Напоминание

«Игра и её влияние на речь ребенка»


Автор: Кабакова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1 г. Карабаша"
Населённый пункт: Челябинская область город Карабаш
Наименование материала: Доклад из опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста.
Тема: «Игра и её влияние на речь ребенка»
Дата публикации: 12.02.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г Карабаша

Доклад из опыта работы по речевому развитию детей

раннего возраста.

«Игра и её влияние на речь ребенка»

Воспитатель: Н.В.Кабакова

2020г

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного

языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической

и грамматической речи. Анализ моей педагогической деятельности показал,

что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, велики. У

многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают

трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического

строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему целью, которой

является развитие речи дошкольников.

Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес

к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте

необходимо максимально использовать игру. «Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире

. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности» В.А.Сухомлинский.

Игра - это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка

читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и

доказывать.

В связи с этим, моя методическая тема – «Игровая деятельность как

основное средство развития речи младшего дошкольного возраста».

Цель: Совершенствование речевого развития воспитанников.

Были поставлены такие задачи:

1.

Создать пространственную предметно развивающую среду.

2.

Развивать речевую активности через все виды деятельности .

3.

Создать условия в группе для речевой практики детей.

Начиная работу группе, в первую очередь уделила внимание развитию

мелкой моторики рук, так как научно доказана тесная связь между

координацией движений рук и речью. Тонкие движения пальцев рук

появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование

речевых реакций напрямую зависит от степени натренированности движений

пальцев.

Для укрепления и развития детской руки совместно с родителями были

изготовлены «тренажеры» для различных действий с предметами:

расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек,

узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, нанизывание колец на

тесьму, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков,

Скручивание ленточек и другие. Изготовленные «тренажеры» ежедневно

использовались детьми для развития мелкой моторики рук.

Кроме того, большое внимание уделяю проведению пальчиковой

гимнастики. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в

пальчиковых играх все подражательные действия дополняются

стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и

легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Мною создана картотека

пальчиковых игр.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет

речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. И я пришла к

выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка,

как в образовательном процессе, так и в воспитательном. В своей работе

детский фольклор я использую в разных видах деятельности.

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в

играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих

поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения,

отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Пеструшки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю,

снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого

распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей

правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то

смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей

необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать

множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению; в приобщении детей к русской

национальной культуре; в непосредственно образовательной деятельности; в

беседах; в наблюдениях народных подвижных играх; в играх на развитие

мелкой моторики; в театрализованной деятельности; в инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с

детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры

дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным,

радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от

общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем

радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному

развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные и хороводные игры.

Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это

народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту

движений, ловкость, сообразительность.

Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным,

радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от

общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем

радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному

развитию.

Так как феноменальная память – это не дар. Это навык. А его необходимо

развивать и совершенствовать, уделяя этому огромное внимание.

В работе с детьми использую мнемотехнику.

Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на

одном деле, что способствует обучению различных дисциплин.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и

позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и

припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза:

Каждый Охотник. Желает. Знать, Где. Сидит Фазан (запоминание цветов

радуги по первым букам каждого слова – красный, оранжевый, желтый,

зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

.Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста

определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные

приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники).

Чаще всего используются мнемотаблицы (схемы). Использую алгоритмы

процессов умывания, одевания, сервировки столов, складывание вещей в

шкафчик и многое другое дети выполняют с помощью этих таблиц

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть

заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается

картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение схематически

(кодируется).

После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение,

воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый

предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания

включаются дети и создают свои схемы. Мнемосхемы используются так же

при отгадывании загадок или при рассказе о каком либо предмете.

Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста

имеют дидактические игры. Мной была составлена картотека дидактических

игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение

грамматических норм языка, формирование звуковой культуры речи,

развитие связной речи и фонематического слуха, подготовку к обучению

грамоте.

Картотека игр составлена для возрастных и индивидуальных

особенностей дошкольников, что является несомненным подспорьем в

планировании и организации работы по развитию речи. Составленную

картотеку игр постоянно пополняю новыми играми. Несомненно,

дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у

детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования

родителям в домашних условиях.

