Автор: Подкорытова Ирина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №32 город Екатеринбург
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Слушаем звуки мира
Раздел: дополнительное образование
Сценарий концерта-беседы по внеурочной деятельности
«
Слушаем звуки мира»
Автор и ведущая ПДО Подкорытова И.И.
Исполнители
–
обучающиеся
класса
специального,
общего
фортепиано.
Занятие помещено в программу по предмету «Музыка», класс-VI.
Репертуар,
предложенный
в
сценарии,
является
дополнением
к
материалу, изучаемому по теме «Ритм».
Цель:
духовно-нравственное
воспитание
обучающихся
через
приобщение
к
музыкальной
культуре
как
важнейшему
компоненту
гармонического формирования личности.
Задачи:
- воспитание эмоциональной отзывчивости к музыкальным явлениям;
- развитие интеллектуального потенциала;
- формирование слушательской культуры;
-
формирование
системы
знаний,
нацеленных
на
осмысленное
восприятие музыкальных произведений.
Познавательные УУД
Поиск
и
отбор
музыкально-теоретического
материала
к
исполняемым
произведениям
(работа
со
с л о ва р е м ,
энциклопедией, интернет-ресурсами).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся
самостоятельно
проводили
репетиции
инструментальных дуэтов.
Обучающиеся
самостоятельно
осуществляли
подготовку
хореографической композиции:
- сочинение балетной миниатюры «Менуэт» (дуэт обучающихся)
-
самостоятельное
проведение
репетиций
с
аккомпаниатором-
обучающимся.
Регулятивные УУД
Подбор индивидуальной стратегии каждым обучающимся
при подготовке к концертному выступлению.
Организация оптимальных домашних занятий.
Самостоятельное
поддержание
должной
пианистической
формы перед концертом.
Личностные УУД
Обращаем
внимание
обучающегося
на
новые
виды
фортепианной техники в данной пьесе.
Подбор
вместе
с
обучающимся
упражнений,
этюдов,
необходимых
для
освоения
и
закрепления
новых
умений
и
навыков в ежедневной работе пианиста.
Воспитание эстетики поведения обучающегося на сцене.
Дети! Наша с вами встреча - необычная. Сегодня мы хотим пригласить
вас на бал. Надеемся, что встречи с разными гостями, приглашенными на бал,
будут для вас интересными. А из наших рассказов вы узнаете для себя много
нового.
Кареты,
запряженные
белыми
лошадками,
останавливаются
возле
ярко освещенного дворца. Из карет выходят приглашенные. Представим, что
девочки — дамы в пышных платьях, богато расшитых золотом и серебром.
Высокие красиво уложенные прически украшены живыми цветами, на ногах
белые лакированные туфельки. Мальчики - кавалеры в расшитых камзолах, в
пудреных париках. Кавалеры галантно ведут своих дам. Поднимаясь по широкой
мраморной лестнице, вы слышите негромкие звуки старинного фортепиано.
Музыка словно помогает шагать.
(Тема вариаций в исполнении Никиты Лебедева)
- «Давайте вспомним, какой язык будет понятен музыкантам разных
стран»?
- «Итальянский».
- «Темп этой пьесы — Andante, что в переводе с итальянского означает
неторопливо, гуляя спокойным шагом».
Сам Король открывает наш великолепный бал. Первым приглашает
понравившуюся даму на менуэт. Так и звали самый модный танец середины 18
века - танец Короля, Король танцев.
Мы
с
вами
участвуем
в
церемонии
галантных
затейливых
приветствий. Кавалеры
расшаркиваются,
кланяются,
дамы
приседают
в
реверансе. Все чинно движутся неторопливым мелким шагом, выписывая
красивую
фигуру S. 3а мелкий шаг танец и прозван менуэтом. В столице
Франции
-
Париже
открыта специальная
королевская
Академия
танца.
Аристократы старательно работают ногами, заучивая мудреные танцевальные
фигуры.
Браво, менуэт! Ты лучший из лучших, ты - первый из первых.
Менуэт Й.Гайдна танцуют Полина Недоводеева и София Кочерьян
Концертмейстер Ульяна Саблина.
Название следующего танца Бурре говорит нам о том, как утаптывают
ногами вязанку хвороста. В прошлом народный, этот танец стал придворным.
Весело и задорно исполняли его на вечерах и балах.
Кригер Бурре - исполняет Гузаль Фарвазова,
На нашем балу веселятся не только дамы и кавалеры. Среди гостей
появляются
дети.
Пьесы,
приготовленные
к
сегодняшнему
вечеру,
дети,
посвящают своим любимым игрушкам.
Щуровский «Мой любимый щенок» - София Кочерьян.
Филип «Колыбельная» - Полина Недоводеева.
Как вы думаете, есть что-нибудь общее между вальсом и ... вальцами
- станком с двумя вращающимися валами? Есть: у обоих слов одинаковое
происхождение - от немецкого «вальцен», что значит «катать», «крутить».
Кружатся пары, танцуя вальс. Что-то кружащее есть и в самой музыке вальса, в
ее ритме, в этом бесконечном и плавном «1-2-3»; «1-2-3».
Вальс
вырос
из
лендлера
-
танца
австрийских
кре стьян.
Непринужденный, гибкий, полный искреннего чувства, новый танец быстро
распространился по Европе, в бурную пору ее истории — на рубеже 18-19
столетий. Он шел на смену чопорным движениям и позам менуэта и гавота.
И сегодня в 21 веке вальс по-прежнему свеж, юн и прекрасен, как в дни своей
молодости. Он желанный гость танцевальных вечеров, к нему никогда не
остывает интерес композиторов.
