Автор: Мелихова Нина Альфредовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательной активности дошкольников
через экспериментирование
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в
этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс
усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,
приобретение
знаний
самостоятельно
или
под
тактичным
руководством
взрослого. Короткова Н. А. указывает: «Конечно, ребенок познает мир в
процессе
любой
своей
деятельности,
но
именно
в
познавательно-
исследовательской
деятельности
дошкольник
получает
возможность
впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в
установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не
только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я
запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют
ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом
уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если
живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к
окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком
уровне.
Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах
преподносят на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения. И
вместо
того,
чтобы
ребенку
самому
обследовать,
н а бл юд ат ь ,
экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он
вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как
познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.
Такое
обучение
можно
назвать
пассивным,
то
есть
ребенок
слушает,
запоминает, но сам в активном изучении
объекта не участвует. Способом
пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную
активность. Следовательно, в будущем он не будет научен, самостоятельно
учиться, и самостоятельно добывать знания.
Целью познавательной деятельности является способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
потребности
в
умственных
впечатлениях
детей,
стремления
к
самостоятельному познанию и размышлению.
Важно
помнить, развивая познавательную деятельность, не нужно
давать
детям
готовых
знаний,
образцов
и
определений,
а
стимулировать
каждого
ребенка
на
поиск,
развивать
познавательную
инициативу
путем
создания
различных
проблемных
ситуаций.
Существенную
роль
в
этом
направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников,
протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети
преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с
явлениями природы.
Организации
поисковой
деятельности,
постановки
простейших
опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению
определенных
учебных
правил
и
порядка
действий:
ставить
цель,
планировать
и
последовательно
осуществлять
работу,
прогнозировать
результаты, контролировать и оценивать свои действия.
Познавательная
деятельность
требует
интеллектуальных
усилий,
анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей,
расширяется круг знаний. Поэтому задача воспитателя - увлечь всех детей
познавательной
деятельностью,
наполнив
её
интересным
содержанием.
Очень важным условием к реализации познавательной деятельности является
обращение к занимательным формам. В этом возрасте игра наряду с учением
занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей,
приобщить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать
с
игровых,
занимательных
форм,
чтобы
потом,
когда
интерес
будет
сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания.
Самой
эффективной
на
современном
этапе
является
методика
сотрудничества. Суть её в том что, позиция педагога не над детьми, а вместе с
ними. Он, воспитатель - товарищ по совместной деятельности. Подчеркну,
что задача педагога при проведении познавательных дел и игр - выделить
момент
нахождения
решения,
положительно
оценить
преодоление
трудностей
в
процессе
решения.
Тогда
интерес
к
познанию
и
радость
открытия могут стать постоянным спутником жизни ребёнка.