Автор: Сериченко Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 14
Населённый пункт: город Амурск Хабаровского края
Наименование материала: Конспект-беседа
Тема: «Безопасность в общении с незнакомыми людьми»
Раздел: дополнительное образование
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа – интернат № 14»
(КГКОУ ШИ 14)
Воспитательское мероприятие
Тема: «Безопасность в общении с незнакомыми людьми»
Подготовила и провела:
Сериченко Т.Л.
Образовательная область: безопасность
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация,
безопасность.
Цели: учить детей правильному, безопасному поведению с незнакомыми людьми;
формировать умение выполнять правила поведения с незнакомыми людьми.
Задачи: рассказать, что правила общения со знакомыми и незнакомыми людьми
должны быть различными; объяснить, что такое осторожность и как уметь в нужных
ситуациях соблюдать ее для обеспечения своей безопасности; развивать
диалогическую форму речи; воспитывать сознательное отношение к своей жизни и
её безопасности.
«Безопасность в общении с незнакомыми людьми»
Ход занятия:
Воспитатель начинает беседу с детьми:
-Ребята, что такое безопасность? ( Это когда твоей жизни никто не угрожает,
когда у тебя хорошее здоровье, когда в стране все спокойно)
Вот сегодня я и проверю, как вы знаете правила безопасности при общении с
незнакомыми людьми. А помогут нам в этом поучительные ситуации из сказок.
Внешность человека может быть обманчива.
Воспитатель: Дети, у нас в гостях - герои ваших любимых сказок. Вот и первая
героиня. Отгадайте загадку – кто это:
Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна,
Холодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа (Снежная королева)
Воспитатель: Правильно, эта загадка про Снежную королеву (воспитатель
выставляет иллюстрацию, на которой изображена Снежная королева). Опишите
внешность Снежной Королевы (ответы детей: она очень красива, её платье
расшито драгоценными камнями , сияющая корона). Какой у неё характер?
(ответы детей: она холодна, равнодушна к бедам людей, может быть очень злой и
жестокой).
Воспитатель: Кроме Снежной королевы к нам пожаловали герои других сказок
(выставляет иллюстрации, изображающие (остальные картинки). Рассмотрите их.
Узнали ли вы сюжеты сказок и их персонажей? (ответы детей). Назовите
сказочных героев:
- с привлекательной внешностью (красивых, хорошо одетых – это Снежная
королева, мачеха, лиса, Василиса Прекрасная);
- с непривлекательной внешностью (неопрятно одетых, некрасивых – это Золушка
в лохмотьях, чудовище, Карлик Нос, Карабас Барабас, Баба Яга)
Кого из этих персонажей можно назвать положительными, а кого отрицательными?
(ответы детей). Пожалуйста, скажите мне, внешность каких героев соответствует
их поступкам, а каких – нет (ответы детей).
Воспитатель: Дети, в жизни тоже так бывает. Человек с приятной внешностью и
ласковым голосом может оказаться злым, совершить нехороший поступок. Это
очень хитрые люди. Ласковыми словами, подарками они стараются завоевать ваше
доверие, а в это время могут замышлять что-то недоброе. Поэтому с незнакомыми
людьми нужно вести себя осторожно, даже если они вовсе не похожи на
преступников. Запомните правила безопасности:
- Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей
- Никогда НЕ садиться в чужую машину
- Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе
- Никогда НЕ молчать, если происходит что-то подозрительное, если кто-то
хочет причинить тебе зло, но кричать и бежать в людное место.
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице.
Рассматривание иллюстрации к сказке « Буратино»
- Вспомните, что случилось с Буратино, когда Кот Базилио и Лиса Алиса позвали его
пойти с ними на поле Чудес? ( они его обманули, обокрали, привязали и разлучили с
папой Карло)
- Правильно ли поступил Буратино, что доверился им?
- Что бы вы стали делать, если бы вас позвал с собой незнакомый человек? (Нельзя
доверять незнакомым людям, не поддаваться на уговоры, буду громко кричать,
позову на помощь полицию.
