Автор: Храмцова Наталья Николаевна
Должность: учитель коррекционного класса
Учебное заведение: МОУ "Фершампенуазская СШ"
Населённый пункт: с.Фершампенуаз, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование
Раздел: высшее образование
Инклюзивное образование: мера современности
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В
Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема
требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с
врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет.
Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и
ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма.
Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить
данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах,
общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и высших учебных
заведениях.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-
заключаю, включаю) - это процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для
детей с особыми потребностями. Имеющаяся практика социализации детей с
ограниченными возможностями в большей степени сложилась в рамках
клинического подхода, в котором ограниченные возможности рассматриваются
как патология, нарушение развития, что в свою очередь предполагает лечение,
создание специальных служб. Данный подход, ослабляет социальную позицию
ребенка и усугубляет его неравный социальный статус. Специальное
образование, с одной стороны, является элементом социальной защиты таких
детей и предоставляет им возможность одновременного лечения и обучения.
Инклюзивное образование стремится развить систему, направленную на детей и
признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в
обучении. Инклюзивное образование стремится к разработке подхода к
преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения
различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут
более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное
образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми
потребностями). Обучение в общеобразовательной школе, среди нормально
развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми
образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его
друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе. Общество не имеет
право лишать детей с ограниченными возможностями права получить
образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения
с нормальными детьми. Теперь, детей с ограниченными возможностями в
развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные
детские сады и школы. Это и есть инклюзивное образование.
Новый подход в образовании начинается с самой первой его ступени: детского
сада. Для того чтобы обеспечить детям равные возможности, помещение и
оборудование дошкольного учреждения должно отвечать определенным
требованиям. И не нужно забывать о том, что педагогические кадры должны
иметь соответствующую квалификацию для работы с детьми. Также
обязательно наличие в штате следующих сотрудников: логопед; дефектолог;
психолог. Инклюзивный детский сад - это возможность с самого раннего
возраста воспитывать в детях уважительное отношение ко всем сверстникам,
независимо от их возможностей. В данный период времени существуют
следующие виды инклюзии в дошкольном образовании:
ДОУ компенсирующего вида. Его посещают дети с определенными
формами дизонтогенеза. Обучение организовано с учетом их потребностей.
ДОУ комбинированного вида, где вместе с детьми, не имеющими
ограничений, воспитываются также дети с другими потребностями. В таком
учреждении создается предметно-развивающая среда, которая учитывает
индивидуальные возможности всех детей.
ДОУ, на базе которых создаются дополнительные службы. Например,
службы ранней помощи или консультативные центры.
Массовые ДОУ, имеющие группу кратковременного пребывания "Особый
ребенок". Но не только в детских садах вводят инклюзию, она затрагивает все
уровни образования.
Специальное образование является частью системы общего образования, и
государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные
потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении
образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с
основополагающими международными документами в области образования
предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с
ограниченными возможностями. Гарантии права детей с ограниченными
возможностями в развитии на получение образования закреплены в
Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах
ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-
педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными
возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»,
«О специальных социальных услугах».
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов,
которые практически не имели возможности получить хорошее образование и
реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются
нормальные дети. Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью
имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь
равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и
общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить
максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Развитое
мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий
«инвалид», «больной». «Мы живем, как можем, а ОНИ живут, как мы поможем».
За этой рифмовкой — весь смысл инклюзии. Развитие системы инклюзивного
образования в РК. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые
шаги. В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо
«усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для
них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях,
которых немало, – наш долг перед собой и обществом». Развитие инклюзивного
образования в республике нашло отражение в «Государственной программе
развития образования», в «Национальном плане действий по развитию
инклюзивного образования» в рамках выполнения «Конвенции о правах
инвалидов».
Согласно Государственной программы развития образования Республики
Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю
школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего
количества.
В целом можно выделить основные направления в планах мероприятий по
реализации Государственной программы:
- увеличение доли школы, создавших условия для инклюзивного образования;
- увеличение доли детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего
количества детей с ограниченными возможностями в развитии;
- совершенствование системы инклюзивного образования в школе и повышение
качества образовательных услуг.
