Автор: Сидельникова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУСОШ № 10 им. Ф.Г.Петухова
Населённый пункт: станицы Советской муниципального образования Новокубанский район
Наименование материала: статья
Тема: «От охраны здоровья к успеху в учебе»
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 им. Ф.Г.Петухова
станицы Советской муниципального образования Новокубанский район
Статья «От охраны здоровья к успеху в учебе»
Автор: Сидельникова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Реализацию программы «Здоровый образ жизни» необходимо начинать
с самого простого и элементарного - привития гигиенических навыков
и
организации здорового образа жизни.
Мною была разработана программа «От охраны здоровья к успеху в
учебе». Основанием
для
разработки
программы
послужила
проблема
здоровья детей в связи с модернизацией структуры и содержания общего
образования
Цель программы: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления
здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у
школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных
путей в достижении успеха.
Задачи программы:
1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и
целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2.
Создать
условия
для
обеспечения
охраны
здоровья
учащихся, их
физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Популяризировать принципы здорового образа жизни, расширять кругозор
школьников в области правильного питания, физической культуры и спорта.
4.
Организовать
систему
профилактических
работ
по
предупреждению
травматизма
на
дорогах,
предотвращению
роста
числа
заболеваний
школьников.
5. Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Прогнозируемый
результат:
формирование
отношения
детей
и
их
родителей
к
своему
здоровью
как
основному
фактору
успеха
на
последующих этапах жизни; введение оптимального режима труда и отдыха
детей; повышение
уровня физического, психологического и социального
здоровья детей.
Механизм
реализации
программы:
дифференцированное
обучение,
внеурочные
психологические
разгрузки,
дополнительное
питание,
организация
спортивно
-
оздоровительных
мероприятий,
максимальный
охват учащихся в кружках и секциях.
Мы начали работу с того, что провели опрос «Основы рационального
питания»
и
увидели,
что
во
многих
семьях
питание
не
организовано
должным образом, нет разнообразия в меню, не учитываются
возрастные
особенности членов семьи, режим
дня не соблюдается, не учитывается
польза или вред некоторых продуктов.
Приняв
к
сведению
эти
неутешительные
результаты,
в
экспериментальном
классе
начали
активно
работать
с
учащимися
и
их
родителями.
С
ними
проводились
беседы,
викторины,
конкурсы,
нестандартные
уроки.
На
уроках
применялись,
где
это
возможно,
дидактические игры, то есть велась творческая работа.
Ребята живо отреагировали на изменения в системе работы с классом,
активно помогали воплотить в жизнь программу рационального питания и
здорового образа жизни.
Вся
эта
работа
дала
положительные
результаты:
школьники
стали
меньше болеть, успеваемость в классе повысилась, ребята активно участвуют
в спортивных соревнованиях, посещают секции, ведут агитационную работу
среди учащихся других классов, разъясняя необходимость уделять внимание
своему здоровью.
У ребят всегда хороший аппетит, школьную столовую посещают 100%
учащихся. Дети
реже стали покупать чипсы, сухарики и прочие вредные
лакомства.
В ходе реализации классного проекта «Наше питание» была проведена
последовательная работа. Для начала ребятам предложили изучить перечень
питательных веществ, необходимых для развития организма.
Затем
они
выполнили
практическое
задание,
в
котором
выявили
пищевую ценность предложенных продуктов. И вот к какому выводу пришли
дети:
в повседневной жизни человек не задумывается о пользе того или
иного продукта. После этого практического занятия дети стали
обращать
внимание на информацию о продукте питания.
Принципы рационального питания
Увы, Россия действительно не может похвастать культурой питания.
Раньше было не до того из-за дефицита продуктов, теперь — из-за дефицита
денег. Едим, как попало, когда попало и что попало. Так же кормим и своих
детей. В результате число школьников с хроническими формами желудочно-
кишечных заболеваний ежегодно вырастает почти на 10%. Появился даже
специальный термин: «школьный гастрит». Как можно уберечь детей от этого
недуга?
Специалисты
советуют
взять
на
вооружение
четыре
принципа
рационального питания:
1) Регулярность. Завтрак, обед, полдник, ужин. В одно и то же время.
Каждый день. И дома, и в школе. При частом изменении режима питания
сначала
нарушаются
секреторная
и
моторная
функции
желудка,
а
затем
наступают
глубокие
морфологические
изменения
слизистой
желудка
и
двенадцатиперстной кишки. Исследования показали: у детей с «вольным
графиком»
приема
пищи
более
высокий
уровень
тревожности
и
утомляемости.
2) Разнообразие. Попытайтесь помочь ребенку «распробовать» вкус разных
блюд. Широта вкусовых пристрастий — лучшая защита от многих сбоев в
работе организма. Одно и то же блюдо следует давать ребенку не чаще двух
раз в неделю.
3) Адекватность. Опасно как переедание, так и недоедание. Пища должна
восполнять
энергозатраты
организма.
То
есть
рацион
и
режим
питания
маленького спортсмена должны отличаться от рациона и режима лежебоки.
Питание во время болезни — от питания в обычное время. Летний стол — от
зимнего.
4) Безопасность. Главное — научить ребенка соблюдать правила личной
гигиены, различать свежие и несвежие продукты и осторожно обращаться с
незнакомыми лакомствами, которые могут оказаться аллергенами.
И недаром говорят, что рецепт воспитания здоровья не так уж сложен,
нужно лишь немного фантазии, творчества, терпения – и успех непременно
будет.
Методы и способы реализации программы «Правильное питание
»
Игровые
технологии
(технологии
имитационного
моделирования)
Характерная черта-
моделирование
жизненно-важных
ситуаций (практико-
ориентированных
ситуаций) и поиск путей
их решения
Ведущий
метод -
игра
Организационные
формы - деловые
игры, ролевые и
сюжетные игры -
путешествия,
дидактическая
игра
Коммуникативные
технологии
Особенность –
построение обучения на
основе активного
взаимодействия всех
участников учебного
процесса с привлечением
всевозможных средств
(источников)
информации
Ведущий
метод -
общение
Обучение в
содружестве,
взаимообучение,
работа в парах и
группах сменного
состава, учебный
диалог, учебная
дискуссия
Исследовательские
технологии
(проблемно -
поисковые)
Данная технология
требует реализации
педагогической модели -
«обучение через
открытие»
Ведущий
метод –
проблем-
ное
обучение;
метод
проектов
Организационная
форма-
Совместный поиск
решения
проблемных
ситуаций. Модель
урока: «знаю, но
не все; хотел бы
узнать - узнал».