Напоминание

"Аленький цветочек"


Автор: Горбатенкова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40 "Антошка" г. Смоленска
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Аленький цветочек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа театрального кружка

в детском саду для детей 5-6 лет

«Аленький цветочек»

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 40 «Антошка»

г. Смоленска

Горбатенкова Елена Владимировна

Содержание

Глава 1.Пояснительная записка…………………………………………….3

1.1.Актуальность

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Аленький цветочек»…………………………………………………………….4

1.2.Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Аленький

цветочек»…………………………………………………………………………..5

1.3.Цели

и

задачи

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Аленький цветочек»……………………………………………………………..5

1.4.Методологические положения программы……………………………5

1.5.Ожидаемые результаты и способы их проверки………………………6

1.6.Законодательно-нормативное обеспечение программы………………6

Глава 2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Календарно-тематическое планирование……………………………..7

2.2 Материально-техническое и методическое обеспечение……………11

2.3 Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников

по театрализованной деятельности…………………………………………….12

2.4 Список литературы…………………………………………………….18

Приложение 1……………………………………………………………....19

Приложение 2…………………………………………………………….. 20

Глава 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В

соответствии

с Федеральным

государственным

образовательным

стандартом дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия

для

развития

ребенка,

открывающие

возможности

для

его

позитивной

социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих

способностей

на

основе

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками.

Процесс

глубоких

перемен,

происходящих

в

современном

образовании,

выдвигает

в

качестве

приоритетной

проблему

развития

творчества,

креативного

мышления,

способствующего

формированию

разносторонне-

развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека

– это составная часть социально-экономических и духовных направлений

современного

общественного

устройства.

Слово

«творчество»

в

общественном

смысле

означает

искать,

изображать

нечто

такое,

что

не

встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая

деятельность

это

деятельность,

рождающая

нечто

новое;

свободное

искусство

по

созданию

нового

продукта,

несущего

в

себе

отражение

личностного «я».

Детское

творчество

одна

из

актуальных

проблем

дошкольной

педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н.

Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И.

Волков и многие др.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и

находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою

выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в

живые образы и действия. (Щёткин А. В., 2010г).

Исследователь И. Г. Вечканова подчёркивает особую роль

театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому

и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются

представления о работе артистов, режиссёра. Дети осознают, что спектакль

готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям.

(Мигунова Е.В., 2009).

Содержание программы «Аленький цветочек» направлено на:

1.

Развитие

у

детей

эмоциональной

отзывчивости

на

театральное

действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного

восприятия

художественных

образов,

а

затем

и

их

воплощения

(исполнения);

2.

художественное

образование

и

воспитание

детей

дошкольного

возраста;

3.

формирование эстетического вкуса;

4.

воспитание нравственных начал;

5.

развитие коммуникативных качеств личности;

6.

воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.

Программа

определяет

важнейшие

принципы

организации

театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе

реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые

имеют

непосредственное

отношение

к

творческому

развитию

детей

дошкольного возраста;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

(«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Речевое

р а зв и т и е » ,

«Художественно-эстетическое

развитие

»,

«Физическое

развитие»,

«Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями воспитанников;

-

предусматривает

решение

программных

образовательных

задач

в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности

детей;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим

видом деятельности для них является игра в театр.

1.1.

Актуальность дополнительной общеразвивающей

программы «Аленький цветочек»

Даная

программа

является

актуальной,

так

как

театрализованная

деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств

личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования

коммуникативных

навыков,

как

о снов

социальной

кул ьту р ы .

Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро

входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать

вопросы

учителю,

учиться

у

одноклассников,

самому

оказывать

помощь

другим. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать

над

замыслом

будущего

спектакля,

создавать

художественные

образы,

обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-

творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам,

работа

над

ролью

и

т.

д.),

а

так

же

координировать

свои

функции.

Театрализованная

деятельность

позволяет

ребенку

решать

многие

проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это

помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

1.2.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы

«Аленький цветочек»

В

программе

систематизированы

средства

и

методы

театрально-

игровой

деятельности,

обосновано

использование

разных

видов

детской

творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

1.3.

Цели и задачи дополнительной общеразвивающей

программы «Аленький цветочек»

Цель

программы:

развитие

творческих

способностей

детей

средствами

театрального искусства.

Задачи программы:

1.

Создать условия для творческой активности детей в театрализованной

деятельности.

2.

Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение

сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

3.

Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и

образно передавать их.

4.

Учить

детей

различать

настроение,

переживания,

эмоциональные

состояния персонажей.

1.4.

Методологические положения программы

Программа дополнительного образования «Аленький цветочек» разработана

на основе авторской программы Чуриловой Э.Г. «Арт – фантазия».

Методы, используемые при организации занятий:

1.

Словесный

метод

используется

при

беседе,

рассказе,

при

анализе

музыкального или художественного произведения.

