Напоминание

Педагогическое выгорание и способы его коррекции и профилактики


Автор: Дементьева Кира Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Котовский индустриальный техникум"
Населённый пункт: Котовск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое выгорание и способы его коррекции и профилактики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ

И ПРОФИЛАКТИКИ

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних

пор

привлекала

внимание

психологов.

Существуют

профессии,

в

которых

человек, в связи с необходимостью постоянного контакта с другими людьми,

испытывает

чувство

внутренней

эмоциональной

напряженности.

К

ним

относятся

учителя,

психологи,

врачи,

воспитатели

и

другие

работники

социальной сферы деятельности. Особая «группа риска» - педагоги, поскольку

их

деятельность

относится

к

разряду

наиболее

эмоционально

напряженных

видов труда.

В

отечественной

литературе

понятие

«профессиональное

выгорание»

появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и

активно исследуется уже четверть века ( Маслач, Джонс, Фрейденбергер и др.).

Явление

выгорания

проявляется

в

виде

целого

ряда

симптомов,

которые

образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Как

установлено

многочисленными

исследованиями

отечественных

и

зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими

нагрузками.

Здесь

имеются

ввиду

не

только

физиологические

факторы,

связанные

с

условиями

труда:

гиподинамия,

повышенная

нагрузка

на

зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д., речь идет прежде всего о

психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время

в форме, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки,

большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При такой работе

день

за

днем

уровень

напряженности

может

накапливаться.

Возможными

проявлениями

напряженности

являются:

возбуждение,

повышенная

раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных

частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя

могут

быть

и

другие

индивидуальные

ее

проявления.

При

достижении

определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защищать

себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы

уменьшить или формализировать время взаимодействия с учениками.

К. Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на:

физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

- усталость;

- чувство истощения;

- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

- астенизация;

- частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

- избыток или недостаток веса;

- одышка;

- бессонница.

К поведенческим и психологическим:

- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

- поздно появляется на работе и рано уходит;

- берет работу на дом;

- чувство неосознанного беспокойства;

- чувство скуки;

- снижение уровня энтузиазма;

- чувство обиды;

- чувство разочарования;

- неуверенность;

- чувство вины;

- чувство невостребованности;

- легко возникающее чувство гнева;

- раздражительность;

- человек обращает внимание на детали;

- подозрительность;

- чувство всемогущества (власть над судьбой ученика);

- ригидность;

- неспособность принимать решения;

- дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию

от коллег;

- повышенное чувство ответственности за пациентов;

- растущее избегание;

- общая негативная установка на жизненные перспективы;

- злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди

сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками,

негативистами

и

пессимистами;

взаимодействуя

на

работе

с

другими

людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут

быстро

превратить

целую

группу

в

собрание

“выгорающих”.

Наибольшая

вероятность

того,

что

это

случится,

существует

в

организациях

с

высоким

уровнем стресса.

В

результатах

различных

исследований,

влияние

индивидуальных

особенностей педагогов на формирование у них синдрома «выгорания» было

выявлено, что чем ниже уровень общительности, эмоциональной устойчивости,

социальной

активности,

нормативности

поведения,

чем

выше

уровень

тревожности,

тем

выше

риск

возникновения

синдрома

эмоционального

выгорания.

Следовательно,

такие

личностные

особенности

педагогов

как

замкнутость,

необщительность,

эмоциональная

неустойчивость,

высокий

уровень тревожности, подверженность чувствам являются предрасполагающими

факторами

формирования

синдрома

эмоционального

выгорания.Так

же

было

выявлено что связь между возрастом и эмоциональным выгоранием отсутствует.

К особенностям труда учителя, способствующим психическому и физическому

напряжению, относятся определенные требования к психическим процессам –

вниманию, памяти и речи: распределение внимания с его длительной фиксацией

на нескольких объектах, способность запоминать и воспроизводить большой

объем информации, большие нагрузки на голосовой аппарат, дополнительные

нагрузки, связанные с подготовкой к урокам, занятиям. В настоящее время стало

общероссийским явлением то, что педагоги не отдыхают в выходные дни и в

отпуске.

