Автор: Краснопольская Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: п.Петропавловский, Челябинская обл.
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа по физическому развитию
Тема: «Физкультурная сказка»
Раздел: дошкольное образование
Дополнительная общеобразовательная программа
по физическому развитию
«Физкультурная сказка»
Возраст обучающихся: 4-6 лет
Срок реализации: 2 года
Составила: воспитатель МДОУ « Детский сад
«Полюшко» п.Петропавловский»,
Краснопольская О.С.
1
Содержание
№
страница
Целевой раздел
1
Пояснительная записка
3
Цель, задачи
4
Планируемые результаты
5
2
Учебный план
6
3
Содержание учебного плана
7
Первый год обучения
7
Второй год обучения
10
4
Перечень пособий и материалов
16
5
Оценочные материалы
16
2
1.
Пояснительная записка.
В настоящее время задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточна сложна.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется
характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической
культурой и спортом.
В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного
образования "От рождения до школы", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой; парциальная программа Н. Н. Ефименко «Театрализация физического воспитания
дошкольников».
Актуальность.
Актуальность сохранения и укрепления здоровья воспитанников занимает ведущее место
в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС
ДО).
По ФГОС ДО главной задачи является охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также обеспечение психолого-
педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
и
повышение
компетентности
родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
Одной из важнейших проблем в ДОУ является внедрение и использование в процессе фи-
зического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что
многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть
учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
слабое здоровье детей (низкий иммунитет, частые простудные заболевания, нарушения
зрения и ОДА и т.д.);
недостаточная двигательная активность в течение дня в детском саду и дома (особен но
в холодный период года);
большая загруженность сидячими занятиями;
потеря природной гибкости, эластичности и подвижности суставов к концу дошкольно -
го периода;
желание реализовать себя в движении;
желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, ак-
тивным.
Новизна.
Отличие данной физкультурно-оздоровительной программы в комплексном решении задач
оздоровления. За основу взята педагогическая технология «Театрализация физического воспи-
тания дошкольников» Н.Н. Ефименко. Игровой, сказочный сценарий театрального действия
вызывает у ребенка восприятие физических упражнений как чего-то интересного, необычного,
привлекательного, при этом легкого, мягкого и ненавязчивого, то есть находящегося вне преде-
лов императивности — что имеет в дошкольном детстве принципиальное значение. Инно -
вационной является и методика проведения занятий кружка, основанная на восьми «золотых
формулах» двигательного режима ребенка, которые составляют основу физического воспита-
3
ния дошкольников: «лежачий», «ползательный», «сидячий», «стоячий», «ходьбовый», «лаза-
тельный», «беговой» и «прыжковый».
Ключевыми позициями являются строгое следование законам природы и всеобъемлющий
игровой метод, предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции
образовательных областей, как одного из важнейших принципов организации работы с до-
школьниками в соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы до-
школьного образования.
Цель: совершенствование
двигательных
умений
и
навыков,
работы
органов
дыхания
и
кровообращения, содействие всестороннему развитию личности дошкольника посредством
физкультурно-речевых занятий.
Задачи:
Первый год обучения:
Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей.
Создавать
условия
для
формирования
правильной
осанки,
систематического
закаливания
организма,
формирования
и
совершенствования умений и навыков в основных видах движений на занятиях и
вне их, воспитания гигиенических навыков.
Совершенствовать пространственную ориентировку детей.
Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в
самостоятельной двигательной деятельности.
Второй год обучения:
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и
совершенствованию его функций.
Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных
формах организации двигательной деятельности детей.
Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.
Развивать самостоятельность и творчество двигательной деятельности.
Основные принципы планирования:
Количественный принцип — постепенно увеличиваться диапазон (количество)
осваиваемых физических упражнений.
Качественный принцип — с ростом диапазона осваиваемых двигательных ре-
жимов обязательно ступенчато возрастает и сложность физических упражнений.
Принцип повторности (повторяемости) заключается в давно известном педа-
гогическом изречении: повторение — мать учения!
Возрастной принцип – учитываются возрастные особенности детей.
Календарный принцип — от осеннего цикла к весеннему и летнему, приори-
тетность основных двигательных режимов должна видоизменяться следующим
образом: от лежачих (горизонтированных) положений ко все более вертикаль-
ным, нагрузочным, гравитационным.
Организация кружка.
Участники: дети младшего дошкольного возраста.
Наполняемость: не более 12 человек.
4
Время: занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий:
Группа
В неделю
В месяц
В год
4-5 лет
1
4
36
5-6 лет
2
8
72
Продолжительность одного занятия:
Младшая группа – 15 минут.
Средняя группа – 20 минут.
Условия: перед началом занятий кружка организуется проветривание спортивного зала, влаж -
ная уборка. Температура должна составлять +19,+20 градусов. Дети занимаются в однослой-
ной одежде без обуви на ковре.
Планируемые результаты.
Первый год обучения:
Дети:
Физически развиты, овладевшие основными культурно – гигиеническими
навыками, имеют первичные представления о себе.
Сформированы умения и навыки в основных видах движений на занятиях и вне
их, воспитания гигиенических навыков.
Ориентируются в пространстве.
Участвуют в совместных играх и физических упражнениях.
Активны в самостоятельной двигательной деятельности.
Повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития
физических качеств).
Второй год обучения:
Дети:
Физически развиты, овладевшие основными культурно – гигиеническими
навыками, имеют первичные представления о себе.