Именно этот аспект часто находит непонимание среди педагогических кадров,
особенно педагогов специальных организаций образования. Многие из них
понимают так, что если инклюзивная система образования будет внедрена, то
это автоматически повлечет за собой закрытие сети специальных школ. В то же
время многие из педагогов-дефектологов отмечают, что довольно большое
количество детей с ограниченными возможностями уже сидят в «обычных»
школах, не получая при этом соответствующей учебной и коррекционной
поддержки.
Необходимо понимать, что развитие системы инклюзивного обучения
направленно, прежде всего, на защиту интересов детей, которые так или иначе
уже стихийно вовлечены в обучение в общеобразовательной школе. А также
детей с ограниченными возможностями, которые в силу разных факторов, часто
вследствие тяжелых форм интеллектуальной и физической недостаточности не
могут посещать те или иные организации образования.
Ведь сегодня, и дети уже не те, что 10–20 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь
прочно вошли компьютер, новые средства связи. Родители обеих категорий
детей также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к
совместному обучению ребят. Опыт развитых стран показывает, что
полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть
организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а
также мотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное
осуществление этой гуманистической идеи. Понятие инвалид изначально
ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который
они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в уч
ѐ
бе,
развитии, занятиях спортом. Прич
ѐ
м в нашем обществе данное отношение
культивируется ещ
ѐ
с детского возраста. Одним из возможных вариантов
решения этой проблемы является развитие в Республике Казахстан
инклюзивного образования, которое направлено на:
•
вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
•адаптация детей-инвалидов в современном обществе;
•
создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное
позиционирование себя в современном обществе;
•
умение превращать свои недостатки в достоинства;
•
изменение отношения современного общества к людям с ограниченными
возможностями.
Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители
должны иметь право выбора школы. Исследования, проводимые в странах
ближнего Зарубежья и в нашей стране, показывают, что сейчас не все родители
желают отдавать своих детей в систему общего образования, так как понимают,
что пока необходимые условия созданы только в системе специального
образования.
Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка
преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта
внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно
выстроить грамотную систему обучения. Специалисты выступают за
планомерное развитие системы инклюзивного образования. Однако
специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять
высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного
процесса. В перспективе, при правильной организации реализации программы
по внедрению инклюзивного образования в систему образования РК, даст
положительные результаты для всех участников вышеуказанного процесса.
Существует несколько принципов инклюзивного образования:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди нуждаются друг в друге;
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут;
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Необходимо понимать, что развитие системы инклюзивного обучения
направленно, прежде всего, на защиту интересов детей, которые так или иначе
уже стихийно вовлечены в обучение в общеобразовательной школе. А также
детей с ограниченными возможностями, которые в силу разных факторов, часто
вследствие тяжелых форм интеллектуальной и физической недостаточности не
могут посещать те или иные организации образования.
Это достаточно четко отражено в пунктах Госпрограммы развития образования
на 2011-2020 годы, где отмечено, что инклюзивное образование реализуются:
во-первых, через сохранение и расширение сети специальных организаций
образования, кабинетов коррекции и инклюзивного образования, специальных
детских садов и школ, консультационных пунктов для родителей;
во-вторых, создание «безбарьерных» условий в детских садах и
общеобразовательных школах;
в-третьих, организацию дистанционного обучения детей с ограниченными
возможностями, которые не могут посещать организации образования и
обучаются на дому по индивидуальной программе». инклюзивный образование
психологический учитель
Реализация инклюзивного образования в РК ставит проблему разработки
научно-обоснованной, комплексной системы коррекционного педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями, обучающихся в
условиях инклюзии и отражающей тенденции специального образования в РК.
В случае если коррекционные занятия проводятся в дополнительное, во вне
учебное время, ребенок с ограниченными возможностями оказывается в
ситуации, когда он затрачивает времени на обучение больше, чем его
одноклассники. Следовательно, при составлении сетки расписания,
коррекционные занятия должны стать его органичной частью. Кроме того,
расписание занятий должно быть составлено таким образом, чтобы специалист
имел возможность посещать основные занятия.