2.

Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий,

видеоматериалов.

3.

Практический – импровизации, игры.

Занятия строятся по единой схеме:

1.

Введение

в

тему,

создание

эмоционального

настроения

(тренинг,

психогимнастика).

2.

Театрализованная деятельность (в разных формах).

3.

Эмоциональное заключение.

Каждый ребенок имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для

этого используются разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли застенчивых детей;

- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую

карточку со схематическим изображением будущего персонажа).

Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, срок реализации

1 год, 36

занятий.

Продолжительность

занятия:

25

30

мин

.

Занятия

проводятся

во

2-

ю

половину дня вне основных режимных моментов.

Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 – 15 человек.

Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.

1.5.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Критерии отслеживания:

1.

Владение выразительностью речи.

2.

Способность

сопереживать

героям

сказок,

эмоционально

реагируя

на

поступки действующих лиц

3.

Умение

вживаться

в

создаваемый

образ,

используя

мимику,

жесты,

движения.

Для

подведения

итогов

реализации

программы

используются

следующие формы:

- диагностирование (см. приложение № 1.);

- театральные постановки;

- участие в конкурсах, праздниках;

- наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).

1.6.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке

детей в течение недели в соответствии с

Федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17

октября

2013

года)

и

СанПином

(Максимально

допустимый

объем

образовательной

нагрузки

соответствует

санитарно-эпидемиологическим

правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13).

Глава 2. Содержание дополнительной образовательной программы

2.1 Календарно-тематическое планирование

№ Дата

Тема

1

Вводное занятие.

Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра

петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые

работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

2

Выбор для спектакля пьесы. «Лубяная избушка», пьеса в

сихах по мотивам русской народной сказки.

Выразительное чтение пьес воспитателем. Беседа о прочитанном. -

Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы

сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит

действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при

чтении

3

Распределение ролей.

Чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих

лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его

характер?

4

Отработка чтения каждой роли.

Прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать

окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические

ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа,

подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

5

Обучение работе над ширмой.

Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на

большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на

вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать

предложенные упражнения с каждым ребенком.

6

Обучение работе над ширмой.

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

7

Репетиция пьесы.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка

оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг

другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

8

Генеральная репетиция пьесы.

Звуковое и музыкальное оформление.

9

Показ пьесы детям.

10

Выбор для спектакля пьесы. «Два жадных медвежонка»

(болгарская сказка)

Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение

времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их

взаимоотношения.

11

Распределение ролей. Глубокий и детальный разбор пьесы. Читки

по ролям за столом

12

Репетиция пьесы.

Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами

своей роли.

13

Репетиция пьесы.

Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами

своей роли.

14

Репетиция пьесы.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка

оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг

другу в управлении куклами.

15

Генеральная репетиция.

Практика. Звуковое оформление спектакля.

16

Показ пьесы детям.

17

Выбор для спектакля пьесы. Инсценировка басни И. А. Крылова

«Стрекоза и муравей»

Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько

действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние

персонажа? Каков его характер?

18

Распределение роли.

Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково

эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Обработка

чтения каждой роли.

19

Репетиция пьесы.

Заучивание текста наизусть, соединения действия со словами своей

роли.

20

Репетиция пьесы.

Заучивание текста наизусть, соединения действия со словами своей

роли.

21

Репетиция пьесы.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка

оформления, декоративных деталей, подача бутафории.

22

Генеральная репетиция.

Музыкальное оформление.

23

Показ пьесы детям .

24

Выбор для спектакля пьесы. «Колобок на новый лад».

Выразительное чтение пьесы воспитателем. Беседа о прочитанном.

25

Распределение ролей .

Характеристика действующих

26

Работа с куклой на ширме.

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

27

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение

технических обязанностей.

28

Генеральная репетиция.

Музыкальное и звуковое оформление.

29

Показ пьесы детям .

30

Выбор для спектакля пьесы.

«Мы за солнышком идем» (по

мотивам словацкой сказки)

Выразительное чтение пьесы воспитателем. Беседа о прочитанном.

31

Распределение ролей .

Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

Определение места и времени.

32

Работа с куклой на ширме.

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

33

Работа с куклой на ширме.

Отработка движений куклы: шаг, поворот, танец.

34

Репетиция пьесы.

Заучивание текста наизусть. Распределение технических

обязанностей.

35

Генеральная репетиция.

Музыкальное и звуковое оформление.

36

Показ пьесы.

Формы и методы работы.

Работа с куклой- процесс трудоемкий, требующий развитого воображения,

фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать

результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы

продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и

малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет

постепенно побуждать детей к творчеству, дать

возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и

пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность

ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать

лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята

участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к

решению более сложных задач.

Форма проведения занятий может быть различной:

-учебное занятие;

-творческая мастерская;

-мастер-класс;

-посещение и участие в выставках, показах;

-посещение музеев, театров.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические

занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником

индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные

особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и

являются каналом для творческой инициативы ребенка.

