Автор: Сидорова Тамара Годфритовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: п Трубный Сосновского района Челябинской области
Наименование материала: Методическая система
Тема: Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.
Раздел: полное образование
Методическая система
учителя русского языка и литературы МОУ «Трубненская СОШ» п. Трубного
Сидоровой Тамары Годфритовны.
Тема: Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного
использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и
литературе.
Цель: Повышение качества обученности через использование системно – деятельностного
подхода.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать
овладению
учащимися
прочными
и
глубокими
знаниями
по
предмету;
-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее
с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- содействовать творческому развитию каждого ученика.
Воспитательные:
- способствовать нравственному воспитанию социально – активной личности.
Системно-деятельностный
подход
позволяет
выделить
основные
результаты
обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся»
(личностная
культура,
социальная
культура,
семейная
культура)
и
«формирование
универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть
положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Актуальность: В современном мире предъявляются новые требования к человеку. В этой
связи процесс образования должен пониматься как процесс развития личности, принятия
духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современный
выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Следовательно,
образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым, готовящим его
к жизни в обществе.
Литература и русский язык – это предметы, воспитывающие душу. Между тем, место их в
учебном процессе незаслуженно умалено. Особенно это касается литературы (нет
обязательного экзамена – значит, предмет не нужен). Необходимо поднять интерес к
предметам через использование инновационных методов обучения.
Обоснованность: Системно – деятельностный подход основывается на теоретических
положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н,Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я,Гальперина,
раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и
структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного
развития детей.
Содержание
деятельности:
В
соответствии
с
целями
и
задачами
содержание
методической системы строится с учётом фундаментального ядра содержания общего
образования и социальным заказом общества. Содержание образования по русскому языку
и литературе состоит из двух взаимосвязанных компонентов: деятельностного (овладение
понятиями
речевой
деятельности
и
речевой
коммуникации;
формирование
умений
создавать
тексты
различной
функциональной
и
коммуникативной
направленности;
способности владеть родным языком, искусством речи и мышления; умение пользоваться
языком
как
важнейшим
инструментом
сознания;
творческого
самовыражения)
и
знаниевого
(освоение
основ
лингвистики,
получение
сведений
по
теории
и
истории
литературы).
Содержание
методической
системы
строится
на
основе
создания
особых
взаимоотношений между учителем и учениками, соблюдения педагогических принципов:
гуманизма, сотрудничества, диалогизма, выборе, индивидуальности.
Формы работы: - индивидуальные;
-
групповые
(группы
формируются
по
уровню
мотивационного,
содержательно-
операционного и волевого компонентов личности обучающихся);
- фронтальные;
- коллективные;
- нестандартные уроки;
- внеклассные мероприятия.
Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится
развивающим, то есть конструируется на основе следующих положений:
-самостоятельности учащихся в ходе урока;
-самоорганизации учащихся;
-создание на уроке «ситуаций успеха»;
-развитие личности;
-формирование коллективизма;
-ролевого участия;
-ответственности;
-психологического обеспечения.
Методы обучения:
Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:
а)коммуникативные
методы
(дискуссия,
диалог,
полемика,
жужжание
группы,
снежный ком, метод проектов, презентации);
б) проблемное изложение изучаемого материала;
в) имитационно-ролевой метод обучения;
г) исследовательский метод;
д) частично-поисковый (эвристический);
е) метод эмпатии (вживания);
ж) метод образного видения объекта;
з) метод придумывания;
и) игровые методы обучения;
к) метод прогнозирования.
Образовательные технологии: Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно
предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то
одной конкретной технологии, тем более, что преподавание литературы – это всегда
полилог.
1.Проблемное
обучение.
Данную
технологию
чаще
всего
я
использую
при
объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или
вопроса
для
исследования.
Специфика
нашего
предмета
заключается
в
том,
что
в
художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача
учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.
2.Информационные технологии.
- использование готовых ЦОР
- создание наглядных методических пособий средствами Power Point
- создание текстов
3.
Развитие
критического
мышления
через
чтение
и
письмо —
педагогическая
технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более
устойчивую,
нежели
внешнюю.
Эффективное
чтение
-
сложный
процесс
активного
восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный
контекст. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКАМЧП) понимается
как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке
информации в сопряжении с личным опытом.
4.Развивающее
обучение.
Главная
цель
в
преподавании
литературы
–
развитие
художественного сознания детей.
5.Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Цели:- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
- максимально выявить, окультурить индивидуальный опыт ребенка.
- помочь личности познать себя.
Современный
урок
должен
быть
личностно
ориентирован.
Особенно
это
касается
литературы. Каждая новая встреча с текстом художественного произведения должна быть
незабываемой, учитель прислушивается к чувствам и мыслям юных читателей.
5.Игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
активизации
и
интенсификации
учебной
деятельности. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может
возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как
захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть
открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно
ли игру усложнитъ, изменить, улучшить.
Основные виды деятельности:
- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной
учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для
овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного
владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);
-
познавательный
(формирование
системы
гуманитарных
и
духовных
понятий,
составляющих основу научных знаний);
- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);
- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).
Достигнутые результаты: Отсутствие конфликтности между педагогом и учащимися,
между детьми класса; повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей
результатами работы учителя, устойчивость в поведении детей. Повысилась мотивация к
учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и
творческое самовыражение. Наблюдается положительная динамика учебных достижений
учащихся:
- результаты ЕГЭ (в 2020 г. ср. балл по русскому языку – 83 балла)
- победители и призёры олимпиад (районных)
-победители и призёры различных конкурсов (городских, областных, всероссийских)
Современному
обществу
требуются
образованные
люди,
не
столько
вооруженные
знаниями,
сколько
умеющие
их
добывать,
приобретать
по
мере
возникновения
потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании
и искусном применении всего того, что знаешь” (Г. Гегель)
.