Поэтому

учителя

характеризуются

не

только

повышенной

тревожностью и уровнем нейротизма на фоне людей других специальностей, но

и наибольшей частотой проявления неврастенических расстройств.

Академик РАМН, Сидоров П. Приводит следующие определения синдрома

эмоционального выгорания (далее СЭВ):

- “СЭВ — реакция организма, возникающая вследствие продолжительного

воздействия профессионального стресса.

- СЭВ — это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической

энергии,

проявляется

в

симптомах

эмоционального,

умственного

истощения,

физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности

работой.

- СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты,

функциональный

стереотип,

который

позволяет

дозировать

и

экономно

расходовать энергетические ресурсы” .

На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих

преодолеть

СЭВ.

Следует

отметить,

что

исследователи

сходятся

в одном:

наилучший способ снижения уровня СЭВ — профилактика данного состояния.

Необходимой

и базовой

частью

профилактики

СЭВ

является

личностная

психологическая подготовка специалиста. Здесь имеется в виду практическое

обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Для психологического благополучия педагогов наиболее распространенным

средством

является

непрерывное

психолого-педагогическое

образование

педагога,

повышение

его

квалификации.

Со

стороны

администрации

нужна

система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки,

релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом

руководители

могут

структурировать

работу

и

организовать

рабочие

места,

чтобы дело стало более значимым для исполнителей

Психологическими

условиями

восстановления

здоровья

педагогов

являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой

гибкости,

обеспеченные

механизмами

осознанной

саморегуляции.

Спутник

стресса

это

мышечный

зажим.

Мышечный

зажим

остаточное

явление

напряжения,

появившееся

из-за

отрицательных

эмоций

и

нереализованных

желаний.

Основным

средством

восстановления

здоровья

педагогов

является

психоэмоциональная

и

двигательная

активность.

К

активным

средствам

относятся

все

формы

лечебной

физкультуры:

разнообразные

физические

упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие

циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, трудотерапия и

др.

Особое

внимание

в

работе

над

собой

уделяется

повышению

профессиональной

самооценки,

поскольку

позитивная

оценка

себя

как

достойного

уважения

человека,

профессионала,

позволяют

современному

педагогу

чувствовать

удовлетворенность

собой

и

своей

профессиональной

деятельностью.Используя

несложные

способы

эмоциональной

саморегуляции

(расслабление

мимической

мускулатуры,

визуализацию,

концентрацию,

психологическую установку на успех), педагог обучается эффективно управлять

своими эмоциями.Наибольшую эффективность в данной работе имеют методы

активного обучения: деловые игры, дискуссионные методы принятия решений в

группе,

методы

индивидуального

консультирования

Рекомендации

психолога

носят

практико-ориентированный

характер

и

воспринимаются

педагогами

позитивно. Педагоги отмечают, что занятия по данной программе помогают

активизировать

личностные

ресурсы,

контролировать

свое

эмоциональное

состояние, повышают профессиональную и личностную самооценку.

Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение.

Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения

и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе

«сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить

возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это

наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.

Список использованной литературы

1.

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов:

диагностика,

тренинги,

упражнения

/

Авт.-сост.

О.И.

Бабич.

Волгоград:

Учитель, 2009.

2. Бладыко, А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и

преподавателей // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар.

науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). Уфа: Лето, 2012.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном

общении. СПб.: Питер, 2014.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер,

2013.

5.

Долгова

В.И.,

Гольева

Г.Ю.

Эмоциональная

устойчивость

личности:

монография. М.: Из-дво Перо, 2014.

6

Пряжников

Н.С.,

Ожогова

Е.Г.

Стратегии

преодоления

синдрома

эмоционального

выгорания

в

работе

педагога

//

Психологическая

наука

и

образование. 2008. №2.



В раздел образования




Яндекс.Метрика