Автор: Прокофьева Елена Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №38 комбинированного типа Кировского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования словарного запаса у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
Особенности формирования словарного запаса у дошкольников.
Учитель-логопед Прокофьева Е.А.
г. Санкт-Петербург
2020г.
Особенности формирования словарного запаса у дошкольников.
На основании специально проведенного исследования выяснилось, что 56% детей
приходят в первые классы массовых школ неготовыми к началу школьного обучения в
связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных
составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная
систематизированность их словарного запаса.
Поступающий в школу ребенок должен иметь в своем запасе около 2500 слов, чего,
как правило, не наблюдается у детей с отставанием в развитии речи.
У таких детей развитие словарного запаса на протяжении всего дошкольного
периода протекает с отклонениями от нормы. Это может выражаться не только в более
поздних сроках появления слов в речи ребенка и в малом их количестве, но также в
трудности усвоения значений слов и в необычном искажении их звуко-слоговой структуре.
Такие отклонения в развитии словаря обычно не исчезают сами по себе, без специальной
работы над ними и часто сохраняются даже в школьном возрасте. Однако многие родители
не замечают этих отклонений в особенности если они не резко выражены. По этой
причине необходимо обращать внимание родителей на некоторые признаки,
свидетельствующие о трудностях усвоения ребенком словарного запаса.
У детей с нормальным интеллектом даже при выраженной задержке речевого
развития первые лова, как и в норме, чаще всего появляются к году. Но после появления
этих первых слов дальнейшее развитие речи как бы притормаживается. Ребенок надолго
«застревает» на уровне звукоподражаний. Словарь обогащается крайне медленно, слова
носят «лепетный» характер и непонятны для окружающих. Характерно грубое искажение
звуко-слоговой структуры слов, которое не может быть объяснено одним лишь моторным
несовершенством речевого аппарата ребенка. В частности, здесь могут наблюдаться
перестановки слогов в словах (МОКОЛО вместо МОЛОКО, ВЕБРА вместо ВЕРБА) или
слова могут искажаться до полной неузнаваемости (АТИ вместо СТОЛ, ТИ вместо
МАШИНА). Типично также грамматически неправильное оформление слов (САНКА
вместо САНКИ, ГУСЯ вместо ГУСЬ).
Особенно настораживающим является отсутствие в речи ребенка глаголов и
употребление существительных только в именительном падеже. (Например, если ребенок
просит дать ему мишку, то в этих случаях он говорит МИКА, а не МИКУ). Это означает,
что ребенок не пытается связывать слова между собой, а как бы «рассыпает их словно
горох». В этих случаях переход ребенка к фразовой речи обычно задерживается и вместо
полутора лет она появляется лишь после 2-3 лет.
В дальнейшем речь ребенка в дошкольном и даже младшем школьном возрасте
отличается бедностью словарного запаса: в нем мало существительных, глаголов,
прилагательных. Это приводит к тому, что у ребенка не хватает слов для полноценного
выражения мыслей (не говоря уже о трудностях грамматического оформления речи). Из за
не знания названий многих предметов ребенок вынужден заменять в своей речи близкие
по значению слова (СУМКА – Чемодан, Тигр – Лев). То же самое происходит с глаголами.
Например, из-за отсутствия в словаре ребенка глагола «Ползает», о змее говорится, что
она «ходит» или «лазает». Неточность смыслового употребления глаголов объясняется
также и непониманием детьми значений глагольных приставок. Даже учащиеся младших
классов часто схватывают лишь значение корневой части глагола, заключающей в себе его
основной смысл, но совершенно не учитывают то дополнительное значение, которое
носит приставка. В этом можно легко убедиться на примере «оречевления» (то есть
передачи основного содержания) детьми картинок. Например, на одной из таких картинок
изображена девочка, которая выливает воду из ведра, а на другой – мама, которая наливает
чай в чашку. Примеры «оречевления» первой картинки: «Девочка льет воду», «Девочка
поливает воду». Примеры по второй картинке: «Мама льет чай в чашку», «мама поливает
чай».
