Автор: Петренко Оксана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО
Населённый пункт: Елизово Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коммуникативные танцы"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята на заседании
методического совета
Протокол №1 от 05.09.2018г.
Утверждено
Директор МБУДО «ЦДТ»
_____________Г.Э.Соловьева
Методическая разработка
Тема: «Коммуникативные танцы-игры
для детей дошкольного возраста»
Автор-составитель:
Петренко Оксана Викторовна
Педагог дополнительного образования
г.Елизово, 2018
Пояснительная записка
В
работе
по
музыкально-ритмическому
воспитанию
детей
нужен
разнообразный
репертуар:
упражнения,
игры,
этюды,
парные
танцы,
сюжетные
пляски
и
тд.
Среди
всего
этого
многообразия
материала
коммуникативные
танцы-игры
занимают
особое
место,
поскольку
они
и
развивают, и развлекают.
Особенности коммуникативных танцев-игр:
Во-первых,
это,
в
основном,
танцы
с
несложными
движениями,
включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые
задания (кто лучше пляшет) и т.д.
Во-вторых,
движения
и
фигуры
в
таких
плясках
очень
просты,
доступны для исполнения даже маленьким детям.
В-третьих, в этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё
более облегчает их запоминание.
В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха,
выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) могут быть
эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
развитие
динамической
стороны
общения:
лёгкости
вступления
в
контакт, инициативности движений, готовности к общению;
развитие
эмпатии,
сочувствия
к
партнёру,
эмоциональности
и
выразительности невербальных средств общения;
развитие
позитивного
самоощущения,
что
связано
с
состоянием
раскрепощенности,
уверенности
в
себе,
ощущение
собственного
эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе,
сформированной самооценки.
Коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях,
которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение
людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные
эмоции.
Тактильный
контакт,
осуществляемый
в
танце,
ещё
более
способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем
самым, нормализации социального климата в детской группе.
Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. В
фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все
присутствующие
являются
участниками
и
создателями
игровой
деятельности. Этот момент является весьма существенным, поскольку он
снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом
сам процесс его участия в танце-игре.
В основе инновационных технологий музыкального развития детей в
хореографическом
коллективе
лежит
коллективная
деятельно сть,
объединяющая: танец, импровизированное движение под музыку, пантомиму,
импровизационную театрализацию.
Одна
из
форм
развития
музыкальности,
что
очень
важно,
это
коммуникативные танцы- игры. Коммуникативный танец – это несколько не
сложных
танцевальных
движений,
включающих
элементы
невербального
общения
и
импровизации,
направленных
на
формирование
и
развитие
взаимоотношений с партнером и группой.
Вовлечение ребенка в процесс танцевальной деятельности лежит через
создания
атмосферы
приятия
друг
друга
и
эмоционально-психического
раскрепощения.
Здесь
незаменимыми
помощниками
выступают
коммуникативные танцы- игры.
Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать
их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с
детьми) - и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, с родителями
или детей разного возраста.
Коммуникативные
танцы-
игры нацелены
на
общее,
гармоничное
психическое,
духовное
и
физическое
развитие.
В
связи
с
этой
целью
решаются такие задачи как:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие двигательной координации;
- развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
- воспитание умения сопереживать другим людям, животным;
- воспитание умения вести себя группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с
детьми и взрослыми.
Ещё одно важнейшее направление использованияподобного материала-
это коррекционная работа с детьми.
Как
известно,
особый
ребёнок,
как
правило,
страдает
многими
сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него
неадекватная
самооценка
и,
как
следствие,
проблемы
в
общении.
В
несложных, но весёлых и подвижных танцах-играх дети получают радость от
самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от
возможности
себя
выразить,
проявить,
получить
приз.
Всё
это
даёт
прекрасный эффект в коррекции развития особых детей.
Использование
инновационных
технологий,
а
именно,
метода
коммуникативных танцев- игр на практике позволяют добиться следующих
результатов:
-
создание
на
занятиях
атмосферы
радостного
общения
,
приподнятого
настроения и гармоничного самоощущения ;
-
создание
активности
и
раскрепощённости
у
детей,
в
их
действиях
постепенно исчезает страх и неуверенность;
- познание себя и окружающего мира в процессе игрового, радостного и
естественного обучения с музыкой, движением.
