Автор: Усольцева Жанна Федоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №218"
Населённый пункт: Алтайский край,г.Барнаул
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Приобщение детей к миру искусства через знакомство с оперой"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №218», общеразвивающего вида
Приобщение детей к миру искусства через знакомство с
оперой
( из опыта работы музыкального руководителя Усольцевой
Жанны Федоровны)
Знакомство детей с оперой, как одним из видов музыкального искусства.
( из опыта работы
)
Цель:
приобщение
детей
среднего
и
старшего
дошкольного
возраста
к
музыкальной
классике в
высокохудожественном
исполнении,
способствующее музыкальному
и
общекультурному развитию дошкольников через организацию совместной музыкально -
творческой деятельности детей, родителей и педагогов, социальных партнеров
Задачи :
• расширить кругозор детей о классической музыке через знакомство с музыкальными
произведениями и музыкальными инструментами, творчеством русских и зарубежных
композиторов через разнообразные формы работы
•
развивать музыкальные
способности
посредством
игры
на
музыкальных
инструментах, музыкально – ритмических движений;
•
установить
преемственность
в
работе
с
родителями
и
педагогами
в
вопросах музыкального воспитания детей через совместную деятельность
Опера- это синтетический жанр, появившийся на основе содружества различных
искусств ( итальянское «ореra» означает – труд, дело, сочинение). Однако роль их в опере
не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают
споры о том, что в ней главное – музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее
автором
считался
поэт,
а
композитор
должен
был
во
всем
подчиняться
не
только
либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя
местах.
Окончательно
жанр
оперы
в
таком
виде,
как
мы
его
знаем
и
любим
сейчас
сформировался в 18 - 19 веках.
Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце 16 века.
Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога
Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году.
С тех пор опера прошла большой и сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее
и в другие страны Европы. Возникнув как произведение мифологическое, теперь она
удивительно разнообразна по сюжетам.
В 19 веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие
представители в Италии -
Россини, Верди, Пуччини, во Франции -
Бизе, Гуно, В
Германии – Вебер
и Вагнер. В конце 18 века опера получает расцвет в Австрии, в
творчестве Моцарта.
В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки,
Бородина, Мусоргского, Римского – Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.
Когда передо мной встал вопрос познакомить детей
с оперой, я обратилась к
творчествуН.А. Римского – Корсакова, композитора - сказочника, автора более 10 опер.
Этого композитора по праву можно назвать великим музыкальным сказочником.
Никто из композиторов не уделял столько внимания сказке. Для знакомства детей с этим
видом музыкального искусства была выбрана опера «Снегурочка».
На первом занятии я рассказала детям об истории создания оперы. При написании
оперы композитор обратился к одноименной пьесе Н.А.Островского. При первоначальном
прочтении пьесы, она не произвела на Римского - Корсакова никакого впечатления и
показалась ему странной. И только через шесть лет, оказавшись
на даче в настоящей
русской деревнеСтелево, под Петербургом, композитор перечитывал ее снова и снова, все
больше покоряясь ее красоте, поэтичности и удивлялся, насколько она близка ему, его
взглядам. И не мог понять: как же так случилось, что раньше не оценил ее?
В
каждом
уголке
природы
композитору
виделись
будущие
декорации
оперы.
Огромный лес кажется ему заповедным, тем самым, где Мороз скрывает свою любимую
дочку Снегурочку, в очертаниях толстого корявого сука ему мерещится леший, местная
гора – Ярилиной горой, где берендеи встречают весной солнце.
Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев. В заповедном лесу
живет Снегурочка. Мороз ей - батюшка, Весна- красна – свет матушка. Кончается зима,
природа оживает от долгого сна, Снегурочка тянется к людям, и их песням, которые так
хорошо поет пастушок Лель, полюбившийся ей. Хочется Снегурочке с подружками по
ягоды ходить, хороводы водить.
Здесь
мы
посмотрели
фрагмент
оперы
и
послушали арию
Снегурочки
«С
подружками по ягоды ходить».
Дети правильно определили, что голос у Снегурочки -
звонкий, как колокольчик, а один мальчик добавил, как соловушка. Я уточнила, что самый
высокий женский голос называется сопрано.
Дети узнали, что все
песни, которые исполняют артисты, в опере имеют свое
название - ария (в переводе с итальянского - песня) и ариозо, обычно чуть меньше арии.
Если арию исполняет один певец, то про него можно сказать, что он поет соло, если два, то
получается дует, если три – трио, а если звучит сразу много голосов – хор.
Хор
в опере играет большую роль, участники его одеты в костюмы, они тоже
играют в спектакле. С его помощью композиторы изображают сцены народной жизни.
Я
рассказала
детям,
что
очень
часто
композиторы
в
своих
произведениях
использовали русские народные песни, мелодии. И не удивительно, что хороводные песни
очень легко сдружились с оперными ариями.
Римский – Корсаков включил народную песню в оперу, сохранил ее красоту, не
изменил мелодию, слова. В опере звучат хороводная песня «Ай, во поле липенька» и
русская народная песня «А мы просо сеяли». В эту песню – игру играют до сих пор. И
рассказывает она о трудной работе, о том в каких условиях люди пахали, косили, сеяли.
Мы посмотрели эту сцену из оперы и увидели, что артисты выступали двумя партиями:
мужчины, выступая вперед, пропевали свою музыкальную фразу и возвращались назад, а
им отвечал женский хор. Ребята вспомнили, что точно также построена была народная
игра «Бояре», в которую мы играли осенью.
Но что же происходит со Снегурочкой в конце оперы? Луч солнца падает на нее,
тьма рассеивается и она исчезает со словами: «Люблю и таю, таю…» А вместе с нею
уходит холод из душ людей.
С детьми мы посмотрели сцену таяния и послушали заключительный хор «Гимн
солнцу».
Мы узнали, что один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера,
это оркестр. Он исполняет увертюру, так называется вступление к опере; звучит во время
всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.
Вместе со сказочным героем Чевостиком(аудиодиск «Знакомство с симфоническим
оркестром») мы познакомились с музыкантами симфонического оркестра и отдельными
его группами, узнали, что музыканты во время спектакля находятся в оркестровой яме
перед сценой.
После знакомства с оперой «Снегурочка» я предложила детям сочинить свою оперу
на знакомый сюжет. В старших группах мы разыгрывали
русскую народную сказку
«Теремок» и «Колобок». Мы выбрали исполнителей главных ролей, все остальные дети
исполняли роль хора и музыкантов.
Мы разобрали с детьми какой из музыкальных инструментов подходит для того или
иного персонажа: так выход мышки сопровождали маракасы, волка – ксилофон, медведя –
барабан и т.д. Дети – главные герои, исполняли свои партии – арии.
Я думаю, что знакомство с оперой не оставило детей равнодушными, пробудило
интерес
к
этому
виду
искусства
и
желание
познакомиться
не
только
с
операми
Н.А.Римского-Корсакова, но и с операми других композиторов.