Автор: Филипченко Наталия Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №79"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: «Инновационная модель организации эффективного сопровождения участников образовательных отношений (коуч-наставничество)»
Раздел: среднее образование
«Инновационная модель организации эффективного сопровождения участников
образовательных отношений (коуч-наставничество)»
Филипченко Н.И. учитель музыки «СОШ №79» 10.01.2020г.
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он
перестаёт учиться – в нём умирает учитель»
В настоящее время, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах
молодых
специалистов
поднимается
на
разных
уровнях.
По-прежнему
существует
проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как
удержать их там.
Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог
уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального
становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в
профессию и «оттачивание» профессионального мастерства.
Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком
уровне
готовности
к
педагогической
деятельности
личностная
и
профессиональная
адаптация молодого учителя может протекать длительное время. Наибольшие сложности у
начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на
уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация
работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Проблемы
возникают
в
связи
с
тем,
что
молодой
специалист
в
начале
своей
работы
имеет
достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы
профессионально значимые качества.
Таким образом, современная ситуация в образовании актуализирует создание системы
р а б от ы
ш кол ы
п о
п р и в л еч е н и ю
и
з а к р е п л е н и ю
м ол од ы х
п е д а г о г о в .
Решить данную стратегическую задачу помогает
современная инновационная модель
коуч
-
наствничества,
способная
оптимизировать
процесс
профессионального
становления
молодого
учителя,
сформировать
у
него
мотивации
к
саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации.
В деятельности российских школ инновация коучинга применяется не так давно.
«Коучинг, Коуч» в переводе с английского (coach) означает «тренер», «инструктор». Коуч-
наставничество — это устойчивое сотрудничество, которое поддерживает ориентацию
на достижение МС реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни.
Посредством процесса коучинга МС расширяют свои знания, повышают свой КПД и
совершенствуют качество жизни. Ключевая идея коуч-наставничества охватывается
глубинные основы, базирующиеся на психологических принципах и моделях, содействует
пониманию и осмыслению человеком собственных возможностей, которые возможно
реализовать в профессиональной сфере своей деятельности.
Традиционное понятие наставничества и коучинг – наствничества имеют общие черты, но
они имеют и ряд отличий Важно помнить, что коучинг — это зона, свободная от
советов... коучинг точнее всего обусловливается вопросом — «что ты будешь делать в
той или иной ситуации»?. В
коучинге принцип «Сделай как я», «Сделай за меня» абсолютно не действует, здесь
будущий педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы и
ищет самостоятельно ответы. Основная задача коуч — наставничества найти ресурс,
применить потенциал и развивать его.
Критерием эффективности данного процесса является четкое понимание цели и
направления движения к ней:
- не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе
деятельности
человек смог сам находить и получать необходимые
знания;
- раскрыть внутренний потенциал МС;
- привести в действие системы мотивации МС
Современность предъявляет высокие требования не только к профессиональной
деятельности МС, но и оценке его личностных качеств и достижений. Использование
данной инновационной модели для профессиональной апробации МС— оптимальная
сфера для развития его психолого-педагогических компетенций. МС получивший
консультацию коуч – наставника может самостоятельно решать большинство
профессиональных проблем, вносить значимый вклад в работу школы, стараться освоить
новые профессиональные области. Принципы коучинга помогают МС лучше понять свою
роль и место, раскрыть свой потенциал в целях решения поставленной перед ними
профессионально-личностной задачи.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основная роль
принадлежит коуч- наставнику, который должен быть не просто опытным педагогом. Он
должен быть творческим человеком, постоянно находится в научном педагогическом
поиске, совершенствовать инновационные формы и методы работы, осуществлять
межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными
разработками). Новые требования к квалификационной характеристике ориентируют
современного учителя-наставника на использовании данной модели, которая максимально
соответствует концепции личностно – ориентированного образования и является
наилучшим инструментом для реализации требований
нового
образовательного
стандарта.
Таким образом потребность в использовании данной инновационной модели в
современной школе достаточно актуальна и значима.
Коуч – наставничество делает
процесс сопровождения участников образовательных отношений более эффективным,
позволяющим молодым специалистам при использовании нужных методов и приёмов
добиться самых высоких личностных и профессиональных результатов.
Итак, в завершении, хотелось бы акцентировать ваше внимание на том, что
каждый человек уникален и обучаем. Но помнить, что единственный путь к
хорошему результату возможен только через работу над собой, уверенность в
поставленной цели и веру в свой потенциал!
10% - знания
40% -мышление
50% - среда, окружение, среди которых вы встретите коуч – наставников…..!
Ключ к успеху
!