Правильно, выразительно, красиво выполняют движения в различных формах
организации двигательной деятельности.
Проявляют самостоятельность и творчество двигательной деятельности.
Повышен уровень физической подготовленности (прирост показателей развития
физических качеств).
Результативность программы
:
Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздорови-
тельной работы.
Укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма, полноценное физическое
и психическое развитие.
Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей разви-
тия физических качеств).
Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечи-
вают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъ-
ему.
5
2.
Учебный план
.
первый год обучения
№
Название раздела
Тема занятий
Колич
ество
часов
1
Введение
«Игровые упражнения»
1
«Ай да заинька!»
1
«Вот я какой»
1
2
Итого
3
«Тётушка Осень»
«Ранняя осень»
2
«Осень наступает»
2
«Люди осенью»
2
«Тётушка Осень»(сказка полностью)
2
Итого
8
3
«Бабушка Зима»
«Зима на пороге»
2
«Снежок выпал»
2
«Зимой на улице»
2
«Холода»
2
«Бабушка Зима»(сказка полностью)
2
Итого
10
«Дружная семейка»
2
4
«Девушка Весна»
«Идёт Весна»
2
«Солнышко греет»
2
«Пришла Весна»
2
«Девушка Весна»(сказка полностью)
2
Итого
10
«Игровые упражнения»
2
5
Итоговая диагностика
Горизонтальный
пластический
балет
«Зимушка-Зима» (с.86)
2
итого
36
второй год обучения
№
Название раздела
Тема занятий
Колич
ество
часов
1
«Домашние животные» (с.96)
«утро»
2
«день»
2
«конец дня»
2
«домашние
животные»
(сказка
полно-
стью)
2
Итого
8
2
«Приключения
любопытных
прищепок» (с.103)
«пробуждение»
2
«начало приключений»
2
«любопытство»
2
«Приключения любопытных прищепок»
(вся сказка)
2
Итого
8
3
Горизонтальный
пластический
балет
«Сказка о медоносных пчёлках и
цветочках»
«появление пчёлок»
2
«пчёлки и цветочки»
2
«пчёлки трудятся»
2
«Сказка
о
медоносных
пчёлках
и
2
6
цветочках» (вся сказка)
Итого
8
4
«Бытовая техника»
«как пылесос Чистюля порядок
наводил» (с.124)
«утро»
2
«начало уборки»
2
«пылесос и дети»
2
«как
пыле со с
Чистюля
п о р я д о к
наводил»
(вся сказка)
2
Итого
8
5
«Наш детский сад»
«Весёлые скамейки» (с.131)
«подъём»
2
«скамейки и дети»
2
«весёлые игры»
2
«Весёлые скамейки» (вся сказка)
2
Итого
8
6
Горизонтальный
пластический
балет
«Тайны космоса» (с. 142)
«Звёздное небо»
2
«среди звёзд»
2
«Вселенная»
2
«Тайны космоса» (вся сказка)
2
Итого
8
7
«Первый раз в первый класс»
«Готовимся к школе» (с. 152)
«За знаниями»
2
«трудности учёбы»
2
«с друзьями»
2
«Готовимся к школе» (вся сказка)
2
Итого
8
8
«В мире животных»
«Как зайцам приснился сон про
сладкую морковку» (с. 159)
«чуткий сон»
2
«про морковку»
2
«ловкие зайцы»
2
«Как зайцам приснился сон про слад-
кую морковку» (вся сказка)
2
Итого
8
9
Горизонтальный
пластический
балет
«Профессии
настоящих
мужчин»
«Мужественные моряки» (с. 170)
«утренний туман»
2
«шторм»
2
«Мужественные моряки» (весь балет)
2
Итого
6
10
Диагностика
«Забавные физкультурники 2» (с.165)
3
Всего
72
3. Содержание учебного плана.
первый год обучения (см. «Физкультурные сказки или как подарить детям радость
движения, познания, постижения»- Н.Н.Ефименко, 2005)
Раздел
Тема
Программное содержание
№ООД
Введение
«Игровые
упражнения»
Основной режим – «полный круг» . Вызвать
интерес к физкультурным занятиям; Развивать
у детей фантазию, воображение; Создать весе-
лое настроение у детей.
1
(2ая не-
деля сен-
тября
2020 г.)
«Ай
да
заинь-
ка!»
Основной режим – «полный круг». Вызвать ин-
терес к физическим упражнениям, желание иг-
рать вместе, способствовать профилактике
плоскостопия, формированию правильной
2 (3 неде-
ля сен-
тября
2020 г.)
7
осанки, закаливанию организма. Выявить
функциональные возможности уровня физиче-
ской и двигательной подготовленности у де-
тей.
«Вот я какой»
Основной
режим
–
«стоячий».
Познакомить
детей с внешним строением человека с воз-
можностями его тела. Дать детям сведения о
пользе занятий физкультурой. Вызвать жела-
ние заниматься.
3 (4 неде-
ля сен-
тября
2020 г.)
«Тётушка
Осень» (с. 44)
«Ранняя осень»
Основной режим – «полный круг». Формиро-
вать эмоциональный опыт детей, способство-
вать элементарному перевоплощению; разви-
вать интерес к языку движений.
4-5 ( 1-2
неделя
октября
2020 г.)
«Осень наступа-
ет»
Основной режим – «прыжковый». Упражнять в
умении двигаться и выполнять упражнения
сидя, лёжа, с движениями рук, ног, туловища;
закрепить навыки хождения на четвереньках,
прыжки "по-лягушачьи; развивать внимание,
ловкость, пластичность; вызвать радость от
подражания животным.
