Напоминание

"Метапредметный подход в обучении химии"


Автор: Хабибярова Ания Адгамовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Излучинский центр образования"
Населённый пункт: пгт. Излучинск Нижневартовский район ХМАО-Югра
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Метапредметный подход в обучении химии"
Раздел: полное образование





Назад




Метапредметный подход в обучении химии

Учитель химии МБОУ «ИЦО»

Хабибярова Ания Адгамовна

В наших школах учатся самые разные дети, кто-то лучше, кто-то слабее,

но это на наш взгляд. Ведь в принципе, мы биологи и знаем, что не имеем

морального права сравнивать одного ученика с другим, потому что природа

сотворила каждого ребенка индивидом, он только один такой, а мы хотим их

стандартизировать. Да не удастся никогда этого сделать, да инее надо.

Каждый одарен по своему. И мне кажется, что использование

метапредметного подхода в обучении, как раз развивает его

индивидуальность, его неповторимость, деятельность школьника становится

более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а

в этом мы видим свою главную задачу.

Сегодня к образованию предъявляются новые требования, связанные с

умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке

информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на

практике полученные знания, умения и навыки.

Поэтому задача учителя

научить обучающихся мыслить творчески, то есть вооружить таким важным

умением, как умение учиться.

Чтобы обеспечить успешность каждого ребенка, школа должна в первую

очередь учить мыслить – причём, всех детей без всякого исключения, не

смотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также

наследственных задатков.

И так, на современном этапе главной задачей образования является

развитие ребенка – что и положено в основу федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования (ФГОС).

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельной

образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с

принципиальными изменениями деятельности учителя. Одним из ответов

на вызовы современного общества стал компетентностный подход, суть

которого состоит в том, что результаты образования определяются «от

конечного продукта», т. е. исходя из наиболее общих способностей,

необходимых для жизни в меняющемся мире.

В основе метапредметного подхода лежит понимание того, что главное,

чему надо учить в школе - это творческое мышление. Метапредметный

подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний,

но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам

добывать информацию о мире не как сведения для запоминания, но как

знания для осмысленного использования.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно,

метапредметные образовательные технологии были разработаны для того,

чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от

друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Химия это наука о природе. В природе химические, физические и

биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления

изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой

проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление

межпредметных и метапредметных связей.

Чем отличаются межпредметные и метапредметные связи нам очень хорошо

известно.

И так, метапредметные связи интегрируют как можно больше учебных

предметов на основе мыследеятельностного подхода к обучению (ФГОС

второго поколения, 2010 г.)

Использование метапредметного подхода через выполнение различных

заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии.

Примеры:

Пример 1: Из романа А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»: «

Чудовище, лежащее пред нами, поистине могло, кого угодно испугать своими

размерами и мощью. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым

пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои

пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», - сказал я.»

Задание.

1.

Есть ли в этом тексте химическая ошибка. Если есть указать, и

объяснить.

2.

Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойла?

Пример 2: В начале XXвека из Нью-Йоркского порта вышла в открытый

океан красавица-яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел

денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время

алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было

красиво-сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми

головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала

расходиться, и яхта пошла быстро ко дну.

Задания.

1.

Что же случилось с яхтой. Предложите свой способ спасения яхты.

2.

Исследуйте свою квартиру, дом и установите, где использованы

антикоррозионные покрытия. Постройте классификацию

антикоррозионных покрытий на основании области их применений.

3.

Найдите дополнительную информацию о коррозии и способах борьбы

с ней.

4.

Отчет о проделанной работе предоставить в произвольной форме.

Пример 3: Невидимыми чернилами пользовались для ведения тайной

переписки ещё в древние времена. Например, тайные агенты Иоанна

Грозного использовали для написания своих доносов луковый сок. А

Владимир Ильич Ленин писал тайные письма при помощи сока лимона или

молока.

Задание.

1.

Подберите информацию об использовании химических веществ в

нестандартных целях (например, шпионских). Какими источниками

информации вы пользуетесь? Почему?

2.

Проведите дома небольшой эксперимент: напишите тайное письмо

другу молоком на бумаге. Хорошенько просушите бумагу и попросите

его прочесть. Что он для этого должен сделать?

3.

На основании собранной информации постройте классификацию

использования химических веществ в тайных целях. Отчет представить

в виде компьютерной презентации.

Пример 4. При изучении темы «химические свойства алюминия», чтобы

ответить на вопрос «Что такое амфотерность»:

Что общего между алюминием, амфорой, амфибией, амфитеатром.

Амфибия – животное, обитающее и в воде и на суше

Амфора - сосуд, сочетающие в себе кувшин и вазу

Амфитеатр – арена и зрительный зал.

«Амфос» в переводе с греческого означает и «и с тем и другим».

Как это можно связать с алюминием? (Ответ)

Так необычно, по-новому, рассматривается понятие амфотерности на примере

воды в теме: «Химические свойства воды». Обучающиеся ознакомлены ранее с

важнейшими классами неорганических веществ, изучение которых строится на

примере взаимодействия веществ с противоположными свойствами. Одни

верно относят воду к классу оксидов, но, одни из них относят это вещество к

кислотным оксидам, так как в её состав входит химический элемент – неметалл,

другие – к основным. Эксперимент, доказывающий, что вода вступает в

реакцию с основным и кислотным оксидом, позволяет самостоятельно ответить

на возникшие вопросы. При таком подходе формирование понятий

амфотерности не вызывает затруднений, так как обучающиеся, не изучая ни

одной новой реакции, лишь применили самостоятельно свои знания.

Метапредметный урок позволяет активизировать интерес и мотивацию

обучения обучающихся путём привлечения к предмету других областей знаний

и опоры на личный практический опыт каждого ученика.

Мотивация учебной деятельности легко осуществляется при изучении темы:

«Металлы» Обучающиеся не только определяют самостоятельно тему урока, но

формулируют его цель, т. е. осуществляют регулятивные учебные действия –

умения определять учебные задачи; планировать и организовывать свою

деятельность по их решению.

Ставлю перед учениками такой проблемный вопрос: что произойдёт, если не

будет автомобилей, самолётов, мостов, электрических проводов, если человек

лишится 3г одного из элементов – впрочем, он этого не заметит, т. к.

моментально умрёт. Об отсутствии какого элемента идёт речь? (железо).

Привожу пример следующей ситуации: повсюду множество металлов трудятся

вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась

заливистым голосом. Повернули выключатель на стене – и тонкая пружина из

вольфрама наполнила светом комнату. Без гвоздя и молотка не обходится ни

один строитель. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов.

Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам,

добывающим и обрабатывающим его. Предлагаю поразмыслить над

воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне

маловероятно: все металлы исчезли. Представьте, что такая ситуация всё таки

произошла, и опишете её последствия для человечества. Каждый называет

предметы, которых бы лишились в результате этой ситуации. Что же делать?

Ученики предлагают решение этой проблемы - добывать руду, получать

металлы. Так подходим к определению темы урока: «Металлы» и

формулировки его цели - изучение свойств металлов и способов их получения.

Выполняя данные задания, обучающиеся приобретают

естественнонаучную грамотность (умений описывать, объяснять,

прогнозировать явления окружающей действительности с

естественнонаучных позиций, действовать в соответствии с ними).

Значение метапредметного подхода в образовании

состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и

культуру формирования целостного мировоззрения.

Результатом моего труда является то, что обучающиеся, которые пришли

к нам в школу с заниженной самооценкой, низкой успеваемостью, получают

аттестат, поступают в нефтяной техникум, медицинский колледж и другие

учебные заведения.



В раздел образования




Яндекс.Метрика