Напоминание

Анализ музыкального произведения при создании хореографического номера


Автор: Останина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Курганский областной колледж культуры"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: Статья
Тема: Анализ музыкального произведения при создании хореографического номера
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Анализ музыкального произведения при создании хореографического

номера

Музыка является основополагающим выразительным средством для

создания хореографического произведения: она даёт пластике метро -

ритмическую основу, определяет её эмоциональный строй, характер,

образную выразительность и хореографическую драматургию. Умение

выстраивать балетмейстерскую концепцию всего хореографического

произведения в целом, так и всех его отдельных фрагментов зависит от

проведения грамотного балетмейстерского анализа музыкального

произведения. А для этого руководителю понадобятся прочные знания в

области музыкального искусства.

Одним из самых важных этапов работы над созданием

хореографического произведения является работа с музыкальным

материалом, который включает в себя анализ образного содержания и

структуры музыкального произведения. Выразительные средства музыки и её

драматургические особенности в дальнейшем должны найти своё

отражение в пластических мотивах, используемых для создания

танцевальной композиции. Чем грамотнее и глубже студент научится

разбираться в музыке, тем лучше и интереснее окажутся результаты его

хореографических постановок.

Предмет «Композиция и постановка танца» является

основополагающим в подготовке специалиста-хореографа и включает в себя

самостоятельную художественно-творческую деятельность студента:

постановки танцевальных этюдов и законченных хореографических номеров.

И, одним из самых важных этапов работы над созданием хореографического

произведения является работа с музыкальным материалом, который включает

в себя балетмейстерский (структурный) анализ.

Будущему хореографу необходимы прочные знания в области

музыкального искусства. Большинство студентов, обучающихся на

хореографическом отделении колледжа, не имеют не только музыкального

образования, но и элементарных знаний в области музыкальной грамоты, у

них практически отсутствуют сведения о знаменитых композиторах и их не

менее знаменитых музыкальных произведений. Эти знания они частично

осваивают на предметах практического обучения (классический, народный,

современный танец), и на предмете «Основы музыкальных знаний» .

Студенты должны научиться практически работать с готовым

музыкальным материалом, распознавать всю информацию, заложенную в

нем, уметь грамотно соединять его с замыслом будущего хореографического

произведения, а также научиться соединять один музыкальный материал с

другим, проявляя при этом необходимую деликатность и понимание объекта

своей деятельности.

Для осуществления своих постановок студенты колледжа не имеют

возможность обратиться к композитору для написания музыки к задуманному

им хореографическому номеру, поэтому он использует готовое музыкальное

произведение. Следует проникнуть в его суть: мелодического и

ритмического построения, динамических оттенков, четырехсторонней

выразительности музыкального звука (высота, длительность, тембр,

громкость) и музыкального содержания. Особенно важно бережное

отношение к музыкальному тесту, к созданной композитором драматургии.

Необходимо избегать произвольного сокращения и перестановок эпизодов,

ломающих форму, - словом, всего того, что может нарушить цельность,

гармонию сочинения.

Для полноценного и грамотного разбора музыкального произведения,

студент должен обращаться к специальной музыкальной литературе, а также

к специалистам – музыкантам за получением профессиональной

консультации, но только после того как он самостоятельно произведёт

разбор. Это позволит студенту увидеть целостность музыкального

произведения, развитие и трансформацию тем, отследить драматургическое

развитие музыкального материала, увидеть выразительные средства музыки.

И тогда, во время сочинения хореографического номера студент сможет более

точно выразить содержание музыки через выразительные средства

хореографии, и добиться музыкально-образного слияния музыки и танца.

Анализ музыкального произведения включает насколько этапов:

1.

Прослушать музыкальное произведение.

2.

Определить автора (композитора) и название музыкального

произведения.

4.

Определить стиль музыкального произведения и эпоху его

создания. Стиль в музыке - способ изложения выразительных средств

музыки. При выявлении стилистических особенностей музыкального

произведения необходимо определить эпоху его создания.

5. Определить вид (жанр) музыкального произведения (программные,

народные, инструментальные, вокальные, камерные, симфонические и т.д.).

6.Раскрыть содержание музыкального произведения: тема, идея,

эмоционально –смысловое содержание всего произведения, которое вложил в

него сам композитор. В музыке находят отражение картины природы и

портреты людей — реальных и вымышленных, разнообразные ситуации из

жизни и быта людей, тем не менее, не это определяет содержание

музыкального искусства. Основой содержания является отражение

внутреннего мира человека со всем богатством и разнообразием его

состояний и чувств, его переживаний и раздумий, это и есть главная

особенность содержания музыки.

7.

Определить форму музыкального произведения: простые двух и

трёхчастные формы, куплетные и запевно - припевные формы, сонатные

формы, вариационные формы и т.д.

8. Определить характер каждой части (острый, резкий, игривый,

мягкий, воздушный, шутливый). Выяснить, какие средства музыкальной

выразительности влияют на создание музыкального образа.

9. Разделить каждую часть музыкального произведения на периоды,

предложения, музыкальные фразы. Период — построение, в котором

заложена более или менее завершенная музыкальная мысль. Обычно период

состоит из двух сходных по строению частей - предложений, каждое из

которых содержит 4 или 8 тактов. Иногда предложения не равны между

собой, второе расширено (неквадратная структура).

10.

Определить время звучания музыкального произведения и

количество тактов в каждой части (темы). Очень важно отметить момент

наивысшего динамического напряжения в музыке – кульминацию.

В результате этой работы постановщик полностью осваивает

содержание, форму и композиционную структуру музыки. Освоив музыку, ее

драматургию, постановщик прослеживает слияние музыки и танца.

Согласовываются все мельчайшие детали сценического действия и отражение

его в музыке. В процессе этой работы всё более конкретнее становится

хореографическое видение частей, рисунков, фрагментов танца. Все это

руководитель фиксирует, указывает, на какую часть музыки планируется

исполнение данного фрагмента. Начинается творческий процесс —

продумывание композиции танца.

Таким образом, теоретический анализ музыкального произведения

призван помочь студенту осмыслить музыкальный материал и понять,

соответствует ли его замысел, содержание и хореографические образы

будущего хореографического произведения музыкальному содержанию.

Хореографический материал так же, как и музыкальный, — абстрактен.

Он ничего не изображает, не пересказывает. Он — сам по себе и мысль, и

событие. Он может действовать, развиваться, вступать во взаимоотношения.

Именно так к нему относятся современные балетмейстеры. Именно так

начинают его видеть студенты, поняв законы существования и развития

музыкального материала.

Литература

1.Богданов, Г.Ф. Работа над композицией и драматургией

хореографического произведения / Г. Ф.Богданов// Учебно-методическое

пособие. – М.:ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2007.

2.

Вахромеева, Т. А. Справочник по музыкальной грамоте и

сольфеджио/Т.А.

Вахромеева-М.: Музыка, 2004.

3.

Захаров, Р.В. Искусств балетмейстера/Р.В.Захаров – М.:

Искусство, 1954 .

4.

Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера/И.В. Смирнов-М.:

Просвещение,1986.

5.

Тарасова, О. О некоторых методах работы балетмейстера с

симфонической

музыкой./ О. Тарасова//Вопросы воспитания балетмейстеров в

театральном вузе. Сборник научных трудов.- М.,1980.

6.

Музыкально энциклопедический словарь.- М.,1990



В раздел образования




Яндекс.Метрика