Автор: Пестрякова Вера Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ АЛАГАРСКАЯ СОШ им.Г.Д.Протодьяконова
Населённый пункт: Чурапчинский улус, село Чыаппара
Наименование материала: Музыка моего народа.
Тема: Якутские музыкальные инструменты
Раздел: среднее образование
Якутские
музыкальные
инструменты
Якутские
музыкальные
инструменты
В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные
инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт,
мировоззрение.
Хотя, у народа Саха музыкальный инструментарий не был так богат и
популярен, как устное народное и песенное творчество, все же он
достаточно разнообразен.
К древним самобытным инструментам относятся : хомус (варган),
кырыымпа (скрипка), тангсыр (домбра), кылысах (балалайка), кюпсюр
(барабан), дьа5а, дюнгюр (шаманский бубен), табык и т.д.
Один из инструментов народа Саха – хомус в настоящее время широко
известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии.
Существуют Музей и Центр хомуса народов мира.
Хомус
– один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через
века и практически не изменивший свой внешний вид. Это язычковый
инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых
концов (сынгаахтар) с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре
хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором.
Регулируется звук губами и языком.
Хомус
«Кылысах» - якутская «балалайка». Слово это сложное и состоит из двух.
«Кыл» означает — волос конского хвоста или гривы, который можно
использовать в качестве струны. «Сах» - это удар вскользь. К примеру, так
нужно ударять по огниву, чтобы добыть огонь.
Считается, что изобретена эта балалайка на основании охотничьего лука.
Впрочем, на боевых и охотничьих луках тоже играли музыку в древности. В
качестве струны использовалась тетива одного, а смычком служила тетива
другого. Конечно, очень уж красивую композицию таким образом не
получить. Поэтому предки современных якутов стали искать какую-то более
совершенную форму.
Кылысах
Таҥсыр (тангсыр)
– якутская «домбра», струнно-щипковый трехструнный
инструмент у древних якутов Верхнего Вилюя. Играли на нем смычком или
пальцем.
Тангсыр
Кырыымпа
(скрипка)- исконно якутский инструмент,
изобретён якутскими предками на основе охотничьего
лука и тетивы в начале 20 в.
Кырыымпа бывает одно-, двух-, трех- или
четырехструнной. Его звук и тембр наиболее близко
подходит для якутского этнического звучания.
Кырыымпа
Дьаҕа (джага)
– ударно-шумовой инструмент,
полая деревянная погремушка. Снаружи
нанизаны деревянные бабки. Трескучий звук,
от ударов друг о друга деревянных бабок и о
поверхность погремушки, издается путем
встряхивания инструмента.
Дьаҕа
Мас хобо
– ударный инструмент, который
состоит из нескольких деревянных пустых
коробочек определенной высоты. Различают
маленькие, средние (3-4 коробочки) и большие
хобо, диапазон которых — октава.
Мас хобо
Шаманский дюнгюр (род бубна) — очень старинный ударный инструмент,
который использовали во время шаманских церемоний. Инструмент
представляет собой узкий деревянный круг, покрытый кожей и украшенный
металлическими колокольчиками, которые позвякивают во время игры. Бубен
шаманского культа — это круг, соединенный с большой ручкой с широким
краем, который украшен многочисленными подвесками-колокольчиками,
лентами и т.д. Дюнгюры сопровождают танцы, ритуальные песни.
Дюнгюр
Табык считается священным сигнальным инструментом. Кожа
животного натягивалась между двумя столбами, обрамлёнными
сверху и снизу брусками. Били по ней специальной колотушкой.
Считается, что установление табыка связано с рождением
долгожданного наследника, второй раз его звуки созывали на
свадьбу, третий раз - на смерть этого человека.
Табык
Кюпсюр – якутский ударный инструмент. Состоит из,
выдолбленного дерева, обтянутого с обеих концов
кожей, били по нему колотушкой.
Кюпсюр
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!