Напоминание

«Активные методы обучения – как форма взаимодействия обучающихся и учителя».


Автор: Ханмурзаева Наида Явгайтаровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ФСОШ№1
Населённый пункт: ХМАО, Сургутский район, п.г.т.Федоровский
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: «Активные методы обучения – как форма взаимодействия обучающихся и учителя».
Раздел: полное образование





Назад




«Активные методы обучения – как форма взаимодействия обучающихся и учителя».

Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у

многих учащихся. В то же время есть ученики, которые имеют явно выраженные

способности к этому предмету, и ученики, для которых математика – вечная проблема.

Перед учителем всегда стоит и стоял вопрос о повышении качества обучения и подготовки

учащихся к итоговой аттестации. Как сделать так, чтобы каждый ученик развил свой

потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Проблема повышения

качества образования для школы является одной из важнейших. Невозможно добиться

усвоения материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Ориентировка на

"среднего" ученика приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам

воспитательного характера (потери интереса к математике, нежелании учиться и др.).

Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования

обуславливает необходимость осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Такой подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых, но и

для развития способностей сильных учеников. Развитие ученика, его личная самооценка

на каждом этапе урока формирует стремление учиться по своему внутреннему

убеждению. Таким образом, традиционные формы работы не дают должных результатов,

не эффективны, так как работа направлена в основном на «среднего» ученика. Проблема

активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической

науке, так и в образовательной практике.

Выделяют 3 уровня активности:

1)Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять,

запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

2)Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл

изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных

условиях.

3)Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому

осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление

познавательных интересов.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной

мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая

направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их

запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и

умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. К активным

методам обучения относятся: мозговой штурм,

деловая игра,

«Круглый стол», анализ

конкретных ситуаций, проблемное обучение. Активные методы обучения, игровые методы

– очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными

группами и в разных условиях строится, как целостное образование, охватывающее

определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,

персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию

обучения, помогает активировать учебный процесс, усвоение знаний становится более

качественным и прочным, значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо

использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и

учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации

деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом,

мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение

школьниками образовательной программы. Активный метод – это форма взаимодействия

учащихся и учителя, при которых учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в

ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в

пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то

здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы

предполагали не многократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают

демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят

знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные

методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. За

последние годы обучения добилась хороших результатов в итоговой аттестации

обучающихся.

АМО - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и

практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное

обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена

главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и

воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в

процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено

побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения

вперед в овладении знаниями.

Таким образом, умелое применение активных методов и

форм обучения в учебном процессе выводит на новый качественный уровень

методическую систему профессиональной подготовки.

Форма описания активного метода обучения

1.

Название метода

Инфо- угадайка

2.

Этап образовательного

мероприятия

Урок

3.

Количество участников

Все участники.

4.

Цели и задачи

Представление нового материала,

структурирование материала, оживление

использования метода

внимания обучающихся.

5.

Продолжительность

проведения

Зависит от объема нового материала и структуры

урока.

6.

Необходимые материалы

(канцелярские товары и

др.), которые понадобятся

для успешного проведения

метода

Подготовленный лист ватмана, цветные

маркеры.

7.

Предварительная

подготовка (если

требуется)

8.

Подробная технология

проведения

Учитель называет тему своего сообщения. На

стене прикреплен лист ватмана, в его центре

указано название темы. Остальное пространство

листа разделено на секторы, пронумерованные,

но пока не заполненные. Начиная с сектора 1,

учитель вписывает в сектор название раздела

темы, о котором он сейчас начнет говорить в

ходе сообщения. Обучающимся предлагается

обдумать, о каких аспектах темы, возможно,

далее пойдет речь в докладе. Затем учитель

раскрывает тему, а в сектор вписываются

наиболее существенные моменты первого

раздела (можно записывать темы и ключевые

моменты маркерами разных цветов). Они

вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив

изложение материала по первому разделу темы,

учитель вписывает во второй сектор название

второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко

структурированном виде представляется весь

новый материал, выделяются его ключевые

моменты.

В конце презентации учитель задает вопрос,

действительно ли им были затронуты все

ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то

не упомянутых аспектов темы. После

презентации возможно проведение краткого

обсуждения по теме и, при наличии вопросов у

обучающихся, учитель дает ответы на них.

9.

Инструкции модератора

обучающимся для

реализации или в ходе

проведения АМО.



В раздел образования




Яндекс.Метрика