ersten

Schritte. Рабочая

т е т р а д ь

[ Те кс т ] :

п о с о б и е

д л я

у ч а щ и х с я

общеобразовательных

учреждений,

2

класс

/

И.Л.

Бим,

Л.И.

Рыжова

Изд.

9-е

Москва:

Просвещение, 2010.— 85 с.

3.

Бим, Л.И. Немецкий язык. Книга для учителя [Текст]:

пособие

для

общеобразовательных

организаций

/

И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова. — Изд. 7-е,

дораб. — Москва: Просвещение, 2015.— 126 с.

4.

Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам

в

средней

школе

[Текст]:

/

Г.

В.

Рогова,

Ф.

М.

Рабинович, Т. Е. Сахарова.— Москва: Просвещение,

1991.— 287 с.

5.

Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку

на начальном этапе в средней школе [Текст]: пособие

для

учителя

/

Г.

В.

Рогова,

И.Н.

Верещагина.—

Москва: Просвещение, 1988.— 224 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика