Напоминание

"Коммуникативные танцы"


Автор: Петренко Оксана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: Елизово Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коммуникативные танцы"
Дата публикации: 14.02.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принята на заседании

методического совета

Протокол №1 от 05.09.2018г.

Утверждено

Директор МБУДО «ЦДТ»

_____________Г.Э.Соловьева

Методическая разработка

Тема: «Коммуникативные танцы-игры

для детей дошкольного возраста»

Автор-составитель:

Петренко Оксана Викторовна

Педагог дополнительного образования

г.Елизово, 2018

Пояснительная записка

В

работе

по

музыкально-ритмическому

воспитанию

детей

нужен

разнообразный

репертуар:

упражнения,

игры,

этюды,

парные

танцы,

сюжетные

пляски

и

тд.

Среди

всего

этого

многообразия

материала

коммуникативные

танцы-игры

занимают

особое

место,

поскольку

они

и

развивают, и развлекают.

Особенности коммуникативных танцев-игр:

Во-первых,

это,

в

основном,

танцы

с

несложными

движениями,

включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые

задания (кто лучше пляшет) и т.д.

Во-вторых,

движения

и

фигуры

в

таких

плясках

очень

просты,

доступны для исполнения даже маленьким детям.

В-третьих, в этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё

более облегчает их запоминание.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха,

выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) могут быть

эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

развитие

динамической

стороны

общения:

лёгкости

вступления

в

контакт, инициативности движений, готовности к общению;

развитие

эмпатии,

сочувствия

к

партнёру,

эмоциональности

и

выразительности невербальных средств общения;

развитие

позитивного

самоощущения,

что

связано

с

состоянием

раскрепощенности,

уверенности

в

себе,

ощущение

собственного

эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,

сформированной самооценки.

Коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях,

которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение

людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные

эмоции.

Тактильный

контакт,

осуществляемый

в

танце,

ещё

более

способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем

самым, нормализации социального климата в детской группе.

Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. В

фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все

присутствующие

являются

участниками

и

создателями

игровой

деятельности. Этот момент является весьма существенным, поскольку он

снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом

сам процесс его участия в танце-игре.

В основе инновационных технологий музыкального развития детей в

хореографическом

коллективе

лежит

коллективная

деятельно сть,

объединяющая: танец, импровизированное движение под музыку, пантомиму,

импровизационную театрализацию.

Одна

из

форм

развития

музыкальности,

что

очень

важно,

это

коммуникативные танцы- игры. Коммуникативный танец – это несколько не

сложных

танцевальных

движений,

включающих

элементы

невербального

общения

и

импровизации,

направленных

на

формирование

и

развитие

взаимоотношений с партнером и группой.

Вовлечение ребенка в процесс танцевальной деятельности лежит через

создания

атмосферы

приятия

друг

друга

и

эмоционально-психического

раскрепощения.

Здесь

незаменимыми

помощниками

выступают

коммуникативные танцы- игры.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать

их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с

детьми) - и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, с родителями

или детей разного возраста.

Коммуникативные

танцы-

игры нацелены

на

общее,

гармоничное

психическое,

духовное

и

физическое

развитие.

В

связи

с

этой

целью

решаются такие задачи как:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие двигательной координации;

- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и

пантомимике;

- воспитание умения сопереживать другим людям, животным;

- воспитание умения вести себя группе во время движения, формирование

чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с

детьми и взрослыми.

Ещё одно важнейшее направление использованияподобного материала-

это коррекционная работа с детьми.

Как

известно,

особый

ребёнок,

как

правило,

страдает

многими

сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него

неадекватная

самооценка

и,

как

следствие,

проблемы

в

общении.

В

несложных, но весёлых и подвижных танцах-играх дети получают радость от

самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от

возможности

себя

выразить,

проявить,

получить

приз.

Всё

это

даёт

прекрасный эффект в коррекции развития особых детей.

Использование

инновационных

технологий,

а

именно,

метода

коммуникативных танцев- игр на практике позволяют добиться следующих

результатов:

-

создание

на

занятиях

атмосферы

радостного

общения

,

приподнятого

настроения и гармоничного самоощущения ;

-

создание

активности

и

раскрепощённости

у

детей,

в

их

действиях

постепенно исчезает страх и неуверенность;

- познание себя и окружающего мира в процессе игрового, радостного и

естественного обучения с музыкой, движением.

Процесс разучивания музыкально- ритмических композиций основан на

сотрудничестве детей и взрослого, поэтому оптимальной формой обучения

является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для

самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить удовлетворение

от музыки, движений, от общения с детьми. Такой самонастрой взрослого

способствует

эмоциональному

«заражению»,

установлению

теплой,

дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов,

чувству неуверенности.

В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются

следующие задачи:

- заинтересовывание новой композицией;

- максимальная концентрация внимания детей;

- активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.

Из многообразия существующих образов вызвать у детей интерес к новому

материалу

педагог

выбирает

наиболее

оптимальное,

соответствующие

личности

самого

педагога,

а

так

же

возрастным

и

индивидуальным

особенностям

своих

воспитанников.

Это

могут

быть

загадки,

сюрпризы,

обращение к любимым персонажем и героям мультфильмов и т.д.

"Светит месяц"

Для детей 5-7 лет

(Россия)

Задачи: - развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;

- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и

влево;

- воспитание коммуникативных навыков.

И.п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в

положении "лодочка".

1-2 т.-4-ре приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 т.- тоже влево.

5-7 т.- обмен хлопками с партнёром на сильные доли мелодии.

8т.-дети

внешнего

круга

машут

партнёру

рукой

и

переходят

к

другому

партнёру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнёры

снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).

"Бинго"

Для детей 6-8 лет

(США)

Задачи: - развитие ритмического слуха;

- формирование навыков исполнения бокового галопа;

- развитие произвольного внимания.

Игровой момент этого танца - произнесение по буквам имени собачки, про

которую сложена весёлая песенка. По-английски это будет звучать так:

"би","ай","эн","джи","оу"(Бинго).

И.п. дети стоят парами по кругу, лицом по линии танца, держась за руку

партнёра.

1-4т. - дети шагают в такт музыки, двигаясь парами по кругу.

5-8т. - повернувшись лицом друг к другу и держась за руки "лодочкой",

двигаются галопом по кругу.

9-11т. - дети внутреннего круга остаются на месте, а дети, стоящие во

внешнем кругу, продвигаются от одного партнёра к другому, пожимая им

руки на каждую букву имени Бинго. Партнёра, попавшего на букву "оу",

обнимают и берут за руку, становясь с ним в исходное положение (на 12-й

такт).

Игра повторяется несколько раз.

"Сапожники"

для детей 5-7 лет

(Швеция)

Задачи: - развитие чувства ритма;

- развитие выразительности движений;

- формирование коммуникативных навыков.

И.п. Дети располагаются парами лицом друг к другу по кругу. Дети

внутреннего круга изображают сапожников и сидят на корточках, готовясь к

"работе". Дети внешнего круга изображают клиентов, выставляя вперёд ногу

для починки обуви.

1 Часть.

"Сапожники" работают, имитируя соответствующие движения в такт музыке.

"Клиент" стоит, может выполнять полуобороты туловищем вправо и влево,

слегка пружиня ногами.

2 Часть.

"Сапожник" и "Клиент" танцуют после "работы", кружась подскоками в

парах вправо, влево. После кружения они могут поменяться ролями, а могут

остаться на своих местах.

После первого исполнения "Клиент" раскланивается со своим "Сапожником"

и переходит к следующему партнёру по кругу. Танец повторяется несколько

раз.

«Ручеек» с платочком

Для детей 6-8 лет. Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Гори, гори

ясно»

Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать

музыкальные

фразы,

ориентировки

в

пространстве.

Воспитание

коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.

Реквизит: яркий платочек.

Вступление — дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки

поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек.

Ведущий становится сзади всех.

1 фигура

Ведущий

начинает

игру

в

«Ручеек»

проходит

между

парами

и

выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти

движения повторяются до конца музыкальной части.

Отыгрыш — перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево

— Затем идут по кругу.

2 фигура

1-2 фразы — дети идут по линии танца пружинящим шагом.

3-4 фразы — идут в другую сторону.

5фраза — идут за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая

спираль.

6фраза — поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль,

становясь снова в круг.

Отыгрыш — ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой

руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот,

кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место.

(Рис. 5). Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети

постепенно

расходятся

на

места.

Тот,

у

кого

после

окончания

музыки

останется

в

руках

платочек

победитель,

который

получает

приз

или

становится Ведущим при повторении игры.

Пляска «Приглашение»

Для детей 5-8 лет « Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Два

цыпленка»

Участвует вся группа детей.

Задачи:

развитие

слухового

внимания,

с а м о с тоя т е л ь н о с т и ,

ориентировки

в

пространстве,

чувства

ритма,

навыков

невербального

общения, культуры поведения. И. п.: дети стоят в двух шеренгах вдоль

боковых стен зала, держась за руки (руки внизу).

Вступление

1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, делают 2 шага навстречу к

другой шеренге, затем 3 притопа.

2-я фраза — то же назад (спиной).

3-4-я

фразы

эти

же

движения

выполняют

дети,

стоящие

во

2-й

шеренге.

1часть

1-я фраза. Ведущий ребенок из 1-й шеренги бежит к детям, стоящим во

2-й шеренге, и в конце фразы приглашает на танец кого-либо из детей

(мальчик — девочку и наоборот).

2-я фраза — дети парой отбегают в центр зала.

Повторение

2-й

фразы

дети

кружатся

либо

выполняют

любые

плясовые движения (хлопки, пружинки и т. д.).

2часть

1-я фраза. Дети из первой пары бегут вдоль обеих шеренг и приглашают

других детей.

2-я фраза — повторение движений 1-й части, только уже танцуют две

пары.

3-4 части

Движения повторяются, пока не будут приглашены на танец все дети (16

человек).

5 часть

1-2-я фразы — дети бегут по кругу парами и становятся в общий круг (те

дети, которых не успели пригласить, тоже бегут за остальными и становятся в

общий круг в пары).

Повторение 2-й фразы — кружение в парах (любой вариант кружения

— по выбору педагога или детей).

6 часть

1-2-я фразы — мальчики поворачиваются лицом в круг и, стоя на месте,

имитируют игру на гармошках. Девочки на 1-ю фразу двигаются топающим

шагом (руки «полочкой») в центр крута. На 2-ю фразу также возвращаются

на места (топающим шагом, повернувшись лицом к мальчикам).

На повторение музыки — кружатся в парах.

7 часть

1-я фраза — мальчики двигаются в центр круга топающим шагом (руки

на поясе).

2-я фраза — мальчики также возвращаются на места (повернувшись

лицом к девочкам).

В это время девочки стоят, повернувшись лицом к центру, и на пружинки

выполняют полуобороты вправо и влево (руки «полочкой»). На повторение

музыки — кружение в парах.

Заключение — выполняются те же движения, как и на вступление,

только в общем кругу по направлению к центру и назад — 2 раза.

Веселые пары

Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни

«Четыре таракана и сверчок»

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность

различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует

16-24 ребенка.

На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).

1фигура

Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу.

Музыка В

1-я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую

долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).

2-я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.

3-я фраза — повторение движений 1-й фразы.

4-я фраза — 4 приставных шага влево.

5-я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.

6-я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка

приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются

противоходом (твистовое движение).

1

фигура

2

Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. На проигрыш

останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться

в кругах).

3

Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

3фигура

Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала).

На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка

пружинят в такт музыке).

Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

4фигура

Дети бегут парами по кругу.

На

проигрыш

останавливаются

лицом

друг

к

другу

(мальчик

стоит

спиной в круг, девочка — лицом).

Музыка В

1-я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).

2-я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом

(более простой вариант — кружение в парах шагом).

3—4-я фразы — повторение движений.

5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).

6-я фраза — повторение движений 1 фигуры.

5фигура

Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А

находят любого партнера и становятся с ним в пару.

Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.

6фигура

Дети бегут врассыпную по одному.

Заключение

1-й вариант — обнимаются.

2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на

пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце

-лежать и не двигаться (отдыхают)

Танец с гусеницей

Для детей 4-6 лет Музыкальное сопровождение — мелодия

азербайджанской песни «Цыплята»

Участвует Взрослый (Курица) и группа дошкольников (Цыплята).

Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать

музыкальные фразы, способности к подражанию (зрительного внимания).

Формирование навыков выразительного движения, освоение легкого бега,

прыжков на двух ногах, умения перепрыгивать предметы и т. д.

Реквизит:

корзинка,

в

которую

помещается

большая

бутафорская

гусеница — длиной примерно 4-5 метров (мягкая, гнущаяся, за которую

удобно держаться).

Вступление

1часть

Выходит Курица, несет корзинку, в которой лежит свернутая большая

гусеница. В конце 2-й фразы Курица ставит корзинку на пол.

2часть

На каждую фразу Курица жестом зовет Цыплят — те подбегают (всего 4

раза, соответственно четыре подгруппы детей, которые выбегают из 4-х углов

зала).

Три аккорда — Цыплята становятся в общий круг.

1 фигура

Музыка А

Цыплята бегут по кругу на носочках, слегка вращая «хвостиками», руки

(«крылышки») внизу, отведены назад, кистями слегка потряхивать.

Мама Курица стоит в центре круга, идет противоходом и считает своих

цыплят. Повторение музыки А — то же в другую сторону.

Музыка В

2-я фраза — Курица зовет Цыплят жестом, те подбегают к центру круга.

Крутят хвостиком, поворачиваются.

2-я фраза — Курица показывает жест «назад» — Цыплята отбегают

назад, повернувшись спиной к Курице, в конце фразы снова разворачиваются

лицом к центру.

Музыка С

Курица стоит в центре круга и показывает движения Цыплятам (а те

повторяют).

1-я

фраза

на

акцент

в

музыке

прыжок

на

двух

ногах,

затем

повернуться

спиной

к

центру

круга.

(Можно

детям

подсказать:

«повернуться», «отвернуться»).

2-я фраза — прыжок на двух ногах, повернуться лицом к центру.

3-4-я фразы — повторение движений 1-2 фраз.

5-я фраза — подбегают к Курице, заглядывают в корзинку.

6-8-я фразы — вынимают гусеницу и растягивают ее на круг.

Три аккорда — опускают гусеницу на пол и становятся внутри круга.

2 фигура

Музыка А

Бег по кругу- повторение движений 1 фигуры,

Повторение - бегут в другую сторону.

Музыка В

Повторение движений 1 фигуры, в конце останавливаются спиной к

Курице перед гусеницей.

Музыка С

1-я фраза — перепрыгивают через гусеницу и поворачиваются лицом к

Курице.

2-я фраза — то же, поворачиваются спиной к Курице.

Повторение

музыки

(3

и

4-я

фразы)

-

повторение

соответствующих

движений.

5-я фраза — кружение на месте.

Музыка А — бег по линии танца.

Три аккорда — садятся на пол лицом к центру за гусеницей, руки сзади в

упоре, ноги согнуты в коленях. Курица точно так же садится на пол в центре

круга.

3 фигура

Музыка А

На счет «раз» — коснуться носком правой ноги гусеницы. На «два» —

ногу в исходное положение. На «три-четыре» — то же левой ногой.

На

«пять-восемь»

опираясь

на

руки,

болтать

в

воздухе

ногами,

согнутыми в коленях. Эти движения повторять до конца музыки А. В конце

этой части сеть на пятки и взяться за гусеницу.

Музыка В

На «раз-два» — встать на колени и поднять руками гусеницу вверх, на

«три-четыре» — сесть на пятки, опустить гусеницу.

На повторение музыки — встать на ноги, опустить гусеницу на пол.

Музыка С — повторение движений предыдущей фигуры.

Повторение музыки А

Встать, поднять гусеницу и взяться за нее правой рукой.

Заключение

Цыплята, держась за гусеницу правой рукой, бегут за Курицей змейкой и

убегают из зала (или на свои места).

Литература

1.

А.И. Буренина "Коммуникативные танцы-игры для детей". Учебное

пособие. "Музыкальная палитра", С-П., 2004г.

2.

Журнал "Музыкальный руководитель".

3.

Журнал "Музыкальная палитра"

4. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической

пластике для детей. С-П., 2005



В раздел образования




Яндекс.Метрика