Напоминание

Основы техники дыхания на духовых инструментах


Автор: Гришина Дора Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАУ ДО
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Основы техники дыхания на духовых инструментах
Раздел: дополнительное образование





Назад




"

Музыкальное исполнительство и педагогика"

Толмачев Ю.А., Дубок В.Ю.

Большое значение в процессе обучения игре на духовых инструментах

следует уделять развитию техники дыхания, требующая систематической

тренировки. От правильного дыхания зависят чистота интонации,

устойчивость и выразительность звука. При игре же на духовых

инструментах функции вдоха и выдоха коренным образом изменяются. Если

при обычном дыхании вдох и выдох по времени примерно одинаковы, то при

игре на духовом инструменте выдох часто бывает гораздо продолжительнее

вдоха. Кроме того, исполнительский выдох всегда активен.

Искусство исполнительского дыхания

Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять

силу и направление выдыхаемой струи воздуха, но и в умении производить

быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объему вдох при

нормальном дыхательном процессе. Для извлечения звуков определенной

высоты, динамики, характера, тембра, длительности, то есть, для приведения

в действие звукообразователя и звучащего воздушного столба исполнителю

на духовом инструменте необходим интенсивный выдох. Степень

интенсивности выдоха определяется характером музыки и спецификой

звукообразования на том или ином духовом инструменте.

Типы дыхания

Исполнители на духовых инструментах взяли на вооружение не грудной или

диафрагмальный типы дыхания, а грудо-брюшный, смешанный тип дыхания

как наиболее рациональный и создающий наиболее благоприятные условия

для производства вдоха и выдоха во время игры.

При грудном типе дыхания акцент вдоха падает на средний участок грудной

клетки, нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо,

диафрагма почти не участвует. При брюшном или диафрагмальном типе

дыхания акцент падает на работу самой сильной и активной мышцы –

диафрагмы. Однако объем легких при таком дыхании неполный, так как

средний и верхний участки грудной клетки в процессе вдоха участвуют

слабо.

При грудо-брюшном (смешанном) типе дыхания благодаря

комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки

достигается наибольший эффект вдоха. Тем не менее, при игре на духовом

инструменте нельзя отрицать важности и необходимости использования в

исполнительской практике духовиков разных типов дыхания – грудного и

диафрагмального (брюшного): типы дыхания определяются характером

самой музыки.

Условия игры музыканта-духовика

Условия игры обязывают музыканта-духовика производить часто полный и

быстрый вдох. Для обеспечения этого условия музыканты прибегают к

участию во время вдоха не только носа, как при нормальном вдохе, но и рта.

Степень участия рта в момент вдоха определяется спецификой

звукоизвлечения на том или ином духовом инструменте.

Так, например, на трубе – инструменте с узкой мензурой, требующей не

столько большого объема запаса воздуха, сколько интенсивности и

сконцентрированности выдыхаемой воздушной струи – основная нагрузка

при вдохе ложится на нос. Рот выполняет здесь лишь вспомогательные

функции, и то в исключительных случаях, когда требуется быстрый полный

вдох.

На широкомензурных инструментах (тромбон, туба), где полнота вдоха

всегда более объемна, чем в инструментах с узкой мензурой и выдох не

столь сконцентрирован, активность участия рта в процессе вдоха более

высокая.

При игре на деревянных духовых инструментах основная часть

вдыхаемого воздуха проходит через рот, и лишь незначительная часть –

через нос.

Степень активности участия в процессе вдоха ртом или носом зависит также

от музыкальной фразы и, в связи с этим, – от применяемых типов дыхания.

Если при диафрагмальном вдохе основная часть воздуха вдыхается через рот,

при грудо-брюшном – через рот и нос, то при грудном вдохе активная роль

принадлежит носу.

Слушателя может раздражать игра исполнителя только из-за того, что он

шумно, неэстетично вдыхает. Поэтому вдох через нос является более

бесшумным, он близок к естественному процессу дыхания, вдох через нос

значительно гигиеничнее.

Но решающая роль в исполнении принадлежит выдоху, так как он связан уже

непосредственно с художественной стороной исполнительского процесса.

Выдох должен быть разнообразен и гибок: то бурный и порывистый, то едва

заметный и плавный, то усиливающийся и замирающий, то ускоряющийся и

замедляющийся и т.д.



В раздел образования




Яндекс.Метрика