Автор: Битюцкая Валентина Семеновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ «Черноморская СШ № 3»
Населённый пункт: пгт. Черноморское, Черноморский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии проектного обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Раздел: полное образование
Использование технологии проектного обучения на уроках биологии и во
внеурочной деятельности.
Битюцкая В.С., учитель биологии
МБОУ «Черноморская средняя школа № 3».
Изменения,
происходящие
в
современном
обществе,
характеризующемся динамичностью и изменчивостью, требуют изменения
не только содержания, но и методических и технологических составляющих
образования. Задача современного образования – формирование личностных
кач е с т в
у ч а щ и хс я :
с п о с о б н о с т и
к
т во рч е с ком у
м ы ш л е н и ю ,
самостоятельности
в
принятии
решений,
инициативности.
Традиционная
классно-урочная
система,
эффективная
для
массовой
передачи
знаний,
умений,
навыков,
становится
неконкурентоспособной
в
современных
условиях. Увеличение объема информации наук, представленных в школе
учебными предметами, трудности ориентации в потоке информации, быстрое
устаревание
информации
вызывает
необходимость
выделения
типовых
проблем и задач, решения которых необходимы человеку в его жизни и
профессии.
Само
содержание
образования
приобретает
проективный
характер, когда учащийся может самостоятельно определять, проектировать
траекторию
своего
движения
в
информационном
поле
(так
называемый
учебный
маршрут),
выбирать
содержание
обучения,
учебную
среду
и
материалы, необходимые в ходе решения возникающих проблем. Проектная
деятельность проявляется как специфическая форма творчества и способ
развития личности. Этим обусловлено распространение в школах методов и
технологий
на
основе
проектной
и
исследовательской
деятельности
обучающихся.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение
общего
результата
деятельности.
В
основе
метода
проектов
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления,
умение
увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проектное обучение (метод проектов) было достаточно широко
распространено в школах в 20-30 годы XX века. В основе этого метода лежат
идеи американских ученых Дж. Дьюи
и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и
др
.
об “обучении посредством делания”. Они считали, что ребенок будет
учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего
труда.
В советской педагогике метод также был распространен в 20-х годах
XX
века
(В.Н.Шульгин,
М.В.
Крупенина,
Б.В.
Игнатьев).
Приобретение
знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ
основывалось
на
общественно-полезных
делах.
На
основе
проективной
методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные
предметы
заменялись
выполнением
практических
проектов.
Вытеснение
других методов обучения привело к резкому снижению общеобразовательной
подготовки. В результате этого проективная методика до 90-х г.г. XX века в
практике советской школы использовалась недостаточно.
Целью
данной
работы
является
описание
собственного
опыта
применения проективной методики на уроках и во внеурочной деятельности.
Работа над проектом включает следующие этапы (по И. Д. Чечель):
1.
Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2.
Обсуждение
возможных
вариантов
исследования,
сравнение
предполагаемых стратегий, выбор способов решения.
3.
Самообразование
и
актуализация
знаний
при
консультационной
помощи учителя.
4.
Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при
работе в группах).
5.
Исследования, решение конкретных задач.
6.
Обобщение результатов, выводы.
7.
Реализация проекта.
8.
Анализ результатов.
Предлагается вариант урока, на котором использовался метод проекта.
Биология,8 класс.
Тема: «Типы питательных веществ».
Предварительно
класс
делится
на
группы,
каждая
группа
выбирает
задание. Учащимся было предложено выбрать ролевую функцию для работы
в
группах:
историков,
биологов,
химиков,
диетологов. Идет
подготовка:
работа
с
текстами
научной
и
дополнительной
литературы,
консультации
учителя; на уроке группы представляют свои проекты.
По типу проект можно
отнести к информационно- исследовательским, межпредметным. По времени
работы – краткосрочным.
Цели урока:
Образовательная: познакомить
учащихся
с
типами
питательных
веществ, особенностями рационального питания, углубить знания об
обмене веществ.
Развивающая: через занимательные задания развивать биологическое
мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в
поисках
решения
проблемных
ситуаций,
формировать
навыки
проведения исследований, оформления и представления результатов
своей деятельности.
