Напоминание

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.


Автор: Сидорова Тамара Годфритовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: п Трубный Сосновского района Челябинской области
Наименование материала: Методическая система
Тема: Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.
Раздел: полное образование





Назад




Методическая система

учителя русского языка и литературы МОУ «Трубненская СОШ» п. Трубного

Сидоровой Тамары Годфритовны.

Тема: Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного

использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и

литературе.

Цель: Повышение качества обученности через использование системно – деятельностного

подхода.

Задачи:

Образовательные:

-способствовать

овладению

учащимися

прочными

и

глубокими

знаниями

по

предмету;

-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее

с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- содействовать творческому развитию каждого ученика.

Воспитательные:

- способствовать нравственному воспитанию социально – активной личности.

Системно-деятельностный

подход

позволяет

выделить

основные

результаты

обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся»

(личностная

культура,

социальная

культура,

семейная

культура)

и

«формирование

универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть

положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Актуальность: В современном мире предъявляются новые требования к человеку. В этой

связи процесс образования должен пониматься как процесс развития личности, принятия

духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современный

выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Следовательно,

образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым, готовящим его

к жизни в обществе.

Литература и русский язык – это предметы, воспитывающие душу. Между тем, место их в

учебном процессе незаслуженно умалено. Особенно это касается литературы (нет

обязательного экзамена – значит, предмет не нужен). Необходимо поднять интерес к

предметам через использование инновационных методов обучения.

Обоснованность: Системно – деятельностный подход основывается на теоретических

положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н,Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я,Гальперина,

раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и

структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного

развития детей.

Содержание

деятельности:

В

соответствии

с

целями

и

задачами

содержание

методической системы строится с учётом фундаментального ядра содержания общего

образования и социальным заказом общества. Содержание образования по русскому языку

и литературе состоит из двух взаимосвязанных компонентов: деятельностного (овладение

понятиями

речевой

деятельности

и

речевой

коммуникации;

формирование

умений

создавать

тексты

различной

функциональной

и

коммуникативной

направленности;

способности владеть родным языком, искусством речи и мышления; умение пользоваться

языком

как

важнейшим

инструментом

сознания;

творческого

самовыражения)

и

знаниевого

(освоение

основ

лингвистики,

получение

сведений

по

теории

и

истории

литературы).

Содержание

методической

системы

строится

на

основе

создания

особых

взаимоотношений между учителем и учениками, соблюдения педагогических принципов:

гуманизма, сотрудничества, диалогизма, выборе, индивидуальности.

Формы работы: - индивидуальные;

-

групповые

(группы

формируются

по

уровню

мотивационного,

содержательно-

операционного и волевого компонентов личности обучающихся);

- фронтальные;

- коллективные;

- нестандартные уроки;

- внеклассные мероприятия.

Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится

развивающим, то есть конструируется на основе следующих положений:

-самостоятельности учащихся в ходе урока;

-самоорганизации учащихся;

-создание на уроке «ситуаций успеха»;

-развитие личности;

-формирование коллективизма;

-ролевого участия;

-ответственности;

-психологического обеспечения.

Методы обучения:

Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

а)коммуникативные

методы

(дискуссия,

диалог,

полемика,

жужжание

группы,

снежный ком, метод проектов, презентации);

б) проблемное изложение изучаемого материала;

в) имитационно-ролевой метод обучения;

г) исследовательский метод;

д) частично-поисковый (эвристический);

е) метод эмпатии (вживания);

ж) метод образного видения объекта;

з) метод придумывания;

и) игровые методы обучения;

к) метод прогнозирования.

Образовательные технологии: Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно

предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то

одной конкретной технологии, тем более, что преподавание литературы – это всегда

полилог.

1.Проблемное

обучение.

Данную

технологию

чаще

всего

я

использую

при

объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или

вопроса

для

исследования.

Специфика

нашего

предмета

заключается

в

том,

что

в

художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача

учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.

2.Информационные технологии.

- использование готовых ЦОР

- создание наглядных методических пособий средствами Power Point

- создание текстов

3.

Развитие

критического

мышления

через

чтение

и

письмо —

педагогическая

технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более

устойчивую,

нежели

внешнюю.

Эффективное

чтение

-

сложный

процесс

активного

восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный

контекст. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКАМЧП) понимается

как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке

информации в сопряжении с личным опытом.

4.Развивающее

обучение.

Главная

цель

в

преподавании

литературы

развитие

художественного сознания детей.

5.Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Цели:- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

- максимально выявить, окультурить индивидуальный опыт ребенка.

- помочь личности познать себя.

Современный

урок

должен

быть

личностно

ориентирован.

Особенно

это

касается

литературы. Каждая новая встреча с текстом художественного произведения должна быть

незабываемой, учитель прислушивается к чувствам и мыслям юных читателей.

5.Игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

активизации

и

интенсификации

учебной

деятельности. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может

возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как

захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть

открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно

ли игру усложнитъ, изменить, улучшить.

Основные виды деятельности:

- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной

учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для

овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного

владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

-

познавательный

(формирование

системы

гуманитарных

и

духовных

понятий,

составляющих основу научных знаний);

- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);

- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).

Достигнутые результаты: Отсутствие конфликтности между педагогом и учащимися,

между детьми класса; повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей

результатами работы учителя, устойчивость в поведении детей. Повысилась мотивация к

учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и

творческое самовыражение. Наблюдается положительная динамика учебных достижений

учащихся:

- результаты ЕГЭ (в 2020 г. ср. балл по русскому языку – 83 балла)

- победители и призёры олимпиад (районных)

-победители и призёры различных конкурсов (городских, областных, всероссийских)

Современному

обществу

требуются

образованные

люди,

не

столько

вооруженные

знаниями,

сколько

умеющие

их

добывать,

приобретать

по

мере

возникновения

потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании

и искусном применении всего того, что знаешь” (Г. Гегель)

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика