Напоминание

Формирование смыслового (осознанного) чтения у обучающихся с ОВЗ


Автор: Оксана Алексеевна Гулевская
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: город. Анжеро-Судженск,Кемеровская область
Наименование материала: Публикация
Тема: Формирование смыслового (осознанного) чтения у обучающихся с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Гулевская О.А.

Учитель начальных классов муниципального казённого

общеобразовательного учреждения «Школа № 37»

( г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область)

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО (ОСОЗНАННОГО) ЧТЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация

В статье раскрываются аспекты проблемы развития навыков чтения

детей с ОВЗ младшего школьного возраста, для их успешного обучения на

следующей ступени обучения и подготовке к профессиональной

деятельности. Представлена примерная работа с текстовым материалом

для развития смыслового чтения у обучающихся с ОВЗ.

Ключевые слова: формирование навыков чтения у обучающихся с ОВЗ,

смысловое чтение.

С внедрением ФГОС особое внимание уделяется формированию

универсальных учебных действий обучающихся. В этом отношении важное

значение приобретает вопрос формирования смыслового (осознанного)

чтения обучения младших школьников с ограниченными возможностями

здоровья. В процессе анализа собственной деятельности я столкнулась с

противоречием между увеличением техники чтения и недостаточным

пониманием смысла прочитанного младшими школьниками с

интеллектуальными нарушениями. Между тем, понимание прочитанного

(сознательность) является качественной составляющей полноценного навыка

чтения.

Работа учителя начальных классов предполагает постоянную работу над

навыком чтения обучающихся, так как дети с ограниченными возможностями

здоровья (умственная отсталость), в силу своих нарушений, затрудняются

бегло и правильно читать, с трудом понимают смысл прочитанного.

Выражение "уметь читать" включает в себя широкий спектр понятий: от

умения складывать слова в слоги до умения не только прочитать текст, но и

осознавать его. Как же научить учащихся осознанно читать и определять

уровень понимания прочитанного? Одним из вариантов повышения качества

чтения является целенаправленная коррекционная работа - система

упражнений, направленная на формирование умений понимать прочитанный

текст.

Для того чтобы обучающиеся начальной школы могли перешагнуть на

следующую ступень образования для изучения других учебных предметов, а

в последующем и овладеть рабочей профессией, то необходимо уделить

большое внимание на формирование навыков чтения.

Полноценный навык чтения складывается из таких качеств

как правильность, беглость, выразительность и осознанность.

Наряду с данными качествами особое место уделяется осознанному чтению.

Это чтение, при котором достигается полное понимание смысловой стороны

текста.

В развитии смыслового чтения нужно выделять следующие этапы:

- подготовка учащихся к восприятию текста

- словарная работа

- анализ прочитанного

- характеристика героев

В связи с особенностями текстов, литературная ситуация бывает далека от

реальной жизни детей, и при усвоении таких произведений обучающиеся не

могут опираться на наглядно-практическую деятельность и собственный

жизненный опыт. В этом случае необходимо образно рассказывать о

подобных жизненных ситуациях, демонстрировать наглядность (картины,

кинофильмы, экскурсии в музеи, на выставки, компьютерные презентации и

др.)

На разных этапах урока проводить словарную работу: объяснять значения

незнакомых слов, приучать детей самостоятельно выбирать из текста

незнакомые слова, выражения, уточнять их смысл, стараться вводить эти

слова в активный словарь детей, это способствует повышению уровня

осознанности при работе с текстом.

В работе по формированию смыслового чтения я использую разные приёмы.

Один из них- это самостоятельная работа с текстом.

Начиная с третьего класса, когда дети уже достаточно хорошо научились

читать и могут самостоятельно читать небольшие тексты и работать с ними, я

организую следующую работу по организации смыслового чтения.

В начале урока или в конце урока детям даётся небольшой текст для

прочтения. Затем обучающиеся письменно выбирают правильные варианты

ответов по тексту. На данную работу отводится 5-10 минут. (Приложение №1)

На разных уроках использую упражнения по формирование смыслового

чтения. (Приложение №2

Такая работа способствует развитию не только формированию навыков

чтения и его осознанности, но и интереса к чтению в целом.

Приложение №1

Имя………………

1. Прочитай.

Живёт в море рыбёшка – морской конёк. Формой он напоминает шахматную

фигуру. Пасётся морской конёк среди зарослей морских водорослей.

Мало кто знает, что морской конёк – самый преданный отец. Самка

откладывает икру в сумку на животе самца. Самец вынашивает икру до

рождения мальков. Получается, что рождает детей не самка, а самец.

2. Отметь правильный ответ.

Где живёт конёк? в море в реке

Где пасётся морской конёк? на траве среди водорослей на поляне

Куда откладывает самка икру? на водоросли себе в сумку самцу в сумку

Кто рождает детей у морских коньков? Самка самец

Как ты считаешь, хороший ли отец морской конёк? Да нет

Как называют малышей морского конька?

Головастики мальки жеребята

Имя …………………………

1.

Прочитай, придумай название.

Рябина - одно из наиболее любимых деревьев. Есть что-то веселое,

радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. Можно

найти немало песен и стихов, посвященных рябине, ее стройному облику,

белоснежным, душистым цветкам, ярким плодам. Как не заглядеться на

рябину, когда стоит она в белом весеннем уборе, или осенью, когда горят

грозди ярко-красных ягод!

(По В.Михайловскому и И. Соколову-Микитову)

2.

Выполнить задания к тексту.

Сколько предложений в тексте? …………

Из какого предложения видно, что автор относится к рябине как к живому

существу? Подчеркни это предложение одной чертой.

В каком предложении автор выражает свое восхищение красотой рябины?

Напиши номер этого предложения. ………

Напиши полный ответ на вопрос.

Что посвящают рябине люди?

…………………………………………………

Имя …………………………

1. Прочитай.

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная радуга-дуга.

Кто ни взглянет на радугу, всяк любуется ею. Загордилась радуга, да и стала

хвалиться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива - это правда, но ведь

без меня радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвалится. Тогда

солнышко рассердилось и спряталось за тучу - и радуги как не бывало. (К.

Ушинский.)

2. Выбери название.

Солнышко. Радуга. Солнце и радуга. Весёлый дождик.

3. Выполни задания к тексту.

Как называют радугу?

Радость

сестра солнышка

красота

радуга-дуга

Сколько цветов у радуги? Запиши цифрой. ………………

Без чего не бывает радуги? Напиши полный ответ.…………………

Почему солнышко рассердилось на радугу? Подчеркни ответ в тексте.

Приложение №2

.

1.

Упражнение "Пропавшие слова"

Задание: прочитать текст и вставить пропущенные по смыслу слова.

Стоит жаркая погода. Небо____________, солнце светит__________. Коля

и Оля идут гулять в поле. Они слушают пение_________ и собирают

_______. Вдруг небо стало темным, оно покрылось большими ________.

Дети испугались_________. Они постучались в один __________, чтобы

укрыться от сильного____________, так как у них нет с собой___________и

их одежда совсем ___________.

2.

Обучающимся

предлагается

текст,

в

котором

содержатся

смысловые

ошибки, задача детей состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем

самым понять прочитанное.

В одном доме жила у хозяев пушистая корова Мурка. Однажды Мурка

решила погулять - подышать свежим вареньем. Корова вышла на крыльцо,

легла и от удовольствия замурлыкала. На дворе было весело: шумно чирикали

озорные веники, на заборе стоял красный пастух и гордо кукарекал. Вдруг из

кошачьей конторы вылезла большая собака. Мурка испугалась и убежала в

дым.

3.Развитие понимания грамматических конструкций.

Собаку укусила оса. Кто кусался?

Витю ударил Петя. Кто драчун?

Лена ждет Сашу. Кто опаздывает?

Мама зовет дочку домой. Кто дома? Кто задерживается?

4. Развитие переносного смысла выражений на примере фразеологизмов.

Учитель предлагает детям соединить фразеологизм со своим значением.

Ежовые рукавицы

Валится из рук

На руку нечист

Не покладая рук

трудиться весь день

любит воровать

держать в строгости

ничего не получается



В раздел образования




Яндекс.Метрика