В зависимости от способностей ученика, используются различные

формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое

мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам

еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это

позволяет достичь хороших результатов обучения.

В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

2.2 Учебно-методическое обеспечение:

- методические разработки;

- информационный материал;

- наглядные пособия;

- фотографии;

- видеоматериалы;

В зависимости от способностей ученика, используются различные

формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое

мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам

еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это

позволяет достичь хороших результатов обучения.

В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

2.3 Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по

театрализованной деятельности.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на

фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь

передать

различные

эмоциональные

состояния

и

характеры

героев,

используя

образные

выражения

и

интонационно-образную

речь.

Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и

разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики

для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с

партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на

фланелеграфе.

Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».

Дети

узнают

героев

сказки.

Воспитатель

поочередно

вынимает

героев

и

просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого

героя; от имени его партнера.

2.

Воспитатель

показывает

детям,

что

в

«волшебном

сундучке»

спрятались

герои

этой

сказки

из

различных

видов

театра,

показывает

поочередно

героев

кукольного,

настольного,

теневого,

театра

на

фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и

объясняют, как эти куклы действуют.)

3.

Воспитатель

предлагает

детям

разыграть

сказку.

Проводится

жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя

театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4.

Самостоятельная

деятельность

детей

по

разыгрыванию

сюжета

сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель:

изготовить

персонажи,

декорации,

подобрать

музыкальные

характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета

(завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги

и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь

передать

эмоциональные

состояния

и

характеры

героев,

используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага,

клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все

артисты-куклы

на

гастролях.

Надо

помочь

разыграть

сказку

малышам.

Воспитатель

предлагает

помочь

Петрушке,

изготовить

настольный

театр

самим и показать сказку малышам.

2.

Воспитатель

помогает

по

иллюстрациям

вспомнить

содержание

сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и

предлагаются

вопросы:

«Расскажите,

что

было

до

этого?»,

«Что

будет

потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и

петуха.

3.

Воспитатель

обращает

внимание,

что

сказка

будет

малышам

интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное

сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей,

декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и

подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель:

импровизировать

на

тему

знакомых

сказок,

подбирать

музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы,

разыграть сказку.

Задачи:

побуждать

к

импровизации

на

темы

знакомых

сказок,

творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц

героев

сказки.

Уметь

создавать

характерные

образы

героев,

используя

мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски

при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и

шумовые

инструменты,

фонограммы

с

русскими

народными

мелодиями,

маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут

гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень

захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало,

давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2.

Руководитель

предлагает

рассмотреть

иллюстрации

сказок

«Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все

эти

сказки

знакомы

детям

и

гостям.

Воспитатель

предлагает

собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети

сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка,

кульминация, развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать

историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент

в

организации

театрализованной

деятельности

с

дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации

театрализованного

действия,

а

на

организацию

коллективной

творческой

деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к

театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет

различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать

театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;

использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий

уровень

1

балл:

не

проявляет

интереса

к

театральной

деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного

произведения,

поясняет

свое

высказывание;

дает

подробные

словесные

характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на

основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного

произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных

героев;

выделяет

и

может

охарактеризовать

единицы

литературного

изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и

второстепенных

героев,

затрудняется

выделить

литературные

единицы

сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий

уровень

3

балла:

творчески

применяет

в

спектаклях

и

инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах

героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных

состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,

движение.

Низкий

уровень

1

балл:

различает

эмоциональные

состояния,

но

использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в

работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе

над спектаклем.

Низкий

уровень

1

балл:

владеет

элементарными

навыками

кукловождения.

5. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность

действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над

спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность

действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех

этапах работы над спектаклем.

Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые

успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих

мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа

другим группам, родителям.

Ожидаемый результат:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в

области театрального искусства.

2.

Использование

необходимых

актерских

навыков:

свободно

взаимодействовать

с

партнером,

действовать

в

предлагаемых

обстоятельствах,

импровизировать,

сосредоточивать

внимание,

эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и

сценической речи.

4.

Использование

практических

навыков

при

работе

над

внешним

обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5.

Повышение

интереса

к

изучению

материала,

связанного

с

искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе

над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7.

Создание

спектаклей

различной

направленности,

участие

в

них

участников кружка в самом различном качестве.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной

деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет

устойчивый

интерес

к

театральному

искусству

и

театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного

произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен

сопереживать

героям

и

передавать

их

эмоциональные

со стояния,

с амо стоятельно

находит

выразительные

с р е д с т в а

перевоплощения.

Владеет

интонационно-образной

и

языковой

выразительностью художественной речи и применяет в различных видах

художественно-творческой деятельности.

Импровизирует

с

куклами

различных

систем.

Свободно

подбирает

музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно

поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой

деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет

эмоциональный

интерес

к

театральному

искусству

и

театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра

и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты,

сравнения и образные выражения.

Владеет

знаниями

о

эмоциональных

состояниях

героев,

может

их

продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает

по

эскизу

или

словесной

характеристике-инструкции

воспитателя образ персонажа.

Владеет навыками кукловождения, может

применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к

персонажам и единицам сюжета.

Проявляет

активность

и

согласованность

действий

с

партнерами.

Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только

как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы

сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может

их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет

инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не

самостоятелен,

выполняет

все

операции

только

с

помощью

руководителя.

2.4. Список литературы:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников /т Л. В. Артемова. -

М. : Просвещение, 1991. – 127с.

2. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей

3.5

лет / Р. А. Жукова. - Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112с.

3. Маханева М. Д. Театральные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. -

М. : Творческий центр Сфера, 2003

4.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников. М., 2004.

5.

Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-

синтез 2007г.

Приложение №1

Диагностическая карта

Лубяная избушка

Действующие лица:

Ведущий

Заяц

Лиса

Собака

Бычок

Петушок

Инвентарь: куклы героев и муляжи домиков.

Занавес.

Ведущий: Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила ледяную – из снега и льда, а зайчик лубяную – из

прочных веточек. Стали они жить каждый в своей избушке. Но вот пришла

весна-красна. Стало греть солнышко, и у лисы избушка растаяла.

Лиса:

Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Фамилия и имя

Основы

театральной

культуры

Речевая

культура

Эмоционально-

образное

развитие

Навыки

кукловождения

Основы

коллективной

творческой

деятельности

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого:

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса: …(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить…

(обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый Заяц!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капустка – круглый год!

Заяц: И ужель она поспела?

Лиса: Было бы за этим дело…

Заяц: Ну-ка, я-ка, побегу

И капусту поищу!

Ведущий: Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг – и заняла его домик.

Не нашёл заяц капусты, прибежал назад – домой, а деверь заперта.

Заяц: Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика): Я в избе живу теперь.

Заяц: Так ведь это ж домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится и плачет)

Ведущий: Строил себе заяц дом,

Да лисица злая в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу кто прогонит прочь?

(появляется собака)

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, Заяц, где твой враг?

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Рыжие торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лисица, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь из домика ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(собака убегает)

Ведущий: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

(скачет бычок)

Бычок: Му-у-у! Му-у-у!

У меня бодучие рога.

Забодаю, забодаю я.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Бычок: Ме-ме! Кто там в избе?

Ох! Достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Бычок: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(Бычок убегает)

Заяц: Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

(появляется петушок)

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я смогу, я помогу!

Ты не плачь, мой друг, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком –

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха!

Ой, подальше от греха!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Заяц и Петух: Вместе жить и не тужить!

На сцену для поклона выходят

Два жадных медвежонка

Персонажи:

рассказчик, 2 медвежонка, лиса

Реквизит: корзиночка с припасами, головка сыра

Рассказчик:

По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый,

невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой

его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. Когда медвежата

выросли, они решили пойти по свету искать счастья.

Выходят два медвежонка, идут по полянкам. Идут, вздыхают.

Медвежонок 1: Ой, устал я братик. Давненько уже идем. И кушать хочется.

Посмотри, осталось ли что-нибудь в корзиночке?

Медвежонок 2: Да, братик, и я устал. А в нашей корзиночке ничего нет. Все

припасы кончились.

Медвежонок 1: Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался

младший.

Медвежонок 2: И мне хочется!

Медвежонок 1: Посмотри, что это там лежит на пенечке?

Медвежонок 2: Ух ты! Да ведь это целая головка сыра! Как же нам повезло!

Вот это находка!

Медвежонок 1: Давай ее поделим поровну и сьедим!

Медвежонок 2: Давай! Только как? Ведь если мы ее разломаем, поровну все-

равно не получится?

Медвежонок 1: Давай тогда я сьем половину, а тебе как раз половинка

останется!

Медвежонок 2. Нет! Так не пойдет! Вдруг ты больше сьешь!!!

Рассказчик: Спорили медвежата, рычали. Жадность их одолела: каждый

боялся, что другому достанется больше.

Появляется лиса: О чём спорите, молодые люди?

Медвежонок 1: Да вот, лиса! Нашли мы головку сыра, хотим поделить

поровну, а не знаем как.

Лиса: Какая же это беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что

младший, что старший — всё одно.

Медвежонок 1 и Медвежонок 2: Вот хорошо-то! Дели!

Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что

один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого.

Медвежонок 1 и 2 (кричат): Этот больше!

Лиса: Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я всё улажу.

(Лиса кусает добрый кусок от большей части и ест его. Теперь большим стал

меньший кусок).