Крайне однотипны и употребляемые такими детьми имена прилагательные,
которые ограничиваются в основном словами ХОРОШИЙ-ПЛОХОЙ, МАЛЕНЬКИЙ –
БОЛЬШОЙ. Из-за «нехватки слов» дети не могут правильно назвать признаки хорошо
знакомых им предметов. Например, они говорят, что соль по вкусу «горькая», «кислая»,
«невкусная» или даже «белая», а сахар – «вкусный». Не знают дошкольники и названий
цвета, особенно это касается промежуточных цветов (розовый, голубой, серый,
фиолетовый, оранжевый).
Характерно также или полное отсутствие или недостаточное количество в речи
детей обобщающих слов. Во многом это объясняется недопониманием детьми именно
обобщающей роли слов, что проявляется в смешении общих и частных понятий.
Например, когда при обследовании ребенка попросили назвать все известные ему деревья,
он назвал следующие: береза, елка, дерево. Это говорит о том, что общее понятие
«дерево» ребенок совершенно не отличает от частных понятий (то есть от названий
конкретных пород деревьев, не говоря уже о том, что этих пород было названо крайне
мало).
При задержке в развитии речи детям недоступно использование различных
способов обогащения словарного запаса. Например, с большим трудом дается им подбор
слов с противоположенным значением (так называемых антонимов). В этом легко
убедиться на таком примере. Ребенку предлагается картинка, на которой нарисованы две
ленты – широкая и узкая. Далее взрослый говорит: «Видишь, вот эта лента широкая
(показывает соответствующую ленту), а эта какая?». Дети дают ответы: тонкая, короткая,
маленькая, желтая. В другом подобном же случае к слову «высокое» (дерево) дети в
качестве противоположенных подбирают слова «маленькое», «короткое». Отсутствие в
активном словаре ребенка нужных слов объясняется недостаточно четким пониманием их
значений. Именно поэтому у детей и не возникает потребности в пополнении запаса за
счет такого рода слов.
Очень беден словарь таких детей и синонимами, то есть близкими по своему
значению словами. Чем больше в словарном запасе ребенка имеется синонимов, тем
точнее он может выразить свою мысль за счет подбора наиболее подходящих по смыслу
слов. Ребенок с хорошо развитой речью не скажет, например, что чай «жаркий» (вместо
«горячий») или что «погода темная», но дети с отклонениями в речевом развитии не
улавливают этих тонкостей.
Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают и
правилами образования новых слов, что также задерживает пополнение словарного запаса
ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи
уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться
детьми уже на втором году жизни. Однако даже при выполнении заданий на этот
простейший вид словообразования дети подготовительных групп допускают такие
ошибки: КУКЛОЧКА или КУКЛЁНОК вместо КУКОЛКА, ВИШУНКИ вместо
ВИШЕНКИ, ГРИБИК вместо ГРИБОК, ПЕТУШОНОК вместо ПЕТУШОК.
А вот конкретные примеры образования детьми относительных прилагательных
(Задания предлагались в ходе обследования детей).
Вопрос: Если сумка сделана из кожи, то она какая?
Ответы: Красивая, коричневая, старинная, (глядя на картинку).
Подсказка: Стол сделан из дерева, поэтому он деревянный, бутылка из стекла –
стеклянная, а сумка из кожи – какая?
Ответы
в лучшем случае): Кожевая, кожинная, кожная.
Вопрос: А если монета сделана из меди, то какая она?
Ответы: Золотая, серебряная, медивая, медяная, мединная, медовая, фальшивая.
Приведем примеры образования притяжательных прилагательных учащимися 1-3 классов.
Логопед: А чья голова у петуха?
Ответы: Петухья, петуханная, петухинная, петушачья, курячья.
Как видим, здесь только один ответ «петухиная» дан с учетом основных закономерностей
словообразования. Всё же остальные ответы детей явно выходят за пределы «возрастных
своеобразий» речи.
Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при
выполнении приведенных выше и многих других заданий они очень долго думают,
перебирая разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного
ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у детей трудностях в подборе нужных слов
и об отсутствии в их словаре многих из этих слов.
Такая бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов
очень затрудняют практическое применение детьми грамматических правил (даже если
эти правила хорошо выучены ребенком в школьном периоде обучения). Поэтому
необходимо призвать родителей к проявлению своевременной заботы об обогащении и
уточнении словарного запаса у детей.