6-7 (3-4
неделя
октября
2020 г.)
«Люди осенью»
Основной режим – «беговой». Учить де-
тей принимать правильные исходные положе-
ния в тех или иных упражнениях; упражнять в
ползании на четвереньках по гимнастической
скамейке, в прыжках на двух ногах, развивать
двигательные реакции в подвижной игре.
8-9 (5 не-
деля
октября-
1 неделя
ноября
2020 г.)
«Тётушка
Осень» (вся
сказка)
Основной режим – «ползательный». Закре-
пить в игровой форме навыки выполнения
циклических упражнений (бег, ходьба, прыж-
ки, ползания на четвереньках, подлезания под
дугу;
вызвать у детей положительный эмоциональ-
ный настрой.
10-11 (2-
3 неделя
ноября
2020 г.)
«Бабушка
Зима» (с. 55)
«Зима
на
поро-
ге»
Основной режим – «ходьбово-прыжковый».
Закрепить навыки движений (бег, ходьба на
носках, ходьба по доске, подлезание под дугу,
прыжки через верёвочки); воспитывать жела-
ние играть дружно; формировать положитель-
ное отношение детей к физкультурным меро-
приятиям; создавать благоприятные условия
для разнообразной двигательной деятельно-
сти.
12-13 (4
неделя
ноября-1
неделя
декабря
2020г.)
«Снежок выпал»
Основной режим – «прыжково-беговой». Про-
должать учить организованно, перемещаться в
определенном направлении с ускорением и
замедлением темпа. Учить прыжкам в длину с
места на двух ногах. Учить детей принимать ис-
ходное положение при метании в даль. Упраж-
14-15 (2-
3 неделя
декабря
2020 г.)
8
нять в ходьбе и беге врассыпную, ходьбе с вы-
соким подниманием колена. Вызвать у детей
положительный эмоциональный отклик на
спортивные упражнения.
«зимой
на
ули-
це»
Основной режим – «ползательный». Упраж-
нять в ползании на животе по гимнастической
скамейке; развивать ловкость в прыжках ноги
вместе, ноги врозь; развивать координацион-
ные способности, быстроту реакции.
16-17 (4-
неделя
декабря-
2 неделя
января
2021 г.)
«Холода»
Основной режим – «полный круг». Продолжать
развивать разнообразные виды движений де-
тей. Закреплять умение действовать совмест-
но, в общем для всех темпе, сохранять пра-
вильную осанку в разных положениях. Учить
детей выполнять правила в подвижных играх,
развивать интерес к ним, воспитывать желание
заниматься физкультурой.
18-19 (3-
4 неделя
января
2021 г.)
«Бабушка Зима»
(вся сказка)
Основной режим – «лежаче – ползательный»
Закрепить в игровой форме навыки выполне-
ния циклических упражнений (бег, ходьба,
прыжки, ползания на четвереньках, подлеза-
ния под дугу;
вызвать у детей положительный эмоциональ-
ный настрой.
20-21 (1-
2 неделя
февраля
2021 г.)
«Дружная
с е-
мейка»
Основной режим – «прыжково-беговой»
Дать почувствовать каждому ребенку себя в
центре внимание; закреплять умение действо-
вать с предметами, выполнять подражатель-
ные действия в соответствии с текстом; выпол-
няет игровые упражнения; развивать ловкость,
координацию движений.
22-23 (3-
4 неделя
февра-
ля- 2021
г.)
«Девушка
«Идёт Весна»
Основной режим – «лежаче – ползательный»
Укрепление мышц рук, ног, плечевого пояса.
Ползание на четвереньках в разных положени-
ях, прыжки на двух ногах, бег со сменой дви-
жения. Создать детям радостное настроение.
24-25 (1-
2 неделя
марта
2021 г.)
«Солнышко
греет»
Основной режим – «ходьбовый». Формиро-
вать представление детей о здоровье; закре-
пить знания о назначении предметов личной
гигиены, умение пользоваться ими; позна-
комить детей с понятием «полезная и вредная
пища», закреплять знания о пользе витаминов.
26-27 (3-
4 неделя
марта
2021 г.)
«Пришла Весна»
Основной режим – «ходьбовый». Вызвать у
детей положительный эмоциональный от-
клик на спортивные упражнения. Воспиты-
28-29 (1-
2 неделя
апреля
9
Весна» (с. 12)
вать желание заниматься физическими
упражнениями. Формировать умение вы-
полнять ходьбу и бег; не наталкиваясь друг
на друга, с согласованными, свободными
движениями рук и ног, правильную осанку.
Развивать движения в разнообразных фор-
мах двигательной активности.
2021 г.)
«Девушка
В е с н а »
( в с я
сказка)
Основной режим – «прыжково-беговой»
Расширить представления детей о повадках
животных (как они двигаются, как «разговари-
вают с нами»). Упражнять в прыжках на двух
ногах на месте, вокруг себя, из обруча в обруч.
Закреплять умение в ходьбе, идти на всей
ступне, и друг за другом в колонне. Разви-
вать потребность к двигательной активности,
творческую двигательную деятельность.
30-31 (3-
4 неделя
апреля
2021 г.)
«Игровые
упражнения»
«Путешествие
дождевой
капельки»
( с .
50)
Основной режим – «ходьбово-беговой»
Формировать
умение
сохранять
устойчивое
положение
тела,
правильную
осанку; закре-
пить умение детей ходить друг за другом, бе-
гать врассыпную не наталкиваясь друг на дру-
га, с согласованными, свободными движения-
ми рук и ног; приучать действовать сообща,
придерживаясь
определенного
направления
передвижения по зрительным ориентировкам;
развивать у детей желание играть в подвиж-
ные игры с простым содержанием.
32-33 (5
неделя
апреля-1
неделя
мая 2021
г.)
Итоговая
диагностика
«Приключения
домашних
тапочек» (с.5)
Выявить функциональные возможности уровня
физической и двигательной подготовленности
у детей..
35-36 (2-
3 неделя
мая 2021
г.)
второй год обучения (см. Ефименко Н.Н. – «Театрализация физического воспита-
ния дошкольников», 2016)
Раздел
Тема
Программное содержание
№ООД
«Домашние
животные»
(с. 96)
«Утро»
Основной режим – «ходьбово-беговой»
Закрепление знаний детей о здоровом обра-
зе жизни. Формирование правильной осанки.
Развитие мелкой моторики пальцев ног. Вос-
питывать интерес к занятию; создать положи-
тельный эмоциональный настрой.
1-2 (2 не-
деля сен-
тября
2021 г.)
«День»
Выявить функциональные возможности уров-
ня физической и двигательной подготовлен-
ности у детей.
3-4 (3 не-
деля сен-
тября
2021 г.)
«Конец дня»
Основной режим – «ходьбово-беговой»
Продолжать упражнять действовать по сигна-
лу и в умении перестраиваться;
продолжать упражнять детей в быстром беге,
5-6 (4 не-
деля сен-
тября
10
действовать по сигналу;
совершенствовать физические качества; вос-
питывать интерес к физическим упражнени-
ям, желание играть вместе, самостоятель-
ность; способствовать профилактике плоско-
стопия, формированию правильной осанки.
Выявить функциональные возможности уров-
ня физической и двигательной подготовлен-
ности у детей.
2021 г.)
«Домашние
жи-
в о т н ы е »
( в с я
сказка)
Основной режим – «сидячий». Ознакомление
с различиями в движениях девочек и мальчи-
ков, выполняющих определённые роли.
Упражнять в умении ходить вокруг ориенти-
ра; Закрепить умение передвигаться на ладо-
нях и коленях в прямом направлении, ис-
пользуя перекрёстную координацию; При
прокатывании большого мяча развивать уме-
ние энергично его отталкивать и прокатывать
его в прямом направлении; В подвижной
игре «Найди пару» закреплять умение реаги-
ровать на звуковой сигнал во время бега.
7-8 (5 не-
деля сен-
тября
2021 г.)
«Приключе-
ния любопыт-
ных прище-
пок» (с. 103)
«Пробуждение»
Основной режим – «полный круг». Продол-
жать развивать разнообразные виды движе-
ний детей. Закреплять умение действовать
совместно, в общем для всех темпе, сохра-
нять правильную осанку в разных положени-
ях. Учить детей выполнять правила в подвиж-
ных играх, развивать интерес к ним, воспиты-
вать желание заниматься физкультурой.
9-10 (1
неделя
октября
2021г.)
«Начало
приключений»
Основной режим – «лежаче-ползательный».
Через двигательную активность детей фор-
мировать представления об осени: как чело-
век и звери готовятся к зиме. Способствовать
укреплению здоровья детей. Учить детей
ползать по гимнастической скамейке на жи-
воте, подтягиваясь руками. Совершенство-
вать у детей ходьбу и бег в колонне по одно-
му. Закрепить умение подлезать под дугу бо-
ком, не касаясь руками пола.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на
музыкальное сопровождение.
11-12 (2
неделя
октября
2021 г.)
«Любопытство»
Основной режим – «полный круг». Формиро-
вать у детей сознательную установку на здо-
ровый образ жизни, используя здоровьесбе-
регающие технологии и нетрадиционные ме-
тоды, художественное слово. Продолжать по-
вышать функциональные возможности уров-
ня физической и двигательной подготовлен-
13-14 (3
неделя
октября
2021 г.)
11
ности у детей.
«Приключения
любопытных
прищепок»
Основной режим – «прыжково-ползатель-
ный». Укреплять мышц рук, ног, плечевого
пояса. Упражнять в ползании на четвереньках
в разных положениях, прыжки на двух ногах,
бег со сменой движения. Создать детям ра-
достное настроение.
15-16 (4
неделя
октября
2021 г.)
Горизонтальн
ый
пластический
балет
« С к а з к а
о
медоносных
п ч ё л к а х
и
цветочках» (с.
114)
«Появление
пчёлок»
Основной режим – «лежаче-ползательный».
Продолжать развивать разнообразные виды
движений детей. Закреплять умение действо-
вать совместно, в общем для всех темпе,
сохранять правильную осанку в разных поло-
жениях. Учить детей выполнять правила в по-
движных играх, развивать интерес к ним, вос-
питывать желание заниматься физкультурой.
17-18 (1
неделя
ноября
2021 г.)
« П ч ё л к и
и
цветочки»
Основной режим – «прыжковый». Учить
сохранять устойчивое равновесие при ходьбе
по уменьшенной площади опоры; упражнять
в подлезании под дугу, в прыжках с продви-
жением вперед.
Формировать у детей умение внимательно
слушать объяснения воспитателя.
Развивать чувство взаимовыручки, взаимопо-
мощи.
19-20 (2
неделя
ноября
2021 г.)
