Напоминание

Сценическая речь


Автор: Евгения Сергеевна Столярова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества №2"
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: Сценическая речь
Дата публикации: 08.02.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект

занятия

по

Сценической

речи.

ПДО

Столярова

Евгения

Сергеевна МБУ ДО «Дом детского творчества №2»

Г.Чита, ул, Недорезова 42.

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Работа над сценарием.

Задачи:

Развивать постановку голоса, ровность плавность дыхания.

Формировать

и

развивать

чувство

самостоятельности,

настойчивости,

самоконтроля.

Воспитывать навыки коллективной работы.

Возраст детей: 7-14 лет

Оборудование и материалы: карточки с заданиями, мяч.

План занятия:

Организационный момент – 5 минут

Теоретическая часть - 10 минут

Практическая часть – 25 минут

Подведение итогов урока- 5 минут

Ход занятия:

Здравствуйте,

ребята.

Тема

нашего

сегодняшнего

задания

«Сценическое

искусство», Давайте приступим к занятию. Начнем с разминки.

Ребята, кто мне скажет, что такое сценическое искусство? (иск-во создания

спектакля, совокупность необходимых для этого профессиональных знаний и

мастерства.)

А развивать свое мастерство мы начнем с дыхательных упражнений.

1 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8

раз.

«Свечка».

Участники

ставят

палец

перед

ртом.

Набирается

и

устанавливается

правильное

дыхание,

после

чего

воздух

выпускается

тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны.

Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук

произносится

на

выдохе,

на

одном

дыхании.

На

выдохе

руки

медленно

сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй –

насосик.

Вначале

«мячик»

сдут,

то

есть

ребёнок

в

максимально

расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и

сгибается

в

пояснице

до

прямого

угла

«накачивает»

«мячик».

Каждое

выпрямление

вдох,

каждый

наклон

выдох. «Мячик»

постепенно

«надувается».

При

этом

воздух

набирается

дискретно,

порциями.

Когда

«мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш -

ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются

ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг

на тактированные и на длительные вдох и выдох.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого

дыхательного

упражнения

индивидуально

и

определяется

тем,

насколько

хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление

быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

«Дровосек» Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со

словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом,

вдох – замах, выдох – удар.

Все

эти

упражнения

направлены

на

развитие

диафрагматического

дыхания.

В

игровом

пространстве, посредством

физических

движений,

помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём

воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых

напрямую зависит долгота и сила звука.

«Два вдоха и два выдоха»

Ученики

хаотично

двигаются

по

помещению.

Дыхание

свободно.

По

хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем

двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети

не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

устранение носового звука (проговариваем скороговорку):

из-под топота копыт пыль по полю летит – заткнуть нос, сделать телефонный

голос

дикторским голосом

обычным голосом

дикция

скороговорка «Карл у Клары украл кораллы», утрируя «р», играем в воронов,

две группы, как бы «ругаются» друг на друга: «Ваш Карл у нашей Клары

украл кораллы!», «А ваша Клара у нашего Карла украла кларнет!»

ритм

шагать на месте

добавить хлопки на 1, 3

хлопки на 2, 4

затем две группы поочередно

затем на «и»

2. УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

«Треугольник». С

предельно

точной

артикуляцией

и

даже

нарочито

педалируя

каждое

положение

губ

произносятся

гласные

в

следующем

порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как

можно дальше.

Упражнения на дыхание и артикуляцию, выработку вибрации (тянем

гласные на одном звуке):

У – и – э – а – о - на Legato (плавно непрерывно)

У – и – э – а – о - на Staccato ( отрывисто каждый звук0

У – и – э – а – о – по 2, 3, 4 раза

vibrato,(изменение тональности) механизм толкания, толчки диафрагмы:

«р» - по 4 раза

Ро

Ра

Рэ

Ры

Ру

Ро-о-о-о

Ра-а-а-а

Рэ-э-э-э

Ры-ы-ы-ы

Ру-у-у-у

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и

одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной

согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д.

Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу –

бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»;

буквосочетание с «и»

произносится один раз и длинно.

«Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят

пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.

«Сложные звукосочетания». Дети стоят боком к преподавателю. Одна

рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на

груди,

и

вместе

с

ходом

руки

произносится

одно

из

следующих

звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы

комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая

повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ

3. «ЧИСТОГОВОРКИ»

Скороговорки

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа», «Шит

колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать» -

язык прикусить – кончик, потом левую сторону, правую, нормально.

В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и

скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на

чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете

хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

Купи кипу пик

Стоит поп на копне, колпак на попе

Бык тупогуб, тупогубенький бычок

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас

выполним.

«Сплетня».

С

помощью

разных

чистоговорок

участники

передают

друг

другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.

«Переброс» . (из

упражнений

Е.

Ласкавой).

Участники

стоят

в

кругу,

у

одного

из

них

в

руках

мячик.

Тот,

у

кого

в

руках

мяч,

произносит

чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

«Чистоговорка

в

образе». (из

упражнений

Е.

Ласкавой).

Участники

по

одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных,

заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Ехал Грека через

реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека в реку руку, рак за руку Греку

цап!»

как учительница русского языка, читающая диктант.

как преподаватель по речи

как обиженный ребенок

как скандальная бабка

как робот

как рассерженный человек

А теперь представим, что мы с вами тряпичные куклы-марионетки, которых

Карабас Барабас повесил на гвоздик, и снимает по очереди. (задание-ребенок

встает спиной к стене, после слова «Раз», ребенок делает шаг вперед перед

собой

и

падает

как

тряпичная

кукла,

стараясь

в

точности

повторить

ее

движения).

Молодцы, размялись, приступим к разбору сценария…

Повторение сценария к предстоящему празднику



В раздел образования




Яндекс.Метрика