Медвежата: И так неровно!

Лиса: Ну, полно! Я сама знаю своё дело!

(Лиса откусывает кусок от большей части. Теперь больший кусок стал

меньшим).

Медвежата: И так неровно!

Лиса: Да будет вам! Ещё самая малость — и будет поровну.

Рассказчик: Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными

носами водили туда-сюда, туда- сюда — от большего куска к меньшему, от

меньшего к большему. Покуда лисица не наелась досыта, она всё делила и

делила. Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два

крохотных кусочка.

Лиса: Ну что ж, хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита,

медвежата! — Лиса убегает.

Медвежата: какие маленькие кусочки...

Рассказчик: Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

«Колобок»

(на новый лад).

Действующие лица:

Ведущий:

Дед:

Бабка:

Колобок:

Зайка:

Волк:

Медведь:

Лиса:

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Ведущий:

- Мы ребят собрали в зале, чтобы сказку показать,

А о ком сейчас расскажем, предлагаю угадать.

Кто ушёл от бабки с дедом и оставил без обеда:

Зайца, волка и медведя, даже хитрую лису?

По тропинке он катился, и в лесочке очутился,

У него румяный бок, кто же это?. (колобок)

- И так….Мы начинаем!

Сказка «Колобок на новый лад»

- Жил-был старик со своею старухой,

Дед землю копал,

Вместе с бабкой огород сажал.

(дед изображает, как копает, а бабка, как огород сажает)

Дед:

- Ох, устал я!

Испеки-ка, бабка, на обед

Колобок румяный, вкусный!

Раньше ты пекла искусно.

Бабка «замешивает» тесто и приговаривает:

- Вот по сусекам помела,

Горсти две муки нашла,

Соль, ваниль и сахарок.

Славный вышел колобок,

Пышный да румяный! (показывает колобок)

Дед:

- Надо нам за стол присесть,

Колобок скорее съесть!

Бабка:

- Погоди-ка, дед, чуток,

Пусть остынет колобок!

Ведущий:

- Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Покатился Колобок мимо ёлок и берёз.

Вдруг наш шалунишка повстречал Зайчишку.

Зайка:

- Я полакомлюсь тобой,

Всё в бегах с утра я.

Колобок:

- Что ты! Что ты! Погоди,

Послушай песню, Зая!

- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,

На сметане я мешён, на окошке я стужён.

Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!

Велика Зайчишке честь Колобок румяный съесть!

(Зайка зачарованно слушает песенку, а Колобок убегает)

Зайка:

- Да катись ты, Колобок, нету с тебя толку!

К деду с бабой я пойду да морковки наберу.

Будут детки грызть морковку, от морковки больше толку! (уходит)

Ведущий:

- А Колобок покатился по дороге, Волку Серому под ноги.

Облизнулся Серый Волк, в Колобках он знает толк!

Волк:

- Как ты, кстати, Колобок, я голодный очень,

Съем-ка я тебя, дружок, буду сыт до ночи!

Колобок:

- Что ты, что ты, Серый Волк! Ты меня не кушай!

Сядь-ка лучше на пенёк, песенку послушай.

Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,

На сметане я мешён, на окошке я стужён.

Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!

Ведущий:

- И Колобок покатился дальше.

Волк:

- Ну, зачем мне Колобок? Что-то скачет очень!

Лучше по лесу пойду, может что-нибудь найду!

(идёт по «лесу», находит пачку чипсов, собирается их съесть)

Ведущий:

- Выбрось это, Серый Волк, знают все на свете – взрослые и дети –

Чипсы для здоровья вред, ты не ешь их на обед!Ты меня послушай,

яблочко вот скушай!

(Волк берёт яблоко, благодарит и уходит)

Ведущий:

- А Колобок наш катится,

Не от кого не прячется…

- Вдруг навстречу сам Потапыч, зарычал он, поднял лапы.

Медведь:

- Подойди-ка, Колобок, я перекушу чуток!

Колобок:

- Что ты, что ты, Косолапый, опусти ты свои лапы,

Лучше песенку мою ты послушай – я спою.

Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,

На сметане я мешён, на окошке я стужён.

Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!

Убежал от Зайца я и от злого Волка.

И, Топтыгин, от тебя мне уйти недолго!

(Колобок убегает)

Медведь:

- Ну и катись себе, Колобок, ведь что с тебя за толк?

Лучше по лесу пойду. Может, что-нибудь найду. (находит бутылку с «Кока-

колой», собирается попить)

Ведущий:

- Что ты, что ты, Косолапый, не бери ты в свои лапы

Кока-колу шипучую, для здоровья вреднючую,

А вот мёд, скажу вам честно, для здоровья есть полезно!

(даёт Медведю баночку с мёдом, тот благодарит и уходит)

Ведущий:

- А Колобок покатился кувырком через рощу прямиком,

А навстречу вдруг Лиса увидала Колобка.

