Напоминание

Слушаем звуки мира


Автор: Подкорытова Ирина Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №32 город Екатеринбург
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Слушаем звуки мира
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий концерта-беседы по внеурочной деятельности

«

Слушаем звуки мира»

Автор и ведущая ПДО Подкорытова И.И.

Исполнители

обучающиеся

класса

специального,

общего

фортепиано.

Занятие помещено в программу по предмету «Музыка», класс-VI.

Репертуар,

предложенный

в

сценарии,

является

дополнением

к

материалу, изучаемому по теме «Ритм».

Цель:

духовно-нравственное

воспитание

обучающихся

через

приобщение

к

музыкальной

культуре

как

важнейшему

компоненту

гармонического формирования личности.

Задачи:

- воспитание эмоциональной отзывчивости к музыкальным явлениям;

- развитие интеллектуального потенциала;

- формирование слушательской культуры;

-

формирование

системы

знаний,

нацеленных

на

осмысленное

восприятие музыкальных произведений.

Познавательные УУД

Поиск

и

отбор

музыкально-теоретического

материала

к

исполняемым

произведениям

(работа

со

с л о ва р е м ,

энциклопедией, интернет-ресурсами).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся

самостоятельно

проводили

репетиции

инструментальных дуэтов.

Обучающиеся

самостоятельно

осуществляли

подготовку

хореографической композиции:

- сочинение балетной миниатюры «Менуэт» (дуэт обучающихся)

-

самостоятельное

проведение

репетиций

с

аккомпаниатором-

обучающимся.

Регулятивные УУД

Подбор индивидуальной стратегии каждым обучающимся

при подготовке к концертному выступлению.

Организация оптимальных домашних занятий.

Самостоятельное

поддержание

должной

пианистической

формы перед концертом.

Личностные УУД

Обращаем

внимание

обучающегося

на

новые

виды

фортепианной техники в данной пьесе.

Подбор

вместе

с

обучающимся

упражнений,

этюдов,

необходимых

для

освоения

и

закрепления

новых

умений

и

навыков в ежедневной работе пианиста.

Воспитание эстетики поведения обучающегося на сцене.

Дети! Наша с вами встреча - необычная. Сегодня мы хотим пригласить

вас на бал. Надеемся, что встречи с разными гостями, приглашенными на бал,

будут для вас интересными. А из наших рассказов вы узнаете для себя много

нового.

Кареты,

запряженные

белыми

лошадками,

останавливаются

возле

ярко освещенного дворца. Из карет выходят приглашенные. Представим, что

девочки — дамы в пышных платьях, богато расшитых золотом и серебром.

Высокие красиво уложенные прически украшены живыми цветами, на ногах

белые лакированные туфельки. Мальчики - кавалеры в расшитых камзолах, в

пудреных париках. Кавалеры галантно ведут своих дам. Поднимаясь по широкой

мраморной лестнице, вы слышите негромкие звуки старинного фортепиано.

Музыка словно помогает шагать.

(Тема вариаций в исполнении Никиты Лебедева)

- «Давайте вспомним, какой язык будет понятен музыкантам разных

стран»?

- «Итальянский».

- «Темп этой пьесы — Andante, что в переводе с итальянского означает

неторопливо, гуляя спокойным шагом».

Сам Король открывает наш великолепный бал. Первым приглашает

понравившуюся даму на менуэт. Так и звали самый модный танец середины 18

века - танец Короля, Король танцев.

Мы

с

вами

участвуем

в

церемонии

галантных

затейливых

приветствий. Кавалеры

расшаркиваются,

кланяются,

дамы

приседают

в

реверансе. Все чинно движутся неторопливым мелким шагом, выписывая

красивую

фигуру S. 3а мелкий шаг танец и прозван менуэтом. В столице

Франции

-

Париже

открыта специальная

королевская

Академия

танца.

Аристократы старательно работают ногами, заучивая мудреные танцевальные

фигуры.

Браво, менуэт! Ты лучший из лучших, ты - первый из первых.

Менуэт Й.Гайдна танцуют Полина Недоводеева и София Кочерьян

Концертмейстер Ульяна Саблина.

Название следующего танца Бурре говорит нам о том, как утаптывают

ногами вязанку хвороста. В прошлом народный, этот танец стал придворным.

Весело и задорно исполняли его на вечерах и балах.

Кригер Бурре - исполняет Гузаль Фарвазова,

На нашем балу веселятся не только дамы и кавалеры. Среди гостей

появляются

дети.

Пьесы,

приготовленные

к

сегодняшнему

вечеру,

дети,

посвящают своим любимым игрушкам.

Щуровский «Мой любимый щенок» - София Кочерьян.

Филип «Колыбельная» - Полина Недоводеева.

Как вы думаете, есть что-нибудь общее между вальсом и ... вальцами

- станком с двумя вращающимися валами? Есть: у обоих слов одинаковое

происхождение - от немецкого «вальцен», что значит «катать», «крутить».

Кружатся пары, танцуя вальс. Что-то кружащее есть и в самой музыке вальса, в

ее ритме, в этом бесконечном и плавном «1-2-3»; «1-2-3».

Вальс

вырос

из

лендлера

-

танца

австрийских

кре стьян.

Непринужденный, гибкий, полный искреннего чувства, новый танец быстро

распространился по Европе, в бурную пору ее истории — на рубеже 18-19

столетий. Он шел на смену чопорным движениям и позам менуэта и гавота.

И сегодня в 21 веке вальс по-прежнему свеж, юн и прекрасен, как в дни своей

молодости. Он желанный гость танцевальных вечеров, к нему никогда не

остывает интерес композиторов.