Насильственное поведение взрослого на улице.
I. Инсценировка сказки
Воспитатель предлагает детям инсценировать р.н. сказку «Кот, петух и лиса».
Затем обсуждается поведение героев сказки:
- Кто из героев сказки нарушил правило безопасности? (петушок)
- Назовите это правило? (нельзя доверять незнакомцам)
- Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы? (громким
криком)
II. Опасные ситуации, связанные с насильственными действиями незнакомых
взрослых
Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные
люди. Такие, как лиса из сказки «Кот, петух и лиса». Таких людей называют
преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. От таких людей
нас защищает полиция (выставляется иллюстрация ) Люди этой профессии всегда
придут на помощь в опасной ситуации.
На улице нас могут подстерегать опасные ситуации:
- Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой (выставляется иллюстрация
данной ситуации) Что нужно делать? (мнение детей) кричать. Но как кричать?
(мнение детей). Окружающие могут подумать, что кричит просто капризный
ребенок.
Кричать нужно так:
«На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!».
Если тебя пытаются взять на руки. Нужно принять такую позу, когда тебя трудно
поднять, например, сесть на землю и поднять руки кверху. Стараться увернуться,
убежать.
- Ты гуляешь на улице - к тебе подходит ласковый и добрый мужчина (или женщина)
предлагает сладости и покататься на машине (выставляется иллюстрация данной
ситуации).
Все дети любят сладости,
А преступник – гадости:
Чтобы ребёнка усыпить,
Фанту даст ему попить.
В очень вкусные конфетки
Сунет сонные таблетки,
Принесёт наклеек пачку
И отравленную жвачку…
Надо помнить: такая еда
Принесёт нам немало вреда!
Какие будут твои действия? (Не принимай от чужих угощения. Не подходи к
незнакомым машинам).
Если тебя хотят затащить в машину, кричи:
«Помогите меня увозят чужие люди!»
Чтобы такого с вами не случилось нужно знать и всегда выполнять вот такие
правила безопасности:
- не ходи в безлюдном месте.
- не играй вблизи машин, в которых сидят люди.
- не гуляй до темноты.
- ходи в магазин или к другу всегда одной дорогой.
- не вступай в разговор с чужими людьми.
- не стесняйся при необходимости громко просить о помощи.
ФИЗМИНУТКА :
«Кто живёт у нас в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать
Папа, мама, брат, сестра
Кошка Мурка, два котёнка
Мой сверчок, щегол и я!
Вот и вся моя семья!
Мы живём в огромном многоликом мире. В этом мире взрослые заботятся о детях,
любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, сильными, умными,
честными, добрыми. Но, к сожалению, есть люди, которые творят зло. Они грабят,
убивают, воруют детей и совершают разные гнусные преступления.
- Как называют человека, замышляющего зло?
- Какое зло может причинить такой человек тебе, твоей семье?
- Как научиться разбираться в людях, угадывать, кто добрый, а кто злой (быть
внимательным и осторожным).
-
Как
может
выглядеть
злоумышленник?
(Заслушиваются
мнения
детей,
корректируются).
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома
Воспитатель: Я думаю, что каждый человек должен чувствовать себя дома в полной
безопасности. Но чтобы так было на самом деле, необходимо соблюдать несколько
правил.
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мамам на работе.
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что монтёр,
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам почтальон
Он покажет вам пакет,
(А под мышкой пистолет)
Или он надел халат,
А под ним штук пять гранат.
А за ним спешит старушка,
У неё в авоське пушка.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь.
О них мы и поговорим.
Расскажите, как ведут себя ваши родители, когда кто-то звонит в дверь? (ответы
детей). Даже взрослым людям милиция советует быть очень осторожными и не
пускать к себе в дом незнакомых людей. Взрослые стараются убедиться, что за
дверью не злоумышленник. Для этого придуманы дверные глазки и цепочки. Если
ты остался дома один, запомни первое правило безопасности (воспитатель
выставляет иллюстрацию «За дверью – незнакомый человек»):
Правило:
Открывать дверь можно только хорошо знакомому человеку.