Лиса:

- Как пригож ты, Колобок, как румян да весел!

Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.

Колобок:

- Колобок я, непоседа. Испекли меня для деда,

На сметане я мешён, на окошке я стужён.

Я ушёл от стариков. Прыг с окна – был таков!

От Медведя я ушёл и от Волка с Зайцем,

И Лисе за Колобком тоже не угнаться! (убегает)

Лиса:

- Не хочу я Колобок , зачем его кушать?

Лучше песенки его будем вместе слушать.

Колобок ведь из муки – сладкий калорийный,

А мечтаю я, друзья, пойти в балерины.

На диете я сижу, за фигурою слежу.

Лучше в огород пойду овощей там наберу. (уходит)

Ведущий:

- Ешьте овощи и фрукты - это лучшие продукты!

Вас спасут от всех болезней – нет вкусней их и полезней!

Подружитесь с овощами и с салатами и с щами,

Витаминов в них не счесть, значит нужно это есть!

- Сказка – ложь, да в ней намёк, всем ребятам здоровый урок!

(играет музыка «В гостях у сказки», все артисты выходят на поклон)

Конец

СПЕКТАКЛЬ по мотивам словацкой сказки

«МЫ ЗА СОЛНЫШКОМ ИДЕМ»

РОЛИ К СКАЗКЕ:

Котенок

Зайчик

Утенок

Мудрая сова

Облачко

Солнышко

Автор

Автор: Жил-был котенок. Проснулся он однажды утром, а на улице идёт

сильный дождь. Холодно и грустно стало котенку.

Котенок: Солнышка уже три дня нет. Забыло оно нас. А петушок кричит,

только зря всех будит! (Вздыхает). Нужно пойти и найти солнышко.

Автор: И отправился котенок в путь.

Котенок: Я – котенок смелый, ловкий и умелый

На край света я пойду

Красно солнышко найду!

Автор: Шел, шел, котенок и вдруг, возле большой лужи, под листочком

увидел он утенка. Утенок весь промок и сильно дрожал от холода.

Котенок: Здравствуйте, а Вы кто? И почему так сильно Вы дрожите?

Утенок: Я – утенок! Я промок и очень сильно замерз.

Котенок: А я котенок смелый, ловкий и умелый

На край светая пойду

Красно солнышко найду!

Утенок: Можно и я пойду с вами, я тоже хочу найти солнышко.

Котенок: А что Вы умеете делать?

Утенок: Я – утенок смелый, ловкий и умелый,

Плаваю, ныряю,

Друзьям я помогаю!

(Идут вместе. Посреди реки увидели зайчика на островке. Он просит о

помощи)

Зайчик:Ой-ой-ой!!! Помогите, помогите!!!

Утенок: Ты чего кричишь?

Зайчик: Я не умею плавать!

Утенок: Сейчас я спасу тебя…Садись ко мне на спинку!

Котенок: Мы за солнышком идем. Пойдешь с нами?

Зайчик: Пойду!

Утенок: А что ты умеешь делать?

Зайчик: Умею прыгать. Вот смотрите! (прыгает несколько раз)

Утёнок: Ну тогда пошли!

Автор: Шли они, шли, а дождик всё не перестает. Вдруг на их пути –

пропасть глубокая, глубокая!

Утенок: Страшно-то как!

Котенок: Как же нам перебраться на другую сторону?

Зайчик: Не бойтесь, я сейчас перепрыгну и что-нибудь придумаю! (прыгает

и перетаскивает через пропасть бревно. Все перебираются через пропасть.

Герои идут дальше. На пути им встречается мудрая сова)

Сова: Видно этому дождю конца не будет!

Зайчик: П-п-про-сти-те, не знаете ли Вы дорогу к солнышку!

Котенок: Без солнышка холодно и сыро!!!

Сова: А-а-а, вы идете искать солнышко, молодцы!

Утенок: Но где оно живет, мы не знаем!

Сова: Вот взберетесь на ту гору, а там и до солнышка недалеко!

Хором: Пошли скорее!

Сова: Ну, идите, идите! В добрый путь!

Зайчик: (подошли к горе)А как же мы взберёмся на эту гору?

Котенок: Я знаю как! (залезает первым на гору, спускает веревку.Все по ней

по очереди взбираются)

Котенок: Облачко, не знаешь ли ты, где солнышко?

Облачко: Знаю, его спрятала моя бабушка, большая туча. Садитесь на меня,

я вас быстро отвезу (везет). Вон там солнышко!

Утенок: ЭЙ, солнышко, вставай!

Хором: Вернись на небо! Проснись, солнышко!

Солнышко: Заспалось я совсем, спрятала меня большая туча, вот я и уснуло!

Котенок: Хватит тебе спать!

Зайчик: Выходи скорее!

Хором: Высуши Землю!

Солнышко: Как же я покажусь на небе такое заспанное. Мне стыдно.

