Напоминание

Хореография как фундамент поведения в обществе, уважительного, культурного отношения друг к другу


Автор: Киреева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: п.г.т. Зеленоборский ,Кандалакшский район,Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Хореография как фундамент поведения в обществе, уважительного, культурного отношения друг к другу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая

работа

«

Хореография

как

фундамент

поведения

в

обществе

,

уважительного

,

культурного

отношения

друг

к

другу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ

РАЙОН

год

Автор

: Киреева Т.В.(преподаватель)

Хореография как фундамент поведения в обществе, уважительного,

культурного отношения друг к другу

Человек не может существовать вне общества, не может стать человеком без

него. Вот простой пример. Один из признаков, отличающих человека от животного,

– это речь, человек не может научиться говорить вне общества. Общество, как мы

знаем, включает в себя формы объединения и способы взаимодействия людей. С

рождения человек попадает в малую группу – семью, где и начинается процесс его

социализации, затем детский сад, школа, кружки и секции, как агенты социализации

продолжают свою работу.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его

возможностей

для

всестороннего

развития

личности,

т.е.

как

инструмента

для

целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через

коллектив. По словам Луначарского А. В., цель воспитания – всестороннее развитие

такой

личности,

которая

умеет

жить

в

гармонии

с

другими,

которая

умеет

содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

1

Весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он

доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель

+ ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и

коллектива. В разработке своей методической темы я опиралась на исследования

Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик. Они рассматривают коллектив как

своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации,

сколько

те

отношения,

которые

ему

присущи,

ту

атмосферу,

которая

ему

свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Детский

коллектив

является

средством

достижения

стоящих

перед

обществом

воспитательных задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной

средой

его

обитания

и

освоения

опыта,

накопленного

предшествующими

поколениями.

2

Современная

концепция

образования

рассматривает

детский

коллектив как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его

организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая

1



Луначарский А.В. О народном образовании. — М., 1958. — С. 445.

2



Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978.

1

ему

свойственна,

ту

систему

человеческих

ценностей,

которая

в

нем

принята.

Сплочённый коллектив необходим и детям, и педагогам, первым – для комфортного

пребывания и обучения, вторым – для успешного достижения поставленных задач. В

творческое объединение дети приходят зачастую не подготовленные к совместной

деятельности, так как занятия начинаются с раннего школьного возраста. Проблема

сплочения детского коллектива встаёт перед педагогом сразу, как только начинаются

первые

занятия

в

младших

группах.

В

творческом

коллективе

при

подготовке

учащихся

к

концертным

выступлениям

часто

проявляется

нервозность

и

психологическое напряжение, без чего невозможен настоящий творческий процесс.

По этой причине иногда из-за пустяков возникают споры, конфликты. И только

взаимное уважение, вежливость, внимание и бережное отношение друг к другу

могут

оградить

от

ненужной

нервозности

весь

коллектив.

И

тон

всем

этим

отношениям

должен

задавать

педагог.

Ему

необходимо

постоянно

искать

такие

приёмы и методы работы с детьми, которые позволяли бы успешно решать стоящие

перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи.

Цель

моей

работы

по

данной

методической

теме

систематизировать

педагогические технологии, формы и методы в обеспечении воспитательного и

учебного процесса по сплочению детского хореографического коллектива.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной

проблеме;

-

выделить

основные

аспекты

педагогических

технологий

по

сплочению

детского коллектива;

-

изучить

и

проанализировать

особенности

состояния

взаимоотношений

учащихся;

- проанализировать участие родителей в деятельности детского объединения.

В

основе

моей

методики

работы

синтез

различных

технологий,

направленных

на

сплочение

коллектива.

Основу

составляют

взгляды

А.С.

Макаренко. Он сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в

том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться новых успехов и

оказывать значительное влияние на развитие и личностное формирование своих

2

членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду

3

. В

нашем случае, участие в различных конкурсах и фестивалях как раз мотивирует

детей для дальнейшего роста и развития. А чтобы выступить успешно, необходимы

усилия и сплоченная работа всего хореографического коллектива.

