Напоминание

Социальное пространство развития личности современного ребёнка


Автор: Брындина Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 219
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Социальное пространство развития личности современного ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социальное пространство развития личности современного ребёнка

Дети

один

из

величайших

подарков.

Но

вырастить

любящего,

счастливого человека в современном мире — непростая задача для любого

родителя.

Проблема становления личности ребёнка очень важна не только для его

родителей, но и для общества в целом. Путь его развития зависит от того,

какие качества и ценности будут сформированы у подрастающего поколения

сегодня, насколько оно будет готово к новым типам социальных отношений.

Ребёнок выступает не только как объект воспитания, осваивая опыт прошлых

поколений, но и как субъект общественной жизни. На развитие личности

современного ребёнка влияет множество социальных факторов. Рассмотрим

наиболее важные из них.

В

первую

очередь

это,

конечно,

семья,

семейные

отношения.

Нам

известна прописная истина, что «ребёнок учится тому, что видит у себя в

дому: родители пример ему». Родители являются, своего рода, посредниками

между

ребёнком

и

другими

социальными

объектами.

И

главная

задача

родителей

-

это

правильно

сориентировать

ребёнка

в

социальном

пространстве. Содержание

семейного

воспитания

охватывает

все

направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое,

умственное

и

нравственное

воспитание

детей,

изменяясь

от

возрасту

к

возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают детям знания о

природе,

обществе,

производстве,

профессиях,

технике,

вырабатывают

некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к

миру,

людям,

профессии,

жизни. В

семейном

воспитании

важное

место

занимает забота о здоровье ребёнка, его физическая подготовка, закаливание,

развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически

развитый

человек

способен

более

успешно

заниматься

умственным

и

физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как

правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее

воспринимает красоту и сам стремится всё делать красиво.

Воспитание

детей

в

семье

необходимым

компонентом

включает

умственное

развитие.

Первые

обращения

матери

к

еще

бессловесному

младенцу

уже

закладывают

начала

умственного

воспитания.

Дальнейшее

обучение

речи,

рассказывание

сказок,

чтение

книжек,

стимулирование

и

поощрение

детской

любознательности,

ответы

на

вопросы

ребёнка,

соответствующие разъяснения и т. д. — всё это отвечает интересам развития

мышления,

памяти,

внимания,

воображения,

служит

важной

задаче

подготовки к обучению в школе.

Когда ребёнок начинает активно социализироваться и идёт в детский

сад и школу, на помощь родителям приходит система образования.

Система

образования

и

культурная

среда

формирует

интеллект,

мировоззрение,

физическое,

духовное

и

нравственное

развитие.

Ребёнок

учится быть членом общества, идентифицировать себя с членами социальной

группы,

готовясь,

таким

образом,

принять

законы

и

правила

поведения

общества, в котором он живёт. В юном возрасте происходит освоение языка,

ценностей и норм культуры. В культурной среде происходит становление

личности

-

она

развивается,

а

затем

передает

усвоенную

культуру

следующему поколению. Культура оказывает влияние также на поведение,

определяя тем самым социализацию детей . О степени важности культуры и

образования

для

существования

индивида

и

общества

можно

судить

по

поведению

не

охваченных

социализацией

людей.

Инфантильное,

неконтролируемое поведение «детей джунглей», которые были полностью

лишены общения с людьми, говорит о том, что без социализации люди не

могут усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть речью и научиться

добывать средства для существования. В результате всего этого можно с

большим

убеждением

сказать,

что

у

этих

«диких»

детей

не

произошло

развития

личности,

которому

способствует

общение

с

людьми

.

Таким

образом,

задача

как

культуры,

так

и

образования

-

помочь

социальному

становлению

подрастающего

поколения,

умеющего

ориентироваться

в

современном социуме и активно включаться в него. Соответственно, очень

важная задача как родителей, так и педагогов образовательных учреждений -

обеспечить

условия

для

усвоения

ребёнком

культуры

того

общества,

в

котором он живёт, обеспечить доступ ко всем проявлениям культуры, тем

самым способствуя его духовно-нравственному развитию.

Помимо этого мощными средствами социализации являются средство

массовой информации. На сегодняшний день всё большее число родителей

беспокоит

влияние

СМИ

на

развитие

их

детей.

Кабельное

телевидение,

игровые

приставки,

компьютерные

игры,

интернет,

сотовые

телефоны

современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это всё

было

совершенно

чуждым

маленьким

детям,

взрослевшим

несколько

десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей

и

учителей.

Теперь

дети

подвергаются

большему

влиянию

новых

информационных технологий.

Принято

считать,

что

пристрастие

к

телевидению

имеют

дети,

лишённые родительского внимания. Однако , были проведены исследования,

в результате которых выяснилось, что дети приобретают «телевизионные»

привычки в процессе общения с взрослым поколением.

Чем

больше

дети

смотрят

телевизор,

тем

меньше

у

них

развито

творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко

интерпретируемые образы.

Просмотр

телепередач

замещает

социально

желательные

виды

деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом).

Было доказано, что чем больше времени ребёнок проводит у телевизора, тем

меньше

времени

он

уделяет

чтению

книг.

Есть

и

другое

мнение:

дети,

которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор.

Для

мало

читающих

детей

час,

проведённый

за

просмотром

телевизора,

естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети всё равно не

стали

бы

тратить

на

чтение.

Что

касается

физического

развития,

то

просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на

занятия спортом.

Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение

агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы.

Как

известно,

именно

через

телевидение

дети

усваивают

социальные

стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других

социальных групп, включая и самих детей.

Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек –

неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребёнок

видит

более

50

роликов

в

день.

А

дети

особенно

легко

поддаются

воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и

продукты,

которые

рекламируются.

Телевидение

наносит

вред

развитию

речи! Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию

речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее всё больше времени и

у родителей, и у детей.

Таким образом, телеэкран не только препятствует формированию речи

и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное

движение,

не

давая

детям

стимулов,

столь

необходимых

им

для

формирования

двигательных

навыков

и

органов

чувств.

Нехватка

многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может

привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают

при этом творческие способности, фантазия и интеллект ребёнка.

Из

сказанного

следует

вывод

о

том,

что

социальное пространство,

становится всё больше интегрированным, обретает свойства глобальности,

что в практическом плане открывает широкие горизонты свободы и в то же

время

создает

незримые,

но

вездесущие

механизмы

символистического

навязывания

смыслов.

Поэтому

главная

задача

родителей

и

общества

развивать в ребёнке способность правильно взаимодействовать в социальном

пространстве, для того, чтобы воспитать современную развитую личность.



В раздел образования




Яндекс.Метрика