Утенок: А мы сейчас тебя умоем! Ну-ка, давайте все вместе .

(Моют. Толкают солнышко. Оно летит по небу)

Поют трое: Нас только трое, только трое, но зато

Заяц: Мы можем лазать, да и прыгать как никто

Утенок: Мне не привыкать в воду нырять

ВСЕ: Нас только трое, но порой как будто сто

Поют трое: Нас только трое, только трое, но не раз

Все мы друг руга выручали в трудный час

Каждый чем мог другу помог

Приглашаем к нам и вас

Утенок: Вот мы и нашли солнышко, не верите, посмотрите! (Показывает на

солнышко)

Автор: Так, друзья выручили солнышко из беды и вернули его на небо. На

этом наша сказка окончена! До свидания!

Конспект

занятия по театрализованной деятельности

«В гостях у перчаточных кукол»

Цель: познакомить детей с перчаточными куклами: их устройством и

приёмами кукловождения.

Задачи:

1.Обучающие:

- познакомить детей с одним из видов театральных кукол - перчаточными

куклами;

- обучать детей приёмам кукловождения(манипуляции) перчаточной куклой и

дикции;

-Обучить правилам движение перчаточной куклой вдоль грядки и в глубину

сцены

- продолжать знакомство с основными органами артикуляционного аппарата

и их движениями, способствующими образованию различных звуков;

- формировать правильное звукопроизношение, устную речь.

2. Развивающие.

Развивать:

- сенсорно-перцептивную сферу;

- мелкую моторику рук в процессе работы с куклой;

-артикуляционный аппарат, фонематический слух детей;

- коммуникативные навыки

- гармонизировать эмоциональное состояние детей.

3. Воспитывающие.

Воспитывать:

- устойчивый интерес к театрализованным занятиям, к кукольному театру;

- бережное отношение к театральным куклам;

- эстетический вкус детей;

- уважительное отношение друг к другу;

- сплотить детский коллектив;

- создать доброжелательную атмосферу.

Обогащать словарь детей словами: «театр», «перчаточные куклы»,

«рубашка-перчатка», «кукловод».

Литература: Караманенко Т.Н. и Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам»,

М.: «Просвещение», 1982; Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр, М.:

«Аркти», 2000.

Оборудование: домик, перчаточные куклы по количеству детей, кукла –

Петрушка, кукла-пупс, куклы-пальчики.

Ход занятия

1.Организационная часть.

- Здравствуйте, девочки!

- Здравствуйте, мальчики!

- Сегодня у нас занятие по театрализованной деятельности.

Упражнение «Прикосновение».

Дети по очереди трут свою ладошку о ладошку соседа слева, говоря: «я рад

тебя видеть, Таня!» Сосед отвечает: «Я рада тебя видеть, Саша!»

- Ребята я сегодня вместе с вами хочу отправится в страну кукляндию. Вы

согласны путешествовать со мной?

Читаю стихотворение П. Овсянникова «Кукляндия»

На свете разных кукол есть немало.

Глаза их удивлением полны,

Ведь куклы – это тоже дети,

Но только дети сказочной страны.

Умеют куклы плакать и смеяться

И даже слово мама говорить.

Ролями можно сними поменяться,

Чтоб также радость всем дарить!

Кукляндия, Кукляндия! Прекрасная страна!

В ней кукольные лестницы, дома и города!

Кукляндия, Кукляндия! Прекрасная страна!

Туда детей пускают и взрослых иногда!

- Сегодня мы познакомимся с жителями этой прекрасной страны.

2. Речевая разминка.

Давайте знакомится это кукла-малыш Андрюшка. Посмотрите, какой он

хорошенький, какой на нём костюмчик!

Андрюшка беспокоился, как вы его встретите, будете ли его беречь, любить.

Он даже поплакал немножко: «а-а-а…». Когда мы произносим звук «а», что

делают наши губы? (Открываются).

А знаете, как я Андрюшку успокоила? Я взяла его на руки вот так и стала его

качать и напевать: «а-а-а!».

- Как я его успокаивала? (Ответы детей)

Представьте, что у вас на руках малыш, покачайте его и напойте ему: «а-а-

а!». (По очереди даю детям куклу и прошу покачать её и спеть песенку).

Когда мы пели песенку, то спокойно открывали рот. А теперь, когда

Андрюшка успокоился, мы поиграем ему на дудочке. Вытянем губы вперёд

трубочкой и подудим: «у-у-у…».

- Чтобы поиграть на дудочке, что нужно сделать с губами?(Вытянуть вперёд

трубочкой).

Хотя наш Андрюшка ещё маленький, но уже научился говорить самое первое

слово «мама». Послушайте и посмотрите, как я говорю слово «мама».

- Что делают мои губы? (Они то открываются, то закрываются).

Когда Андрюшка ехал к вам, у него вдруг разболелся зуб. Он стонал: «о-о-о!».

Я дала ему лекарство, и зубик перестал болеть.