Уже

с

этапа

знакомства

я

занимаю

открытую

педагогическую

позицию,

снимаю эмоциональное напряжение и чувство тревожности у ребят, для этого я

всегда

разъясняю

наши

задачи

(как

с

момента

создания

коллектива,

так

и

в

дальнейшей работе при подготовке к различным мероприятиям). Всегда создаю

ситуацию, чтобы каждый ребёнок ощутил себя значимым. Все участники коллектива

выступают на сцене, многие уже ни раз принимали участие в крупных конкурсах,

для тех, у кого получается не всё так, как хотелось бы, организую дополнительные

репетиции. Чтобы ощущать себя значимым, каждый ребенок получает временные и

постоянные

поручения

(ответственные

за

помощь

при

смене

костюмов

между

номерами, ответственные за реквизит, дежурные по классу).

Очень

полезно

проведение

психологических

тренингов.

Я

использую

методические разработки Ольги Александровны Карасевой.

4

Учитывая специфику

хореографического коллектива, во многих случаях тренинг сопровождается музыкой

(примеры тренингов – см. Приложение 1).

Ещё

одна

задача

педагога

заинтересовать

детей.

Для

этого

я

активно

использую

информационно-коммуникативные

технологии.

Мы

просматриваем

образцы лучших выступлений, ведём активную работу в социальных сетях, общаясь

с другими коллективами, знакомимся с веяниями моды и классическими примерами.

С самых первых занятий совместно с детьми мы разрабатываем правила

поведения и взаимодействия в нашем коллективе. Такие правила, обдуманные и

изложенные

самими

детьми,

будут

обязательно

ими

соблюдаться

без

дополнительных напоминаний педагога.

Ещё одним важным моментом является создание традиций в коллективе. И

здесь мы переходим к использованию одной из новых технологий, популярной и

среди

взрослых

трудовых

коллективов

тимбилдинг

(от

англ.

team

building

«командное построение»). Это комплекс специальных мероприятий, целью которых

3



Макаренко А.С. Сочинения. Т.V. - С.230

4

3

является сплочение коллектива и создание единой команды из «разношерстного»

штата. Чаще всего мероприятия проводятся не на рабочем месте. Общение в новом

формате помогает без формальностей пообщаться в новой обстановке. Тимбилдинг

на сплочение команды предусматривает совместные занятия, тренинги, игры. В

нашем коллективе тоже существуют традиции:

- чаепития после концертов с обсуждением выступлений;

- участие в экологических акциях по уборке территории;

- концерт для родителей по итогам года (с обязательным вручением грамот

каждому участнику коллектива!).

Кроме этого я постоянно изучаю свой коллектив, выявляю лидеров и тех, кого

коллектив не принимает. С решением данной задачи мне помогают справляться

различные диагностики:

1)

для

определения

степени

самооценки

каждого

ученика,

выявления

атмосферы в коллективе (Приложение 2);

2)

для

изучения

психологической

атмосферы

в

коллективе,

выявления

симпатии детей (Приложение 3);

3)

для

определения

динамики

развития

коллектива,

уровня

развития

самоуправления,

сформированности

межличностных

отношений,

определение

степени удовлетворённости своим коллективом (Приложение 4).

Диагностические

исследования

детского

коллектива

позволяют

составить

более полную картину и при характеристике уровня сформированности коллектива.

Для

того,

чтобы

отследить,

происходят

ли

изменения,

я

слежу

за

трансформацией

индекса

групповой

сплоченности

Сишора

5

.

Мониторинг

проводится три раза в учебный год: входящая диагностика, текущая и итоговая.

Результаты вы можете увидеть на диаграмме:

5

4

Хореография

позволяет

решать

задачи

физического,

музыкально-ритмического,

эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем, хореография,

как

никакое

другое

искусство,

обладает

огромными

возможностями

для

полноценного

эстетического

совершенствования

ребенка,

для

его

гармоничного

духовного и физического развития. Проблема сплочения детского коллектива и

поиск эффективных путей ее решения является особенно актуальными в условиях

сегодняшней действительности, когда стремительно возрастает роль подрастающего

поколения в становлении и развитии нашего государства. Общество и сами дети

нуждаются

в

навыках

взаимодействия,

умению

работать

в

команде,

которые

закладываются и развиваются на начальном этапе вхождения ребёнка в коллектив.