«Пчёлки
трудятся»
Основной режим – «прыжково-ходьбовый».
Продолжать знакомить детей с окружающим
миром; учить разгадывать загадки, развивать
физические качества. Закрепить умение де-
тей ходить по ребристой доске; упражнять в
прыжках на двух ногах; развивать ловкость,
ориентировку в пространстве, координацию
движений, творчество. Доставить детям чув-
ство радости.
21-22 (3
неделя
ноября
2021 г.)
« С к а з к а
о
медоносных
п ч ё л к а х
и
цветочках»
(вся
сказка)
Основной режим – «ходьбово-беговой». Со-
вершенствовать двигательные умения и на-
выки (в том числе умение легко ходить и бе-
гать).Упражнять детей в ходьбе и беге колон-
ной по одному, в беге врассыпную. Закреп-
лять умение действовать по сигналу воспита-
теля. Упражнять в прыжках с продвижением
вперед на правой и левой ноге. В ходьбе по
гимнастической скамейке.
23-24 (4
неделя
ноября
2021 г.)
«Бытовая
«Утро»
Основной режим – «ходьбово-прыжковый».
Продолжать укреплять здоровье детей. Учить
метанию прямой рукой вдаль сверху на рас-
стояние 4-5 м. Упражнять в умении ходить по
скамейке, сохраняя равновесие и пролезать
в вертикальный обруч прямо. Воспитывать
интерес к физкультуре. В игре научить ориен-
тироваться в пространстве, действуя по сигна-
25-26 (1
неделя
декабря
2021 г.)
12
техника»
«Как пылесос
Чистюля
порядок
наводил» (с.
124)
лу воспитателя.
«Начало
убор-
ки»
Основной режим – «ходьбово-прыжковый».
Упражнять детей в построении колонной,
ходьбе колонной за воспитателем между
кеглями, перешагивании через предметы,
прыжках на двух ногах с продвижением
вперёд; учить подпрыгивать, хлопать в ладо-
ши, убегать в соответствии со словами потеш-
ки; развивать двигательную активность де-
тей, интерес к физкультурной деятельности.
27-28 (2
неделя
декабря
2021 г.)
« П ы л е с о с
и
дети»
Основной режим – «стоячий». Учить детей
ходить по узкой рейке гимнастической ска-
мьи; упражнять в умении ходить по канату
боком с мешочком на голове; совершенство-
вать навыки ходьбы с колонны в разные сто-
роны по одному, затем соединяясь в пары;
закрепить навыки ходьбы по скамейке пере-
ступая через кубы (высота 30см.); формиро-
вать морально-волевые качества: внимание,
сосредоточенность, организованность.
29-30 (3
неделя
декабря
2021 г.)
«Как
п ы л е с о с
Чистюля
поря-
док
наводил»
(вся сказка)
Основной режим – «стоячий». Закрепить на-
вык равновесия в ходьбе по скамейке, выпол-
няя дополнительные задания. Упражнять в
подбрасывании и ловле мяча двумя руками.
Профилактика нарушения осанки. Повыше-
ние функциональных возможностей организ-
ма.
31-32 (4
неделя
декабря
2021 г.)
Наш детский
сад»
«Весёлые
скамейки» (с.
131)
«Подъём»
Основной режим – «стоячий». Учить прока-
тыванию мяча по скамейке; подбрасывать
мяч вверх и ловить его двумя руками. Упраж-
нять в лазании по гимнастической лестнице.
Развивать физические навыки
33-34 (2
неделя
января
2022 г.)
« С к а м е й к и
и
дети»
Основной режим – «стоячий». Совершен-
ствовать бег в колонне по одному, с высоким
подниманием колен. Закрепить у детей навы-
ки и умения, полученные на физкультурных
занятиях – перепрыгивания через «ручеек», с
приземлением на носочки. Ходьбе по ограни-
ченной площади по «камушкам» (мешочки с
песком), в метании «камушков» правой и ле-
вой рукой. Укреплять здоровье детей посред-
ством упражнений и основных движений с
использованием нестандартного оборудова-
ния.
35-36 (3
неделя
января
2022 г.)
«Весёлые дети»
Основной режим – «стоячий». Формировать
посредством движений пространственных
(лево – право, верх – низ) и энергетических
представлений (сильный – слабый, толстый –
тонкий);
Закрепить знания о здоровом образе жизни;
37-38 ( 4
неделя
января
2022 г.)
13
Коррекция эмоционального состояния детей.
«Весёлые ска-
мейки» (вся
сказка)
Основной режим – «стоячий». Формировать
потребность заботиться о своём здоровье, си-
стематически заниматься физкультурой; про-
должать учить детей держать равновесие, за-
крепить ранее изученные виды ходьбы, бега
и основные виды движений;
развивать двигательную активность, скорость
ловкость, гибкость силу; вызвать интерес, по-
ложительное отношение к физической
культуре;
39-40 (1
неделя
февраля
2022 г.)
Горизонтальн
ый
пластический
балет
«Тайны
космоса» (с.
142)
«Звёздное небо»
Основной режим – «стоячий». Способство-
вать удовлетворению потребности в движе-
нии. Обогащать двигательно-игровой опыт
детей. Формировать умение действовать с
мячом.
Развивать ловкость, внимание, быстроту.
Вызвать интерес к играм и упражнениям с
мячом, воспитывать организованность,
самостоятельность в двигательной деятель-
ности, настойчивость.
41-42 (2
неделя
февраля
2022 г.)