Неотъемлемая часть работы является чтение литературных

произведений, текстов, непосредственное их сочетание наблюдениями, с

различными видами детской деятельности, рассматривание рисунков учит

детей вслушиваться, вглядываться в окружающее.

Лучшему пониманию произведений устного народного творчества, сказок,

авторских стихотворений помогает Инсценирование их с помощью игрушек,

настольного театра. Показы спектаклей настольного кукольного театра

обогащают деятельность детей, хорошо стимулирует их речевую активность,

эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.Особенно

важна такая работа с детьми недостаточно развитой речью. С ними

проводится индивидуальная работа в утрени и вечерни отрезки времени.

Одним из доступных, полезных и эффективных методов развития речи

являются театрализованные игры.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но

и образной, эмоциональной стороны языка.

Выразительность речи – важнейшее условие своевременного

интеллектуального речевого, литературного и художественного развития. Она

имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация,

лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения)

средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у

детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи,

ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно

изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию

монологической и диалогической речи.

Игры – драматизации на основе литературных произведений служат

источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем

дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма

речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной

речи, словарной и грамматической работы.

Продолжала работу по обогащению и активизации словаря, закреплению

правильного произношения звуков , в речь вводила существительные,

прилагательные, наречия, глаголы, предлоги. Дети учились пользоваться

прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Совершенствовалось

умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

Дети за весь период обучения с большим удовольствием участвовали в

театрализованных представлениях, организованных педагогами, и

применяли приобретенные навыки в самостоятельной деятельности.

Вся проводимая работа по развитию речи дала положительные

результаты. Использование игр на занятиях и в режимных моментах не

только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.

Создание предметно развивающей среды

Оформила уголок развития речи,

Собрала демонстрационный материал,

Сделала подборку библиотеки в группе,

Составила картотеку,

Изготовила атрибуты для дидактических игр,

Оформила театральный уголок и сделала своими руками атрибуты,

Во время прогулок использую речевые подвижные игры, пословицы,

поговорки и загадки. Особое внимание уделяю разучиванию стихов,

развитию памяти детей.

Применяю их в развлечениях праздниках занятиях.

Провожу пальчиковую и артикуляционную работу, направленную на

правильное произношение звуков.

Стараюсь развивать в детях творчество, применяя такие формы работы как: «

Придумай свою сказку», «Я начну, а ты продолжи», «Расскажи о себе», и др.

В игровой деятельности применяю словесные игры. Все это помогает для

достижения целей по развитию речи детей. Анализируя диагностику

развития своих детей наблюдаю положительную тенденцию в речевом

развитии :

дети применяют различные речевые обороты, стараются правильно

произносить звуки, выражать свои мысли выражениями, любят слушать и

запоминают сюжеты сказок, активно участвуют в театрализации и игровой

деятельности, подпевают в песенках, чаще используют полные ответы на

вопросы, с удовольствием договаривают четверостишия в знакомых стихах, с

интересом работают со схемами и мнемотаблицами.

В перспективе предстоит работа по развитию активной речи детей:

расширению словаря, развитию потребности в общении посредствам речи

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей.

Чтобы держать их в курсе событий, знакомила родителей используя в

родительском уголке раздел «Учите вместе с нами». Потешки, поговорки,

считалки, стихи, песни родители дома могут повторять этот материал со

своим ребенком. Так же совместно с родителями выполняли творческие

задания и предлагали участие в различных соревнованиях и конкурсах и

выставках, как садика, так и группы. Проводили праздники. Родители очень

легко и активно отзываются на наши просьбы.

В результате целенаправленной и систематической работы добилась

положительных результатов в работе по данной теме.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине,

форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения,

мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается

на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций

ФГТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок;

знакомство с произведениями художественной литературы.

Дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно

вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.

Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются

в игру и начинают договаривать текст игры, потекши, сказки, некоторые

пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился

интерес к чтению книг.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации,

побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться

друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к

сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие

просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно

развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения,

грамматический строй, артикуляция.

Ведущим видом деятельности является игра

Дети овладевают рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение.

Продолжается ознакомление с окружающими предметам и формируется

понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель,

транспорт). Дети стали более активны в театрализованных играх, принимают

с интересом участие в праздниках и сценках. Необходимо продолжать работу

в этом направлении, так как игра даёт огромный, положительный результат,

неоценимо развивая речь детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика