Напоминание

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи


Автор: Лилия Владимировна Бесполудина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад №12
Населённый пункт: г. Краснокаменск, Читинская область, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мнемотехника как прием в обучении детей

связной речи

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие

проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении,

нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно

логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего

недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно,

последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о

различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в

основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты,

явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной

памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически

не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность

запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик,

эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники

облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования

дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их

усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,

использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям

эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и

воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а

символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения

домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных)

животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в

моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения

словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании

загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко

и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и

совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной

речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.

Планирование работы по лексической теме “Зима”

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях,

на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в

меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой

находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в

спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и

лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди

заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много

развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках,

лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку,

крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать

словарь. Пирог

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега – из муки.

Отгадывание мнемозагадки. 1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на

шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки детьми.

Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1)

Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из

слов, которые все похожи на слово “снег”.

Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

Есть слово длинное – снегопад.

Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).

Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.

Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.

Есть слово – цветок – подснежник.

Есть слово - птица - снегирь. Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись.

Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в

кучу).

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!” 1.Чтение логопедом текста и

демонстрация опорных картинок (рис.4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и

пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого

снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

Какое наступило время года?

Где лежит снег?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Куда пошли дети?

Как они оделись?

Что делали дети на прогулке?

Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.

Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.

В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.

Люди зимой делают кормушки для птиц.

Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.

Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в

снежки.

Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.

В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но

не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о

домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах,

коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные

крепости.

5.Составление рассказов о зиме детьми.

Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь

родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не

хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на

занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию

в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.

Снеговик (рис.7).

Давай дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа… нос…метла…

Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис.9).

В зимнем небе, сделав круг,

Накренились сани вдруг!

И с подарками мешок

Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис.10).

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам ёлочку принёс,

А на ней фонарики,

Золотые шарики,

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам сладости принёс,

Вафли ароматные

И конфеты мятные.

Планирование работы по лексической теме “Весна”

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и

сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На

деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка.

Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются

насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной

лексической теме.

Весна – красна

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).

Травка зелёная,

Солнышко весёлое,

Птицы прилетели,

Громко запели.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.

Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а

волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

Есть слово маленькое, ласковое – листочек.

Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

Есть слово, когда листья падают – листопад.

Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и

вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились

проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась

верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

Что делает весной солнце?

Как солнце весной светит и греет?

Что делают ручьи?

Какие изменения происходят на реках?

Что такое проталины?

Как называются самые первые цветы?

Что сделали насекомые?

Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).

Весной солнце часто появляется на голубом небе.

Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.

Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.

Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали,

зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые

листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись

насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.

Воробей (рис.19).

Воробей с березы

На дорогу прыг

Больше нет мороза

Чик-чирик.

А.Плещеев “Весна” (рис.20).

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С.Маршак “Радуга” (рис.21).

В небе гром, гроза

Закрывай глаза!

Дождь прошёл,

Трава блестит,

В небе радуга стоит.



В раздел образования




Яндекс.Метрика