· Расписание учебных предметов и коррекционных занятий должно быть строго
согласовано с учителями и специалистами центра и/или службы сопровождения.
· Педагоги, работающие в инклюзивном классе, должны пройти ответствующую
подготовку/переподготовку в Центрах повышения квалификации с
обязательным получением сертификата.
· Педагоги, работающие в инклюзивном классе, не обеспечиваются
дополнительной оплатой, т.к. психолого-педагогическое сопровождение
«особых» детей осуществляется специалистами (педагогом-дефектологом,
логопедом, психологом).
· Вся внеклассная и вне учебная деятельность учащихся с ограниченными
возможностями (кружковая, факультативная, воспитательная) осуществляется
совместно с учащимися обычных классов.
Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного
процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования.
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают
опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки,
может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт
показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным
образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях
инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются
свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и
обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются
самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы
для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными
возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в
учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе,
придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше.
Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы
посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями,
относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя,
впервые начавшие работать с ними.
Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной
программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает, как потребности, так и специальные условия, и
поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом
коллектива
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие
члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных
образовательных потребностей. Важные составляющие инклюзии:
Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную
практику
Всесторонне планируйте инклюзию
В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя, и
администрация
Включайте родителей
Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и
учеников
Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т. п.)
Неверные представления об инклюзии:
Представление что присутствие в школе само по себе достаточно
Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
Фокусирование не на целях, а на действиях
Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива
участию.
Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность школ
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются
необучаемыми
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о
проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс
обучения в классах
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование
и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Инклюзивное образование важно…так, как… Все ученики имеют равный
доступ к процессу обучения в течение дня. У всех учеников должны быть
равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Планируется и проводится эффективное обучение. Работники, вовлеченные в
процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс
включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников Программа и
процесс обучения учитывает потребности каждого ученика. Семьи активно
участвуют в жизни школы.
Вовлеченные работники настроены позитивно и
понимают свои обязанности. Принципы формирования индивидуальной
программы обучения: Подходит для всех учеников (не только для учеников с
инвалидностью) Служит средством приспособления к широкому кругу
возможностей ученика. Является способом выражения, принятия и уважения
индивидуальных особенностей обучения. Применима ко всем составным частям
программы и к привычной манере поведения в классе. Является обязательной
для всех работников, вовлеченных в процесс обучения. Составлена с целью
повышения успешности ученика. Обычный учитель может быть успешен при
условии, если: он достаточно гибок, ему интересны трудности, и он готов
пробовать разные подходы, он уважает индивидуальные различия, умеет
слушать и применять рекомендации членов коллектива, чувствует себя уверенно
в присутствии другого взрослого в классе, согласен работать вместе с другими
учителями в одной команде. Результаты инклюзии: У учеников есть
возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях
общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не
содействует выработке стереотипов Мероприятия направлены на включение
ученика, но достаточно для него сложны Индивидуальная помощь не отделяет и
не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи
навыков Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в
планировании, проведении и оценке уроков Существуют процедуры оценки
эффективности.
Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с
ограниченными возможностями здоровья, тем самым, мотивируя их пойти
учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями.
Дети с
особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом
отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении
успехов в школе. Инклюзивные школы – это школы, в которых процесс
обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школы,
воплощающие лучшее в образовании. Инклюзивные школы помогают детям
развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что
все дети способны учиться. Инклюзивные школы – это такие школы, в которых:
«каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается
сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения
своих образовательных потребностей» Инклюзивные школы: польза обществу
Существование обычных школ с установкой на инклюзию – самый
эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых
отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для
всех и обеспечения возможности всеобщего образования.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации
и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это
задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого
ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую
сторону, делая добро.
Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что инклюзивное
образование - это сложный процесс, требующий определённой перестройки
привычного уклада школьной жизни и создания, определенных социально -
образовательных условий, позволяющих осуществить на практике системный
подход по включению детей с ограниченными возможностями в
общеобразовательную среду.