Знакомый - это тот, кого знаешь ты, а не тот, кто называет тебя по имени или
говорит, что пришёл по поручению твоих мамы и папы.
Не верь, что кто-то мог придти или приехать по просьбе родителей, если
они сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом,
Двери держатся едва-
Поскорей звони 02!
Игра для закрепления понятий
«Свой, чужой, знакомый».
Дети встают в круг. Водящий (воспитатель) находится в центре круга и
поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая,- „СВОЙ,, „ЧУЖОЙ,,
„ЗНАКОМЫЙ,, Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и
возвращает мяч.
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, каких людей считать чужими. Доверять
можно только близким людям. Незнакомый, чужой человек может причинить
большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что-нибудь.
Преступники очень хитрые, им приходится часто притворяться хорошими, добрыми,
чтобы никто не догадался об их плохих намерениях и поступках.
Вспомним сказку «Кот, петух и лиса». Кот в лес уходил, а петушку строго-настрого
наказывал не выглядывать в окошко. Как же лиса выманивала петушка? Ласково
говорила, заманивала: «Выгляни в окошко, дам тебе горошка,.» Если бы лиса прямо
сказала петушку о своём намерении съесть его, петушок выглянул бы в окошко? Нет.
Вот так и плохие люди могут заманивать, обещать что-нибудь.
Поэтому лучше не разговаривать с незнакомцем, что бы он тебе не сказал и о чём бы
ни спросил и сразу отойти от двери. Пусть это невежливо, зато правильно и
безопасно (обсудить с детьми предполагаемые просьбы и вопросы).
Ситуация 1
- Заблудилась Маша в лесу и пришла к избушке, в которой жил медведь. Вошла
она в избушку.
- Маша: Кто здесь живёт? Почему никого не видно? Пришёл медведь и сказал:
- Ага! Теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить, будешь печку топить, кашу
варить, меня кашей кормить!
Не стала Маша перечить медведю, и осталась жить у него.
(Правильно ли поступила Маша? Почему вы так считаете?). (ответы детей)
Ситуация 2
Проведала Лиса, что Кота дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и
запела:
Петушок, Петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
Петушок и выставил головку в окошко:
Ко-ко-ко, кто меня зовёт?
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору. Закричал Петушок:
Несет меня Лиса за тёмные леса,
За быстрые реки, за высокие горы.
Котик- братик, спаси меня!
(Как можно назвать поступок Петушка? (Опрометчивый).
Правильно ли он
кричал, когда Лиса его тащила? (ответы детей)
Ситуация 3
А в лесу шла Красная Шапочка, она несла бабушке пирожок и горшочек масла.
Волк: Куда ты идёшь, моя крошка?
Красная Шапочка: Проведать свою бабушку. Я несу ей пирожок, и горшочек
масла.
Волк: А далеко ли живёт твоя бабушка?
Красная Шапочка: Далеко. Её дом первый с той стороны леса.
Бросился Волк бежать изо всех сил по самой короткой тропинке, а Красная
Шапочка пошла по самой длинной дорожке.
Из-за чего, произошли неприятности с Красной Шапочкой? (Разговаривала с
незнакомым, была слишком доверчива.) (ответы детей)
Итог занятия
Воспитатель: В сказках чудеса помогают бороться с кознями злых героев. В жизни
избежать неприятностей, связанных с опасными людьми помогают правила
безопасности общения с незнакомыми взрослыми. Назовите их (ответы детей)
Правила поведения с незнакомыми людьми
– Незнакомец – это любой человек, который приходит в отсутствие родителей,
бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).
ЗАПОМНИ!
Никуда не ходи с незнакомыми людьми.
Не садись в чужую машину.
С наступлением темноты иди домой.
Не меняй маршрут возвращения из школы домой.
Всегда сообщай родителям о своих планах на день).
Эти правила нужно всегда выполнять, даже если вам встретился человек с приятной
внешностью!