Напоминание

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование


Автор: Мелихова Нина Альфредовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной активности дошкольников

через экспериментирование

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в

этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс

усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний,

приобретение

знаний

самостоятельно

или

под

тактичным

руководством

взрослого. Короткова Н. А. указывает: «Конечно, ребенок познает мир в

процессе

любой

своей

деятельности,

но

именно

в

познавательно-

исследовательской

деятельности

дошкольник

получает

возможность

впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в

установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не

только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я

запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют

ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом

уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если

живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к

окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком

уровне.

Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах

преподносят на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения. И

вместо

того,

чтобы

ребенку

самому

обследовать,

н а бл юд ат ь ,

экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он

вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как

познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое

обучение

можно

назвать

пассивным,

то

есть

ребенок

слушает,

запоминает, но сам в активном изучении

объекта не участвует. Способом

пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную

активность. Следовательно, в будущем он не будет научен, самостоятельно

учиться, и самостоятельно добывать знания.

Целью познавательной деятельности является способствовать

развитию

у

детей

познавательной

активности,

любознательности,

потребности

в

умственных

впечатлениях

детей,

стремления

к

самостоятельному познанию и размышлению.

Важно

помнить, развивая познавательную деятельность, не нужно

давать

детям

готовых

знаний,

образцов

и

определений,

а

стимулировать

каждого

ребенка

на

поиск,

развивать

познавательную

инициативу

путем

создания

различных

проблемных

ситуаций.

Существенную

роль

в

этом

направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников,

протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети

преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с

явлениями природы.

Организации

поисковой

деятельности,

постановки

простейших

опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать, готовит детей к усвоению

определенных

учебных

правил

и

порядка

действий:

ставить

цель,

планировать

и

последовательно

осуществлять

работу,

прогнозировать

результаты, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательная

деятельность

требует

интеллектуальных

усилий,

анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей,

расширяется круг знаний. Поэтому задача воспитателя - увлечь всех детей

познавательной

деятельностью,

наполнив

её

интересным

содержанием.

Очень важным условием к реализации познавательной деятельности является

обращение к занимательным формам. В этом возрасте игра наряду с учением

занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей,

приобщить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать

с

игровых,

занимательных

форм,

чтобы

потом,

когда

интерес

будет

сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания.

Самой

эффективной

на

современном

этапе

является

методика

сотрудничества. Суть её в том что, позиция педагога не над детьми, а вместе с

ними. Он, воспитатель - товарищ по совместной деятельности. Подчеркну,

что задача педагога при проведении познавательных дел и игр - выделить

момент

нахождения

решения,

положительно

оценить

преодоление

трудностей

в

процессе

решения.

Тогда

интерес

к

познанию

и

радость

открытия могут стать постоянным спутником жизни ребёнка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика