Автор: Камахина Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС № 167
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Влияние развитие мелкой моторики на развитие речи
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей"
Раздел: дошкольное образование
Влияние развитие мелкой
моторики на развитие речи
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
На
развитие
мозга
особое
влияние
имеет
движение
кистей
рук,
в
особенности
движения
пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще во IIвеке до н.э. В
разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием
мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными
шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал
Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и
пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить
произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные
ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания.
Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего
возраста. И Дом советов предлагает некоторые упражнения, а также расскажем в каком возрасте
необходимо их проводить.
Развитие мелкой моторики у детей от 2-х месяцев до 1 года.
Развитие мелкой моторики у детейнеобходимо начинать с грудного возраста. Именно в этом
возрасте движения пальцев рук является единственным показателем развития, который можно
объективно оценить. Специалисты рекомендуют начинать занятия по развитию мелкой моторики
рук с 2-х месяцев, в этом возрасте у ребенка уже появляется способность удерживать в руке
погремушку.
Все движения должны быть очень мягкими, плавными и нежными. Ни в коем случае не надо
применять силу. Все упражнения должны проходить в игровой форме и занимать минуты 2-4, тогда
ребенку не надоест. И не забываем улыбаться малышу. В этом случае ребенок будет заниматься с
вами с большим удовольствием.
Упражнения для мелкой моторики с 2-х месяцев:
— потягивать пальчики малыша;
— производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;
— вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала (тканевые, из
латекса, мохнатые), а малыш должен эти шарики захватить и удерживать. Диаметр шарика 3-4 см.
Упражнения для мелкой моторики в 4-5 месяцев:
— берем шарики большего диаметра, вкладываем их в ладошки малыша и держим руки ребенка в
своих руках, зажимаем мячик и крутим его.
Упражнения для мелкой моторики в 5-6 месяцев:
— упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, ладоней и пальцев – поднимаем по очереди
каждую ручку ребенка и поглаживаем его головку вперед-назад;
— массаж пальчиков – разминаем нежно каждый пальчик. Упражнение проводить каждый день в
течение 2-3 минут.
Упражнения для мелкой моторики в 6-8 месяцев:
—
выполняем
ранее
изученные
упражнения
и
добавляем
покатывание
шарика
в
ладошках,
например грецкого ореха.
Упражнения для мелкой моторики в 8-10 месяцев:
В
этом
возрасте
с
ребенком
уже
следует
играть
в
игры
нашего
народного
творчества
–
«Сорока-белобока»,
«Ладушки»,
«Коза
рогатая». Эти игры имеют большое значение для ребенка: во-первых,
вовлекаются все пальчики, во-вторых, тренируется память, ребенок
очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним каждый день, в-третьих, игра
«Сорока-белобока» еще и стимулирует работу кишечника (ладонь – это проекция кишечника), если
производить круговые движения по ладони по часовой стрелке. Очень хорошо в этом возрасте
игрушки-пищалки. Ребенок сдавливает игрушку и появляется звук, деткам это очень нравится.
Упражнения для мелкой моторики в 10-12 месяцев:
В этом возрасте уже ребенку можно предлагать разбирать и собирать пирамидку. Не надо сразу
требовать от ребенка разбора по размерам и цветам, это уже будет следующим этапом развития.
Как правило, в 10-12 месяцев ребенок уже начинает требовать самостоятельно держать ложку,
бутылочку – разрешите ему это, лучше потом одежку постираете и помоете все вокруг. К годику
детки уже проявляют интерес к рисованию. Очень хорошо использовать пальчиковые краски. Не
стоит переживать за испачканную одежду или запачкаетесь сами – это нужно для дела, можете
рисовать хоть на себе – все легко смывается и отстируется с помощью воды и мыла. А ребенок от
этой игры будет просто в восторге. Также в этом возрасте ребенок уже способен повторять
действия взрослых – подносить телефон к уху, разговаривать по телефону, толкать или катать
игрушки и т.д.
Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет.
В
1
год
ребенок
уже
управляет
своими
движениями.
Ребенок
спокойно
удерживает
игрушки
в
руках
(как
в
ладошках,
так
и
пальцами), вертит ими, бросает, сталкивает их, открывает и разбирает
коробки,
засовывает
один
предмет
в
другой.
И
для
того,
чтобы
движения
рук
становились
более
совершенными,
необходимо
развиваться
и
далее.
С
этого
возраста можно давать деткам сортеры, здесь ребенок уже изучает форму предмета. Ребенку
следует также давать игрушки из различного материала – пузырьки, камешки, полиэтилен, мягкие
игрушки, крупа, деревянные и резиновые игрушки и т.д. Только всем этим ребенок должен играть
под строгим наблюдением родителей. Даже на секунду нельзя отворачиваться, ребенок может
засунуть что-то в рот или в нос.
