Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей"


Автор: Камахина Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС № 167
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Влияние развитие мелкой моторики на развитие речи
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние развитие мелкой

моторики на развитие речи

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев

В. А. Сухомлинский

На

развитие

мозга

особое

влияние

имеет

движение

кистей

рук,

в

особенности

движения

пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще во IIвеке до н.э. В

разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием

мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными

шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал

Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и

пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Мелкая моторика способна улучшить

произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные

ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания.

Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего

возраста. И Дом советов предлагает некоторые упражнения, а также расскажем в каком возрасте

необходимо их проводить.

Развитие мелкой моторики у детей от 2-х месяцев до 1 года.

Развитие мелкой моторики у детейнеобходимо начинать с грудного возраста. Именно в этом

возрасте движения пальцев рук является единственным показателем развития, который можно

объективно оценить. Специалисты рекомендуют начинать занятия по развитию мелкой моторики

рук с 2-х месяцев, в этом возрасте у ребенка уже появляется способность удерживать в руке

погремушку.

Все движения должны быть очень мягкими, плавными и нежными. Ни в коем случае не надо

применять силу. Все упражнения должны проходить в игровой форме и занимать минуты 2-4, тогда

ребенку не надоест. И не забываем улыбаться малышу. В этом случае ребенок будет заниматься с

вами с большим удовольствием.

Упражнения для мелкой моторики с 2-х месяцев:

— потягивать пальчики малыша;

— производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;

— вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала (тканевые, из

латекса, мохнатые), а малыш должен эти шарики захватить и удерживать. Диаметр шарика 3-4 см.

Упражнения для мелкой моторики в 4-5 месяцев:

— берем шарики большего диаметра, вкладываем их в ладошки малыша и держим руки ребенка в

своих руках, зажимаем мячик и крутим его.

Упражнения для мелкой моторики в 5-6 месяцев:

— упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, ладоней и пальцев – поднимаем по очереди

каждую ручку ребенка и поглаживаем его головку вперед-назад;

— массаж пальчиков – разминаем нежно каждый пальчик. Упражнение проводить каждый день в

течение 2-3 минут.

Упражнения для мелкой моторики в 6-8 месяцев:

выполняем

ранее

изученные

упражнения

и

добавляем

покатывание

шарика

в

ладошках,

например грецкого ореха.

Упражнения для мелкой моторики в 8-10 месяцев:

В

этом

возрасте

с

ребенком

уже

следует

играть

в

игры

нашего

народного

творчества

«Сорока-белобока»,

«Ладушки»,

«Коза

рогатая». Эти игры имеют большое значение для ребенка: во-первых,

вовлекаются все пальчики, во-вторых, тренируется память, ребенок

очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним каждый день, в-третьих, игра

«Сорока-белобока» еще и стимулирует работу кишечника (ладонь – это проекция кишечника), если

производить круговые движения по ладони по часовой стрелке. Очень хорошо в этом возрасте

игрушки-пищалки. Ребенок сдавливает игрушку и появляется звук, деткам это очень нравится.

Упражнения для мелкой моторики в 10-12 месяцев:

В этом возрасте уже ребенку можно предлагать разбирать и собирать пирамидку. Не надо сразу

требовать от ребенка разбора по размерам и цветам, это уже будет следующим этапом развития.

Как правило, в 10-12 месяцев ребенок уже начинает требовать самостоятельно держать ложку,

бутылочку – разрешите ему это, лучше потом одежку постираете и помоете все вокруг. К годику

детки уже проявляют интерес к рисованию. Очень хорошо использовать пальчиковые краски. Не

стоит переживать за испачканную одежду или запачкаетесь сами – это нужно для дела, можете

рисовать хоть на себе – все легко смывается и отстируется с помощью воды и мыла. А ребенок от

этой игры будет просто в восторге. Также в этом возрасте ребенок уже способен повторять

действия взрослых – подносить телефон к уху, разговаривать по телефону, толкать или катать

игрушки и т.д.

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет.

В

1

год

ребенок

уже

управляет

своими

движениями.

Ребенок

спокойно

удерживает

игрушки

в

руках

(как

в

ладошках,

так

и

пальцами), вертит ими, бросает, сталкивает их, открывает и разбирает

коробки,

засовывает

один

предмет

в

другой.

И

для

того,

чтобы

движения

рук

становились

более

совершенными,

необходимо

развиваться

и

далее.

С

этого

возраста можно давать деткам сортеры, здесь ребенок уже изучает форму предмета. Ребенку

следует также давать игрушки из различного материала – пузырьки, камешки, полиэтилен, мягкие

игрушки, крупа, деревянные и резиновые игрушки и т.д. Только всем этим ребенок должен играть

под строгим наблюдением родителей. Даже на секунду нельзя отворачиваться, ребенок может

засунуть что-то в рот или в нос.

После

года

ребенку

уже

можно

давать

задания

посложнее

нанизывание,

шнурование,

застегивание пуговиц. Можно создать все эти игрушки самостоятельно, а можно приобрести в

специализированных магазинах. Например, очень хорошая игра для развития мелкой моторики

нанизывание мелких предметов на шнурок, где в предметах заранее сделаны отверстия, так,

помимо моторики, еще изучаете и форму и цвета предметов. Также есть, например, вот такой

ботинок, который сочетает в себе функцию шнурования, застегивания и расстегивания пуговицы,

липучка и другое. Таких игрушек великое множество.

Очень полезное занятие для пальчиков – это доставание игрушек из бассейна с крупой. В

качестве бассейна может послужить любая неглубокая кастрюлька, мисочка, в которую насыпают

горох, фасоль или перловку. А на дно бассейна кладутся небольшие игрушки, а детки их должны

найти. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и заодно массажирует ручки ребенка.

По прежнему актуальны «Сорока-белобока» и другие игры на загибание-разгибание пальчиков.

С ребенком где-то с 2,5 лет уже можно выполнять упражнения с объяснением задания, все

показывать на себе. Например:

«Очки» — рассказываем стишок «Бабушка очки одела и внучонка разглядела». Формируем с

помощью пальцев колечко и подносим к глазам.

«Стул» — одну ладонь держим вертикально пальцами вверх, вторую руку сжимаем в кулачок и

приставляем к ладони, большим пальцем к себе. Приговариваем стишок «Спинка, ножки и сиденье

– вот вам стул на удивленье». Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, на счет

раз можно менять руки. По такому же принципу можно сделать «стол» — кулачок и сверху

ладошка.

Выполняя различные упражнения, ваш ребенок достигнет хорошего развития мелкой моторики

рук. Само развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка и подготавливает его к

рисованию и письму. Благодаря упражнениям, исчезает скованность в движениях, приобретается

подвижность и гибкость.

Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.

В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только

увеличиваем время игры до 10 минут. Массаж пальчиков детки уже могут

выполнить

самостоятельно

потереть

пальчики,

сгибать-разгибать

пальчики вместе и каждый по отдельности. А потом уже можно приступать

к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. Здесь уже более сложные упражнения

и выполнять их можно тоже под стишки. Например:

пальчиками

одной

руки

«здороваться»

с

пальчиками

другой

руки

можно

похлопывать

кончиками пальцев, если получится, можно цепляться кончиками пальцев. Стишок: «Здравствуй,

солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький

дубок! Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую!

»

— упражнение на разгибание пальчиков, только начинать с мизинца. Для такого упражнения тоже

есть стишок:

Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет: Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный, не желает слушать.

Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.

Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!

(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко»

прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).

— упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить.

Потом такое же упражнение для другой руки

— сцепливать пальчики левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с

указательным и т.д.

Помимо

пальчиковых

игр,

следует

занимать

ребенка

и

предметными

играми

мозаикой,

сортировкой

мозаики

или

крупы,

нанизывание

игрушек

(бусин)

на

шнурок,

застёгивание-

растёгивание пуговиц, шнуровка, играть с конструктором и т.д.

Развитие ребенка 5-6 лет

Возраст 5-6 лет – это уже возраст подготовки детей к школе. В этом разделе рассмотрим развитие

графических навыков у детей. Но для начала необходимо, чтобы ребенок ориентировался в

тетради. Поэтому альбомы для рисования и обычные листы убираем в сторону и начинаем

проводить занятия в тетради в клетку. Сначала изучаем верхний и нижний, правый и левый углы,

центр страницы. Фломастер или карандаш постепенно заменяем на ручку. Цель занятий – научить

ребенка ориентироваться в тетрадях в клетку, рисовать прямые и косые линии, различные фигуры

по точкам и без них. Взрослый ставит точки, а ребенок должен научиться их ровно соединять, по

такому же принципу рисуем квадрат по точкам, потом ребенок учится рисовать этот же квадрат,

только уже без точек. А в дальнейшем – нарисовать квадрат, но уже не отрывая руки от тетради.

Сначала ребенок учится всему этому вместе с вами по образцу. Далее доведите эти задания до

рисования под диктовку.

В конце хочется сказать, что если вы обнаружили у своего ребенка некое отставание в развитии,

чем указано в статье, это не повод огорчаться и расстраиваться! Если проводить вышеописанные

упражнения регулярно, а именно каждый день, то они помогут в развитии мелкой моторики и

речи.

Ну а Дом советов желает терпения и удачи в занятиях с детьми. Следующей нашей темой будет

развитие речи с помощью проведения упражнений артикуляционной гимнастики.



В раздел образования




Яндекс.Метрика