«Среди звёзд»
Основной режим – «лежачий». Учить детей
ползать по гимнастической доске на низких
четвереньках, подлезать под дугу не задевая
ее, сохранять равновесие при ходьбе по гим-
настической доске, развивать у детей лов-
кость, гибкость, чувство равновесия, способ-
ствовать развитию воображения, воспиты-
вать желание заниматься физкультурой.
43-44 (3
неделя
февраля
2022 г.)
«Вселенная»
Основной режим – «ползательный». Упраж-
нять в ползании на четвереньках по гимна-
стической скамейке, перешагивая предметы
(кубики); закрепить прыжки вверх из глубоко-
го приседа, мягко приземляясь; содейство-
вать развитию к импровизации и творчеству в
двигательной деятельности; выразительной
передачи движений, развивать импровизаци-
онные способности, быстроту и легкость ори-
ентировки в новых ситуациях.
45-46 (4
неделя
февраля
2022г.)
«Тайны космо-
са» (вся сказка)
Основной режим – «полный груг». Развивать
двигательную активность воспитанников; вос-
питывать привычку заниматься спортом; со-
действовать гармоничному развитию детей.
47-48 (1
неделя
марта
2022г.)
«За знаниями»
Основной режим – «стоячий». Формировать
у детей сознательную установку на здоровый
образ жизни, используя здоровьесберегаю-
49-50 (2
неделя
марта
14
«Первый раз
в первый
класс»
«Готовимся к
школе» (с.
152)
щие технологии и нетрадиционные методы,
художественное слово. Продолжать повы-
шать функциональные возможности уровня
физической и двигательной подготовленно-
сти у детей.
2022 г.)
«Трудности
учёбы»
Основной режим – «ходьбовый». Учить детей
ходьбе на носочках, с высоким подниманием
колен, Подбрасыванию мяча, ходьбе по гим-
настической скамейке, прыжкам и пролеза-
нием под обручами, бегу с подпрыгиванием
через обручи. Развивать навыки ловкости ,
быстроты и равновесия.
51-52 (3
неделя
марта
2022 г.)
«С друзьями»
Основной режим – «лежаче-ходьбовый».
Упражнять детей в ходьбе с высоким подни-
манием колен. Закрепить прыжки с продви-
жением вперед, упражнять в ползании на
четвереньках с опорой на колени и ладонь.
Воспитывать любовь к природе, вызвать эмо-
циональный отклик на музыку.
53-54 (4
неделя
марта
2022 г.)
« Го т о в и м с я
к
ш к о л е »
( в с я
сказка)
Основной режим – «лежаче-ходьбовый».
Учить детей расслабляться, снимать психоло-
гическое напряжение, контролировать свои
движения, развивать координацию, укреп-
лять и развивать мышцы шейного, грудного и
поясничного отдела спинного мозга; разви-
вать познавательный интерес; создание эмо-
ционально-положительного настроения ре-
бенка.
55-56 (5
неделя
марта
2022 г.)
«В мире
животных»
«Как зайцам
приснился
сон про
сладкую
морковку» (с.
159)
«Чуткий сон»
Основной режим – «прыжково-ходьбовый».
Продолжать учить детей при ходьбе согласо-
вывать движения рук и ног. Слушать сигнал
воспитателя, развивать чувство ритма, в
прыжках из обруча в обруч, прыгать ритмич-
но, делать хороший взмах руками, держать
осанку при ходьбе по канату, развивать лов-
кость.
57-58 (1
неделя
апреля
2022 г.)
«Про морковку»
Основной режим – «ходьбово-беговой». Раз-
вивать умение переходить от выполнения од-
них движений к выполнению других. Фор-
мировать элементарные умения самооргани-
зации в двигательной активности. Развивать
координацию движений. Содействовать раз-
витию пространственных ориентировок. Со-
здавать условия для развития ловкости, гиб-
кости, общей моторики. Закреплять навыки
ходьбы и бега; развивать внимание и наблю-
дательность.
59-60 (2
неделя
апреля
2022 г.)
15
«Ловкие зайцы»
Основной режим – «прыжково-ходьбовый».
Совершенствовать
умение
ходьбы
между
предметами; Тренировать в подлезании под
дугу;
Прививать
интерес
к
занятиям
физ-
культурой;
Разучить игру «Зайчики».
61-62 (3
неделя
2022 г.)
« К а к
з а й ц а м
приснился
сон
п р о
с л а д к у ю
морковку»
(вся
сказка)
Основной режим – «стоячий». Развивать гиб-
кость, пластику при выполнении общеразви-
вающих упражнениях;
Совершенствовать двигательные навыки
и физические качества; Развивать познава-
тельный интерес к своему здоровью; Продол-
жать формировать эмоционально положи-
тельное отношение и интерес к движениям.
63-64 (4
неделя
2022 г.)
Горизонтальн
ый
пластический
балет
«Профессии
настоящих
мужчин»
«Мужественн
ые моряки»
(с. 170)
«Утренний ту-
ман»
Основной режим – «стоячий». Доставить
детям удовольствие при выполнении
физических упражнений; развивать ловкость
и глазомер при катании мяча; закрепить
умение продвигаться по кругу; развивать
ловкость; повторить игровые упражнения с
бегом, прыжками и в равновесии; развивать
ловкость и глазомер в ловле и бросании
мяча.
65-66 (1
неделя
мая 2022
г.)
«Шторм»
Основной режим – «стоячий». Формировать
правильную осанку с помощью физических
упражнений;
закреплять умение удерживать равновесие
при ходьбе по гимнастической скамейке; со-
вершенствовать умение в прыжках с продви-
жением вперед;
воспитывать любовь к физическим упражне-
ниям, желание заботиться о своем здоровье.
67-68 (2
неделя
мая 2022
г.)
«Мужественные
моряки» (весь
балет)
Основной режим – «круговой». Выявить
функциональные возможности уровня физи-
ческой и двигательной подготовленности у
детей.
69-70 (3
неделя
мая 2022
г.)
Диагностика
«Забавные
физкультурники
» (с. 165)
Основной режим – «круговой». Продолжать
упражнять действовать по сигналу и в умении
перестраиваться;
продолжать упражнять детей в быстром беге,
действовать по сигналу;
совершенствовать физические качества; вос-
питывать интерес к физическим упражнени-
ям, желание играть вместе, самостоятель-
ность; способствовать профилактике плоско-
стопия, формированию правильной осанки.
Выявить функциональные возможности уров-
ня физической и двигательной подготовлен-
ности у детей.
71-72 (4
неделя
мая 2022
г.)
16
3.
Перечень пособий, необходимых для осуществления образовательного
процесса:
Программы, техноло-
гии
Методические пособия и ма-
териалы
Учебно-наглядные
пособия и материалы
Парциальная программа
Н.Н. Ефименко «Театр
физического воспитания
и оздоровления детей
дошкольного возраста»
ООП "От рождения до школы", под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Кома-
ровой, М. А. Васильевой;
Н.Н. Ефименко «Физкультурные
сказки»
Н.Н. Ефименко «Театрализация фи-
зического воспитания дошкольников
»;
Л. И. Пензулаева «Физическая
культура в детском саду»
Спортивный
инвентарь для проведения
игровых
упражнений
и
п о д в и ж н ы х
и г р .
Оборудование зала
1. Шведская стенка
2. Гимнастические ска-
мейки
3. Индивидуальные
коврики
4. Шапочки-маски
5. Приставные лесенки,
доски
6. Мячи резиновые
разных размеров
7. Мячи массажные
(мячи-«ёжики»)
8. Набивные (ортопеди-
ческие) мячи (вес 1 кг)
10. Гимнастические пал-
ки
11. Обручи
12. Обручи плоские
13. Мешочки с песком
14. Туннели для лазания
15. Кольцеброс
16. Канаты для перетяги-
вания
17. Дуги для подлезания
18. Цветные ленточки
19. Турник с канатом
20. Мягкие модули раз-
личных размеров.
21.Батут детский.
Вспомогательное обору-
дование
1. Музыкальный центр
2. СД-диски.
5.Оценочные материалы
Педагогическая диагностика
17
Физического развития детей дошкольного возраста
(методика Н.Н. Ефименко, И.А. Аршавского)
Обследование проводится 2 раза в год – в сентябре и мае. Проводится обследова-
ние в первую половину дня. Дети приглашаются небольшими группами в зависимости от воз -
раста и методики обследования. При обследовании важно соблюдать индивидуальный подход,
обращаться к ребенку только по имени, учитывать возрастные особенности детей.
Показатели развития физических качеств
Дата «______»_____________20___г.
Группа ______возраст___________
№
Ф.И. ребенка
Гибкость
Ловкость
Скоростносиловые
качества
(прыжки в длину с
места)
Функция равнове-
сия
IX
V
IX
V
IX
V
IX
V
1
2
С – сформировано;
СС – находится в стадии становления;
НС – не сформировано
Приложение 1
Методика обследования детей по физическому воспитанию.
Для правильной организации физического воспитания следует знать исходный уровень
физического развития детей, их функциональных возможностей, степень владения двигатель-
ными умениями и навыками, способность преднамеренно управлять работой различных частей
тела, а также уровень развития физических качеств.
Предлагаемый комплекс показателей оценивает в динамике состояние здоровья детей,
особенности их телосложения, двигательную подготовленность и работоспособность.
Состояние здоровья и физическое развитие определяется мед. персоналом. Обследо-
вание двигательной подготовленности и работоспособности проводится инструктором по
физической культуре.
Обследование проводится 2 раза в год – в сентябре и мае. Проводится обследование в
первую половину дня. Дети приглашаются небольшими группами в зависимости от возраста и
методики обследования. При обследовании важно соблюдать индивидуальный подход, об-
ращаться к ребенку только по имени, учитывать возрастные особенности детей. Младшие, за-
стенчивые дети нуждаются в большей заинтересованности, побуждении к выполнению задания.
В то же время и старших детей важно активизировать, поощрять, однако показывать приемы,
касающиеся техники исполнения не следует.
Обследование физической подготовленности проводит педагог дополнительного об-
разования по физической культуре 2 раза в год – в сентябре и мае, а 3 раз (в январе) – толь-
ко с детьми, у которых был выявлен низкий уровень развития физических качеств, основных
движений и мышечных групп.
18
Измерение функции статического равновесия.
(методики, предложенные психологами Н.О. Озерецким и Н. И. Гуревичем) Детям
предлагаются следующие задания:
Для детей 3-4-х лет: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги;
стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища, сохранять данную позицию
необходимо в течение 15сек с открытыми глазами. Смещение ног с первоначальной
позы, схождение с места, балансирование расценивается как минус.
Для детей 5 лет: и.п. то же, но стоять с закрытыми глазами, для детей этого возраста нор-
ма 20сек.
Методика обследования ловкости.