Процесс разучивания музыкально- ритмических композиций основан на
сотрудничестве детей и взрослого, поэтому оптимальной формой обучения
является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для
самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить удовлетворение
от музыки, движений, от общения с детьми. Такой самонастрой взрослого
способствует
эмоциональному
«заражению»,
установлению
теплой,
дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов,
чувству неуверенности.
В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются
следующие задачи:
- заинтересовывание новой композицией;
- максимальная концентрация внимания детей;
- активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.
Из многообразия существующих образов вызвать у детей интерес к новому
материалу
педагог
выбирает
наиболее
оптимальное,
соответствующие
личности
самого
педагога,
а
так
же
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
своих
воспитанников.
Это
могут
быть
загадки,
сюрпризы,
обращение к любимым персонажем и героям мультфильмов и т.д.
"Светит месяц"
Для детей 5-7 лет
(Россия)
Задачи: - развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;
- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и
влево;
- воспитание коммуникативных навыков.
И.п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в
положении "лодочка".
1-2 т.-4-ре приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
3-4 т.- тоже влево.
5-7 т.- обмен хлопками с партнёром на сильные доли мелодии.
8т.-дети
внешнего
круга
машут
партнёру
рукой
и
переходят
к
другому
партнёру по линии танца.
Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнёры
снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).
"Бинго"
Для детей 6-8 лет
(США)
Задачи: - развитие ритмического слуха;
- формирование навыков исполнения бокового галопа;
- развитие произвольного внимания.
Игровой момент этого танца - произнесение по буквам имени собачки, про
которую сложена весёлая песенка. По-английски это будет звучать так:
"би","ай","эн","джи","оу"(Бинго).
И.п. дети стоят парами по кругу, лицом по линии танца, держась за руку
партнёра.
1-4т. - дети шагают в такт музыки, двигаясь парами по кругу.
5-8т. - повернувшись лицом друг к другу и держась за руки "лодочкой",
двигаются галопом по кругу.
9-11т. - дети внутреннего круга остаются на месте, а дети, стоящие во
внешнем кругу, продвигаются от одного партнёра к другому, пожимая им
руки на каждую букву имени Бинго. Партнёра, попавшего на букву "оу",
обнимают и берут за руку, становясь с ним в исходное положение (на 12-й
такт).
Игра повторяется несколько раз.
"Сапожники"
для детей 5-7 лет
(Швеция)
Задачи: - развитие чувства ритма;
- развитие выразительности движений;
- формирование коммуникативных навыков.
И.п. Дети располагаются парами лицом друг к другу по кругу. Дети
внутреннего круга изображают сапожников и сидят на корточках, готовясь к
"работе". Дети внешнего круга изображают клиентов, выставляя вперёд ногу
для починки обуви.
1 Часть.
"Сапожники" работают, имитируя соответствующие движения в такт музыке.
"Клиент" стоит, может выполнять полуобороты туловищем вправо и влево,
слегка пружиня ногами.
2 Часть.
"Сапожник" и "Клиент" танцуют после "работы", кружась подскоками в
парах вправо, влево. После кружения они могут поменяться ролями, а могут
остаться на своих местах.
После первого исполнения "Клиент" раскланивается со своим "Сапожником"
и переходит к следующему партнёру по кругу. Танец повторяется несколько
раз.
«Ручеек» с платочком
Для детей 6-8 лет. Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Гори, гори
ясно»
Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать
музыкальные
фразы,
ориентировки
в
пространстве.
Воспитание
коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.
Реквизит: яркий платочек.
Вступление — дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки
поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек.
Ведущий становится сзади всех.
1 фигура
Ведущий
начинает
игру
в
«Ручеек»
—
проходит
между
парами
и
выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти
движения повторяются до конца музыкальной части.
Отыгрыш — перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево
— Затем идут по кругу.
2 фигура
1-2 фразы — дети идут по линии танца пружинящим шагом.
3-4 фразы — идут в другую сторону.
5фраза — идут за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая
спираль.
6фраза — поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль,
становясь снова в круг.
Отыгрыш — ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой
руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот,
кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место.
(Рис. 5). Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети
постепенно
расходятся
на
места.
Тот,
у
кого
после
окончания
музыки
останется
в
руках
платочек
—
победитель,
который
получает
приз
или
становится Ведущим при повторении игры.
Пляска «Приглашение»
Для детей 5-8 лет « Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Два
цыпленка»
Участвует вся группа детей.
Задачи:
развитие
слухового
внимания,
с а м о с тоя т е л ь н о с т и ,
ориентировки
в
пространстве,
чувства
ритма,
навыков
невербального
общения, культуры поведения. И. п.: дети стоят в двух шеренгах вдоль
боковых стен зала, держась за руки (руки внизу).
Вступление
1-я фраза — дети, стоящие в 1-й шеренге, делают 2 шага навстречу к
другой шеренге, затем 3 притопа.
2-я фраза — то же назад (спиной).
3-4-я
фразы
—
эти
же
движения
выполняют
дети,
стоящие
во
2-й
шеренге.
1часть
1-я фраза. Ведущий ребенок из 1-й шеренги бежит к детям, стоящим во
2-й шеренге, и в конце фразы приглашает на танец кого-либо из детей
(мальчик — девочку и наоборот).
2-я фраза — дети парой отбегают в центр зала.
Повторение
2-й
фразы
—
дети
кружатся
либо
выполняют
любые
плясовые движения (хлопки, пружинки и т. д.).
2часть
1-я фраза. Дети из первой пары бегут вдоль обеих шеренг и приглашают
других детей.
2-я фраза — повторение движений 1-й части, только уже танцуют две
пары.
3-4 части
Движения повторяются, пока не будут приглашены на танец все дети (16
человек).
5 часть
1-2-я фразы — дети бегут по кругу парами и становятся в общий круг (те
дети, которых не успели пригласить, тоже бегут за остальными и становятся в
общий круг в пары).
Повторение 2-й фразы — кружение в парах (любой вариант кружения
— по выбору педагога или детей).
6 часть
1-2-я фразы — мальчики поворачиваются лицом в круг и, стоя на месте,
имитируют игру на гармошках. Девочки на 1-ю фразу двигаются топающим
шагом (руки «полочкой») в центр крута. На 2-ю фразу также возвращаются
на места (топающим шагом, повернувшись лицом к мальчикам).
На повторение музыки — кружатся в парах.
7 часть
1-я фраза — мальчики двигаются в центр круга топающим шагом (руки
на поясе).
2-я фраза — мальчики также возвращаются на места (повернувшись
лицом к девочкам).
В это время девочки стоят, повернувшись лицом к центру, и на пружинки
выполняют полуобороты вправо и влево (руки «полочкой»). На повторение
музыки — кружение в парах.
Заключение — выполняются те же движения, как и на вступление,
только в общем кругу по направлению к центру и назад — 2 раза.
Веселые пары
Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни
«Четыре таракана и сверчок»
Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность
различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует
16-24 ребенка.
На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).
1фигура
Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу.
Музыка В
1-я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую
долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).
2-я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.
3-я фраза — повторение движений 1-й фразы.
4-я фраза — 4 приставных шага влево.
5-я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.
6-я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка
приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются
противоходом (твистовое движение).
1
фигура
2
Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. На проигрыш
останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться
в кругах).
3
Музыка В — повторение движений 1 фигуры.
3фигура
Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала).
На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка
пружинят в такт музыке).
Музыка В — повторение движений 1 фигуры.
4фигура
Дети бегут парами по кругу.
На
проигрыш
останавливаются
лицом
друг
к
другу
(мальчик
стоит
спиной в круг, девочка — лицом).
Музыка В
1-я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).
2-я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом
(более простой вариант — кружение в парах шагом).
3—4-я фразы — повторение движений.
5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).
6-я фраза — повторение движений 1 фигуры.
5фигура
Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А
находят любого партнера и становятся с ним в пару.
Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.
6фигура
Дети бегут врассыпную по одному.
Заключение
1-й вариант — обнимаются.
2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на
пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце
-лежать и не двигаться (отдыхают)
Танец с гусеницей
Для детей 4-6 лет Музыкальное сопровождение — мелодия
азербайджанской песни «Цыплята»
Участвует Взрослый (Курица) и группа дошкольников (Цыплята).
Задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать
музыкальные фразы, способности к подражанию (зрительного внимания).
Формирование навыков выразительного движения, освоение легкого бега,
прыжков на двух ногах, умения перепрыгивать предметы и т. д.
Реквизит:
корзинка,
в
которую
помещается
большая
бутафорская
гусеница — длиной примерно 4-5 метров (мягкая, гнущаяся, за которую
удобно держаться).
Вступление
1часть
Выходит Курица, несет корзинку, в которой лежит свернутая большая
гусеница. В конце 2-й фразы Курица ставит корзинку на пол.
2часть
На каждую фразу Курица жестом зовет Цыплят — те подбегают (всего 4
раза, соответственно четыре подгруппы детей, которые выбегают из 4-х углов
зала).
Три аккорда — Цыплята становятся в общий круг.
1 фигура
Музыка А
Цыплята бегут по кругу на носочках, слегка вращая «хвостиками», руки
(«крылышки») внизу, отведены назад, кистями слегка потряхивать.
Мама Курица стоит в центре круга, идет противоходом и считает своих
цыплят. Повторение музыки А — то же в другую сторону.
Музыка В
2-я фраза — Курица зовет Цыплят жестом, те подбегают к центру круга.
Крутят хвостиком, поворачиваются.
2-я фраза — Курица показывает жест «назад» — Цыплята отбегают
назад, повернувшись спиной к Курице, в конце фразы снова разворачиваются
лицом к центру.
Музыка С
Курица стоит в центре круга и показывает движения Цыплятам (а те
повторяют).
1-я
фраза
—
на
акцент
в
музыке
прыжок
на
двух
ногах,
затем
повернуться
спиной
к
центру
круга.
(Можно
детям
подсказать:
«повернуться», «отвернуться»).
2-я фраза — прыжок на двух ногах, повернуться лицом к центру.
3-4-я фразы — повторение движений 1-2 фраз.
5-я фраза — подбегают к Курице, заглядывают в корзинку.
6-8-я фразы — вынимают гусеницу и растягивают ее на круг.
Три аккорда — опускают гусеницу на пол и становятся внутри круга.
2 фигура
Музыка А
Бег по кругу- повторение движений 1 фигуры,
Повторение - бегут в другую сторону.
Музыка В
Повторение движений 1 фигуры, в конце останавливаются спиной к
Курице перед гусеницей.
Музыка С
1-я фраза — перепрыгивают через гусеницу и поворачиваются лицом к
Курице.
2-я фраза — то же, поворачиваются спиной к Курице.
Повторение
музыки
(3
и
4-я
фразы)
-
повторение
соответствующих
движений.
5-я фраза — кружение на месте.
Музыка А — бег по линии танца.
Три аккорда — садятся на пол лицом к центру за гусеницей, руки сзади в
упоре, ноги согнуты в коленях. Курица точно так же садится на пол в центре
круга.
3 фигура
Музыка А
На счет «раз» — коснуться носком правой ноги гусеницы. На «два» —
ногу в исходное положение. На «три-четыре» — то же левой ногой.
На
«пять-восемь»
—
опираясь
на
руки,
болтать
в
воздухе
ногами,
согнутыми в коленях. Эти движения повторять до конца музыки А. В конце
этой части сеть на пятки и взяться за гусеницу.
Музыка В
На «раз-два» — встать на колени и поднять руками гусеницу вверх, на
«три-четыре» — сесть на пятки, опустить гусеницу.
На повторение музыки — встать на ноги, опустить гусеницу на пол.
Музыка С — повторение движений предыдущей фигуры.
Повторение музыки А
Встать, поднять гусеницу и взяться за нее правой рукой.
Заключение
Цыплята, держась за гусеницу правой рукой, бегут за Курицей змейкой и
убегают из зала (или на свои места).
Литература
1.
А.И. Буренина "Коммуникативные танцы-игры для детей". Учебное
пособие. "Музыкальная палитра", С-П., 2004г.
2.
Журнал "Музыкальный руководитель".
3.
Журнал "Музыкальная палитра"
4. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической
пластике для детей. С-П., 2005