- Как Андрюшка стонал, когда у него болел зубик?(Показывают).

- Когда мы произносим звук «о», что делают наши губы?(Они становятся

круглыми).

А теперь давайте сыграем Андрюшке на балалайке, развеселим

его. (Напевают «ла-ла-ла» на мотив рус. нар. песни «Ах вы, сени!»,

имитируя игру на воображаемой балалайке).

- Где находится наш язык, когда мы произносим звук «л-л-л»? (За верхними

зубами).

- А когда произносим звук «а»? (За нижними зубами).

- Так что же умеют делать наши губы?

По дороге к вам мы видели кошку, которая сердито фыркала на собаку: «ф-ф-

ф».

- Когда мы произносим звук «ф», что делает наша нижняя губа? (Она

подходит к верхним зубам и образует щёлочку-окошечко, через которое

идёт воздух).

Подставьте под подбородок ладошку и произнесите «ф-ф-ф».

- Что вы почувствовали? (Холодный ветерок).

Покажите, как фырчала кошка, как выгибала спину.

Наши губы умеют открываться, когда мы произносим «а», плотно

закрываться, когда произносим «м», вытягиваться вперёд трубочкой, когда

произносим «у», быть круглыми как бублик, когда произносим «о», нижняя

губа умеет делать «окошечко», поднимаясь к верхним зубам, когда

произносим «ф».

Теперь, Андрюшка, посиди, на ребят посмотри,

Как они будут стараться прилежно заниматься!

(Сажаю куклу на стульчик лицом к детям)

3. Основная тема занятия.

А сейчас мы с вами увидим ещё одного жителя страны кукляндии. Но

прежде, чем он появится, отгадайте про него загадку:

Наряд его пёстрый, колпак на голове острый,

А его шутки и смех веселят всех.

Он – весёлая игрушка. Как зовут его? (Петрушка)

Появляется Петрушка, поёт песню Брамса «Петрушка»

Я – Петрушка – молодец! На макушке бубенец!

Коль хотите, попляшу, позабавлю, насмешу!

Петрушка. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Явесёлая игрушка, а зовут меня –

Дети. Петрушка!

(Дети здороваются с Петрушкой)

Петрушка. Давайте с вами познакомимся!

Как скажу я: «Раз, два, три!», своё имя назови!

Педагог. Ребята, Петрушка тоже кукла, но только кукла театральная.

Выступает перед детьми и взрослыми на праздниках, в кукольном театре.

Петрушка – это перчаточная кукла, которую надевают на руку, как перчатку.

(Рассказываю об устройстве перчаточных кукол).

Ребята, наш Андрюшка – это кукла, с которой играют дети, а Петрушка – это

театральная кукла, которую надевают на руку актёры-кукловоды и выступают

с ней на ширме в кукольном театре.

- Чем же отличается кукла Андрюшка от куклы-Петрушки? (У Петрушки

нет туловища, туловищем служит рука кукловода, на которую он надевает

рубашку-перчатку).

Ребята петрушка мне на ушко сказал, что у него очень много друзей и они все

хотят с вами познакомится.

В Кукляндии разные куклы .

Дружно, весело живут, свои песенки поют.

Каждый из них очень рад познакомится с ребятами.

4. Обучение приёмам кукловождения.

Раздаю детям кукол. Дети придумывают имена своим куклам, учатся

надевать их на руку.

Выполняют несложные действия: поклон головой (кукла здоровается),

разводят руки в стороны (кукла радуется), наклоны, повороты головой и

туловищем в разные стороны, поклон в пояс, потряхивают кистью руки

(кукла идёт, бежит).

Разыгрывание ситуации:

- тебе очень понравился мальчик, попробуй с ним познакомиться;

- тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят.

Попроси ее;

- твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться;

- ты потерял свою игрушку, подойди к детям и спроси, не видели ли они ее;

- ты нашел на улице замерзшего котенка, пожалей его.

А теперь пора прощаться,

Куклы– перчатки устали им пора домой (Дети прощаются с куклами,

говорят им свои пожелания).

5. Заключительная часть.

Задаю детям вопросы:

1.

Ребята, какие же куклы были у вас в гостях?(Перчаточные)

2.

Чем отличаются перчаточные куклы от кукол, которыми играют дети?

3.

Почему они называются перчаточными?

4.

Как называют артистов, управляющих куклами?(Кукловоды)

Педагог: Ребята вы сегодня узнали много интересного. Научились работать с

куклой. Узнали упражнения для дикции . Нам с вами предстоит ещё многому

учится. А сейчас наше занятие подошло к концу и я хочу чтобы вы

выполнили на прощание ещё одно доброе упражнение. Этим упражнением

мы с вами будем завершать все наши занятия.

Упражнение «Подари свою улыбку».

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу справа в глаза и,

молча, дарят ему самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

До свидания до новых встреч!



В раздел образования




Яндекс.Метрика