Напоминание

"Приобщение детей к миру искусства через знакомство с оперой"


Автор: Усольцева Жанна Федоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №218"
Населённый пункт: Алтайский край,г.Барнаул
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Приобщение детей к миру искусства через знакомство с оперой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №218», общеразвивающего вида

Приобщение детей к миру искусства через знакомство с

оперой

( из опыта работы музыкального руководителя Усольцевой

Жанны Федоровны)

Знакомство детей с оперой, как одним из видов музыкального искусства.

( из опыта работы

)

Цель:

приобщение

детей

среднего

и

старшего

дошкольного

возраста

к

музыкальной

классике в

высокохудожественном

исполнении,

способствующее музыкальному

и

общекультурному развитию дошкольников через организацию совместной музыкально -

творческой деятельности детей, родителей и педагогов, социальных партнеров

Задачи :

• расширить кругозор детей о классической музыке через знакомство с музыкальными

произведениями и музыкальными инструментами, творчеством русских и зарубежных

композиторов через разнообразные формы работы

развивать музыкальные

способности

посредством

игры

на

музыкальных

инструментах, музыкально – ритмических движений;

установить

преемственность

в

работе

с

родителями

и

педагогами

в

вопросах музыкального воспитания детей через совместную деятельность

Опера- это синтетический жанр, появившийся на основе содружества различных

искусств ( итальянское «ореra» означает – труд, дело, сочинение). Однако роль их в опере

не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают

споры о том, что в ней главное – музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее

автором

считался

поэт,

а

композитор

должен

был

во

всем

подчиняться

не

только

либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя

местах.

Окончательно

жанр

оперы

в

таком

виде,

как

мы

его

знаем

и

любим

сейчас

сформировался в 18 - 19 веках.

Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце 16 века.

Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога

Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году.

С тех пор опера прошла большой и сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее

и в другие страны Европы. Возникнув как произведение мифологическое, теперь она

удивительно разнообразна по сюжетам.

В 19 веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие

представители в Италии -

Россини, Верди, Пуччини, во Франции -

Бизе, Гуно, В

Германии – Вебер

и Вагнер. В конце 18 века опера получает расцвет в Австрии, в

творчестве Моцарта.

В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки,

Бородина, Мусоргского, Римского – Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

Когда передо мной встал вопрос познакомить детей

с оперой, я обратилась к

творчествуН.А. Римского – Корсакова, композитора - сказочника, автора более 10 опер.

Этого композитора по праву можно назвать великим музыкальным сказочником.

Никто из композиторов не уделял столько внимания сказке. Для знакомства детей с этим

видом музыкального искусства была выбрана опера «Снегурочка».

На первом занятии я рассказала детям об истории создания оперы. При написании

оперы композитор обратился к одноименной пьесе Н.А.Островского. При первоначальном

прочтении пьесы, она не произвела на Римского - Корсакова никакого впечатления и

показалась ему странной. И только через шесть лет, оказавшись

на даче в настоящей

русской деревнеСтелево, под Петербургом, композитор перечитывал ее снова и снова, все

больше покоряясь ее красоте, поэтичности и удивлялся, насколько она близка ему, его

взглядам. И не мог понять: как же так случилось, что раньше не оценил ее?

В

каждом

уголке

природы

композитору

виделись

будущие

декорации

оперы.

Огромный лес кажется ему заповедным, тем самым, где Мороз скрывает свою любимую

дочку Снегурочку, в очертаниях толстого корявого сука ему мерещится леший, местная

гора – Ярилиной горой, где берендеи встречают весной солнце.

Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев. В заповедном лесу

живет Снегурочка. Мороз ей - батюшка, Весна- красна – свет матушка. Кончается зима,

природа оживает от долгого сна, Снегурочка тянется к людям, и их песням, которые так

хорошо поет пастушок Лель, полюбившийся ей. Хочется Снегурочке с подружками по

ягоды ходить, хороводы водить.

Здесь

мы

посмотрели

фрагмент

оперы

и

послушали арию

Снегурочки

«С

подружками по ягоды ходить».

Дети правильно определили, что голос у Снегурочки -

звонкий, как колокольчик, а один мальчик добавил, как соловушка. Я уточнила, что самый

высокий женский голос называется сопрано.

Дети узнали, что все

песни, которые исполняют артисты, в опере имеют свое

название - ария (в переводе с итальянского - песня) и ариозо, обычно чуть меньше арии.

Если арию исполняет один певец, то про него можно сказать, что он поет соло, если два, то

получается дует, если три – трио, а если звучит сразу много голосов – хор.

Хор

в опере играет большую роль, участники его одеты в костюмы, они тоже

играют в спектакле. С его помощью композиторы изображают сцены народной жизни.

Я

рассказала

детям,

что

очень

часто

композиторы

в

своих

произведениях

использовали русские народные песни, мелодии. И не удивительно, что хороводные песни

очень легко сдружились с оперными ариями.

Римский – Корсаков включил народную песню в оперу, сохранил ее красоту, не

изменил мелодию, слова. В опере звучат хороводная песня «Ай, во поле липенька» и

русская народная песня «А мы просо сеяли». В эту песню – игру играют до сих пор. И

рассказывает она о трудной работе, о том в каких условиях люди пахали, косили, сеяли.

Мы посмотрели эту сцену из оперы и увидели, что артисты выступали двумя партиями:

мужчины, выступая вперед, пропевали свою музыкальную фразу и возвращались назад, а

им отвечал женский хор. Ребята вспомнили, что точно также построена была народная

игра «Бояре», в которую мы играли осенью.

Но что же происходит со Снегурочкой в конце оперы? Луч солнца падает на нее,

тьма рассеивается и она исчезает со словами: «Люблю и таю, таю…» А вместе с нею

уходит холод из душ людей.

С детьми мы посмотрели сцену таяния и послушали заключительный хор «Гимн

солнцу».

Мы узнали, что один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера,

это оркестр. Он исполняет увертюру, так называется вступление к опере; звучит во время

всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.

Вместе со сказочным героем Чевостиком(аудиодиск «Знакомство с симфоническим

оркестром») мы познакомились с музыкантами симфонического оркестра и отдельными

его группами, узнали, что музыканты во время спектакля находятся в оркестровой яме

перед сценой.

После знакомства с оперой «Снегурочка» я предложила детям сочинить свою оперу

на знакомый сюжет. В старших группах мы разыгрывали

русскую народную сказку

«Теремок» и «Колобок». Мы выбрали исполнителей главных ролей, все остальные дети

исполняли роль хора и музыкантов.

Мы разобрали с детьми какой из музыкальных инструментов подходит для того или

иного персонажа: так выход мышки сопровождали маракасы, волка – ксилофон, медведя –

барабан и т.д. Дети – главные герои, исполняли свои партии – арии.

Я думаю, что знакомство с оперой не оставило детей равнодушными, пробудило

интерес

к

этому

виду

искусства

и

желание

познакомиться

не

только

с

операми

Н.А.Римского-Корсакова, но и с операми других композиторов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика