Напоминание

"Использование интерактивных технологий в воспитательном процессе"


Автор: Колесникова Марина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Заброденская СОШ
Населённый пункт: Калачеевский муниципальный район Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивных технологий в воспитательном процессе"
Дата публикации: 04.02.2017
Раздел: полное образование





Вернуться назад





Использование интерактивных технологий в воспитательном процессе.
Учитель истории МБОУ Заброденская СОШ Колесникова М.А.


«Самая большая роскошь-это роскошь человеческого общения»
Современную педагогическую науку отличает постоянный поиск и разработка новых образовательных технологий, которые направлены на развитие творческих способностей учащихся, способствующих их самореализации. Ключевой составляющей такого подхода является личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности: учителя и ученика. В связи с этим в воспитательном процессе применяются различные инновационные технологии, одной из которых является интерактивная технология.
Интерактивный
- дословный перевод с английского (interakyive)- взаимодействие. В современном толковом словаре русского языка Кузнецова слово «интерактивный» трактуется как двусторонняя связь между зрителем и центральным узлом какой –либо системы. Интерактивная технология предполагает хорошо организованную обратную связь субъектов обучения с двусторонним обменом информацией между ними. Она предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между учителем и учащимися, а также между самими учениками. Возможны следующие виды коммуникации: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группахи т.д. Интерактивная технология позволяет организовать воспитательный процесс, при котором значительная часть обучающихся оказываются вовлеченными во внеурочную деятельность. В итоге создается ряд условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи, вступать в дискуссию, совместно решать значимые проблемы. В воспитательном процессе можно применять различные интерактивные формы работы:  Мероприятия, построенные по принципу КТД(коллективно-творческое дело);  дебаты, круглые столы, ток-шоу;  игра-путешествие;  деловая игра;
 пресс-конференция;  конкурс, соревнование, турнир;  КВН;  игра-аукцион;  общественный смотр знаний;  творческий отчет;  психологические тренинги и игры. В качестве примера рассмотрим игру, построенную по принципу КТД «Собери картинку». Алгоритм игры.  Разбиваем класс на группы: Игра «Собери картинку»- формируем 4 команды.  Организуем соревнование «Какая команда самая дружная».  Объясняем правила, даем задание «Заполни окошко на ватмане».  В ходе всеобщего творческого процесса ,помогаем, координируем работу групп, выделяем потенциальных лидеров, учащихся обладающих творческими задатками, ребят которые умеют работать в команде.  По завершении работы вывешиваем все ватманы на доску, оцениваем быстроту и творчество каждой группы. Каждая команда получает звание по номинациям: «Самые дружные», «Креативщики», «За быстроту и оперативность» и т.д. Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов: I.ЭТАП Подготовительный:  изучаем теоретический и методический материал;  определяем схему рассадки участников;  даем описание правил и процедур проведения дебатов, «круглого стола», дискуссии, тренинга и т.д. II.ЭТАП Основной:  распределение ролей, деление на группы;  индивидуальное и групповое консультирование;  предварительные репетиции (для демонстрации ре зультата деятельности учащихся). III. ЭТАП Рефлексивный:
 формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Пример. Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: -Понравилась ли вам работа в группе? -Кто из участников группы оставался при своем мнении, почему? -Оцените свое участие в работе группы (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.). -Продолжите фразу «Сегодня я узнал…», «Сегодня я почувствовал…» и т.п. Важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (как правило это 5-9 человек). Работа в малых группах позволяет:  поставить в активную позицию каждого учащегося;  выявить лидеров, одаренных учащихся, создать условия для их развития и личностного роста;  научиться слушать и понимать собеседника;  брать на себя инициативу;  использовать как мотив состязательность, соревнование (наша группа «лучше всех»);  вырабатывать навыки социального взаимодействия; В интерактивных моделях активность педагога уступает место активности учащихся,его задача –создать условия для инициативы школьников. Применяя интерактивные технологии, педагог выступает в нескольких ролях:  Информатор - эксперт.  Организатор.  Консультант. Некоторые практические советы по организации « интерактива»: 1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. 2. Постоянная психологическая поддержка в процессе подготовки учеников (разминки, постоянные поощрения за активное участие в работе). 3. Важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении проблемы. 4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам «интерактива» было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
5. Правила и регламент надо обсудить в самом начале мероприятия и постараться не нарушать их. 6. Деление участников на группы строятся на основе добровольности или в игровой форме.


В раздел образования




Яндекс.Метрика