Автор: Евгения Сергеевна Столярова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества №2"
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: Сценическая речь
Раздел: дополнительное образование
Конспект
занятия
по
Сценической
речи.
ПДО
Столярова
Евгения
Сергеевна МБУ ДО «Дом детского творчества №2»
Г.Чита, ул, Недорезова 42.
Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.
Работа над сценарием.
Задачи:
Развивать постановку голоса, ровность плавность дыхания.
Формировать
и
развивать
чувство
самостоятельности,
настойчивости,
самоконтроля.
Воспитывать навыки коллективной работы.
Возраст детей: 7-14 лет
Оборудование и материалы: карточки с заданиями, мяч.
План занятия:
Организационный момент – 5 минут
Теоретическая часть - 10 минут
Практическая часть – 25 минут
Подведение итогов урока- 5 минут
Ход занятия:
Здравствуйте,
ребята.
Тема
нашего
сегодняшнего
задания
«Сценическое
искусство», Давайте приступим к занятию. Начнем с разминки.
Ребята, кто мне скажет, что такое сценическое искусство? (иск-во создания
спектакля, совокупность необходимых для этого профессиональных знаний и
мастерства.)
А развивать свое мастерство мы начнем с дыхательных упражнений.
1 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8
раз.
«Свечка».
Участники
ставят
палец
перед
ртом.
Набирается
и
устанавливается
правильное
дыхание,
после
чего
воздух
выпускается
тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.
«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны.
Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук
произносится
на
выдохе,
на
одном
дыхании.
На
выдохе
руки
медленно
сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй –
насосик.
Вначале
«мячик»
сдут,
то
есть
ребёнок
в
максимально
расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и
сгибается
в
пояснице
до
прямого
угла
«накачивает»
«мячик».
Каждое
выпрямление
–
вдох,
каждый
наклон
–
выдох. «Мячик»
постепенно
«надувается».
При
этом
воздух
набирается
дискретно,
порциями.
Когда
«мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш -
ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются
ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг
на тактированные и на длительные вдох и выдох.
Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого
дыхательного
упражнения
индивидуально
и
определяется
тем,
насколько
хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление
быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.
«Дровосек» Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со
словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом,
вдох – замах, выдох – удар.
Все
эти
упражнения
направлены
на
развитие
диафрагматического
дыхания.
В
игровом
пространстве, посредством
физических
движений,
помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём
воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых
напрямую зависит долгота и сила звука.
«Два вдоха и два выдоха»
Ученики
хаотично
двигаются
по
помещению.
Дыхание
свободно.
По
хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем
двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети
не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.
устранение носового звука (проговариваем скороговорку):
из-под топота копыт пыль по полю летит – заткнуть нос, сделать телефонный
голос
дикторским голосом
обычным голосом
дикция
скороговорка «Карл у Клары украл кораллы», утрируя «р», играем в воронов,
две группы, как бы «ругаются» друг на друга: «Ваш Карл у нашей Клары
украл кораллы!», «А ваша Клара у нашего Карла украла кларнет!»
ритм
шагать на месте
добавить хлопки на 1, 3
хлопки на 2, 4
затем две группы поочередно
затем на «и»
2. УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ
«Треугольник». С
предельно
точной
артикуляцией
и
даже
нарочито
педалируя
каждое
положение
губ
произносятся
гласные
в
следующем
порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как
можно дальше.
Упражнения на дыхание и артикуляцию, выработку вибрации (тянем
гласные на одном звуке):
У – и – э – а – о - на Legato (плавно непрерывно)
У – и – э – а – о - на Staccato ( отрывисто каждый звук0
У – и – э – а – о – по 2, 3, 4 раза
vibrato,(изменение тональности) механизм толкания, толчки диафрагмы:
«р» - по 4 раза
Ро
Ра
Рэ
Ры
Ру
Ро-о-о-о
Ра-а-а-а
Рэ-э-э-э
Ры-ы-ы-ы
Ру-у-у-у
«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и
одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной
согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д.
Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу –
бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»;
буквосочетание с «и»
произносится один раз и длинно.
«Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят
пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.
«Сложные звукосочетания». Дети стоят боком к преподавателю. Одна
рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на
груди,
и
вместе
с
ходом
руки
произносится
одно
из
следующих
звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».
«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы
комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая
повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
«Звуки».
БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ
МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ
ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ
ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ
БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ
3. «ЧИСТОГОВОРКИ»
Скороговорки
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «Шит
колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать» -
язык прикусить – кончик, потом левую сторону, правую, нормально.
В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и
скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на
чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете
хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)
Купи кипу пик
Стоит поп на копне, колпак на попе
Бык тупогуб, тупогубенький бычок
Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас
выполним.
«Сплетня».
С
помощью
разных
чистоговорок
участники
передают
друг
другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.
«Переброс» . (из
упражнений
Е.
Ласкавой).
Участники
стоят
в
кругу,
у
одного
из
них
в
руках
мячик.
Тот,
у
кого
в
руках
мяч,
произносит
чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.
«Чистоговорка
в
образе». (из
упражнений
Е.
Ласкавой).
Участники
по
одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных,
заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Ехал Грека через
реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека в реку руку, рак за руку Греку
цап!»
как учительница русского языка, читающая диктант.
как преподаватель по речи
как обиженный ребенок
как скандальная бабка
как робот
как рассерженный человек
А теперь представим, что мы с вами тряпичные куклы-марионетки, которых
Карабас Барабас повесил на гвоздик, и снимает по очереди. (задание-ребенок
встает спиной к стене, после слова «Раз», ребенок делает шаг вперед перед
собой
и
падает
как
тряпичная
кукла,
стараясь
в
точности
повторить
ее
движения).
Молодцы, размялись, приступим к разбору сценария…
Повторение сценария к предстоящему празднику