При обследовании ловкости использовались:
с детьми 4-х лет – челночный бег (данные Е.В.Вавиловой), с детьми 5-6 лет – полоса
препятствий (данныеЕ.С.Грядкиной, Н.А. Ноткиной).
Ловкость – это способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочета-
ниями, а также перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющим условиям.
Ловкость выявляется по времени выполнения челночного бега (с детьми 4 лет). Он включает бег
по прямой 10м с двумя поворотами ( общая дистанция 30м). Норма для тетей 4 лет составляет
14сек.
Для выявления ловкости у детей 5-6 лет используется полоса препятствий. Ребенок стоит
спиной к гимнастической скамейке, на сигнал «марш» - быстро поворачивается, встает на ска-
мейку и бежит до ее середины, где делает поворот на 360 градусов. Добегает до конца скамейки,
спрыгивает, берет мяч и бежит в обратном направлении по полу, подбрасывая мяч вверх, рассто-
яние = 5м. Добежав до пустой корзины, кладет мяч, и бежит в обратном направлении, обогнув
скамейку. Расстояние 5м делится на 5 отрезков по 1м, на каждом отрезке по прямой ставятся
предметы (6 кеглей). Ребенок быстро бежит, огибая кегли, снова делает поворот на 90 градусов,
встает на четвереньки с опорой на колени и кисти рук и быстро ползет по скамейке. Норма для
детей 5 лет – 21сек, для детей 6 лет – 18сек.
Методика обследования гибкости.
(Данные Л.Б. Лагутина)
Гибкость характеризует подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата. Дошколь-
ный возраст является сенситивным периодом развития гибкости. Особое значение для детей 3-
7 лет имеет подвижность позвоночника, подвижность в плечевом и тазобедренном суставах.
Гибкость измеряется амплитудой движений. Для измерения гибкости у детей 3-х лет ис-
пользую следующее задание: сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги
прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног располо-
жен кубик.
Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги долж-
ны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани куби-
ка, в которую ребенок упирался пальцами.
Для измерения гибкости у детей 4 -6 лет использую следующее задание: стоя на краю
скамейки, к которой прикреплена шкала с бегунком, ребенок наклоняется, надавливая кончика -
ми пальцев на бегунок, опуская его как можно ниже. Ноги в коленях не сгибать.
Показатели гибкости (см).
возраст
НС
СС
С
3 года
4 и ниже
5-10
11 и более
4 года
1 и ниже
2-3
4 и более
5 лет
3 и ниже
4-7
8 и более
19
Методика обследования прыжка в длину с места.
(разработанная НИИ лаборатории физического воспитания г. Москвы
под руководством И.А. Аршавского)
Обследование прыжков с места проводится с целью выявления скоростно0силовых качеств.
Результаты прыжков служат также показателями прыгучести, отражает состояние общей коор -
динированности движений и развития мышц ног. По количественным и качественным показате -
лям прыжков можно судить о степени сформированности самого движения у детей разных
групп.
Для этого может быть использована ковровая дорожка, перевернутая ворсом вниз. На расстоя-
нии 30 – 35см от одного конца ее мелом наносится линии, от которой дети должны прыгать.
Обследование проводят два человека. Один объясняет задание, следит за тем, как дети зани-
мают и.п., дает сигнал или команду для начала выполнения задания («Можно прыгать»), замеря-
ет длину прыжка. Второй ведет запись количественных показателей прыжков в специально под-
готовленном протоколе.
На обследование вызываются дети небольшими подгруппами. Дети выполняют прыжок по
очереди. Каждый ребенок выполняет три прыжка без интервалов. Детям младшего дошколь-
ного возраста перед началом прыжков необходимо показать, как выполнять движения. Делать
это целесообразно одновременно для всей группы детей, а затем вызывать для обследования
нескольких человек. Первым для обследования следует брать более активного ребенка. Для
младших дошкольников это особенно важно, так как хорошее, энергичное выполнение прыжка
первым ребенком в значительной мере служит примером для других. Детей, более робких побу-
ждает малышей смелее проделывать прыжки.
Один из обследуемых, обращаясь к детям, говорит: «А теперь Вова идет прыгать. Подойди,
Вова, к линии поближе, ноги поставь посвободнее и прыгни подальше – вот за эту линию». Вы-
полнив прыжок, ребенок отходит вперед и готовится к новому прыжку. За это время один обсле-
дующий замеряет длину прыжка, сообщая данные второму обследующему. Для малышей
важно отношение взрослых, после первой попытки можно подбодрить ребенка («Хорошо, Вова,
прыгнул, а теперь постарайся прыгнуть еще дальше»). При этом показать примерное место,
несколько дальше первого прыжка.
Затем ребенок прыгает третий раз.
Дети среднего и старшего возраста более самостоятельны, они лучше владеют движениями.
Поэтому после объяснения задания и первого прыжка обследующий в зависимости от качества
прыжка оценивает его, стимулирует ребенка прыгнуть еще дальше, отмечает, какие допущены
недостатки, так и хорошее выполнение прыжка, подбадривает ребенка, предлагает прыгнуть
еще дальше, еще лучше.
Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пят-
ки с точностью до 1 см. для измерения пользуются металлической рулеткой. В протокол заносят
результаты всех трех попыток, в обработку берется лучший результат.
Показатели прыжка в длину с места (см).
возраст
НС
СС
С
3 года
10 - 25
26 – 49
50 и выше
4 года
20 - 35
36 – 69
70 и выше
5 лет
30 – 40
41 - 79
80 и выше
20