Автор: Захрабян Оксана Тофиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 11
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: мастер-класс для педагогов
Тема: " Веселая кинезиология"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 11 « Журавушка» города Ставрополя
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« ВЕСЕЛАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ»
Подготовила:
воспитатель Захрабян О.Т
г. Ставрополь
2019-2020 уч.год
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« ВЕСЕЛАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ»
Актуальность
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой
главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить
здоровье детей.
Цель использования кинезиологических упражнений
активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий,
развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной
деятельности, синхронизация работы полушарий
Задачи
•развитие межполушарной специализации;
•развитие межполушарного взаимодействия;
•развитие межполушарных связей;
•синхронизация работы полушарий;
•активизация работы мышц глаз;
•развитие дыхательной мускулатуры
•развитие мелкой моторики;
•развитие способностей;
•развитие памяти, внимания;
•развитие речи;
•развитие мышления.
Ход мастер-класса
Кинезиология -это наука о развитии умственных способностей и физического
здоровья через определенные двигательные упражнения.
Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги ,
доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была ими разработана
более 40 лет назад .В России она известна с начала 90-х годов.
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги,
зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес.
Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть. Сядьте, пожалуйста, удобно и
закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и
всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте
запахи:
прошёл
дождь,
пахнет
влажная
земля,
ветер
доносит
запах
сосен.
Запомните
свои
ощущения
и
чувства,
захватите
их
с
собой,
возвращаясь
из
путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса. А
сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями
мы начинаем мастер-класс по теме «Веселая кинезиология».
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она
требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,
быстрой
ориентации
и
адаптации
к
новым
условиям,
творческого
подхода
к
решению больших и малых проблем.
«Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема — необходимость в индивидуальном
подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития;
методы воспитания).
Сопроводительный текст:
- Посмотрите на предложенные предметы (демонстрируется замок) и скажите, что
это.
- Замок (родители).
- Правильно, замок. Какой это замок?
- Замок — как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).
- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
- Ключ (родители).
- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли
ключом можно открыть предложенный замок?
- Нет (родители).
- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка
существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок.
Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи.
-
Замок
–
это
ребенок,
а
ключи
–
методы
воздействия
на
ребенка,
методы
воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).
- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот
единственный
ключик,
т.е.
метод
взаимодействия
с
ним.
Возможно,
ли
замок
открыть другим способом, не применяя ключи?
- Да, возможно (родители).
-
Конечно
же,
возможно.
Например,
с
помощью,
ножовки,
лома,
топора,
хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение
обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его
психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы
воспитания и воздействия.
Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод
кинезиологии.
Кинезиология
–
наука
о
развитии
умственных
способностей
и
физического
здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения
позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга,
отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у
Вас.
Для
этого
мы
сейчас
воспользуемся
одной
из
методик
определения
функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).
Разложите данные слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то
общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили слова по 1 варианту, а именно:
1-я группа – «карась», «орел», «овца».
2-я группа – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа – «шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует
левое полушарие.
Если Вы разложили слова по 2 варианту, а именно:
1-я группа – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа– «орел», «летать», «перья».
3-я группа – «овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое
полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой
мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот
роль
кинезиологии
заключается
в
том,
чтобы
синхронизировать
работу
обоих
полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.
Существует
ряд
кинезиологических
упражнений,
которые
улучшают
мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую
моторику, память, внимание, речь, мышление.
Я предлагаю Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений
вместе со мной.
1. «Кулак-ребро-ладонь». Цель - развитие межполушарного взаимодействия
(мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три
положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:
ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет
движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти
повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой,
потом - левой, затем - двумя руками.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
2.
«Лезгинка».
Цель-развитие
межполушарного
взаимодействия
(мозолистого
тела, произвольности и самоконтроля.
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак
разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении
прикасается
к
мизинцу
левой.
После
этого
одновременно
меняет
положение
правой
и
левой
рук
(шесть-восемь
раз).
Необходимо
добиваться
высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем, А другую разжимаем, А потом их поменяем. И
лезгинку начинаем.
3. «Заяц-коза-вилка»
«Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и
безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.
«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и
безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.
«Вилка»:
вытянуты
вверх
три
пальца
(указательный,
средний,
безымянный),
расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.
4.
«Ухо-нос-хлопок»
Цель
-
развитие
межполушарного
взаимодействия
(мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Взяться левой рукой за кончик
носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в
ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Ухо, носик мы возьмем, Хлоп - опять играть начнем
Еще
одной
формой
кенизиологических
упражнений
является зеркальное
рисование. Это рисование двумя руками одновременно.
Перед вами лист бумаги, возьмите в обе руки по фломастеру. Я буду говорить, что
вам нарисовать (круг, многоугольник, зайца)
Обратите внимание на ваши рисунки. Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно
из полушарий у вас, все — таки, доминирует, так как вам не удалось добиться
полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием
помогут
вам.
Рисуем
обеими
руками
одновременно
симметричные
зеркальные
рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично!
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Наш мозг активно заработал, проснулся. Предлагаю вам поиграть в игру. Для этого
делимся на две команды. В пакетах находятся предметы. Сейчас вы достанете
предмет из пакета. И вам в течение 30 секунд нужно обсудить в команде и
придумать различные варианты использования этого предмета, они могут быть
необычными и через 30 секунд вы это назовете. Это тоже некий мозговой штурм.
Рефлексия
Если Ваш ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой,
обожают сидеть с планшетом, компьютером или перед телевизором – это не его
вина. Просто когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно
что-то требовать от ребенка. Именно для получения этой энергии и нужны
кинезиологические упражнения, они нужны не только детям, но и нам взрослым,
так как наш мозг, мы тоже должны тренировать.
И в завершении своего мастер-класса я предлагаю вам выбрать цветок ,
понравившегося вам цвета. Каждый цвет –это определенное пожелание вам.
Если вы выбрали:
голубой цветок - желаю вам, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа;
розовый цветок – желаю, чтобы лучшим днем был для вас, это день – «сегодня»;
желтый цветок – желаю, чтобы самым большим даром для вас была – это любовь;
зеленый цветок – желаю, чтобы самым большим богатством для вас - было это
здоровье!
Я надеюсь, что информация, полученная на мастер — классе, вам пригодится.
Спасибо за внимание
Карась
Орел
Овца
Бегать
Плавать
Летать
Шерсть
Чешуя
Перья