Современный американский композитор Кассерн написал пьесу-вальс

«Конфетки». Ее исполнит Алена Макушина.

Наверное, каждый из вас слышал, как поют частушки. Одна за другой

входят в круг девушки-певуньи и исполняют озорные куплеты, в которых

достается лентяям, неряхам... Все частушки поются на одну и ту же мелодию, а

вот сопровождение

у них может быть различным. Прислушайтесь: если

гармонист хороший, он никогда не повторит своего аккомпанемента точно, а

будет играть то аккордами, то затейливыми переборами, постоянно изменяя

сопровождение. Это и есть вариации: мелодия остается одной и той же, но

всякий раз она появляется в новом «наряде».

Латинское слово variatio означает изменение.

В музыкальном произведении перед вариациями звучит короткая и

вполне самостоятельная тема. Вариации пересказывают тему много раз подряд

(обычно гораздо больше четырех). Писать вариации на чужую тему - давний

обычай в музыке. Хотя вариации на собственную тему тоже не редкость.

Предлагаем вашему вниманию вариации Д.Б. Кабалевского на тему

русской народной песни. Их исполнит Алена Макушина.

Есть музыка, которая будто говорит нам: жизнь - это борьба. Музыкальная

борьба, какой бы жаркой она ни была, протекает по правилам. Правила эти

зовутся у музыкантов - СОНАТНАЯ ФОРМА.

Первый

этап

борьбы

называется экспозиция.

Здесь

каждая

музыкальная

тема

показывает

свое

«лицо»,

свой

характер.

Мы

сразу

замечаем, чем эти характеры не сходятся. И еще мы замечаем, какая из тем

первой,

главной выступает (музыканты так ее и называют: главная тема), а

какая второй (музыканты называют ее побочной темой).

С л е д у ю щ и й

э т а п

п р и н я т о

н а з ы в ат ь разработкой.

З д е с ь

«действительно идет работа». Уже знакомые нам темы меняют свой вид и

характер.

Третий

этап

борьбы

называется реприза.

Слово

это

означает

возобновление,

повтор.

Здесь

восстанавливается

первоначальный

облик

музыкальных тем. Повторяется экспозиция.

Соната в переводе с итальянского - звучание; музыка, которую играют

на музыкальном инструменте. Для нас сегодня важно, что сонатой называется

большое произведение, которое состоит из нескольких частей.

Старшие ученики, взрослые исполнители играют сонаты.

А совсем юным музыкантам обычно приходится играть сонатины.

Это слово с итальянского переводится так: маленькая соната. По своим

размерам сонатина гораздо меньше сонаты, она более проста по содержанию,

и исполнить ее значительно легче.

Сейчас

в исполнении Е. Плакидкиной вы услышите 1 ч. сонатины

английского композитора Дж. Хука.

Есть особое искусство - народные песни и танцы, легенды и сказки.

Люди, сочинившие их когда-то и другие, по-своему их передавшие и те, что

до нас донесли - не оставили ни следов о себе, ни своих имен.

Напрасно народное искусство считают безымянным. Рядом с песнями

и танцами, легендами и сказками тоже имя произносят. Имя народа, их

сотворившего.

Вот и сейчас мы с вами услышим две украинские песни в исполнении

Ксении Жадобиной и Никиты Лебедева.

Жило в старину на Руси веселое и непоседливое племя скоморохов.

Это были музыканты, певцы, шутники, акробаты. Группами бродили они из

села в село, из города в город, и всюду, где бы они ни появлялись, звучала

музыка, песни, начинались забавные представления. Но скоморохи не только

веселили народ. В своих песнях и шутках, порой довольно ядовитых, они

высмеивали бояр, князей, духовенство и власти начали на них гонения.

Выступления скоморохов запрещались, объявлялись «греховными», и сами

они ссылались. Вместе со скоморохами запрету подвергались и инструменты,

на которых они играли, в том числе и домра. Как выглядела домра, сейчас уже

никто не знает, так как от тех далеких времен (ХVI-ХVII) не сохранилось ни

одного экземпляра и даже изображения. Но вот в 1896 году основатель оркестра

русских народных инструментов В.В. Андреев обнаружил в Вятской губернии

странную балалайку с круглым корпусом и тремя металлическими струнами.

Исследовав ее, он пришел к выводу, что эта круглая балалайка - прямая

наследница древней скоморошьей домры. Андреев усовершенствовал ее и

создал целое семейство домр.

В роли скоморохов — Гузаль Фарвазова, Светлана Баранцева.

Послушайте, как в исполнении домры и фортепиано звучат русские

народные песни. Они вам хорошо известны:

- Хоровод;

- На зеленом лугу;

- На горе-то калина.

300 лет назад по улицам Европы вышагивал уличный музыкант с

непременной деревянной дудочкой. Этот музыкант сегодня у нас в гостях.

Давайте предоставим ему слово.

«Имя моего инструмента «флейта» переводится как «дыхание». Еще в

старину

по-всякому

флейту

называли:

то

Флейтой

нежной,

то Флейтой

любовной называли.

Скромная и тихая дудочка - современная продольная флейта - как и

300 лет назад радует слушателей особо нежным голосом.

Дж. Ботсфорд Черно-белый рэг. Исполнитель - Никита Лебедев.

Последний гость нашего вечера невидим для нас. Но голос его мы

слышим. Давайте угадаем, кто таков по его песне.

Б. Савельев Песенка кота Леопольда. Аккомпанирует Мария Васильева.



В раздел образования




Яндекс.Метрика