После
года
ребенку
уже
можно
давать
задания
посложнее
–
нанизывание,
шнурование,
застегивание пуговиц. Можно создать все эти игрушки самостоятельно, а можно приобрести в
специализированных магазинах. Например, очень хорошая игра для развития мелкой моторики
нанизывание мелких предметов на шнурок, где в предметах заранее сделаны отверстия, так,
помимо моторики, еще изучаете и форму и цвета предметов. Также есть, например, вот такой
ботинок, который сочетает в себе функцию шнурования, застегивания и расстегивания пуговицы,
липучка и другое. Таких игрушек великое множество.
Очень полезное занятие для пальчиков – это доставание игрушек из бассейна с крупой. В
качестве бассейна может послужить любая неглубокая кастрюлька, мисочка, в которую насыпают
горох, фасоль или перловку. А на дно бассейна кладутся небольшие игрушки, а детки их должны
найти. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и заодно массажирует ручки ребенка.
По прежнему актуальны «Сорока-белобока» и другие игры на загибание-разгибание пальчиков.
С ребенком где-то с 2,5 лет уже можно выполнять упражнения с объяснением задания, все
показывать на себе. Например:
«Очки» — рассказываем стишок «Бабушка очки одела и внучонка разглядела». Формируем с
помощью пальцев колечко и подносим к глазам.
«Стул» — одну ладонь держим вертикально пальцами вверх, вторую руку сжимаем в кулачок и
приставляем к ладони, большим пальцем к себе. Приговариваем стишок «Спинка, ножки и сиденье
– вот вам стул на удивленье». Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, на счет
раз можно менять руки. По такому же принципу можно сделать «стол» — кулачок и сверху
ладошка.
Выполняя различные упражнения, ваш ребенок достигнет хорошего развития мелкой моторики
рук. Само развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка и подготавливает его к
рисованию и письму. Благодаря упражнениям, исчезает скованность в движениях, приобретается
подвижность и гибкость.
Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.
В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только
увеличиваем время игры до 10 минут. Массаж пальчиков детки уже могут
выполнить
самостоятельно
–
потереть
пальчики,
сгибать-разгибать
пальчики вместе и каждый по отдельности. А потом уже можно приступать
к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. Здесь уже более сложные упражнения
и выполнять их можно тоже под стишки. Например:
—
пальчиками
одной
руки
«здороваться»
с
пальчиками
другой
руки
–
можно
похлопывать
кончиками пальцев, если получится, можно цепляться кончиками пальцев. Стишок: «Здравствуй,
солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький
дубок! Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую!
»
— упражнение на разгибание пальчиков, только начинать с мизинца. Для такого упражнения тоже
есть стишок:
Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет: Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный, не желает слушать.
Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.
Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!
(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко»
прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).
— упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить.
Потом такое же упражнение для другой руки
— сцепливать пальчики левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с
указательным и т.д.
Помимо
пальчиковых
игр,
следует
занимать
ребенка
и
предметными
играми
–
мозаикой,
сортировкой
мозаики
или
крупы,
нанизывание
игрушек
(бусин)
на
шнурок,
застёгивание-
растёгивание пуговиц, шнуровка, играть с конструктором и т.д.
Развитие ребенка 5-6 лет
Возраст 5-6 лет – это уже возраст подготовки детей к школе. В этом разделе рассмотрим развитие
графических навыков у детей. Но для начала необходимо, чтобы ребенок ориентировался в
тетради. Поэтому альбомы для рисования и обычные листы убираем в сторону и начинаем
проводить занятия в тетради в клетку. Сначала изучаем верхний и нижний, правый и левый углы,
центр страницы. Фломастер или карандаш постепенно заменяем на ручку. Цель занятий – научить
ребенка ориентироваться в тетрадях в клетку, рисовать прямые и косые линии, различные фигуры
по точкам и без них. Взрослый ставит точки, а ребенок должен научиться их ровно соединять, по
такому же принципу рисуем квадрат по точкам, потом ребенок учится рисовать этот же квадрат,
только уже без точек. А в дальнейшем – нарисовать квадрат, но уже не отрывая руки от тетради.
Сначала ребенок учится всему этому вместе с вами по образцу. Далее доведите эти задания до
рисования под диктовку.
В конце хочется сказать, что если вы обнаружили у своего ребенка некое отставание в развитии,
чем указано в статье, это не повод огорчаться и расстраиваться! Если проводить вышеописанные
упражнения регулярно, а именно каждый день, то они помогут в развитии мелкой моторики и
речи.
Ну а Дом советов желает терпения и удачи в занятиях с детьми. Следующей нашей темой будет
развитие речи с помощью проведения упражнений артикуляционной гимнастики.