Воспитательная: воспитывать
чувство
товарищества,
умение
работать в коллективе, повышать интерес к учебным предметам.
Оборудование: образцы
продуктов
питания,
коллекция
витаминных
препаратов, крахмальный клейстер, 1% раствор хлорида железа(III), 5 %
раствор йода, набор химической посуды, карточки-инструкции по технике
безопасности, плакаты, таблицы, компьютер, проектор.
Ход урока.
Учитель. Для построения, восстановления, работы нашего организма
необходима пища, но не любая. В состав полноценного рациона должны
входить белки, жиры, углеводы, витамины, неорганические вещества и
микроэлементы (более 40 различных веществ). Это те вещества, в которых
организм нуждается, но сам синтезировать их не может.
Группа химиков. Они подготовили текстовый и иллюстративный материал,
таблицы и диаграммы, рассказали об органических и неорганических
веществах пищи, привели химические формулы и уравнения реакций.
Группа биологов рассказала о том, какие функции выполняют эти вещества
в организме человека, об усвояемости различных веществ. Интересной им
показалась информация и о профессии дегустатора.
Историки представили свой проект об истории открытия витаминов в виде
мультимедийной
презентации
–
интересной,
доступной
и
приятной
для
восприятия
форме,
выделили
важные
моменты.
Эту
презентацию
в
дальнейшем можно использовать в качестве наглядного демонстрационного
материала для уроков биологии. Этот факт является социально значимой
мотивацией для учащихся, так как их работа будет в копилке наглядных
материалов. Данная
форма
представления
результатов
имеет
целый
ряд
преимуществ.
Мультимедиа-презентация
означает
использование
в
информационных целях широкого спектра средств передачи информации –
текста,
изображения,
звука,
видео,
анимации.
Важной
характеристикой
мультимедиа-презентации
является
интерактивность,
т.е.
меню
с
возможностью выбора раздела, языка, звукового сопровождения, решения
тестов и т.п.
Диетологи связали информацию о превращении веществ в нашем организме
с
основами
правильного
питания.
Таблицы
о
калорийности
некоторых
продуктов
питания,
рецепты
низкокалорийных
блюд
дополнили
их
интересный рассказ.
Группа
химиков представила
практическую
работу
«Обнаружение
витаминов в продуктах питания».
Определение витамина А в салате из моркови с подсолнечным маслом.
В пробирку налить 1 мл. подсолнечного масла из салата и добавить 2-3 капли
1%
раствора FeCl3.
При
наличии
витамина
А
появляется
ярко-зеленое
окрашивание.
Обнаружение витамина С в яблочном соке.
Налить в пробирку 2 мл сока и добавить 10 мл воды. Затем влить несколько
миллилитров
крахмального
клейстера.
Далее
по
каплям
добавлять
5%
раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего
10-15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой
кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую
кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в
синий цвет.
Конечным продуктом проекта стали презентация и стенды учащихся о типах
питательных
веществ,
основах
сбалансированного
питания.
Учебным
результатом
стал
опыт
проектировочной
деятельности,
способность
создавать и защищать собственный продукт.
Заключительное слово учителя. Расскажите родителям, знакомым, друзьям
о роли питательных веществ в нашем организме, обратите внимание на
достаточное употребление витаминов.
Примеры использования исследовательских проектов на уроках биологии и
во внеклассной работе:
8 - 9 классы:
«Оптимизация
зеленых
насаждений
на
территории
МБОУ
«Черноморская средняя школа № 3»;
«Влияние избытка нитратов на организм человека»;
«Кислотность осадков в пгт. Черноморское».
В
результате
применения
технологии
проектного
обучения
на
уроках
биологии наблюдался рост мотивации к обучению, проявляясь в увеличении
активности детей при ответах на уроках, участии в творческих конкурсах,
повышении интереса к обучению.
Литература.
1.
Беспалько В.П. Проектирование учебного предмета //Школьные технологии. - 2006.
- №6. - с.76-88.
2.
Чечель
И.Д.
Метод
проектов
или
попытка
избавить
учителя
от
обязанностей
всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. - №3