Современный американский композитор Кассерн написал пьесу-вальс
«Конфетки». Ее исполнит Алена Макушина.
Наверное, каждый из вас слышал, как поют частушки. Одна за другой
входят в круг девушки-певуньи и исполняют озорные куплеты, в которых
достается лентяям, неряхам... Все частушки поются на одну и ту же мелодию, а
вот сопровождение
у них может быть различным. Прислушайтесь: если
гармонист хороший, он никогда не повторит своего аккомпанемента точно, а
будет играть то аккордами, то затейливыми переборами, постоянно изменяя
сопровождение. Это и есть вариации: мелодия остается одной и той же, но
всякий раз она появляется в новом «наряде».
Латинское слово variatio означает изменение.
В музыкальном произведении перед вариациями звучит короткая и
вполне самостоятельная тема. Вариации пересказывают тему много раз подряд
(обычно гораздо больше четырех). Писать вариации на чужую тему - давний
обычай в музыке. Хотя вариации на собственную тему тоже не редкость.
Предлагаем вашему вниманию вариации Д.Б. Кабалевского на тему
русской народной песни. Их исполнит Алена Макушина.
Есть музыка, которая будто говорит нам: жизнь - это борьба. Музыкальная
борьба, какой бы жаркой она ни была, протекает по правилам. Правила эти
зовутся у музыкантов - СОНАТНАЯ ФОРМА.
Первый
этап
борьбы
называется экспозиция.
Здесь
каждая
музыкальная
тема
показывает
свое
«лицо»,
свой
характер.
Мы
сразу
замечаем, чем эти характеры не сходятся. И еще мы замечаем, какая из тем
первой,
главной выступает (музыканты так ее и называют: главная тема), а
какая второй (музыканты называют ее побочной темой).
С л е д у ю щ и й
э т а п
п р и н я т о
н а з ы в ат ь разработкой.
З д е с ь
«действительно идет работа». Уже знакомые нам темы меняют свой вид и
характер.
Третий
этап
борьбы
называется реприза.
Слово
это
означает
возобновление,
повтор.
Здесь
восстанавливается
первоначальный
облик
музыкальных тем. Повторяется экспозиция.
Соната в переводе с итальянского - звучание; музыка, которую играют
на музыкальном инструменте. Для нас сегодня важно, что сонатой называется
большое произведение, которое состоит из нескольких частей.
Старшие ученики, взрослые исполнители играют сонаты.
А совсем юным музыкантам обычно приходится играть сонатины.
Это слово с итальянского переводится так: маленькая соната. По своим
размерам сонатина гораздо меньше сонаты, она более проста по содержанию,
и исполнить ее значительно легче.
Сейчас
в исполнении Е. Плакидкиной вы услышите 1 ч. сонатины
английского композитора Дж. Хука.
Есть особое искусство - народные песни и танцы, легенды и сказки.
Люди, сочинившие их когда-то и другие, по-своему их передавшие и те, что
до нас донесли - не оставили ни следов о себе, ни своих имен.
Напрасно народное искусство считают безымянным. Рядом с песнями
и танцами, легендами и сказками тоже имя произносят. Имя народа, их
сотворившего.
Вот и сейчас мы с вами услышим две украинские песни в исполнении
Ксении Жадобиной и Никиты Лебедева.
Жило в старину на Руси веселое и непоседливое племя скоморохов.
Это были музыканты, певцы, шутники, акробаты. Группами бродили они из
села в село, из города в город, и всюду, где бы они ни появлялись, звучала
музыка, песни, начинались забавные представления. Но скоморохи не только
веселили народ. В своих песнях и шутках, порой довольно ядовитых, они
высмеивали бояр, князей, духовенство и власти начали на них гонения.
Выступления скоморохов запрещались, объявлялись «греховными», и сами
они ссылались. Вместе со скоморохами запрету подвергались и инструменты,
на которых они играли, в том числе и домра. Как выглядела домра, сейчас уже
никто не знает, так как от тех далеких времен (ХVI-ХVII) не сохранилось ни
одного экземпляра и даже изображения. Но вот в 1896 году основатель оркестра
русских народных инструментов В.В. Андреев обнаружил в Вятской губернии
странную балалайку с круглым корпусом и тремя металлическими струнами.
Исследовав ее, он пришел к выводу, что эта круглая балалайка - прямая
наследница древней скоморошьей домры. Андреев усовершенствовал ее и
создал целое семейство домр.
В роли скоморохов — Гузаль Фарвазова, Светлана Баранцева.
Послушайте, как в исполнении домры и фортепиано звучат русские
народные песни. Они вам хорошо известны:
- Хоровод;
- На зеленом лугу;
- На горе-то калина.
300 лет назад по улицам Европы вышагивал уличный музыкант с
непременной деревянной дудочкой. Этот музыкант сегодня у нас в гостях.
Давайте предоставим ему слово.
«Имя моего инструмента «флейта» переводится как «дыхание». Еще в
старину
по-всякому
флейту
называли:
то
Флейтой
нежной,
то Флейтой
любовной называли.
Скромная и тихая дудочка - современная продольная флейта - как и
300 лет назад радует слушателей особо нежным голосом.
Дж. Ботсфорд Черно-белый рэг. Исполнитель - Никита Лебедев.
Последний гость нашего вечера невидим для нас. Но голос его мы
слышим. Давайте угадаем, кто таков по его песне.
Б. Савельев Песенка кота Леопольда. Аккомпанирует Мария Васильева.