Результат нашего совместного творчества является участие в конкурсах:

-областной конкурс сельских хореографических коллективов «Танцы за

околицей» Лауреат 3степени в номинации «Танцы народов севера»,

-первый международный конкурс «Таланты России» диплом Лауреата

3степени в номинации «Хореография»,

-первый всероссийский конкурс «Таланты России» диплом Дипломанта

1степени в номинации «Хореография»,

-ХХV

межмуниципальный

фестиваль

детского

творчества

«Овация

2018»,фестиваль

Хореографического

искусства

«Танцевальное

ожерелье

Хибин»

Лауреат 2 степени в номинации «Народный танец», Лауреат 3 степени в номинации

«Стилизованный танец»,

-конкурс-фестиваль детского молодежного творчества «Ритмы России» город

Мурманск диплом 3степени в номинации «Народный танец», диплом 3 степени в

номинации « Стилизованная хореография».

5

Таким образом, дети, занимаясь хореографией, становятся терпимее,

уважительнее друг к другу, приобретают навыки взаимодействия, умения работать в

команде. Девиз нашего коллектива

«Собраться вместе есть начало. Держаться

вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех!». И мы готовы быть успешными!

Список использованных источников

1.

Луначарский А.В. О народном образовании. — М., 1958.

2.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978.

3.

Макаренко А.С. Сочинения. Т.V.

4.

Карасева Ольга. А. Психологический тренинг на занятиях в

хореографическом ансамбле.

Методика изучения сплоченности коллектива р.С.Немова23.

5.

6

Приложение 1

Примеры используемых тренингов

Связывание группы.

Группа стоит в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль

группы канат. Участникам дается задание: плотно скрутиться по часовой стрелке в

«рулет», после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на

уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по

траектории, задаваемой ведущим. Время выполнения: 2-3 минуты. Если в группе 14

и более человек целесообразно организовать два «рулета» и устроить между ними

соревнование.

Тело.

Вспомните, что происходит с вашим телом, когда вы волнуетесь. Вы дрожите,

сжимаетесь, горбитесь, мышцы напряжены и скованы. Не так ли? Мне ли вам

говорить, насколько связано тело с сознанием. Первое, что нужно сделать, привести

себя в порядок на уровне тела:

- Подышите медленно и глубоко. Желательно животом, а не грудью, как бы

наполняя сосуд и опустошая его. Постарайтесь дышать так, чтобы выдох был в два

раза длиннее вдоха. И не думайте в этот момент ни о чем, кроме своего дыхания. Кто

занимался

йогой,

тот

знает,

что

как

только

уравновесится

дыхание

сразу

уравновесится и состояние.

-

Погримасничайте.

Лучше

это

делать

перед

зеркалом:

вывалите

язык,

позевайте, подвигайте челюстью взад-вперед, влево-вправо. Это не только поможет

улучшить вашу дикцию, но и позволит успокоиться, т.к. в результате этих движений

происходит выброс норадреналина.

- Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, сделайте любое физическое

упражнение. Это также поможет снять нервное напряжение.

7

Приложение 2

Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить.

Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:

желания – для себя (__чел.);

для близких людей(__);

для других людей(__)

Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце,

тучка,

дождик

в

трёх

вариантах.

Учащимся

предлагается

определить

их

самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся

нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их

настроению.

Методика незаконченных предложений

Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда … .

Больше всего я огорчаюсь, когда … .

8

Приложение 3

Методика “Приглашение в гости”

Детям

предлагается

ситуация:

“Вы

решили

пригласить

к

себе

в

гости

участников нашего коллектива. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

9

Приложение 4

Методика “Какой у нас коллектив”

Учащимся

предлагается

шесть

утверждений.

Нужно

записать

номер

утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

1. Наш коллектив очень дружный и сплочённый.

2. Наш коллектив дружный.

3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать

нельзя.

5. Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш коллектив очень недружный.

Те

суждения,

которые

отмечены

большинством

учащихся,

говорят

об

определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как

ощущает он себя в системе этих отношений.

10



В раздел образования




Яндекс.Метрика